архиепископ Амвросий (Ключарев)

РЕЧЬ произнесенная в храме 2-й Харьковской мужской гимназии по случаю празднования ее пятидесятилетнего юбилея 1891г.

С особенным утешением приветствую от алтаря Господня здешнюю гимназию с исполнением пятидесятилетия ее существования и учебной деятельности. Пятьдесятъ лет общественной деятельности не часто выпадает на долю частного человека; не мало это и для общественного учреждения, особенно в наше время, когда все так быстро изменяется, когда старое безжалостно разрушается, а новое, неиспытанное с необычайною легкостью принимается и учреждается. В этом отношении пятидесятилетий юбилей учебного заведения представляет заметный рубеж, на котором полезно остановиться, и, поблагодарив Господа за пройденное поприще, взглянуть, сколько возможно для нас, в неизвестное будущее. Говорим: в неизвестное особенно потому, что ныне более, чем когда-либо оправдывается слово Премудрого: „не знаешь, что родит грядущий день“ (Прит. 3, 28). Все, говорят, изменяясь, идет вперед: науки принимают новые направления, ученые предлагают новые начала и планы для устроения человеческого благополучия, правительства принимают меры к осуществлению новых предположений в жизни, и нигде ныне так быстро не совершаются эти перемены, как в учебных заведениях. Это и понятно: нужны для новых начал новые люди; а эти люди должны быть приготовлены из детей и юношей. Итак, учебное заведение, прожившее пятьдесят лет, справедливо может задуматься о том, какая судьба ожидает его в будущее пятидесятилетие?

Для ума, не увлекающагося столь обычною ныне слепою подражательностью требуются твердые основания для убеждения в достоинстве всего нового, особенно в деле умственного и нравственного развития человечества. Но увы! Современное знание не представляет нам ничего в роде этих ручательств, кроме голословного уверения: „успокойся: все идет вперед, все движется к совершенству и благополучию“. Иначе сказать: завяжи глаза и иди вперед за своим веком, и он приведет тебя... Куда? – И сам не знает.

По здравому человеческому смыслу, нельзя так располагаться ни в каком роде человеческой деятельности, тем более в приготовлении будущих поколений, из которых должен составиться будущий народ, а с ним и будущие учреждения и силы государства. Премудрый говорит: „благословением праведных возвышается град, а устами нечестивых разрушается (Прит. 11, 11). Заметьте „устами, т. е. незрелыми, необдуманными мыслями и словами, или непрестанно изменяющимися учениями, что наиболее, преобладает в наше время.

Нельзя не удивляться, как современный просвещенный мир, т. е. мир христианский мог придти в такое неопределенное и шаткое положение, когда у него есть начала жизни твердые, несомненные, оправданные историей, силою которых он стал тем, что он есть, т. е. миром просвещенным, начала божественные, истины, преподанные Христом, имя Которого мы носим. Не вдаваясь в обширные исследования по этому предмету, вспомним только некоторые заветы нашего Господа, данные человечеству именно на такие трудные времена, каково переживаемое нами время.

„Скорее небо и земля прейдут, сказал Господь, нежели одна черта из закона пропадет“ (Лук. 16, 17). Здесь под именем закона нужно разуметь все божественное откровение и домостроительство нашего спасения. Какой учитель или правитель мог сравнить твердость и устойчивость своего учения и учреждений с прочностью неба и земли? Какой взгляд мог проникнуть в будущее до последнего дня бытия мира и каждой черте своего учения предсказать неизменное существование среди вековых изменений в судьбах человечества? Это было бы в обыкновенном деятеле ничем неоправдываемою смелостью и превозношением. Только Сын Божий, Виновник откровения и учреждения Церкви до воплощения и по воплощении, Сам всемогущий деятель и всевидящий покровитель своих установлений, мог с такою уверенностью отдать Себя и свое дело на исследование, наблюдение и на суд человечества на все века его существования. Вот надежное обеспечение преуспеяния человечества! И вы, ученые, принимающие на себя труд просвещения и устроения блага человечества, устанавливайте свои взгляды и предлагайте меры с Библиею в одной и всемирною историею в другой руке. И вы не укажете ни времени, ни событий, где бы библейское пророчество не оправдалось, учение не оказалось истинным и учреждение благотворным. „Верен Бог, по слову Апостола, призвавший людей к общению с Сыном Его Иисусом Христом“ (1Кор. 1, 9); неверны ему люди, – и вот причина их заблуждений и бедствий. Возьмем для примера занимающий нас ныне, так называемый „еврейский вопрос“. Чтобы иметь правильный взгляд на него, возьмите Библию и прочтите во Второзаконии (гл. 28) пророчество Моисея, сказанное еврейскому народу почти за четыре тысячи лет до нашего времени и с изумительною ясностью изображающее современное его положение. За неверность завету Божию „рассеет тебя Господь Бог твой по всем народам от края земли до края земли... Но и между этими народами ты не успокоишься, и не будет места покоя ноге твоей, и Господь даст тебе трепещущее сердце, истаяние очей и изнывание души. Жизнь твоя будет висеть перед тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей“. Просвещение народов христианских доселе смягчало некогда страшные, особенно в средние века, бедствия рассеянных евреев; но снова появляются „еврейские побоища“, составляются партии антисемитов; еврейские переселения на покупаемых для них землях не удаются, правительства от них отрекаются; известные еврейские капиталы, единственная их надежда, дрожат в их руках, в виду возрастающей ненависти к ним других народов... Возьмите в руки историю и в ней увидите, что в четвертом столетии по Рождестве Христовом император Юлиан богоотступник вздумал восстановить храм Иерусалимский и возвратить евреев в Палестину, но это предприятие разрушено чудесным явлением гнева Божия. И так, только обращение ко Христу, Которого евреи отвергли, и слияние их с христианскими народами есть единственно верное решение еврейского вопроса. Это, к утешению нашему, и предсказывает им Апостол Павел (2Кор. 3, 15. Рим. 11, 25 –29).

