Источник

Слово произнесенное 21 ноября 1892 года по освящении храма в Харьковском Реальном училище, сооруженного в память события 17-го октября 1888 года.

О высшем начале христианского воспитания.

Приветствую вас, братия, с благополучным окончанием и радостным торжеством освящения святого храма сего. Устроение храма при учебном заведении всегда составляет истинное утешение для всякого ревнителя христианского воспитания. На такое направление воспитания указывает уже самое присутствие храма, как источника благословения Божия, и оно несомненно обеспечивается внимательным пользованием со стороны учащих и учащихся теми духовными силами, которыми обладает храм.

Твердое установление такого направления в деле воспитания тем более желательно в настоящее время, что после почти полувекового блуждания по распутьям ложных философских учений наших образованных классов ныне обнаруживается, как говорят, „поворот к лучшему“. Но это „лучшее“ для многих представляется крайне смутным и неопределенным. Даже в понятиях многих мыслителей, предлагающих в деле воспитания обращение к Церкви, оказывается разрозненность и неустойчивость: каждый учением и учреждениями Церкви хочет пользоваться по сво- ему вкусу и выбору; притом требуют в порядке церковной жизни изменений и преобразований применительно к духу времени. Таким образом нам угрожает опасность из одной беды попасть в другую: после уклонения от Церкви внести в самую жизнь церковную смуту и разделение.

Но пора перестать нашим свободным мыслителям горделиво относиться к Православной Церкви; пора обратиться к ней со смирением и покорностью ее благотворному руководству. Наука, как показал опыт, бессильна в деле нравственного воспитания; она ходит по верхам души человеческой, но не проникает в таинственную глубину человеческого сердца, где возникают желания и движется свободная воля человеческая. Искусства, предназначаемые для облагорожения душ человеческих, сами в наше время требуют руководства и облагорожения, падая год от году ниже под влиянием материализма. Современная промышленность не задумывается над нравственными началами: ее цель – успех в приобретении, без строгого разбора средств. Куда же обратиться для спасения от нравственного расслабления наших молодых поколений? К тем началам, под влиянием которых, на виду у расслабленных нравственно-образованных семейств, из семей простых христианских, не ведающих научного образования, выходят благонравные и честные юноши, в упрек и обличение многим просвещенным; к тем началам, под руководством которых в течение веков воспитан наш русский народ, отличающийся такими высокими нравственными качествами и национальными добродетелями, – одним словом, к началам Церкви Православной, стоящей пред нами во всей своей целости и божественном величии.

Но это обращение к Церкви уклонившихся от нее обра- зованных людей должно совершиться по убеждению, с тща- тельным исследованием благотворных начал христианского воспитания,-и не по выбору частных, видимо благотвор- ных церковных учреждений, а с усвоением их, сколько возможно, во всей их целости и полноте. А чтобы избежать этой отрывочности и разрозненности в пользовании указаниями Церкви, для этого нужно, как и подобает ученым людям, углубиться в высшее, коренное начало церковной жизни, все проникающее и объединяющее, сообщающее всему один дух, общую внутреннюю связь, единство и целесообразность.

Но в чем состоит это общее начало церковной жизни? Почему оно так могущественно проникает и одушевляет все церковные учреждения? Почему силы Церкви так действенны и установления ее так благотворны? Почему ее влияние так обширно и властно, что она обнимает многие миллионы людей, держит их в подчинении себе без принуждения, без внешних карательных мер, и при том успевает приобретать в народах такую верность, такую любовь, что они готовы всем жертвовать для ее благосостояния и умереть за нее? Отчего происходит, что истинно православные христиане во всех народах получают, как ныне говорят, один тип, или образ, по которому они во всем мире узнают друг друга, одинаково мыслят, чувствуют и одинаково относятся ко всем требованиям и вопросам жизни?

Очевидно, это начало не может быть общею отвлеченною мыслью, как обыкновенно бывает в науке, не может подлежать изменениям по требованиям ума человеческого, и духа того или другого времени; это должно быть начало живое, самостоятельное, властное, все себе подчиняющее и ничему не подчиняющееся. Где же оно, и как его назвать и определить? На этот вопрос сама Церковь дает нам точный и неотразимый ответ: это начало есть Сам Бог, действующий вся во всех (1Кор. 12, 6). Если же Бог живет и действует в Церкви, если Его силою направляется из века в век жизнь миллионов верующих людей: то, очевидно, Им же направляются и все вновь нарождающиеся поколения. Отсюда определяются и начала воспитания под руководством Церкви: „в Церкви Сам Бог воспитывает человека“. Идите из этого общего основания во все частные учреждения Церкви, – и все они, во всей совокупности, будут для вас ясны, и их необходимость и благотворность в деле воспитания откроется вам сама собою.

Это убеждение имеет незыблемые основания в Божественном Откровении и в самых церковных учреждениях.

