Источник

Персия. Манихейство. Хозрой и Ираклий

Персия и Византия должны были первые почувствовать силу ислама и отразить его воинственный напор; но ни та, ни другая не были способны к великим напряжениям, Персия ещё менее Византии. Древнее учение Ирана не умирало в области индо-персидской с самой реформы Зердушта; оно пережило державу Кеанидов и Гистаспидов; оно уцелело в народе под владычеством Эллинов, вступило снова, хотя в грубых и искажённых формах, в свои государственные права при диких потомках Парфянина Арсака и явилось во всём своём первобытном блеске, хотя не без примеси полукушитского поклонения Астарте бактрийской95, при династии персидских Сассанидов. Сассаниды не были дикарями, несмотря на свирепость многих законов и на обычность кровавых казней. При них цвели искусства; древне-зендский язык, посвящённый (как санскрит в Индустане) предметам религиозным, обогащался новыми произведениями96; язык пехлеви (как кажется, западно-иранский, судя по великой примеси семитических начал) создал новую словесность поэтическую и историческую, ныне погибшую, но оставившую следы в преданиях. Многие начала образованности эллинской были приняты народами иранскими, многие начала мысли древнейшей уцелели на бактрийском Востоке, где они впоследствии слились с мыслью и поэзией Аравии при Газневидах и Саманидах; любовь к науке и отвлечённому мышлению продолжала ещё оживлять потомков великой Средне-Иранской семьи; но живее всех других стремлений выражалось ещё стремление к уяснению религиозных понятий. Так, в самом начале сассанидской династии, торжественным собранием магов было установлено учение о зависимости злого начала от свободного творческого духа, согласно с древним преданием, и отвержено позднейшее, сильно распространившееся учение о равносильности и равновечности начал добра и зла97. Но утраченная чистота предания уже никогда не восстановляется. Внутренняя слабость зороастризма (неясное понятие о свободно-творящем духе Зеруана-Акерене, нелогическое отношение духа злого к его необходимо злым созданиям, и, следовательно закон эманационный; произвольность мифов и, кажется, отчасти примесь женского антропоморфизма) осталась. Земле иранской не суждено было развить вполне и увенчать древнее иранское учение; но восстановленный магизм Зердушта ещё не был уличён во лжи: он мог бороться и боролся с учением дома израильского, уже обнявшим всю южную и западную Европу, всю Сирию и Египет. Медленны были успехи христианства за Тигром, упорны сопротивления магов и древних народных поверий. Впоследствии внутренние раздоры церкви ещё более замедлили её распространение на Востоке, а политическое торжество её в римском мире подняло против неё политическую вражду и политические гонения в области мидо-персидской, очевидно не без собственной вины христиан, утративших чистоту христианского духа.

За всем тем христианство росло и проникало далее и далее. В пятом или шестом веке после P.X. оно, кажется, уже открывало себе пути в Китай и основывало мелкие общины в Индостане, а в третьем уже без сомнения считало многих последователей, а вскоре и мучеников, не только в среднем, но и в восточном Иране и в Бактрии, старой колыбели кроткого индо-славянского племени. Трудно было завоевание мира восточного: в нём древняя вера ещё не умерла, как в мире эллино-римском. Разум не уяснил себе внутреннего противоречия в основе своих учений, и человек не требовал Бога, ибо ещё не лишился его. Учители же церковные, прельщённые видимой своей победой на Западе, уже не довольствовались проповедью слова, не только лучшим, но и единственным своим оружием, а искали внешней опоры в связях с миром римским и призывали на себя справедливое гонение дерзкой нетерпимостью, разрушающей древние храмы народов, ещё необращённых, или доброжелательством Империи, близким к государственной измене. Христианство, торжествующее после Константина, слабело от соблазна своего политического торжества. Правители Персии последовали примеру прежних императоров и ужасными казнями стали останавливать распространение враждебного учения, но гонимые христиане уже не были невинными страдальцами декиевых времён. Вступив в неразумный союз с вещественной силой и властью, они часто были или, по крайней мере, казались, преступниками, и нравственное чувство народа не вступалось за мучеников искажённого учения. Вскоре раздоры церкви дали новое оружие против неё. Расколы, гонимые в Империи, искали убежища в пределах Персии, и расчётливое гостеприимство Персии покровительствовало беглецам, естественным врагам своего прежнего отечества. Несторианство, учение, не примиряющее в себе Божества и человечества, следовательно, логически слабое и не способное к бесконечному развитию, но возникшее очевидно из односторонности древне-иранского взгляда на предание, утвердилось в иранской стороне и вытеснило почти совершенно живое и глубокомысленное учение соборов.

