святитель Филарет (Амфитеатров), митрополит Киевский
Письма
- Письма высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Киевского и Галицкого к Кириллу, архиеп. Подольскому 0
- Письма святителя Филарета (Амфитеатрова), Митрополита Киевского, к святителю Игнатию
- Письма Филарета, митрополита Киевского, к Иннокентию, епископу Херсонскому
Проповеди и слова
- Слова и речи говоренные в разные времена 0
- Слово в день тезоименитства благочестивейшего государя-императора Николая Павловича сказанное в Киево-Печерской Лавре 6-го декабря 1854 года 0
Священное Писание Ветхого Завета
Священное Писание Нового Завета

Видный церковный деятель первой половины XIX века. Подвижник, храмоздатель, покровитель духовного просвещения, попечитель нуждающихся, основатель Иоанно-Предтеченского скита Оптиной пустыни, Киево-Софийского духовного училища и пр.
Биография
Детство. Образование
Святитель Филарет, в миру Феодор Георгиевич Амфитеатров, родился 17 апреля 1779 года в селе Высоком Орловской губернии в благочестивой семье священника Георгия Никитича Амфитеатрова. Феодор родился очень слабеньким и почти слепым, но этот слабый младенец по средам и пятницам постился, не принимал даже материнского молока. В детские годы Феодор очень любил посещать храм. С шести лет он начал учиться грамоте. Первым учителем его был дед. На 10-м году жизни, в 1789 году, Феодор был принят сразу во 2-й класс Орловского духовного училища. В 1795 году, как лучший ученик училища, он был переведен в богословский класс Севской семинарии1, которую окончил в 1797 году.
Монашество. Священство
Исполняя давнее свое желание, Феодор по окончании семинарии подал прошение о пострижении в монашество. 7 ноября 1798 года он был пострижен с именем Филарет. Как выдающийся выпускник семинарии, отличавшийся доброй нравственностью, он был оставлен в семинарии преподавателем. Через 2 дня после пострига монах Филарет был рукоположен во иеродиакона, а в январе 1799 года — во иеромонаха. В 23 года (в 1802 году) он был уже ректором Севской семинарии и настоятелем Свенского монастыря в сане игумена, а в 1804 году возведен в сан архимандрита.
Труды в Орловской епархии
Отец Филарет ревностно исполнял возложенные на него обязанности и пользовался особым покровительством Орловского епископа преосвященного Досифея. Но это покровительство не использовалось архимандритом Филаретом для личных выгод. Если только дело касалось прямого долга и пользы службы, он действовал решительно, не боясь отрицательных последствий. Такое поведение отца Филарета привело к тому, что отношение епископа Досифея к нему постепенно ухудшилось, и он постарался совершенно выжить архимандрита из епархии.
Скорби в Уфе
В 1804 году отец Филарет был переведен в отдаленную Уфу. Печальный вид представляла в то время эта епархия. Архимандрит Филарет был назначен ректором Оренбургской духовной семинарии и настоятелем монастыря. Его можно даже назвать основателем Оренбургской семинарии, так как в то время она только начинала действовать.
Тяжелые испытания и скорби постигли в Уфе отца Филарета. Первые полтора года, когда во главе епархии стоял епископ Амвросий (Келембет), всё было хорошо. Но с назначением на Уфимскую кафедру преосвященного Августина (Сахарова), которому архимандрит Филарет был охарактеризован Орловским епископом Досифеем с отрицательной стороны, положение его резко изменилось. По малейшему поводу епископ Августин писал на него жалобы в Святейший Синод. Притеснение продолжалось в течение всего уфимского периода жизни отца Филарета. Он терпеливо сносил все обиды и унижения, но, в конце концов, у него появилась мысль оставить всё, уйти в какой-нибудь отдаленный монастырь и, скрыв свой сан, начать жизнь простого инока. Но Господь не оставил Своего избранника. Однажды после пламенной слезной молитвы коленопреклоненный Филарет, находясь в полусонном состоянии, увидел руку, писавшую на стене: «Не бойся! Судьбы архимандрита Филарета в руках Божиих!» С этого времени жизнь отца Филарета совершенно изменилась. По ходатайству протоиерея Турчанинова, хорошо знавшего Филарета, перед митрополитом Амвросием (Подобедовым), он указом Святейшего Синода в ноябре 1810 года был переведен в Тобольск для испытания. Управлявший Тобольской епархией епископ Амвросий (Келембет), который и ранее знал Филарета по Уфе, в своих донесения митрополиту и Синоду о характере и поведении вновь присланного архимандрита называл его «не человеком, а Ангелом во плоти».
