Том VII
В седьмой том собрания творений святителя Амвросия Медиоланского вошли трактаты «Об обязанностях» и «О бегстве от мира». Все тексты представлены на латинском языке и в русских переводах.
ТРАКТАТ СВТ. АМВРОСИЯ МЕДИОЛАНСКОГО «ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ» В АНТИЧНОЙ И ХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ
В декабре 44 г. до н. э. Марк Туллий Цицерон завершил трактат «Об обязанностях к сыну Марку» (De officiis ad Marcum filium), последний из чреды великих философских текстов, созданных им незадолго до смерти. Источником вдохновения и мыслей для Цицерона послужило сочинение Περί καθήκοντος Панэтия Родосского (180—109 гг. до н. э.). Панэтий был учителем Посидония Родосского, у которого в свою очередь учился сам Цицерон. О философских взглядах самого Цицерона можно долго спорить, ведь известно, что он также учился у стоика Диодота, у эпикурейца Федра и у Филона из Новой академии, поэтому в его сочинениях мы находим сложный конгломерат идей многих философских школ. Не случайно в своем программном философском сочинении «О пределах блага и зла» Цицерон выбирает форму диалога — не только подражая Платону, но и давая представителям разных философских школ сказать о своем учении. (Цицерон гордился тем, что научил римских философов говорить на латинском языке; в трактате «О природе богов» мы находим его рассуждение о том, что хотя до него многие учились у греков, но не могли ничего сообщить своим соплеменникам, так как не находили слов на латинском языке, однако в самом себе Цицерон уверен и не боится быть побежденным греками в словесном состязании (см.: nat. 1. 8). В другом трактате «О пределах блага и зла» (1. 10; 3. 5) он несколько раз подчеркивает превосходство латинского языка над греческим.
В сочинениях Цицерона происходила выработка философской терминологии и понятийного аппарата для выражения философских категорий, он создавал новые слова, обращаясь к греческому словесному материалу. Но в истории римского стоицизма Цицерон занимает особое место — во многом благодаря Цицерону стоические идеи были восприняты христианскими авторами и в переосмысленном виде вошли в христианское этическое учение. Примером такой идеологической переработки является трактат свт. Амвросия Медиоланского «Об обязанностях».
Хронология текстов свт. Амвросия представляет сложную и запутанную проблему.
Вероятно, рассматриваемый нами текст относится к периоду между 386 и 389 гг. Святитель называл его, следуя Цицерону, «Об обязанностях», под этим заголовком трактат известен и блж. Августину Гиппонскому. Автор не скрывал, что текст создавался не только под влиянием одноименного сочинения Цицерона, но и прямо ориентирован на него (святитель несколько раз называет своего предшественника по имени, например, дважды в off. 1. 24; 1. 43, 82, 180, хотя по большей части отсылает к нему словами:ferubt, nonnuli putant, legimus.
(Фрагмент)
Содержание
Список сокращений 11
DE OFFICIIS / ОБ ОБЯЗАННОСТЯХ
Н. А. Кулькова. Трактат свт. Амвросия Медиоланского «Об обязанностях» в античной и христианской традиции 21
Библиография к трактату «Об обязанностях» 30
De officiis 36
Liber primus 36
Liber secundus 206
Liber tertius 300
Об обязанностях. Пер. H. А. Федорова 37
Книга первая 37
Книга вторая 207
Книга третья 301
Индекс имен и географических названий к трактату «Об обязанностях» 392
Индекс цитат из Священного Писания к трактату
«Об обязанностях» 394
Указатель имен к трактату «Об обязанностях» 403
DE FVGA SAECVLI / О БЕГСТВЕ ОТ МИРА
Н. А. Кулькова. Литературные предшественники сочинения «О бегстве от мира» свт. Амвросия Медиоланского 405
Библиография к трактату «О бегстве от мира» 412
De fuga saeculi 416
О бегстве от мира. Пер. Т А. Миллер 417
Индекс имен и географических названий к трактату «О бегстве от мира» 484
Индекс цитат из Священного Писания к трактату «О бегстве от мира» 484
Данный труд святителя Амвросия Медиоланского пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже.
Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru