Азбука веры Православная библиотека святитель Гурий (Карпов) О богоучрежденности епископского сана в Христовой Церкви сравнительно с учением о сем реформатских обществ



святитель Гурий (Карпов)

О богоучрежденности епископского сана в Христовой Церкви сравнительно с учением о сем реформатских обществ

Вселенская православная Церковь издревле верует, что сан епископа в Христовой церкви есть учреждение божественное, есть власть учрежденная не для соблюдения только порядка или благочиния церковного, но власть священно-начальствующая, высшая, важнейшая, существенно необходимая, от которой все степени священства получают и преемство и значение. В епископе церковь видит самим Богом открытый обильный источник таинств, необходимых для освящения и спасения, видит святителя, т. е. приемника и проводника божественной благодати, которая обильно течет через его святительские руки, поставляя для церкви епископов и священников и диаконов, а через них — при совершении таинств — изливаясь и на всякую душу; видит главного, самостоятельного учителя вверенной ему паствы, истолкователя для нее слова Божия и всего божественного домостроительства; наконец в епископе же видит и наблюдателя за верным исполнением воли Божией, правителя церкви, владыку. Выражая эту веру вселенской церкви, епископа обыкновенно мы называем преосвященным, т. о. таким лицом, которое благодатиею Божиею «преосвящено».

Новые общества, возникшие из недр реформации, думают иначе. Верование православной церкви в богоучрежденность, существенную необходимость и высокое значение епископского сана им кажется не имеющим достаточного основания. Они говорят: 1) в св. Писании не видно такого текста, который буквально выражал бы мысль Господню об учреждении этого сана; след. нет и основания думать, что это учреждение божественное. 2) В посланиях апостольских, говорят, встречается слово — епископ; но по точному смыслу контекста речи и параллельных мест должно заключить, что в первенствующей церкви слова: пресвитер и епископ были однозначущи. Так ап. Павел, обращая речь к призванным от него пресвитерам ефесским, называет их епископами и проч. В этом нововводители видят основание думать, что епископский сан — в собственном смысле есть учреждение, позднейшее времен апостольских. 3) Таковое свое мнение нововводители подкрепляют и другими соображениями, именно в св. Писании, церковной истории и писаниях отеческих указывают множество примеров тому, что хиротония, — важнейшее преимущество и отличие епископское, — в первое время и даже довольно долго, совершалась и пресвитерами, а иногда и вовсе не совершалась, как и бл. Иероним, говорят, свидетельствует. Полагая, что различие епископа от пресвитера возникло по требованию обстоятельств и по определению церковному — для порядка, бл. Иероним утверждает это мнение на обычае александрийской церкви, где будто бы пресвитеры сами из среды себя избирали достойнейшего и провозглашали его епископом.

(Фрагмент)



Данный труд святителя Гурия (Карпова) пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.

Читать в формате pdf


Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru


Источник: О богоучрежденности епископского сана в Христовой Церкви сравнительно с учением о сем реформатских обществ. / Гурий (Карпов). С.-Петербург. Тип. А. И. Поповицкого и Ф. Г. Елеонского. 1876. С. 79. Из «Христианского Чтения» за 1876 г. № 5-6.

Вам может быть интересно:

1. Государевы певчие дьяки XVII в. протоиерей Димитрий Разумовский

2. К вопросу об Антиохийском соборе 324 года и о "Великом и священном соборе в Анкире" священномученик Димитрий Лебедев

3. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

4. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том III – Варсава профессор Александр Павлович Лопухин

5. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том XII – Кобелев профессор Александр Павлович Лопухин

6. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

7. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том V – Иларион настоятель Коневского монастыря профессор Александр Павлович Лопухин

8. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I – Арнульф профессор Александр Павлович Лопухин

9. Из истории протестантской миссии среди калмыков священномученик Гурий (Степанов)

10. Список епископов Первого Вселенского собора в 318 имен: к вопросу о его происхождении и значении для реконструкции подлинного списка никейских отцов священномученик Димитрий Лебедев

Комментарии для сайта Cackle