профессор Алексей Петрович Лебедев

История разделения церквей в IX-м, X и XI веках

 Часть 8Часть 9Часть 10 

VIII. Папа Иоанн VIII в новой и последней борьбе против патриарха Фотия

Недовольство Иоанна собором Константинопольским 879 года, – сдержанность его в выражении этого чувства, почему так? Папа не хочет утверждать деяний этого собора; – он же ожидает от Фотия преданности папской власти; – папа снова подымает болгарский вопрос и требует от византийских властей передачи болгарской церкви в ведение римской кафедры; – полное разочарование папы в указанных отношениях. – Папа Иоанн проклинает Фотия в храме св. Петра, с Евангелием в руках. – Вторичное низложение Фотия при императоре Льве Мудром (и смерть этого иерарха). – Значение борьбы патриарха Фотия с церковным главенством пап – в истории разделения церквей.

Понятно, папа Иоанн VIII остался не доволен собором 879 – 880 года, потому что, как замечает один немецкий церковный историк, «папа потерпел на этом соборе самое решительное поражение и сверх того самым постыдным образом был осмеян366. Но он еще не вдруг выражает свое неудовольствие. Появление около берегов Италии Византийского флота, которое обещало помощь Риму против сарацин, заставило Иоанна сначала молчать о своем неудовольствии. Политические дела пап не только не улучшились, а даже ухудшились. Так папа, в одном письме в октябре 880 года жаловался: «ярость сарацин так велика, что никто не осмеливается выйти за ворота Рима, никто не может заниматься работою за стенами его и не может исполнять дел религии367. Поэтому хотя папа был очень недоволен случившимся на соборе Константинопольском, однако на первый раз не высказывает открыто своего неудовольствия. В письмах к императору и Фотию 880 года он говорит в очень умеренном тоне о случившемся, хотя и не одобряет собора. В письме к императору, после выражений благожеланий и благодарности ему, папа замечал о соборе: «если же что на этом соборе наши легаты сделали вопреки предписаниям апостольской кафедры, того мы не принимаем и не утверждаем»368. Несколько резче, но все же довольно благосклонно папа Иоанн пишет и в письме к Фотию. Настаивая на том, что Фотий сделался снова патриархом только по милосердию папскому, он выражает свое крайнее удивление по поводу обстоятельств собора Константинопольского, не сообразных с папскими желаниями. Папа говорит: «должно крайне удивляться, почему многое, что мы предписали, или иначе происходило, или изменено, и не знаем, от чьего усердия или нерадении случились такие перемены». Впрочем, папа не хочет лишать Фотия своего братского общения, но за то ждет с его стороны преданности папскому престолу. «Мы обнимаем вас как брата и будем считать вас за самого дорогого сродника, если вы постараетесь оказывать должную преданность и верность Римской церкви и нам лично»369. Это письмо папы было последним письмом, с которым Римский первосвященник обращается к патриарху Фотию. – Кажется, папа надеялся еще поправить то, что сделано не в его видах на соборе. С этою целью он отправляет в Константинополь своего легата Марина, который должен был между прочим вытребовать у Фотия решительную уступку Болгарии. Но папа жестоко обманулся в своих расчетах. Фотий не думал делать ни малейшей уступки папе, а император Василий даже продержал папского легата 30 дней под арестом. Как скоро узнал об этом папа, он снимает с себя личину дружелюбия, которою он доселе прикрывался в отношениях к Востоку и решается порвать свои связи с Константинополем. Иоанн решается грянуть новым проклятием на Фотия. И действительно, в 881 году, Иоанн XIII «с амвона церкви св. Петра, с евангелием в руках, с большой торжественностью, в присутствии многочисленного народа, произнес анафему на Фотия370». Искусственная связь Востока и Запада снова порвалась; да и могло ли быть иначе, когда эта связь была только искусственной?..

Хотя в нашу задачу не входит изучение истории главного лица, около которого вращаются факты рассматриваемой нами эпохи, – т.е. Фотия, однако считаем не излишним сказать несколько слов о последующей судьбе этого патриарха. Фотий не до конца своей жизни удержался на своей кафедре. Он принужден был оставить ее в 886 году. Виновником его низвержения был новый император Лев, который низвергнул Фотия для того, чтобы очистить патриаршее место для шестнадцатилетнего брата своего Стефана. Побуждением к такому поступку Лев выставлял волю отца своего Василия, будто бы при смерти завещавшего возвести Стефана в патриархи371; но действительным побуждением к поступку было другое: Фотий, можно утверждать, не одобрял и сдерживал Льва, хотевшего незаконным путем занять византийский трон еще при жизни отца, и поплатился за свою ревность вскоре по восшествии Льва на престол, на который последний воссел уже по смерти отца372. Великий патриарх кончил дни свои 6 февраля 891 года.

Борьба патриарха Фотия с папскими притязаниями в значительной степени охладила Запад в его отношениях к Востоку и наоборот, но это еще не было временем окончательного разделения церквей. Куда стремился папский запад, какие интересы руководили им, это было более или менее ясно, и потому между церквами восточной и западной мира уже быть не могло; но все же со времени Фотия раздор собственно вращался более между личностями, чем самыми церквами. Проклятиями поражали папы Фотия и подчас (но значительно реже) и Фотий пап, но еще церковь на церковь не произносила осуждения. И только тогда должно было совершиться распадению единства церковного, когда раздор от личностей перешёл и на сами церкви, что и случилось, но позднее.

* * *

366

Kurtz. Handbuch и пр. Abtheil. 3, S.44.

367

Hergenröther. II. s. 573.

368

Labbei. Consilia. T.IX. pag.181.

369

Labbei, Ibidem, 180.

370

Hefele, IV, S. 468.

371

См. подробнее об этом: Лебедев, Очерки истории Византийско-восточной Церкви, стр. 31–2.

372

Раскрыто у иеромонаха Герасима в сочинении: Отзывы о патриархе Фотии, 251–255.


 Часть 8Часть 9Часть 10