святитель Амвросий Медиоланский

Слово о взаимной любви христиан

В книге Деяний Апостольских мы читаем, что благочестие народа под смотрением Апостолов было столь велико, и первое христианское общество так процветало, что, приняв веру, никто уже не берег для себя своего дома и ничего не почитал своим, но, по праву братства, все у них было общее. Те, кои исповедывали одну веру, имели между собою общение и в жизни, то есть, у кого была одна вера, у тех было одно и имущество, и у кого Христос был общий, у тех были общи и самыя издержки. Ибо мужи благочестивые считали преступлением не делать участником в своем имуществе того, кто участвовал с ними в благодати; а посему они, как братья, всем пользовались вместе. Братство во Христе несравненно лучше, чем братство по плоти; потому что братство по плоти состоит только в телесном сродстве; а братство во Христе – в единомыслии и единодушии, как написано: «народу же веровавшему бе сердце и душа едина» (Деян. 4, 32). Посему тот истинно брат, кто сходствует с нами не столько по телу, сколько по душе. Тот, говорю, есть истинный брат, у кого с братом один дух и одна воля. Итак братство во Христе (как я уже сказал), лучше братства по плоти. Братья по плоти иногда бывают во вражде друг с другом; а братья во Христе постоянно мирны между собою. Те иногда с завистию разделяют между собою общее достояние; сии всегда с радостию жертвуют друг другу и своею собственностию. Первые не редко презирают в обществе и роднаго; а последние часто принимают к себе и чужаго. Таково-то (как я уже сказал) было во время Апостолов благочестие христиан, что никто из них не называл собственнаго дома своим, никто ничего не присвоял себе, как говорит святый Лука: «и ни един же что от имений своих глаголаше свое быти, но бяху им вся обща» (Деян. 4, 32). Посему-то не было между ними ни одного беднаго. Итак блажен тот народ, который, имея многа богатых во Христе, не имел ни одного беднаго в настоящем веке, и который, помышляя о богатстве вечном, освобождал братию свою от временной нищеты. Ибо продавали, как говорит Писание, поместья и домы свои и цену проданнаго полагали к ногам Апостолов, чтобы доставлять каждому, в чем кто имел нужду (Деян. 4, 34–35). Видите веру святых мужей, как они для Христа лишались всего имения и ничего не оставляли себе. Ибо не заботились, чтобы самим не быть голодными, но заботились, чтобы не алкал другой.

Таково было благочестие в народе под смотрением Апостолов! В настоящее время находим ли мы что нибудь подобное? Конечно и у нас Христос тот же. Тот же Христос, но не то же сердце. Та же в народе Вера, но нет более той щедрости. Один не думает о бедности другаго, так что сбывается сказанное Апостолом: «ов убо алчет ов же упивается» (1Кор 11:21). Ибо многие из христиан не только не раздают своего, но еще похищают чужое. Не только, говорю, богатства своего не приносят к ногам Апостолов, но и приходящую братию свою отвлекают от ног священников. Ныне настало то время, о котором пишет блаженный Апостол: в последние дни умножится беззаноние и охладеет любовь (Мф. 24:12). Ибо теперь умножился грех скупости, который прежде исчезал от щедрости, и охладела любовь братская, которая некогда была распаляема любовию Христовою. Во времена Апостолов царствовала любовь братская, так что в обществе верующих не было бедности: а ныне такая холодность в христианах, что между ними едва найдешь одного богатого. Я разумею здесь богатого не столько имением, сколько делами. Ибо Апостол сказал: да будут богаты добрыми делами (1Тим. 6, 18). Он хотел, чтобы в обществе верующих почитали богатым того, кто богат во Христе. И то свидетельство, что во времена Апостолов не было ни одного беднаго, показывает нам, что тогда имели толикую благодать веры, что все преизобиловали богатством небесным. А в настоящее время между христианами редко находим богатаго, и хотя в домах многие богаты золотом, но в церкви они бедны благотворительностию. Ибо когда они помогают бедным не столько, сколько могут, то и приносимое ими бывает неприятно (Богу), и сберегаемое не насыщает их. Вот что сказал Господь Каину, когда сей приносил жертву: «еда, аще право принесл еси, право же не разделил еси, не согрешил ли еси? Умолкни» (Быт. 4, 7): так и ты, христианин, не праведно разделяешь, когда из великаго богатства более сохраняешь для чрева, нежели даешь Господу. Так и Анания, упоминаемый в книге Деяний Апостольских, думал, что он праведно принес; но, неправо разделив, потерял и те деньги, которыя принес, и те, кои оставил дома; – потерял не только деньги, но и спасение. Ибо когда он похитил часть из обещаннаго, то в одно и тоже время был обличен в святотатстве и обмане. В святотатстве, потому что солгал пред Богом в своем обещании; – в обмане, потому что решился утаить некоторую часть из целаго дара. Ибо Апостол Петр сказал ему: «не человеком солгал еси, но Богу» (Деян, 5, 4).

Итак, братие, если Анания осужден за то, что не все отдал, что сам обещал из своего имения: то что будет тому, кто не хочет отдать обещаннаго другим? Итак, братие, не упускайте из виду того, что вами обещано Богу, когда вы в первый раз приняли благодать Веры. Вот в нашем городе много странных и пришельцев, делайте то, что обещали, дабы и вам, как Анании, не было сказано: вы солгали не человекам, но Богу.


Источник: Святаго Амвросия Медиоланскаго, Слово о взаимной любви христиан. / Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академии». - СПб.: В Типографии Министерства Внутренних Дел. - 1837 г. - Часть IV. - С. 28-34.

Вам может быть интересно:

1. Слово о надежде воскресения святитель Амвросий Медиоланский 2,6K 

2. Слово утешительное на смерть императора Валентиниана Младшего святитель Амвросий Медиоланский 2,4K 

3. Слово обличительное по случаю затмения Луны святитель Амвросий Медиоланский 2,3K 

4. Слово о том, как должно встречать день Рождества Христова святитель Амвросий Медиоланский 3,1K 

5. Слово на Великую Субботу святитель Амфилохий Иконийский 1,5K 

6. Слово о новопросвещенных, или на Воскресение Господа нашего Иисуса Христа святитель Амфилохий Иконийский 1,5K 

7. Слово на Рождество Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа святитель Амфилохий Иконийский 2,6K 

8. Слово на день первомученика Стефана, или толкование на текст: Отче, если возможно, да минует Меня чаша сия святитель Амфилохий Иконийский 1,8K 

9. Беседа, сказанная в Ефесе, в собрании отцов преподобный Акакий, епископ Мелитинский 3,1K 

10. Творения древних отцов-подвижников – Святой Аммон профессор Алексей Иванович Сидоров 33,1K 

Комментарии для сайта Cackle