Первые исторические сведения о человеке. Предания Израиля

Первое появление человека на земле есть историческое начало человечества, с тех пор он живёт и действует: с тех пор уже оно имеет историю.

Общий ход этой истории нам известен по данным наречий, вер и племён; но подробности её и последовательность останутся навсегда неопределёнными за недостатком современных повествователей. Первый период жизни человеческой, воссозданный разумом, а не рассказанный преданием, называем мы доисторическим.

Собственно же исторический период начинается с первой повестью о жизни и судьбе отдельных народов.

Бо́льшая часть племён человеческих молчит, и только весьма немногие оставили нам рассказ о своих ранних судьбах. Эти немногие содержат в себе начало определительного знания и света. В их лучах живут и движутся для нас другие народы, более или менее освещённые по мере своего большего или меньшего расстояния от лучезарных средоточий.

Самый тесный, но зато и самый древний световой круг принадлежит семье Израиля. Её сказаниями начинается история.

Крохоборная и щепетильная критика нашего времени объявила спор против древности книг, приписанных преданием законодателю народа еврейского. Бесполезно бы было разбирать, какими тайными страстями руководились германские учёные, и до какой степени нападение их объясняется и оправдывается направлением, данным протестантству его первыми основателями. Нет, и быть не может неоспоримого свидетельства для грубого формализма, утратившего чувство внутренней истины человеческой, а такова учёность всего современного Запада; но для беспристрастного и просвещённого взгляда признаки несомненной древности книг Моисеевых ясны и неоспоримы. Определение века, в котором они писаны, выходит из их сравнения с другими памятниками письменности еврейской. Так, например, они содержатся уже как существующий и всему народу известный устав веры и жизни в книгах царей, а достаточно трёх свидетельств (Цар.8:8; 2Цар.13:23; 14:27), чтобы убедиться в древности сказания о царях Израиля. Ещё древнее книги Самуила. Смешно разбирать в них число халдеизмов, отыскивать в них новые обороты слова и новые слова, указывающие на поздние века, и на изменение чисто-еврейской речи. Во-первых, сами Евреи разделялись на несколько наречий (это известно из свидетельств о колене ефраимовом)1, и многие разницы в языке писания могут относиться к разнице частных наречий, по месту рождения или образования писателей. Во-вторых, чем древнее памятник (если это памятник живого закона и живых преданий), тем вероятнее найдутся в нём совершенно новые слова. Язык живёт и изменяется. Нет нужды переменять речь, недавно записанную и, следовательно, ещё понятную; но есть явная необходимость заменять выражениями новыми слова глубокой древности, утратившие смысл свой и право гражданства. Такова причина пересмотра священных книг в России. Таково же вероятное объяснение многих халдеизмов в Пятикнижии, замеченных микроскопом учёности. Бедная учёность! Она вооружила глаз свой стёклами и трубами и забыла, что, хотя микроскоп видит целую гору в песчинке, и телескоп приближает всё далёкое и невидимое, один только невооружённый глаз человеческий может обнять вдруг небо и землю, и великолепное согласие Божьего Мира. В книгах Самуила дышит истина старины; в них слышно биение сердца, под которое нельзя подделаться. Вся история народа еврейского, все его надежды обвились около дома давидова. Давид и Соломон окружили себя лучами величия, перед которыми исчезают все остальные предания Израиля, перед которыми благоговел и благоговеет мир восточный. Ещё прежде, чем Коран и его поклонники распространили славу двух царей колена Иудова, уже ходили поэтические сказки про чудеса иерусалимского храма, про его основателя и про вдохновенного вождя, положившего начало святому Сиону. Книги Самуила, грустный переход от богоправления к человеческой государственности, полны скорбных воспоминаний, а не великих надежд на будущее. Пусть будет это подделка жрецов или пророков, жалеющих об утраченной власти; но то, чего подделать нельзя, чего придумать было нельзя, это глубокая горесть Самуила, это человеческое чувство любви, которое привязывает седовласого пророка к цветущей юности, к богатырской силе, ко всей наружной красоте Саула2. Исполняя ли высшие веления, повинуясь ли расчётам глубокого разума, Самуил призывает на царство молодого Давида. Но Давид, это лицо, может быть, самое поэтическое и прекрасное во всех сказаниях человеческих, навсегда остался чужим для старого Самуила. Сердце пророка было с Саулом, и короткий рассказ об этой любви, короткие слова глубокого огорчения, содержат в себе свидетельство неподдельной древности, понятное для всех людей, кроме учёных. А книги Самуила полны отзвука Пятикнижия3. Здравая критика могла бы проследить эти признаки древности ещё далее и до самых времён Навина; но начало писаной истории у Евреев уже явно относится к первым векам богоправления израильского и становится, бесспорно, древнейшим памятником исторической письменности.

* * *

1

«О колене Ефраимовом». Суд.12:6.

2

«Любовь Самуила к Саулу»: вероятно. 1Цар.16:35.

3

«Книги Самуила (по 70-ти 1 и 2 Царств) полны отзвуков Пятикнижия».

Что хотел сказать этим автор – неясно... Может быть то же, что говорит, например, Nöldecke, Attest. Litt. 50. Sie (эти книги) schildern uns das. Hebr. Volk noch völlig in s. alten. art... Die theokr. Standpunkt tritt nicht einmal bei der letzten Bearbeitung stark hervor. Bunsen: Bibel-Werk, 499 стр. V т., говорит: Jene Rede (Sam. 1:12) erinnert ganz an die Reden im Deuteronom.

Комментарии для сайта Cackle