Вызов в Санкт-Петербург
Благодаря таким отзывам, менее чем через три года, в декабре 1813 года отец Филарет был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия и назначен настоятелем Волоколамского Иосифова монастыря. Этот вызов в Петербург означал признание заслуг и достоинств его и был как бы ступенью к дальнейшему повышению. По предложению ректора Санкт-Петербургской духовной академии Филарета (Дроздова), впоследствии знаменитого митрополита Московского, архимандрит Филарет в 1814 году был назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. Служение Филарета в должности инспектора продолжалось всего полгода. В этом же году он был переведен во вновь открывавшуюся Московскую духовную академию. Это назначение также состоялось по предложению ректора Санкт-Петербургской академии Филарета (Дроздова).
Московская духовная академия
Прибыв на новое место, архимандрит Филарет занялся благоустройством открывавшейся академии. 1 октября 1814 года, в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, состоялось торжественное открытие Московской духовной академии. ОтецФиларет, будучи инспектором, а через год и ректором академии, был и наставником, и преподавателем, и настоящим отцом для своих воспитанников. Лекции его по догматическому богословию отличались краткостью, ясностью и доступностью и посещались студентами с большим желанием. По словам слушателей, в его лекциях слышалось что-то в роде благовествования, а потому и слушали их с благоговением. Впоследствии догматическое богословие читалось по конспектам лекций архимандрита Филарета.
Отношения ректора со студентами были дружески-братские. Он имел подход к каждому, воспитывал своих питомцев не наказаниями, а внушением и личным примером. Ректор не ругал провинившихся, но щадил их и этим почти всегда добивался положительных результатов. Его воспитанники так впоследствии отзывались о своем ректоре: «Управление его в академии было истинно отеческое, мы были для него дети родные».
В период ректорства архимандрита Филарета дважды проводились ревизии Московской академии ректором Санкт-Петербургской академии Филаретом. Результаты этих ревизий выразились в следующем факте: после второй ревизии в 1818 году ректор С.-Петербургской академии Филарет, тогда уже епископ Ревельский, снял с себя панагию и подарил ее ректору Московской академии в знак особого уважения и признания его заслуг.
Епископ Калужский
В 1819 году вышел указ Святейшего Синода о возведении архимандрита Филарета в сан епископа, и 1 июня он был хиротонисан во епископа Калужского и Боровского.
О деятельности калужского период жизни преосвященного Филарета можно судить из краткой архивной записи, в которой было отмечено, что назначенный в Калужскую епархию епископ Филарет «по благочестию своему, благости отеческой, кротости и смиренномудрию, благоразумию и дальновидности, по сердолюбию и искреннему участию к бедным и по всему вообще архипастырскому служению был незабвенный для Калужской епархии святитель».
Стремясь воспитывать в своей пастве дух благочестия, он ревностно относился к исполнению всех церковных богослужений и проповеди в храмах слова Божия. Его беседы отличались ясностью и простотой изложения, а потому все посещавшие храм слушали их с большим вниманием и удовольствием. Впоследствии эти беседы-толкования Евангелия от Матфея были напечатаны отдельной книжкой.
