Падение Иудеи

Время последних Кесарей было временем окончательного падения Иудеи. Пленение вавилонское составило великий перелом в летописи народа еврейского. Прекратив его политическую самобытность и деятельность, оно уничтожило для него всю важность времени настоящего и сосредоточило все его надежды в будущем. Весь народ стал ждать Мессию, ожидание одних только духовных учителей (пророков) в прежнее время. Иудея, отказавшись от полной государственной независимости, покорялась всякой власти, преобладающей в областях соседних; но в ней не иссякла сила внутренней жизни. Когда эллинская образованность посягнула на внутреннее святилище народа иудейского, он восстал за своё древнее учение, за свою надежду. Маккавеи завещали истории геройское имя и геройские подвиги; народу своему дали они независимость почти полную, утверждённую впоследствии взаимной враждой двух соседних почти равносильных держав, Селевкидов и Птоломеев, т. е. эллинизованной Сирии и эллинизованного Египта. Отстояв учение и надежды своих братий, Маккавеи купили кровью своей возможность будущего Мессии. Внутренние раздоры разрушили силу Иудеи. Её независимость не могла устоять перед железной властью миродержавного Рима. Евреи покорились, сохранив только свой закон и тень независимости, но подчинив область свою верховному правлению, сперва республики, потом империи и приняв иноплеменного царя, Идумейца Ирода, едва связанного с ними дальним кровным родством. За всем тем торговый дух, счастливое положение на пути караванов, расчётливая бережливость и некоторая чистота нравов увеличивали со дня на день богатство народа. Его столица и особенно храм удивляли путешественников своим величием, его колонии распространялись во все стороны и пользовались огромными правами в Египте, его число возрастало быстро и могло составить стотысячные ополчения. С усилением вещественным возрастали его надежды; но эти надежды были так же вещественны и стремились к государственной власти, к тесно-народному торжеству. Ожидание Мессии подкреплялись тёмными догадками о летосчислении пророков; желание обращалось в нетерпение. Многие обманщики или люди, обманутые собственным духом воинственным и властолюбивым, выдавали себя за обещанного Освободителя и увлекали за собой толпы последователей. Вещественные надежды не были исполнены Иисусом, и Иудея отвергла его; но прежнее нетерпение было подстрекаемо успехом его учеников. Завистливая гордость разжигала народные страсти. Отвержение Мессии духовного вызывало более и более явление воинственно-торжествующего Мессии. Таким образом, христианство сделалось косвенной причиной падения Иудеи. Беспрестанно восставали новые вожди, называющие себя или мессиями или его предтечами; беспрестанно вспыхивали бунты, подавляемые не без труда; беспрестанно власть римская была или оскорбляема или вполне отвергаема в Иерусалиме. Гордое ослепление народа вызвало, наконец, римскую грозу. После незначительных и кратковременных побед Евреи были стеснены легионами в городах своих, наконец, в своей столице. Войну начал Веспасиан, продолжал Тит, когда Веспасиан, решившись исторгнуть империю из рук недостойного Вителлия, переправился в Италию и взошёл на престол кесарей. Борьба продолжалась несколько лет. Два императора, славные в летописях мира (Веспасиан и Тит), многочисленные легионы и ежедневные кровавые битвы едва могли сокрушить упорную защиту Евреев. Едва ли были в истории бедcтвия, подобные осаде Иерусалима; не было, по мнению самих Римлян, ни одного народа из побеждённых Римом, который бы так мужественно защищал свою свободу329. Погибающий Израиль не посрамил своей прежней славы и двадцативековой истории. Наконец, Иерусалим пал. Кроткий Тит не мог спасти ни города, некогда столь многолюдного, ни величественного храма, гремевшего красотой своей во всей империи. Свершилась судьба одной из великих семей человечества. Её политическое существование кончилось при Веспасиане, так же как духовное кончилось при Тиверии, когда она отвергла значение всечеловеческое и избрала значение тесно-народное. Иудея была обращена в провинцию, жители её проданы в рабство или рассеяны по всей римской области. Не раз ещё восставали они с неистовым мужеством, не раз ещё боролись против неотразимой силы своих победителей; но все и эти кровавые возмущения, в одном из которых погибло до трёхсот тысяч Эллинов и Римлян, в Африке и на островах Средиземного моря, оставались бесплодными. Они только показывали невероятную энергию, скрывавшуюся в народе еврейском, но уже не могли воссоздать погибшего народа или возвратить ему навек утраченную отчизну. Израиль, долговременный хранитель древнеиранского учения, весь перешёл по своему значению в общину христианскую.

* * *

329

Obstinatio viris feminisque par; ас, si transferee sedis cogerentur, major vitae metus quam mortis (Tac., Hist. V.).

Комментарии для сайта Cackle