архиепископ Амвросий (Ключарев)

Речь при освящении нового дома Харьковской Конторы Государственного Банка, 7-го января 1901 г.

Размышляя о том, что можно было бы предложить вам милостивые государи, в виде духовного назидания и утешения от слова Божия, для восполнения настоящего вашего торжества, – я встретил недоумение: что можно сказать от Писания в государственном учреждений, где главный предмет забот для служащих составляют деньги, и главное занятие – цифры? Но я всегда имел убеждение, что нет в мире человека, и нет для него положения и состояния, которое не могло бы быть освящено словом Божиим, и которому не нашлось бы в сокровищнице учения Христова благотворного указания и спасительного направления.

Так и в настоящем случае я вспомнил слово Христа Спасителя, сказанное в ответ фарисеям, предложившим Ему искусительный вопрос: должны ли иудеи, – этот богоизбранный народ, платить дань Римскому Кесарю, царю языческому, поработившему землю израилеву? (Матф. 22, 21). Господь сказал: „покажите мне златницу кинсонную“, какою уплачивается эта подать. Показали ему пенязь, червонец. Чье на нем изображение и надпись? Спросил Господь; Ему сказали: Кесаревы. И так, отвечал Спаситель, отдавайте Кесарева Кесареви, а Божие – Богови.

Эти иудеи были члены истинной ветхозаветной церкви Божией, как и мы члены той же церкви в новозаветном ее устроении. Но какая разница! Те были, по воле Божией, рабы царя языческого, а мы – свободные дети царя христианского: Те платили дань, вынужденную по страху, а мы платим по долгу, по убеждению в ее необходимости и по любви к Царю и отечеству. Пенязи иудеев шли в чуждую землю на пользу язычникам, а наши – в сокровищницу Государя нашего на благоустроение и обезпечение нашего собственного государства. И так, вы бережете золото, освященное сердечною покорностью свободного народа закону Божию: воздадите всем должная, – ему же дань, – дань (Рим. 13, 7) и любовью к Царю и отечеству. Забота о нем почтенна, а хранение и распределение его, но указаниям правительства, так же важны, как и исполнение религиозной обязанности, с которою эта повинность поставлена рядом: воздадите Кесарева Кесареви и Божия Богови.

Откуда собираются хранимые вами сокровища? От милости Божией и даров Его всегда изобильных, когда мы воздаем Божия Богови, т. е. служим Создателю нашему верою и благочестием. И так, для того, чтобы сокровищницы нашего государства были полны, чтобы все подданные Царя нашего вносили дань с готовностью и веселием, мы должны молить Господа по указаниям церкви: о благорастворении воздухов, об изобилии плодов земных и, наконец, о временех мирных, чтобы плоды народного труда могли быть употребляемы Царем нашим, любителем мира, не на вынужденные военные расходы, а на благоустроение нашего отечества. Принимайте и храните, отпускайте и распределяйте вверенное вам золото, как плод Божия благословения на отечество наше. Оно принадлежит и Царю нашему, и каждому гражданину земли русской – от первого до последнего. Оно наше, как и Царь отец наш, как и все мы Его дети, составляющие Его многомиллионную семью.

Будем же помнить, что сокровищницы наши наполняются не земледельческою только и промышленною деятельностью народов, а главным образом их благочестием, как источником благословения Божия на труды народов. Господь, по слову Божию, убожит и богатит, смиряет и возвышает (1Цар. 1, 6). Справедливо говорят политико-экономисты, что богатство народа есть его сила, но, прибавим, только под условием употребления его не на одни материальные надобности, а и на духовные потребности народа, не на промышленное только, а и на духовное его просвещение, не на роскошные и прихотливые сооружения, а на вековые несокрушимые учреждения, посвящаемые славе Божией и истинному благу человечества.

Считая золото, вспоминайте нашу священную обязанность молить Господа Бога, да хранит благочестивейшего Государя нашего, да дарует мир и благоустроение Его Царству и нравственное преуспеяние Его народу, да будут сокровищницы Его полны и да разливают довольство и благосостояние в Его народе, как было в дни мудрейшего и богатейшего еврейского царя Соломона, когда каждый израильтянин мирно „почивал в винограднике своем и под смоковницей своею“.

Пожелаем и служащим здесь здравия и благоуспешности в трудах их. Здание мы освятили прекрасное: много в высоких его палатах воздуха и света. Да будет же легко и светло и в душах трудящихся здесь, при сознании важности их служения и великой пользы для Отечества нашего.


Источник: Полное собрание проповедей высокопреосвященнейшего архиепископа Амвросия, бывшего Харьковского : С прил. Т. 1-5. - Харьков : Совет Харьк. епарх. жен. уч-ща, 1902-1903. / Т. 5 : (Дополнительный). - 1903. - VIII, 494 с., 1 л. портр.

Комментарии для сайта Cackle