Источник

Часть 2. Преподобный Антоний Оптинский. Наставления пословицами и поговорками, духовные поучения и размышления в письмах к духовным чадам

Если слишком много сих уроков для Вас, то, хотя по силе, сколько можете, старайтесь усвоить себе полезное.

Преп. Атоний Оптинский

Из предисловия к книге «Письма игумена Антония (Оптинского)»56

«Слово о. Антония как устное, так и письменное, по свойству своему простое, мягкое, всегда было растворено духовной солью и отличалось какой-то меткостью и своеобразной выразительностью и силою, и часто даже в простой и шутливой форме содержало высокое назидание. Всеми чувствовалось, что поучения о. Антония, устные и письменные, были плодами многолетних иноческих трудов, опытного знания Отеческих писаний, личной внимательной наблюдательности всякого рода людей и монашеского деятельного жития и разумения».

Как после ненастья бывают дни красные, так и после уныния весело бывает на душе

Как после ненастья бывают дни красные, так и после уныния весело бывает на душе

Если присмотримся мы на жизнь человеческую в мире сем, то увидим, что и она бывает когда красна, когда черна, т.е. бывают дни красные, радостные, бывают и черные, мрачные от разных житейских неприятностей. А это указывает, чтобы в радости не забываться, а в неприятностях не слишком падать духом. Ибо как после ненастья бывают дни красные, так и после уныния весело бывает на душе.

Мрачные мысли как осенние облака

А что мрачные мысли нередко беспокоят Вас, не смущайтесь, ибо мрачные мысли как осенние облака, одни за другими находят и затемняют свет. Но и они проходят, и небо остается чисто и приятно... Так и мысли наши − побродят, побродят по белу свету, и ум усядется на своем месте, тогда и тихо, и весело бывает на душе.

Не унывай, но на Бога уповай

Посему, любимиче мой, не унывай, но на Бога уповай, ибо всему будет свой конец. Как по лютой и хладной зиме и трескучим морозам приходит приятная и отрадная весна с летом красным, так и по скорби твоей настанут дни отрадные и радостные, и смиренная твоя душа забудет все минувшее горе за радость, и меня, грешного, вспомнит, что я правду ей сказал.

Иному горе от ума, а иному горе без ума

Иному горе от ума, а иному горе без ума

...Болезновал я сердцем моим, что не с кем размыкать Вам своего горя. У каждого человека свое горе, иному горе от ума, а другому горе без ума. А у Вас, замечаю я, наиболее горе от многомыслия. А посему, чем много думать и разговаривать с собой, лучше будет немного сказать: не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене.

Ум свой хотя и хорошо, а два лучше

Хорошо, что Вы надумали прокатиться к нам, хотя бы и на краткое время. Может быть, трудный теперешний путь послужил бы Вам и в пользу, ибо по пословице: ум свой хотя и хорошо, а два лучше. Тогда мы обо всем, что нужно, переговорим. А до того времени запишите для памяти, о чем должно спросить.

Фома не купил ума, а свой продает

Если во время пребывания Вашего у нас чем-либо мы Вас не упокоили или соблазнили и проч., то за оное смиренно просим милостивого извинения Вашего и всепрощения, особенно я, многогрешный, невежественный и грубый, так что мне и самому бывает и совестно, и стыдно, по пословице: Фома не купил ума, а свой продает.

Если и малейшую искру будешь раздувать, то произойдет пламень

Какие бы ни были огорчения, они подобны малейшей искре, т.е. плюнешь − потушишь57. А если и малейшую искру будешь раздувать, то произойдет пламень и все доброе устроение в человеке истребит, а раздувание это составляется от многомыслия...

В каждом доме есть свой устав

Хозяин в дому как Адам в раю

Вы уведомляете, что Вы с Е.Г. остались в наследственном доме полными хозяевами, о чем слава Богу! Ибо хозяин в дому как Адам в раю. Дай Бог, чтобы радость сия продолжалась долее и долее. Но замечено, что в коем доме сохраняется взаимно между собой мир и любовь, то это диаволу как нож острый в горле. А посему вот уже старается он через Н. потрясти Вас хорошенько...