Во-первых, Сам Бог, по заслугам Искупителя нашего, даровал нам право именовать Его Отцом нашим. Как много заключается для нас в этом великом и священном имени! Все, что мы знаем чистого, благого и утешительного в имени отца, Бог в высочайшей степени указывает нам в Самом Себе: „если вы, говорит Он, будучи злы, умеете давать благие дары детям вашим, то тем более Отец ваш небесный даст блага просящим у Него“ (Мат. 7, 11). Но в имени отца и в отношениях его к детям заключается не только понятие о родителе, попечителе, но и о воспитателе. Итак, нельзя представить, чтобы Бог, сотворивши нас по образу Своему, оставил без наблюдения и Своего содействия воплощение в нашей жизни и свободной деятельности и образа Его божественной жизни. Так Он беседовал с невинными детьми своими, – первыми человеками – в раю, конечно, поучая их; так Он лично руководил святых патриархов ветхого завета и преимущественно Авраама, отца верующих; так Он воспитывал в течение веков весь народ еврейский и говорил ему: „знай в сердце твоем, что Господь Бог твой учит тебя, как человек учит сына своего“ (Втор. 8, 5). Этих исторических фактов, сохраненных в Библии, перешедших с изменениями в магометанский Коран, и в искаженном виде во все религии Востока, не может исторгнуть из памяти человечества никакая отрицательная критика, и никакие произвольные философские построения и измышления.

Это понятие о Боге, воспитателе верующих, еще яснее открыто нам в новом завете. Здесь мы познаем тайну возрождения падшего человечества по заслугам Христовым благодатию Святого Духа,. Не только сотворив нас первоначально, но и вновь родив в воде крещения Духом Святым, Бог еще более приблизил к нашему разумению понятие о Родителе, а, следовательно, и о Воспитателе. Отсюда, т. е. со времени введения верующих в особую близость к Отцу небесному, начинается полное нравственное воспитание каждого из них под непосредственным водительством Божиим для новой духовной жизни земной и небесной.

С этою целью для новых чад Божиих основано и особое воспитательное учреждеше, – святая Церковь, где дарован воспитанникам всесовершенный Учитель, Дух Святый, да будет с ними во век (Иоан. 14, 16), поучая и наставляя их на всякую истину не словом только Божиим, в слух их произносимым, но и вещая в них самих, вселяя в них благие мысли, пробуждая желания святой деятельности, и руководя их во всех движениях духа к нравственному развитию. Поэтому Апостолы настоятельно внушают нам: „вы храм Божий и Дух Божий живет в вас“ (1Кор. 3, 16), – говорят, „что мы неспособны помыслить что-либо доброе от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога“ (2Кор. 3, 5), „что Бог производит в нас и хотение и действие по своему благоволению“ (Фил. 2, 13). Какое же понятие о воспитании может быть полнее того, где Божественный Учитель непрестанно и всюду сопутствует ученику, и в самой глубине сердца и совести его вещает ему, что он должен мыслить и чего не должен, чего он может желать, и что запрещается ему, что он делает правильно, и что ошибочно, и притом, все это внушается с благостью, любовью и тайными сладостными ощущениями и ни с чем несравненными утешениями.

Нам нет надобности, подробно описывать это божественное училище, где Дух Божий обучает своих воспитанников: оно пред нами и мы в нем; нам нужно только не уклоняться от того взгляда на это училище, какой сообщен нам Самим его Учредителем, Господом Иисусом Христом. Здесь строители этого духовного здания святые Апостолы и святые отцы не положили ни одного камня без воли Самого великого „Художника и Содетеля“ – Бога (Евр. 11, 10); здесь пастыри и учители не смеют произнести ни одного слова от себя, не заимствуя его из сокровищницы Слова Божия, и не соображаясь с его духом и силою; здесь нет ни одного богослужения, ни одной молитвы, которые не имели бы своим источником Духа Божия, так как, по слову Апостола, без Него мы не знаем, „о чем молиться, как должно“ (Рим. 2, 26); здесь мы не слышим от великих подвижников, – этих совершенных и окончивших обучение учеников Духа Божия, – ни одного практического наставления и указания, которое не было бы проверено их духовным опытом, не было бы оправдано и запечатлено особыми благодатными дарованиями.