За период его епископства в Калужской епархии было построено 25 каменных церквей. Не забывал он и о духовенстве, стараясь принимать все возможные и зависящие от него меры по улучшению материального положения священнослужителей. Часто оказывал помощь нуждающимся духовным лицам из своих собственных средств.
Особым вниманием преосвященного Филарета пользовались вдовы и сироты духовного сословия. Защищал он духовенство от притеснений помещиков и гражданских властей, а в случаях виновности лиц духовного звания был к ним отечески строг и требователен. При поездках по епархии, а также в других удобных случаях епископ Филарет старался экзаменовать и одновременно поучать церковнослужителей. И всё это делалось с такой простотой и любовью, что никто не чувствовал себя униженным.
Епископ Филарет, с детских лет стремившийся к иноческой жизни, обратил внимание на состояние монастырей епархии. При нем был вновь создан монастырь под названием «Добрый», а в Оптиной пустыни был устроен в 1820 году Скит, в котором епископ Филарет имел свою келью и часто посещал его.
Предметом постоянных забот владыки была Калужская семинария. Преосвященный Филарет занимался и просвещением раскольников.
Отношение к переводу Библии
В 1820 году в России началась работа по переводу Священного Писания на русский язык. Владыка Филарет выступил против этого. «Русское наречие, — писал он, — не может передать Священного Писания со всею силою и верностию, каким отличается перевод славянский, в котором доступно понятию всё то, что только нужно для назидания верных к вечному их спасению… Надобность состоит не в переводе Библии на русский язык, а в прилежном изучении славянского языка во всех наших духовных и светских училищах и в повседневном прилежном чтении на нем Священного Писания». Епископ Филарет выдвинул 7 тезисов против «русской Библии».
В Ветхом Завете, хотя язык еврейского народа неизбежно менялся, книжники оставили священный текст без изменений, ограничиваясь его истолкованием для народа.
Ввиду возможных повреждений еврейского текста Промысл Божий сохранил его в форме греческого перевода (Септуагинты), который был сделан «под несомненным руководством Духа Божия».
Восточная Греческая Церковь, приняв Септуагинту, не переводила ее на новогреческий язык, а толковала народу Библию по старому переводу.
Перевод Российского Библейского общества «сделан не только не с благословения иерархов греческих, а решительно без их ведома и вопреки их воле».
Славянский перевод, осуществленный святыми Кириллом и Мефодием, основан на Септуагинте.
Славянские Церкви не делают переводов на свои народные языки.
Мысль о русском переводе родилась не в среде иерархии и не в народе, а пришла из Англии, «гнездилища всех ересей, сект и революций».
Эти тезисы были опровергнуты митрополитом Филаретом Московским, мнение которого о необходимости русского перевода Библии было принято Святейшим Синодом, санкционировавшим новый перевод Писания. Владыка Филарет (Амфитеатров) остался при своем мнении до конца жизни.
На Рязанской кафедре
В январе 1825 года указом Святейшего Синода епископ Филарет был переведен в Рязанскую епархию. Впоследствии он дважды посещал свою прежнюю Калужскую епархию. Особенно памятным для калужан было его посещение в 1842 году, когда по его молитвам во время литургии и молебна пролился на землю обильный, благотворный дождь и оросил почерневшие от долговременной засухи поля.
В Рязань преосвященный Филарет прибыл 1 марта 1825 года. Служение его на Рязанской кафедре было непродолжительным — всего три года, причем из этого времени он больше года находился в Санкт-Петербурге, присутствуя в Синоде. В Рязани, как и в Калуге, он заботился о нравственном состоянии духовенства, по-прежнему был милостив к вдовам и сиротам, заботился о благолепии храмов. Рязанская паства полюбила своего архипастыря. В 1826 году епископ Филарет был возведен в сан архиепископа и назначен членом Комиссии духовных училищ.
