О девстве и браке
Трактаты, посвященные вопросу о девстве, составляют довольно обширную группу нравоучительных сочинений свт. Амвросия Медиоланского. Таких сочинений до настоящего времени сохранилось 6. Все они представлены в опубликованном сборнике:
1) «О девственницах» в 3-х книгах. Трактат составлен в 377 году по просьбе сестры свт. Амвросия Марцеллины из проповедей, произнесенных в первые годы его епископского служения. Сочинение содержит похвалу девственной жизни и увещание к ней. Также в трактате святитель заявляет о своей антиарианской позиции;
2) «О вдовицах» (377 год, 15 глав). Сочинение написано по поводу намерения одной вдовы вторично выйти замуж. Святитель старается удержать ее от этого, показывая высоту и нравственную ценность вдовства, его преимущество по сравнению с брачной жизнью, на библейских примерах указывает добродетели, которыми должны украшаться вдовы-христианки;
3) «О девстве (de virginitate)» (377 год, 20 глав). Свт. Амвросий написал этот трактат в ответ на упреки в том, что он принижает достоинство брачной жизни. В сочинении содержится учение о мистическом браке души со Христом;
4) «О воспитании девы и приснодевстве святой Марии к Евсевию» (392 год, 17 глав). В сочинении изложена речь святителя при пострижении девы Амвросии и опровергается еретическое учение Боноза Сардикского, отвергавшего Приснодевство Пресвятой Богородицы;
5) «Увещание к девству» (394 год, 14 глав). Трактат представляет собой речь, произнесенную свт. Амвросием Медиоланским во Флоренции по случаю освящения храма, построенного на средства благочестивой Юлианы, вдовы священнослужителя, которая свою жизнь посвятила Богу и привела к тому же своих детей;
6) «О падении посвященной девственницы» (после 377 года, 10 глав). В трактате строго осуждается падение посвященной Богу девственницы, звучит отказ от церковного разрешения ее от греха. Сочинение относится к разряду тех, авторство которых сомнительно: кроме свт. Амвросия Медиоланского его приписывают также блаженным Августину и Иерониму Стридонскому, святителям Иоанну Златоусту и Никите Ремесианскому.
*** В настоящей публикации представлен дореволюционный перевод с латинского А. Вознесенским (под ред. Л. Писарева).
Содержание
Предисловие
О девственницах в трех книгах. Книга первая Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая Глава седьмая Глава седьмая Глава восьмая Глава девятая Глава десятая Глава одиннадцатая О девственницах в трех книгах. Книга вторая Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая О девственницах в трех книгах. Книга третья Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая Глава седьмая О вдовицах Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава шестая Глава седьмая Глава восьмая Глава девятая Глава десятая Глава одиннадцатая Глава двенадцатая Глава тринадцатая Глава четырнадцатая Глава пятнадцатая О девстве (de virginitate) Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая Глава седьмая Глава восьмая Глава девятая Глава десятая Глава одиннадцатая Глава двенадцатая Глава тринадцатая Глава четырнадцатая Глава пятнадцатая Глава шестнадцатая Глава семнадцатая Глава восемнадцатая Глава девятнадцатая Глава двадцатая О воспитании девы и приснодевстве святой Марии к Евсевию Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая Глава седьмая Глава восьмая Глава девятая Глава десятая Глава одиннадцатая Глава двенадцатая Глава тринадцатая Глава четырнадцатая Глава пятнадцатая Глава шестнадцатая Глава семнадцатая Увещание к девству Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая Глава седьмая Глава восьмая Глава девятая Глава десятая Глава одиннадцатая Глава двенадцатая Глава тринадцатая Глава четырнадцатая О падении посвященной девственницы Глава первая Глава вторая Глава третья Глава четвертая Глава пятая Глава шестая Глава седьмая Глава восьмая Глава девятая Глава десятая
Предисловие
Св. Амвросий1, епископ медиоланский, принадлежит к числу выдающихся деятелей христианской Церкви IV века. Независимо от своей кипучей административной деятельности, направленной главным образом на борьбу с язычеством, арианством и различными внутренними нравственно-религиозными нестроениями христианского общества, он составил себе громкую известность и в области христианской богословской письменности. В данном отношении на первый план выдвигаются его многочисленные нравоучительные и нравообличительные трактаты, написанные в большинстве случаев в форме гомилий. Подобно св. Иоанну Златоусту, св. Амвросий – Златоуст запада – дает в этих трактатах ответ на все животрепещущие злобы дня, которые выдвигались самою жизнью современного ему общества. Совершенно отдельную и довольно обширную группу нравоучительных сочинений св. Амвросия составляют его трактаты, посвященные вопросу о девстве, который он рассматривает в связи с вопросом о брачном состоянии человека. Таких трактатов с именем св. Амвросия до настоящего времени сохранилось шесть: 1) О девственницах (dé virginibus) в трех книгах, написанных к сестре его Марцеллине; 2) о вдовицах (de viduis) в одной книге; 3) о девстве (de virginitate) в одной книге; 4) о воспитании девственницы и приснодевстве Святой Марии (de institutione virginis et S. Mariae virginitate perpetua) в одной книге, написанной к Евсевию; 5) увещание к девству (exhortatio virginitatis) в одной книге и 6) о падении посвященной девственницы (de lapsu virginis consecratae) в одной книге. Первые пять трактатов вне всякого сомнения принадлежат св. Амвросию; вопрос же о принадлежности ему последнего трактата: «О падении девственницы» подвергается сомнению в виду неясности и сбивчивости древних свидетельств. Имея в виду те или иные соображения, одни из ученых исследователей приписывают его бл. Иерониму, другие – бл. Августину, третьи – Никите, епископу романцианскому, и четвертые – наконец – св. Амвросию. За принадлежность трактата св. Амвросию говорят в значительной степени некоторые такие особенности, которые присущи и всем другим его трактатам о девстве. Как и эти последние, сочинение «О падении девственницы» заканчивается гимном, который влагается в уста падшей девственницы. Этот гимн напоминает многочисленные восторженные песнопения св. Амвросия. Нет особенно резких отличий от подлинных сочинений св. отца и в самом стиле этого произведения, а некоторые своеобразные выражения, присущие и спорному, и подлинным произведениям св. Амвросия, как то: Synagoga (для обозначения иудейских взглядов на значение Ветхозаветного закона в его отношении к христианству – «Увещ. к девству» §§ 67, 81, стр. 235, 241 и «Опадении девствен.» § 30, стр. 257), лилия (как особенный эпитет девства – «О падении» § 5, стр. 248; «О девстве» § 51–52, стр. 132), еще более подкрепляют авторство св. Амвросия и для данного произведения.Предлагаемый перевод всех указанных трактатов сделан с оригинального латинского текста по изданию Миня (Patrologiae cursus completus. Series latina t. XVI, col. 183 – 384). При переводе обращалось преимущественное внимание на точность и ясность передачи мыслей подлинника. Места Священного Писания везде приводятся с буквальною точностью по славянскому переводу Библии в тех случаях, если славянский текст верно и точно передает цитацию самого Амвросия, и в переложении на русский язык в том случае, когда Амвросий делает вольную передачу священного текста, следовательно не могущую соответствовать тексту славянской Библии.
* * *
Св. Амвросий родился около 340 года в христианской семье. Обладая богатыми природными дарованиями, при своем всестороннем образовании, Амвросий делал очень быстрые успехи на поприще общественного служения. До 374 г. он проходил различные светские должности. В 374 по единогласному решению граждан города Медиолана был призван к епископскому служению, которое и проходил до 395 года, когда закончилось его земное поприще.