Господь сказал: „не называйтесь наставниками, ибо один у вас наставник,– Христос“ (Мат. 23, 14). „Если кто скажет вам: вот здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот Я наперед сказал вам“ (Мат. 24, 25). Как это пророчество ясно определяет наше время, и какая попечительность и любовь дышат в этих словах Спасителя: „вот Я наперед сказал вам!“ Сколько мы видим ныне наставников, старающихся заменить нам Спасителя нашего, и сколько лжехристов и лжепророков готовых руководить целое человечество и перестроить весь мир! Но самые злокачественные знамения нашего времени, это распространение материалистических учений и смешение христианства с языческими религиями. Учение о живом и едином Боге заменяется учениями о саморазвитии мира из материи; все действия души человеческой изъясняются телесными отправлениями, жизнь загробная отрицается, и последнее отчаянное слово пессимистической философии предлагает принять меры для прекращения рода человеческого или для общечеловеческого самоубийства, о чем проповедует и наш известный лжехристос, составивший свое евангелие. A смeшение религиозных верований, кроме бесчисленных сект, утративших совершенно христианский смысл, переходит уже в уклонение христиан к языческим культам. Так в одной европейской столице недавно открыто буддийское богослужение, и люди, рожденные в христианстве, собираются на молитву при богослужении нарочно выписанного из Тибета буддийского ламы. Между тем, так называемые чудеса естествознания затемняют в умах христиан истинные понятия о чудесных действиях силы Божией, направленных к нашему спасению; а ложная самоуверенность ученых прельщает и „избранных“, т. е. чад Церкви Христовой, в простоте и чистоте веры следующих за единым своим учителем – Христом. Проясняйте, братия, умы ваши светом слова Христова, и оживляйте сердца свои благодатию Божиею приемлемою верою и молитвою,– и вам ясно представятся все великие опасности, угрожающие верующим в наше время. Вспоминайте слово Господа: „вот, Я наперед сказал вам“.

Господь сказал: „какая польза человеку, если они приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?“ (Мат. 16, 26). Вот точное определение отношения, в каком должно стоять наше внешнее благосостояние к внутренней душевной жизни, и предостережение нашему веку, который стремится овладеть всеми силами природы, исчерпать все сокровища земли, развить всесторонне промышленность, увеличить народные богатства, умножить удобства и наслаждения жизни. „Душе своей не повреди“, вот завет нашему веку; духовную жизнь народов не задави; не отвлеки их заботами житейскими от нравственных обязанностей; не отними времени для духовных упражнений – у бедных и рабочих непомерным трудом, у богатых непрерывными удовольствиями. Сокровищами всего мира не выкупишь утраты в народах доброй совести, честности, верности долгу, любви, самоотвержения, страха Божия, который один делает народы покорными власти земной по благоговению к власти небесной. Когда все сокровища души проданы за чувственные блага, тогда самые богатые народы окажутся самыми развращенными, самые цветущие царства – рыхлыми, самые образованные граждане – изменниками, самые многочисленные войска, робкими и малодушными. Итак, для устроения истинного величия и благополучия народов пробным камнем при всяком нововведении в деле просвещения и гражданственности должно быть предварительное применение его к требованиям духовной, нравственной жизни; умножение наук должно быть соразмеряемо с умственными и особенно нравственными силами юношества; школьные порядки должны быть направляемы к охранению невинности и чистоты совести в детских душах; а высшею целю образования – согласование человеческих знаний с святыми истинами божественного откровения, и развития ума с верою в единого Наставника нашего Господа Иисуса Христа. Не отдавайте душ христианских в плен одностороннему, только к временным выгодам направленному образованию: не выкупите их из этого плена никакими сокровищами мира.

Принесем благодарение Господу Богу за прошедшее пятидесятилетие благополучно прожитое этим учебным заведением и пожелаем не ему только, но и всем ему подобным сохранить и утвердить в будущем истинно христианское направление. „Душам юношества не повреди”, – вот наша просьба ко всем руководителям в деле просвещения и ко всем нашим училищам – от низших до высших.


Источник: Полное собрание проповедей высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского : С прил. Т. 1-5. - Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. уч-ща, 1902-1903. / Т. 3. - 1902. - [2], VI, 558 с.

Комментарии для сайта Cackle