Когда у мужа с женой лад, то не нужен будет им и клад

Читая Ваши послания и видя из них о Вашем единодушии с дражайшим другом Вашим и о взаимной друг ко другу любви, я сердечно порадовался тому и благодарил Господа Бога, увенчавшего Вас сею богатою милостию Своею, т.е. единомыслием и любовию, ибо весьма справедливо сказано, что когда у мужа с женой лад, не нужен будет им и клад.

А в коем доме будет мир и лад, в там доме будет обитать и Бог, чего от всей души богомольчески Вам желаю.

Дальше моря меньше горя

Брачная жизнь − Богом благословенная жизнь, и иноческая жизнь − святая и ангельская жизнь, и та и другая − богоугодная жизнь. Но в брачной жизни сколько человек встретит различных забот и горя? А посему справедливо старинная пословица гласит: дальше моря меньше горя.

А об иноческой жизни можно сказать то, что блаженная это жизнь, впрочем, не легкая, а многотрудная. А посему, если говорят о портных: должно семь раз прежде примерить, а однажды отрезать, то о монастырской жизни должно прежде не семь раз, но семьдесят раз хорошенько обдумать и потом уже однажды решиться навсегда вступить в обитель святую на жизнь монашескую.

После будешь жалеть, да не воротишь

Вы назвали себя железом, но оно без огня бывает твердо и непреклонно, а посему лучше будьте золотом, которое мягко, и светло, и ценою дороже железа. Сколько можно, старайтесь быть смиренными в духе. Это такое счастье, которого на свете выше нет. Человек смиренный живет на земле, как в Царстве Небесном, всегда весел и спокоен, и всем доволен. Бога ради, блюдись капризничать против матери. Ей, грешно! После будешь жалеть, да не воротишь.

Об отношении к родителям

Об матушке Вашей невыгодного мнения весьма опасайтесь. Господь повелел чтить родителей58. Частое негодование ее – не что иное, как недуг душевный, подобный болезни тела, т.е. иной человек болезнь свою тихо и терпеливо сносит, а иной стонет, охает, кричит, а иногда и сердится, и бранится на всех. И если бы в матушке не было того, что было, то и Вы, может быть, были не таковы, каковы ныне.

Век живи, век и учись!

Вместе с поздравлением моим усердствую Вам книжечку «Уроки жизни святителя и чудотворца Тихона Задонского», из коих хотя один во славу Божию утвердите себе, ибо есть русская поговорка: век живи, век и учись! А посему и мы с Вами то же должны делать, т.е. всю жизнь учиться.

Ни спасибо, ни прости

За всё благодетельство Ваше, оказанное мне, я, при своем отъезде, не успел ни спасибо, ни прости сказать. Нередко так поступают и дураки, т.е. за хлеб и соль хозяев не благодарят, но мой невежественный поступок произошел неумышленно, а потому и надеюсь, что будет Вами извинен и великодушно прощен.

В каждом доме есть свой устав

День Ангела Вашего желаю радостным и благоговеющим сердцем встретить Вам и препроводить, ибо продолжение жизни нашей есть продолжение милости Божией к человеку.

А посему и дни рождения и тезоименитства59 должно провождать не столько в шумном и рассеянном праздновании, сколько в благоговении.

У нас в монастырях так и поступают, т.е. день Ангела своего чтут заблаговременным приготовлением к приобщению Св. Таин. Но в светских домах − в каждом доме есть свой устав, а с нашим уставом назовут человека сумасшедшим и пронесут имя его, яко зло.

Святые Христовы Тайны не точию [не только] подкрепляют душевные наши и телесные силы, но и очищают нас от прежде бывших грехов и предохраняют от искушений.

Старинные друзья как старое платье, − при новом не очень нарядно

Сердечно сожалею о том, что Вы с А.М. не по-прежнему живете. Конечно, старинные друзья как старое платье, − при новом не очень нарядно, но должно воображать, что оно прежде покоило нас и грело, потому презирать оных друзей, как старое платье, не должно, дабы [чтобы] и нашей ветхости кто не презрел.

Польза не от количества слов, а от качества

Польза не от количества слов, а от качества

Польза наша бывает не от количества слов, а от качества. Иногда и много говорится, а слушать нечего. А в другое время и одно услышишь слово, и оно останется на всю жизнь в памяти. Я с Т.В. в течение десяти лет много говорил, но как вода в решете, ничего доброго не осталось в памяти, кроме постоянного негодования его на всех и на все.

Ненужное спро́сите, ненужное и услышите

Когда б Вы разумно сидели в своей келии, то не только не чувствовали бы скуки, но обрели бы и удовольствие душевное, а вместе с сим и Царствие Божие внутри себя. Но вы отыскиваете оное часто вне себя. Ибо если без дела в чью келию пойдете, бездельное и встретите; и если у кого ненужное спросите, то ненужное и услышите. А посему сиди более в келии своей, и та тя всему научит доброму!

Мягкое слово более имеет силы

А в рассуждении раздражительности советую Вам охранять себя, как от смертной отравы, которая заметным образом губит здоровье, недействительными делает медицинские средства и самую жизнь сокращает. Можно то же самое говорить и без желчи, ибо мягкое слово более имеет силы.

У иных людей язык бывает тростию Святого Духа, т.е. назидательным и утешительным, а у других − язык произносит слова диавольские, раздражительные, до болезни расстраивающие окружающих.

Кто чем богат, тот тем и потчует

Сожалею я и о том, что Вы в гостях у Ф. не много находите питания для своего духа. Что делать? Кто чем богат, тот тем и потчует. Как сказано: благий человек от благого сокровища сердца своего износит благое (Лк. 6, 45), а другой, подобно попугаю, мелет и сам не знает что. Но добрые люди с удовольствием слушают и их. Так и Вы, без скуки мимо ушей пропускайте все.

Кто крепко на Бога уповает, тому Бог во всем помогает

Не унывай, а на Господа Бога уповай

Вы ублажаете меня за избежание из мира от суеты сует. Впрочем, и я, так как и Вы, не без креста, ибо каждому человеку, в каком бы он ни был быту, от Бога дан свой крест, который должно всякому с детскою покорностью к Отцу Небесному нести, поскольку [так как] от малодушия и нетерпения легче не бывает. И когда, по слову св. апостола Павла, спасается жена чадородия ради (1Тим. 2, 15), то и муж спасается же. А посему, возлюбленне, не унывай, а на Господа Бога уповай, Который того ради и сотворил Вас, чтобы спасти Вас.

Скажу Вам и о себе, что я в жизни своей не много видел неприятностей от людей, не потому чтоб я был исправен, а по милости Божией ко мне. Но вместо того я почти всю жизнь свою провел в различных болезнях телесных, ибо каких болезней я ни перенес, как и теперь тяжко страдаю от болезни в ногах 22 года. И никакие средства не облегчают мне боли, и все это должен терпеть я до смерти, ибо так угодно Богу! Посему всякому человеку от Бога дан свой крест, который и должен он нести. Но мой крест, как болезнь тела, легче Вашего, ибо вы страдаете душевно.

Кто боится Бога, тот не боится ни воров, ни мошенников

Не опасайтесь подозрительных людей, ибо кто боится Бога, тот не боится ни воров, ни мошенников. А для успокоения своего прочитывайте Вы девяностый псалом, в коем Дух Святый говорит: не приидет к тебе зло и проч.

Вы опасаетесь неприятностей себе от злых и бессовестных людей. Иные боятся всякой всячины: и лягушек, и мышей, и тараканов, т.е. всего боятся, кроме Бога. А диавол, непримиримый враг наш, лютее В.Г. и «ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» (1Пет. 5, 8), но без попущения Божия никакого зла человеку сделать не может, даже и над свиньями власти не имеет, т.е. кто свински живет. А кто со страхом Божиим жизнь свою проводит, около тех ополчается Ангел Господень. И тако возверзите печаль свою на Господа.

Диавол, по своему обыкновению, всякую вещь показывает новоначальным в превратном виде, т.е. белое − черным, и свет − тьмою.

Беды не только от разбойников, но и от сродников

...Человеку во всю жизнь должно иметь брань. Не то, чтоб браниться со всеми и ссориться, но выдерживать от всех неприятности и нападения, ибо беды не только от разбойников, но и от сродников, и от недрузей и друзей, и от дальних и ближних. А к сему еще непримиримый враг «диавол ходит, как рыкающий лев ища, кого поглотить» (1Пет. 5, 8). И посему всякому человеку должно быть не без опасения, как бы не попасть ему в зубы.

Я, грешный, для успокоения себя от сего страха всегда читаю Давидов псалом 26-ой. Советую и Вам прочитывать его, и Вы не будете страшиться ничего.

Выгоднее терпеть нападение, нежели наносить другим.

Кто на Бога уповает, тому Бог во всем помогает

Нет сомнения в том, что кто на Бога уповает, тому Бог во всем помогает.

На днях неожиданно посетил меня П.К. и говорил со мною часа два. Человек он добрый и приятный в обхождении, но успеха в предприятиях своих что-то мало имеет: или потому, что скуден в смиренной мысли о себе самом, или Бог испытывает терпение его и веру. Нам вовсе непостижимы судьбы Божии: почему один есть нищ и убог, а другой мыслит, что сотворю, яко не имам, где собрати плодов (Лк. 12, 17)! Но одно только нам известно, что Бог человека богатит и убожит.

У Господа Бога для вас милости много

О будущей участи своей или моей не думайте много, ибо у Господа Бога для Вас милости много. Довлеет дневи злоба его60, т.е. довольно с нас о настоящем дне позаботиться, чтобы провести его как бы получше, а не о будущих многих летах забивать себе голову. И посему не смущайтесь Вы и не испытывайте, почему случается не то, чего хочется, а то, чего бы никогда не хотелось, ибо Бог лучше знает, что для нас полезнее здоровье или нездоровье.

Чрезмерная печаль омрачает ум и лишает человека здравомыслия, а в словах святых − свет Христов просвещающий!

В одном кармане пусто стало, и в другом нет ничего

В одном кармане пусто стало, и в другом нет ничего

Сердечно сожалею я и о денежных недостатках Ваших и думаю, что это искушение попустилось испытать Вам не потому ли, что прежде, когда в обилии бывали у Вас деньги, Вы не знали им цены, и сыпались тогда из кармашка Вашего рубли, как копейки, нипочём. А ныне в одном кармане пусто стало, и в другом нет ничего. А посему и терпи, бедняжка, горе и пей воду вместо сладкого меду. Впрочем, не беспокойтесь! Ибо Господь, богатый в милости и щедротах, не оставит Вас без помилования.

Не цените разбитое слишком дорого

Не беспокойтесь о разбитой скудельнице61, и, подобно Волкову62, не цените разбитое слишком дорого. Ибо мир ничтожные вещи и скудельные черепки оценивает весьма дорого, а вещи весьма дражайшие [очень дорогие] и бесценные ставит за ничто, т.е. потерю времени в праздности и лености, и в беспечности о спасении своей души, которой ничего нет дороже на свете.

Живу, как Кузьма и Демьян – без сребренников

Может быть, доходов в Д. монастыре будет меньше, зато и расходов будет меньше...

К сему скажу Вам и о себе самом, что я хотя и игумен, но живу как Кузьма и Демьян – без сребренников, т.е. ничего у себя не имею, но ни голоду, ни холоду не чувствую, и каждый день Бог питает меня досыта. А посему Он, по милосердию Своему и Вас не оставит без призору.

О выгодах и барышах загадывать не должно, ибо в настоящее время и то немалый барыш, когда помилует Бог от убытка.

Сребренники иметь не противно здравому смыслу, но только старайтесь употреблять оные не на пустошь, а наиболее на уплату своих греховных долгов, ибо милостивые помилованы будут и в жизни сей и в будущей.

Не все будет масленица

О посте

Поздравляю Вас не с масленицей, а с наступающим святым и душеполезным постом, который должно сохранять и об масленице (т.е. и во время ее), по словам св. Василия Великого, удостоверяющего, что на всякое время пост полезен есть. Но истинный пост есть не брашен63 одних ошаяние64, но злых и небогоугодных дел отчуждение65. Прошу помолиться и обо мне, чтобы менее раболепствовать чреву, а более работать бы Господу Богу.

Не все будет масленица...

Приношу Вам поздравление мое с честной или, прямее сказать, бестолковой масленицей. При веселом и всенародном праздновании этом не мешает всякому празднолюбцу помнить древнюю русскую пословицу: не все будет масленица...

Пост и худую пищу в сладость претворяет...

Вас Господь питает манною, а посему только и жить, да Бога благодарить. А мы, грешные, нередко и сухарики грызем... А притом и то скажу, что и сухари, если до вечера поговеть, будут похожи на манну, ибо пост и худую пищу в сладость претворяет, и горькая редька с хреном вместо сахара бывает. Почему и мы за все благодарим Бога.

Почему люди беспрерывно хворают и, не доживши своего века, умирают?

Помню я, что благочестивая бабушка Ваша за то, что была благочестива, много молилась и все посты и постные дни всегда хранила, редко когда хворала и прожила близ [около] ста лет. А дети ее, как и некоторые внучата, не усвоили себе ревности ее к благочестию, особенно без зазрения совести нарушают посты, зато почти беспрерывно хворают и, не доживши своего века, умирают.

Для невоздержанного легче умереть, чем не пить вина

Спрашиваете Вы меня о кофее, пить его или не пить? Но как с ним расстаться, если он наш любезный друг! С ним веселее и покойнее бывает, а когда его нет, тогда и в ясный день, как в ненастный, все заболит! Он же, кофей, и наветник Ваш и злодей... Он, на замечание66 мое, здоровье Ваше отравляет, ибо Вы год от года ощутительно хиреете и обессиливаете. Но как для невоздержанного легче умереть чем не пить вина, так и нам с Вами: с кофеем расстаться – с душой расстаться. Ибо страсти отсекать – как члены свои отсекать: для сего потребно решительной воли, а мы оной ни в чем не имеем. А посему что же нам делать? Опять то же, т.е., помолясь Богу, будем без смущения пить кофей!

Будьте владыкой, а не рабой своих желаний.

Худые привычки скоро и удобно в нас входят, а отвычка же очень трудна и неудобна.

Под лежачий камень и вода не подходит

И рад бы в рай, да грехи не пускают

Сердечно пожалел я о том, что давнее желание Ваше не увенчалось успехом. Как говорится: и рад бы в рай, да грехи не пускают. А более всего та причина, что когда можно было бы ехать и доехать, но, по принятому навыку, добрые намерения откладываются вперед от одной недели до другой, от одного месяца до другого. И таким образом проходят и годы, а потом, если вздумается исполнить давнее желание, уже встречаются невольные препятствия, что самое, видимо, и с Вами случилось.

Конечно, легче было бы с сытым чревом и с мягкого пуховика, перевернувшись, да прямо в пресветлый рай, но туда с креста дорожка проложена, ибо Царствие Божие не одной или двумя скорбями достигается!

Лежачи и покоясь, как бы не свалиться в преисподнюю.

Под лежачий камень и вода не подходит

Вы пишете, что весьма трудно из дома выезжать, но я слыхал, что под лежачий камень и вода не подходит. Мне сказывали про одного лежачего, что один мошенник пришел к нему в дом и стал с него, сонного, стаскивать шубу. А он и слышал это, но, поленившись, не хотел взглянуть, кто с него тащит, а проснувшись, остался без шубы.

Тако и Вы, если не будете выходить и выезжать из дома, и всматриваться в хозяйство свое, то все у Вас растащат, не только чужие, но и свои, придворные. А при том, за несмотрение должно еще и ответ Богу давать, как сказано: плохо не клади, вора в грех не вводи.

Легче болеть брюхом, нежели духом

О смирении

Я и сам, подобно Вам, в начале поступления моего в пустыню имел характер самый пренесносный, и старец мой чего-чего не употреблял, чтобы смирить мою жестоковыйность67. Но ничего так ни смиряло моего окаянства, как ежегодное, по нескольку раз, в течение шести лет, очищение всех скверных отхожих мест в обители. А в дополнение к сему нередко посылаем был с лукошком по проезжим дорогам собирать для удобрения огородов конский и скотский помет.

И в начале святое послушание это было для меня не без горя и не без слез, но, наконец, с каждым годом становилось легче и легче. Так, любезная матушка, без смирения в духе спастись невозможно, а смирению от одних слов научиться нельзя – потребна практика, чтобы кто трепал нас и мял, и выколачивал кострику, без чего и в Царствие Божие попасть нелегко, которое многими скорбями приобретается.

Без смирения человек беден и никогда не может быть покоен в духе, без которого (смирения) и великодаровитые люди – навозная куча!

Легче болеть брюхом, нежели духом

Вы от недостатка в смирении страдаете духом, а я от невоздержания часто болею брюхом, но, думаю, легче болеть брюхом, нежели духом! На мое недугование врачевство – диета, т.е. воздержание, а на ваше – смирение Христово, и обрящете покой непокойной душе своей.

Если бы Вы, друг мой сердечный, напитанным имели сердце свое, как некую губку, смирением Христовым, тогда не было бы Вам ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но всегдашнее успокоение и утешение, ибо смиренных сердцем не точию [не только] Сам Бог и Ангелы Его любят, но и люди благоговеют, а бесы со искушением и носу показать пред смиренным не смеют.

В гостях хорошо, а дома сидеть лучше

Насчет вопрошения Вашего о путешествии, ответствую: в гостях хорошо, а дома сидеть лучше.

Путешествие свое прошу отсрочить до времени, ибо Царствие Божие должно отыскиваться не за оградой своей, а внутри, т.е. в сердце своем.

За мухой не с обухом...

Сожалел я и о бывших искушениях, и о прискорбиях душевных с Вами, которые, как и осенние мухи, обеспокоивают и приводят иногда в нетерпение, но по пословице: за мухой не с обухом, т.е. не кулаком должно отмахиваться от них, но ограждать себя всякий раз крестом святым и говорить: Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, нетерпеливую! И они, т.е. скорби, как мухи, прочь отлетят от Вас.

Каков поп, таков и приход

По гнилости недугов нужен и врач опытный.

Если же кто, надеясь на свой разум, думает не иметь нужды в руководителе, таковый вскоре заблудит от пути правого. Почему и должны со слезами молить Бога, чтобы даровал Вам наставника или наставницу не заблудную68, ибо по гнилости недугов нужен и врач или лекарка опытные и благоискусные. Потому и должно хворому искать не столько обильную и покойную больницу, сколько врача искусного.

Каков поп, таков и приход

Насчет своего прихода, который Вам не нравится, должен Вам сказать шуточную пословицу: каков поп, таков и приход, или каков приход, таков и поп. А в церкви, какая бы она ни была, как в святыне, благоговеть должно.

По мере веры своей в них (духовников), такие и ответы услышите от них

Вы пишете, что от московских отцов такой пользы не находите, какую ощущаете от пустынных. Это может быть потому, что и пророки во отечестве своем от своих ни чести, ни доверия не имеют69, а посему не они виноваты, а те, которые без веры ищут пользы.

Есть люди смиренные, которые от всякого отца что-нибудь полезное усваивают. А также есть люди несмиренные, которые не точию [не только] живым, но и отшедшим, т.е. отцам, прославленным Св. Церковью, не во всем доверяют.

Един Бог действует во всех духовниках и старицах, и по мере веры своей в них, такие и ответы услышите от них.

Как у старого коня, не по старому хода

На мельницах и камни жерновые смалываются

О зубной болезни Вашей сердечно сожалею я, но нисколько не удивляюсь этому. Ибо на мельницах и камни жерновые смалываются. А зубам нашим в течение жизни немало было работы. А главная причина болезни та, по словам св. Давида, что зубы грешников Бог сокрушает (Пс. 3, 8). А мы с Вами в числе грешников не последние лица.

Сожалею я о болезни Ваших зубов, но и сам, подобно Вам, страдаю от них. Но и как им не болеть? Сколько им, бедным, работы при жевании всякой пищи, сколько им всякий раз ударов от нашего языка при гневе, при празднословиях, при шутках? Еще как они, бедные, до сих пор держатся в нашем рту? Это я Вам говорю только касательно своих зубов, а Ваши болят от цинги.

На Бога и одним глазом смотреть можно

Сожалею я о Вашей сестрице, что она лишилась зрения одним глазом. И я тоже пользуюсь одним глазом, но на Бога смотреть можно. Так и Вы посоветуйте от меня сестрице своей, чтобы ясным глазом смотрела она к небу, а другим – на суету сует, чтобы не видеть ее.

Смерть не за морями, а у каждого за плечами

Сердечно сожалею я и о ваших беспрерывных недугованиях, и о том, что свирепствует смертность в селении Вашем. Что делать? Все мы теперь живем и ходим посреди сени смертной, ибо смерть не за горами, а у каждого за плечами. Страшимся за смерть одного и другого, но мысль об исправлении своем отлагаем впредь, когда язык наш нем будет.

Страх смерти напал на Вас. Но наиболее должно бояться тем, кто не имеет сего страха, ибо смерть ныне не за морями, а у каждого за плечами, того и гляди – до беды.

Нынешние люди всего боятся, кроме Бога.

Должно бояться не холеры, а тяжких грехов, ибо смертная коса косит человека, как траву, и без холеры.

А у смерти много есть орудий на поражение людей и без холеры, но ни одного человека не смеет коснуться без повеления Божия.

И в каком месте назначено от Господа человеку умереть, то, хотя бы был он за границей за многие тысячи верст, непременно прибудет он к месту своего назначения – и в свое время, ибо повеление Божие выполняется в точности.

Наконец и то будет, что и нас с Вами не будет!

О продолжении жизни

Вы просите меня помолиться о скорой кончине Вашей, но я от сей просьбы Вашей пришел в затруднение, ибо как просить Бога о том, что Ему не угодно. Поскольку [так как] продолжение жизни есть продолжение милости Божией к человеку, то как же просить о прекращении оной?

…Лучше, дай Бог Вам, переменить не живот [жизнь] на смерть, а нетерпение свое на благодушие, и благо ти будет!

Не желайте смерти как развязки, ибо человеку не известно, какая ожидает его участь за гробам.

Как у старого коня, не по старому хода

Что ж касается до меня, то милостию Божиею доселе живу и движусь, но здоровьем своим не похвалюсь, которое оскудевает у меня. Посему и у меня, как у старого коня, не по старому хода: и ждать больше нечего, как переселения из здешней жизни в будущую. Придет время, когда кто-либо скажет и обо мне: жил-был старик да и умер. Посему смиренно прошу Вас, любезная матушка, помолитесь о мне, грешном, ко Господу Богу...

Радуюсь! Фрагменты из писем к духовным чадам Антония Оптинского

Истину говорю Вам. Сердечно радуюсь я о Вашем чудотворном исцелении, радуюсь о Вашей радости, радуюсь о всех благих и смиренномудрых упражнениях или воображениях Ваших более, нежели о собственных, считая все оное как бы своим.

И когда Вы покойны и веселы о Господе, тогда и у меня бывает праздник на душе, а когда вы хмуритесь и пригорюнитесь, тогда и в красный день у меня на душе ненастье ненастьем!

Вот готов бы, кажется, я убогий, передать Вам, возлюбленное чадо, всю внутреннюю тишину свою, и мир, и радование о Господе, но не знаю, будет ли оным [им] место у Вас, поскольку и священники ежедневно мир всем от Бога возвещают, но только в смиренных душах оный почивает!

И хотя и я сам скуден здоровьем, но с Вами страстотерпице Христова, поделился бы последним, если бы можно было сообщить от одного другому так же, как мы переливаем целительный бальзам из одного сосуда в другой. Но это не в нашей воле, а в Божией, Который глубиною мудрости Своей человеколюбиво все строит и полезное всем подает.