Итак, первое, – что требуется с нашей стороны в деле нравственного воспитания детей христианских, – это внимание, осторожность и заботливое содержание их сердец открытыми влиянию и действиям внутреннего их воспитателя Духа Божия. И прежде всего необходимо охранение в них веры и благоговения к святым таинствам Церкви. Эта вера поселена в них от их духовного рождения в святом крещении. Учить этой вере нельзя: она дар Божий; убеждать в спасительной силе таинств нужно не столько уроками, сколько собственным их опытом, который начинается в них раньше развития их разума, а утверждается и возвышается неуклонным и благоговейным восприятием таинств Покаяния и Приобщения. Покайтеся и веруйте во Евангелие (Мар. 1, 15) – вот первое и основное условие, или требование, поставленное Самим Спасителем вашим, для вступающих в открытое Им Царство Божие, Обширен смысл этого слова: покайтеся; оно значит не однократное только исповедание грехов наших, а постоянно углубляемое в нас чувство нашей греховности и недостоинства пред Богом и сознание страдания нашего сердца и совести вне общения с Ним. Не менее обширно значение и второго требования: веруйте во Евангелие; оно значит: идите послушно к Богу путем, указанным вам званием Божиим. Все уроки Закона Божия, все богословские исследования должны иметь значение только раскрытия в умах и сознании воспитанников этих двух нравственных состояний, в которые введены они благодатью Божиею, именно: страдания души без Бога и стремления к блаженной жизни в Нем. Как ощущения здоровья телесного и приятное чувство жизни физической является в нас первоначально без наших стараний и даже без сознания, и только впоследствии путем знания и опыта мы понимаем условия сохранения здоровья и опасности болезней: так и в жизни нравственной знание и сознание только проясняют нам состояния духовных болезней и оздоровления. И великую ответственность пред Богом берут на себя учители и воспитатели, которые сомнениями и человеческими мудрованиями погашают в юных душах эту чистую веру сердца. Не наука должна исследовать и разлагать на составные части (как говорят ныне „анализировать“) эту веру, а напротив эта цельная вера должна проникать и одухотворять для христианина науку. Нет области знания самой возвышенной, куда бы эта вера не сопровождала нашего ума, и где бы не охраняла его от заблуждений; нет предметов изучения, столь от нее далеких, которым бы не указала она правильного отношения к нашей нравственной жизни. Современный просвещенный мир христианский в гордости ума и в самомнении утрачивает эту внутреннюю связь знания с верою, дарованною ему Иисусом Христом, имя Которого он носит, и от того видимо разлагается и в нравственной и в общественной жизни.

Не менее велика ответственность родителей и воспитателей, по небрежению, или собственным примером пробуждающих в детях порочные склонности и допускающих укорениться в них дурным навыкам. Вера охраняется очищением сердца и устранением из ума и воображения нечистых помыслов и мечтаний. Наш век обилен всякими соблазнами, развращающими юношество. Не знакомить с этими соблазнительными картинами и опытами современных удовольствий, а бороться с ними и охранять от них юность есть прямая обязанность христианских родителей и воспитателей. Как леность и охлаждение к учению есть признак начинающейся испорченности детей, так та же леность и охлаждение к христианским обязанностям есть признак утраты в сердцах их веры и любви к Богу. Устранение препятствий к возрастанию веры в сердцах юношей и девиц и открытие свободного доступа к ним религиозных впечатлений и познаний в учении веры, – вот программа христианского воспитания детей. Внутреннее развитие духа совершает Бог. „Я насадил, говорит Апостол Павел, Аполлос поливал, но Бог возрастил“ (1Кор. 3, 6).

В этом последнем смысле трогательно обращение Христа Спасителя к ученикам Его относительно детей: „пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть царствие небесное“ (Матф. 19, 14). Господь приближал детей к Себе, возлагал на них руки, обнимал и благословлял их (Мар. 10, 16), конечно, не в виде простой ласки, а для сообщения их чистым сердцам ощущения благодатной радости от близости к Нему, которая без сомнения была для них памятна впоследствии и служила залогом веры в него. Мы знаем, где ныне искать Господа и куда приводить к Нему детей наших, – это храмы Божии и благочестивые собрания верующих, в которых Он обещал Сам присутствовать (Матф. 18, 20). Не замечали ли вы, что при входе даже в убогий сельский храм, освященный святыми таинствами, вас объемлет чувство благоговения при первом вашем крестном знамении и поклонении его святынь. Это – знак, что душа ваша чувствует в нем Божие присутствие. То же в более сильной степени чувствуете вы при благоговейном участии в богослужении и молитве в храме, так же как и замечаете, что расстаетесь с этим благодатным чувством при выходе из храма и погружении в житейскую суету. Это значит – вы были при Господе нашем и сердце ваше испытало утешение в общении с Ним. Вот с этими духовными опытами и должны быть прежде всего ознакомляемы дети. Тем более они полюбят Спасителя нашего, тем надежнее сохранится их святая вера, чем чаще и дольше они будут при Нем.

Принесем благодарение Господу Богу, даровавшему этому учебному заведению святой храм, – это несомненное и высшее училище веры. Помолимся за здравие и спасение благочестивых христиан, посвятивших свои жертвы и труды на сооружение этого храма, и пожелаем учащим здесь и учащимся усердия и ревности к посещению храма и преуспеяния в вере и благочестии. Аминь.


Источник: Полное собрание проповедей высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского : С прил. Т. 1-5. - Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. уч-ща, 1902-1903. / Т. 3. - 1902. - [2], VI, 558 с.

Комментарии для сайта Cackle