Таким образом, распространение христианства на Востоке было остановлено на многие и многие века; но не без следов осталось его влияние на Персию. В ней пробудилось на время живое стремление к вопросам духовного знания; прежние верования ослабли и возникли новые, распространившиеся со временем далеко на запад, сильно проявлявшиеся в империи византийской, сливавшиеся с политическими смутами южной Европы в продолжение средних веков, и теперь ещё не совсем исчезнувшие, несмотря на временное торжество магометанства и окончательное торжество христианства. Таково учение Манеса98. Рождённое в западном Иране и довершённое во время пребывания Манеса на границах Индостана и в пещерах Гиммалаи, оно соединило в нестройный синкретизм христианство, магизм, ассирийскую и египто-палестинскую гнозу с древнейшей гнозой – буддизмом индостанским. В этом смешении исчезало начало христианское: от него оставались только имена и символы с утраченным смыслом. Магизм, входящий в состав манихейства, был уже далёк от древне-иранского предания (зердуштова и израильского): он содержал в себе, по учению Магузеев99, верование в безусловное начало зла, следовательно, идею вечного и необходимого двойства. Гноза юго-западной Азии, которой следы в манихействе явны во многих положениях, особенно же в символе ладей100 (общем всем мифам Египта, Ираклу Тирскому и, как кажется, Хону Ассирийскому) была уже переходом из учения иранского в учение кушитское101. Она заменила начало творчества началом полусвободной, пантеистической эманации, содержала скрытое положение об органических, следовательно, двойственных эонах; и разрешалась в необходимом очищении и возврате эонов к божественному самопознанию. Наконец, буддизм, протестантство шиваитское, полное признание законов необходимости во всем мире явлений, допускал возможность свободы только в ничтожестве и, следовательно, совершенно уничтожал мнимо-иранскую основу новой веры. Манихейство принадлежало вполне кушитскому миру и, повинуясь законам этого мира, обращало молитвы, символ, таинство, и даже всю жизнь со всеми её подробностями в бесконечное заклинание102. Главное же начало манихейства (как уже заметила учёная Германия) заключалось или, сказать вернее, невольно разрешалось в буддизме. Это древнее, строгое, глубокомысленное и логически твёрдое учение по своей внутренней последовательности способно ко всем примесям, потому что оно окончательно перерабатывает и подавляет всякую чуждую стихию, и манихейство было не что иное, как западный буддизм с меньшей строгостью логической (ибо заменяло внутреннюю необходимость явления свободного духа в рабском веществе внешнею случайностью пленения вечного духа в вечном веществе), но с большими притязаниями на стремление нравственное (ибо признавало в вещественном явлении не только страдание, но прямое нравственное зло).

Несокрушимая твёрдость и всепретворяющая сила древнего шиво-буддизма обличились в манихействе, как и во всех религиях, к которым он примешался, как и во всех философских учениях, которые приняли его в свой состав, и особенно как в новейших школах философской Германии, когда они от аналитического процесса критики решились перейти в творческий синтезис. Иначе и быть не могло; ибо шиво-буддизм, несмотря на все свои прихотливые символы, есть не что иное, как признание наукобразной логики мира. Он, и он один, заслуживает имя науки, точно так же как одно израиле-христианское предание носит на себе истинный характер предания. Все прочие верования или учения представляют только более или менее жалкую и нестройную смесь науки с преданием, и их развитие в самопознании человеческом ведёт за собой необходимое освобождение науки, предоставляемой своим собственным силам.

Новая религия, основанная Манесом, не могла иметь великого торжества по явной произвольности своих основ, по недостатку последовательности и по многим внутренним противоречиям и особенно по явной многосложности своего синкретизма; но многих соблазнила её таинственность, духовная гордость и затейливая символика, и она распространилась быстро не только в Иране от Гималаев до Евфрата, но даже в областях империи византийской. В самом Иране она сделалась предметом гонения, и Манес кончил жизнь в жестоких казнях, как мученик невольного самообольщения или как жертва правосудия, наказывающего преднамеренный обман. Многие последователи его отступились от учителя и возвратились к прежним верованиям или разбились на мелкие секты, почти незамеченные исторической критикой, хотя можно бы было проследить их влияние в современных нам Друзах и Курдах и в исторически важных измаэлитах, грозе всего халифата и даже европейских государей. Скоро прошло волнение, произведённое манихейством; но его явление, так же как многосложность стихий, вошедших в его состав, показывают, как сильно и разнообразно было религиозное движение в Персии при династии Сассанидов. Это движение не успокоилось в окончательном примирении и, следовательно, не могло упрочить государства, но оно было признаком великой умственной деятельности и объясняет временное усиление царства персидского. С одной стороны, на него тяготела уже ослабевшая, но ещё неистощённая громада Рима, с другой – так называемые Гунны или Скифы, остатки древнего бактрийского или индо-славянского мира, временно окрепшего под влиянием Эллады, снова упавшего и окрепшего в первых веках после P.X. от примеси воинственных финно-турецких семей, вытесненных из средней Азии другими сильнейшими семьями того же племени. Долго страдала Персия; долго платила она дань своим восточным соседям или тратила свои силы в утомительной и бесплодной борьбе с беспрестанно нарастающим напором Турок, будущих её завоевателей; наконец, пользуясь раздорами гунно-турецких народов и падением собственно гунского царства (Гуннов Эвфалитов), она свергла с себя их тяжкое иго, освободилась от дани, завоевала многие области на востоке и обратила силы свои на римскую империю, уже почти задавленную северными дикарями. Жестока была борьба, и с трудом уцелела Византия. Двое Хозроев, блистательнейшие и последние цари из воинственной династии Сассанидов, подняли Персию на давно забытую высоту. Нуширван, сокрушив надолго северо-восточные племена Гунно-Турков, отнял у византийцев много областей при Евфрате и Кавказе, подчинил власти своей или, по крайней мере, державному союзу многие семьи аравийские, дотоле признававшие владычество Рима, и едва мог быть удержан от дальнейших завоеваний силой Византии, окрепшей при Юстиниане, и его великими полководцами (из которых славнейший, Велисарий, был Славянин, так же как и сам император), Парвиз, возведённый на престол помощью Маврикия, пользуясь сильным напором аваро-славянских полчищ при Фоке и Ираклии, завоевал Армению, Сирию и Палестину, разгромил Египет, сокрушил христианских союзников Империи в южной Аравии, овладел Малой Азией и несколько лет сряду держал в осаде Царьград, обложенный в то же время с северной стороны аварскими дружинами. Превосходя деда своего Нуширвана в хитрости, в предприимчивости воинственной и в честолюбии, Парвиз уступал ему в государственной мудрости, в любви к просвещению и в доблестях человеческих. Ужасна была схватка одряхлевшей Византии с духовно-дряхлой Персией. Все области Империи, даже и те, которые издавна не видели врага (как Египет) были опустошены и разграблены, покрыты развалинами и залиты кровью; но когда неустрашимый Ираклий, откупившись на время от Аваров и связав их навсегда цепью славянских поселений (Хорватов, Сербов и др.), призванных им с севера от Карпатских гор, обратил все силы свои на восток, древнее искусство римского воина восторжествовало снова, как и всегда и во всех войнах. Вся страна от моря до Тигра признала снова власть императора; торжествующие войска византийские проникли в соседские области Хозроя и в его роскошную столицу; старый Парвиз погиб без славы, и Персия купила постыдный мир уступкой всех своих прежних завоеваний и покорностью всей воле победителя.

* * *

95

«Астарте бактрийской», ср. VI т. пр. к стр. 46. Начало этого культа восходит к эпохе древнейшей. Герод. I. 13 г. Но он при Сассанидах развился до соперничества с почитанием Ормузда и Митры. Rawlinson. 7 th. Mon. 631 стр.

96

«Обогащался новыми произведениями». Даже настоящий текст Авесты почитается некоторыми произведением эпохи Сассанидов.

97

«Так в самом начале Сассан. династии». О собрании магов Арджир Бабеганом ср. у Rawlinson. 7 th. Mon. 57 и сл. Определение зависимости начала злого от доброго находится в Бундегеш, произведении этой эпохи. Точнее – Бундегеш признаёт начало злое преходящим. Ср. Windischmann. Zoroastr. Studien, 56 и сл. Spiegel. Er. A. K. 3. 7.

98

«Таково учение Манеса». SpiegelEr. Alth. K. 3. 195 исл. Es ist vielmehr der Versuch eine Weltreligion auf ziemlich breiter Grundlage zu errichten, welche ausser den Eraniern noch die Bewohner Messopotamien’s... die ind. Buddhisten umfassen sollte.

«В пещерах Гималаи», тамже 203 стр.

99

«Магузеев». Neander. K.G. I. 269. Giesseler. K.G. I. 245.

100

«Символ ладей» у Манихеев ср. Augustinus, deHæres, с. CLVT. у Офитов, например, Епифаний. Panaria I. 3, стр. 5. (Ἓν κίστη τινί).

101

Ладья, по мнению автора, связана с фаллическим культом. Изд.

102

«В бесконечное заклинание». Neander. K.G. 1. 263.


Источник: Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. - 3-е изд., доп. - В 8-и томах. - Москва : Унив. тип., 1886-1900. : Т. 7: Записки о всемирной истории. Ч. 3. –503, 17 с.

Комментарии для сайта Cackle