Итак, возлюбленное чадо мое, не огорчитесь Вы на меня за то, что я одною рукою поглаживаю Вас по головке за все доброе, а другою – деру за ушко за все недоброе.

Житие преподобного Оптинского старца Антония

Преподобный Антоний (в миру Александр Путилов) родился 9 марта 1795 года в г. Тутаеве (бывший г. Романов) Ярославской губернии. Призвание к монашеской жизни он почувствовал еще в ранней юности, чему послужил и пример его старших сродников и братьев, посвятивших себя иноческой жизни.

При нашествии французов в 1812 году Александр оказался в Москве и сильно пострадал от них. Бежал в Ростов к своим родным, а оттуда через некоторое время отправился в Рославльские леса, где уже пять лет подвизался его старший брат Тимофей – будущий игумен Оптиной Пустыни преподобный Моисей.

В 2 февраля 1820 года Александр был облечен в ангельский образ и наречен Антонием. Вскоре, сполняя волю епископа Калужского Филарета (Амфитеатрова), преподобные Моисей и Антоний отправляются в Оптину Пустынь для основания при обители уединенного скита.

Очистив от леса место, пустынники построили небольшую келлию и соорудили церковь во имя святого Иоанна Предтечи Господня, а затем стали строить и братские корпуса.

В 1825 году, после назначения преподобного Моисея настоятелем Оптиной Пустыни, преподобный Антоний был определен начальником скита. За четырнадцать лет его начальствования скит получил прочное основание как во внешнем, так и в духовном отношении, сюда стали стекаться мудрые в монашеской жизни и крепкие в духовных подвигах старцы.

В 1839 году игумен Антоний был назначен настоятелем Малоярославецкого Николаевского монастыря и тринадцать лет нес это тяжелое для него бремя.

В 1853 году он был по болезни уволен от настоятельства и вернулся в Оптину Пустынь, где и прожил на покое двенадцать лет.

Как великий любитель безмолвия, преподобный Антоний желал уединенной жизни, проводимой в молитвенных трудах, чтении и богомыслии, но его духовные дарования привлекали к нему множество посетителей, как иноков, так и мирян. Богодухновенное его слово имело такую неотразимую силу, что иногда в течение одной беседы человек духовно перерождался: часто под его духовным влиянием люди, потерянные в глазах общества и в собственных глазах, обращались к христианской жизни, отрекались от мира и остаток своих дней посвящали Богу.

9 марта 1865 года, старц принял великую схиму. В июле того же года он тяжко заболел и с этого времени ежедневно приобщался Святых Таин. 7 августа преподобный мирно почил о Господе.

Память преподобного Антония Церковь совершает 7/20 августа – преставление, а также 11/24 октября в Соборе преподобных Оптинских старцев.

* * *

56

Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1869.

57

«Если подуешь на искру, она разгорится, а если плюнешь на нее, угаснет: то и другое выходит из уст твоих» (Сир. 28, 14).

58

«Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будешь на земли» (5-ая заповедь).

59

Тезоименитство − именины; день ангела, именин (В. Даль).

60

«…Довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6, 34).

61

Скудельница – здесь: ваза (ред).

62

Волков – известный антикварий в Москве в то время.

63

Брашно – кушанье, пища.

64

Ошаяние – устранение, удаление.

65

Отчуждение – удаление, устранение (В. Даль).

66

Здесь: как мною замечено. (Ред.).

67

Жестоковыйность – бесчувственность, упрямство, упорство.

68

Заблудный – совратившийся с прямого и должного пути (В. Даль).

69

«…Истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве (Лк. 4, 24).


Источник: Преподобные оптинские старцы Амвросий и Антоний : Наставления пословицами и поговорками, духовные поучения и размышления / Изд.: Сретенского монастыря Сестричество святителя Петра, митр. Московского. – Москва ; Сергиев Пасад : Патриарший изд.-полиграф. центр, 2003. – 127 с. ISBN 5-7533-0232-7.

Комментарии для сайта Cackle