Религиозное состояние Эллады. Философские школы

Эллада прожила все степени человеческого развития; она, наконец, признала, что все они находятся в прямой зависимости от начала разумного. Начало разумное, отыскивая свою внутреннюю основу, остановилось на незыблемой крепости логического знания. Аристотель, ум твёрдый, ясный и воздержный, положил крайние пределы и неизменные правила философского мышления, отстранив от него всё личное и произвольное, все гадания поэтической фантазии, которые великий Платон, несмотря на своё неоспоримое диалектическое превосходство, принимал ещё в область философии и обращал в полурелигиозный синтез. Мир эллинский не покорился вполне Аристотелю; но, приняв от него строгий урок, он уже более не мог довольствоваться ни одним из прежних выводов своего умственного развития. Возникло множество философских сект, или совершенно новых, или старых, переродившихся под влиянием нового учения; но все стремились к одной недостижимой цели: к примирению всеразлагающего анализа с внутренними требованиями духа человеческого, стремящегося к истине несомненной и не разлагаемой.

Древние софисты уже поняли силу и необходимость анализа; но их частные и бессильные попытки обратились в бесплодную игру. Они исчезли перед сократовской школой в её окончательном развитии, давшем наукообразную строгость и всеобъёмность началу, ими темно угаданному.

Весь мир Эллады разделился на философские учения; но все они, несмотря на своё разнообразие, вели к скепсису, т. е. к неисцельному сомнению, несмотря на временные прихотливые утверждения или на верования, которыми каждая секта хотела себя оградить от безутешного признания в собственном бессилии и которым ни одна действительно не верила вполне. Коренное безверие лежало в основании всех учений, и от этого самого каждое из них старалось создать себе новую веру, на которой оно могло бы успокоиться. Не находя её в мире знания, оно переносило её в мир воли и нравственно-практических начал. Гордый стоик созидал себе буддистский идеализм и призрак отрицательного добра, которым поклонялся с каким-то произвольным восторгом; более кроткий и человеколюбивый эпикуреец искал богоподобной радости в гармоническом наслаждении миром и в сообщении этого наслаждение другим людям. Платонизм, созданный в своём начале влиянием востока, возвращался бессознательно к своему источнику, даже в географическом отношении, и старался привиться к положительным преданиям, сохранённым в народах первобытных или в областях древнего просвещения, избегая посредством диалектических тонкостей неизбежных требований Аристотелевой логической философии.

Школа Шеллинга в наш век повторяет тот же факт в отношении к философии гегелевой.

Таким образом, создался нео-платонизм, прихотливое сочетание философии и религии, произвольно принимающее первобытное духовное начало, но развивающее его по законам внутренней необходимости, олицетворяющее развитие мысли в виде божественных излияний или эонов и в то же время явно не удовлетворяющее ни требованиям веры, ни требованиям разума. Несмотря на духовное движение, полученное древней Элладой от духовного мира иранского, все секты или учения философские очевидно подчинялись кушитскому началу необходимости логической, принимали всё сущее за необходимо-сущее и в то же время обращали всё сущее в призрак, лишённый всякого внутреннего основания. Век Августа был веком полного безверия.

Комментарии для сайта Cackle