Служение в Казани
В феврале 1828 года архиепископ Филарет был назначен в Казань. Прямо из Петербурга, где он в это время находился, архиепископ вынужден был срочно выехать в Казань. Такая срочность поездки объяснялась тем, что в этот период в Казанской епархии начали отпадать от христианства множество инородцев, недавно принявших православную веру. Задачей владыки было выяснить причины и наметить меры к устранению в дальнейшем подобных явлений.
Прибыв в Казань, преосвященный Филарет в первый же год совершил обзор своей новой обширной епархии. Паства казанская была очень многообразной и многонациональной. Результаты обзора и свои предложения по устранению многих недостатков, имевших место в епархии, и по утверждению в вере ее разноплеменных обитателей архиепископ Филарет подробно изложит Святейшему Синоду. Его предложения отличались мудрой опытностью. С огромной энергией занимался архипастырь порученным делом и достиг больших успехов. Много содействовал делу пример его личной жизни и чудесные явления, происходившие по его молитвам. Сердце Казанского архипастыря всегда было преисполнено милосердия ко всем нуждающимся без различия национальностей. В голодные годы архиепископ Филарет, раздав всё свое состояние, брал взаймы, но не прекращал помогать голодающим. Оказывая помощь от себя, он располагал к этому и богатых людей Казани. Во все трудные периоды жизни он всегда был среди паствы. Так во время страшного бедствия — холеры — архиепископ Филарет ежедневно сам совершал Божественную литургию в течение 40 дней и составил специальное молебное пение.
Для воспитания паствы в духе благочестия основным святитель считал строительство храмов и произнесение проповедей. При обзорах епархии сам архиепископ почти везде говорил проповеди, причем мог это делать без всякой подготовки.
В Казани владыка обратил в Православие более 5000 язычников. Не оставлял он без внимания и раскольников, проживавших в его епархии.
В отношении ко всей своей пастве святитель, несмотря на чрезвычайную загруженность работой, оставался таким же внимательным и чутким ко всем нуждам, был так же полон ревностного усердия к богослужениям, как и прежде в Калуге. Посещал монастыри, в которых своими беседами, полезными советами и указаниями старался укреплять дух благочестия у их обитателей.
С отеческой заботой и вниманием следил святитель за состоянием духовных учебных заведений епархии. В его бытность архиепископом Казанским в учебных заведениях произошло много перемен, облегчивших жизнь их воспитанников. Он сам вносил большие пожертвования в пользу учебных заведений и располагал к этому других. Помимо существовавших до него учебных заведений, архиепископ Филарет открыл уездные и приходские училища в Чистополе, Свияжске, Сызрани и Самаре. Он старался подбирать преподавателей достойного поведения, знающих свое дело.
В 1836 году архиепископ Филарет был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Синоде, где в то время решался вопрос о воссоединении униатов. По пути в Петербург архиепископ посетил Воронеж и содействовал епископу воронежскому Антонию в устройстве монастыря в честь святителя Митрофана. Епископ Антоний предсказал Филарету о назначении его в Киев. Это предсказание вскоре сбылось. По прибытии в Петербург он был назначен сначала на Ярославскую кафедру, но еще до выезда в Ярославль получил новое назначение.
Митрополит Киевский
18 апреля 1837 года архиепископ Филарет был назначен митрополитом Киевским.
20 лет продолжалось его служение на Киевской кафедре. Там с новой силой раскрылись замечательные черты его как доброго пастыря и мудрого наставника, заботливого воспитателя молодежи, отзывчивого помощника бедным и сиротам и особенно усердного молитвенника за всех.
В первые годы митрополиту Филарету встретилось много трудностей. Это было время воссоединения униатов. Нежелавшие воссоединения лица старались всячески вредить укреплению Православия и различными ложными слухами поселить среди народа недоверие к духовенству православных церквей. Митрополит Филарет старался назначать в приходы, где население состояло из католиков и православных, священнослужителей достойных и опытных. Он выступал в защиту духовенства перед гражданской властью, с полным знанием дела изложил создавшееся положение и указал источники распространения ложных доносов на духовенство. В это же время он активно участвовал в обсуждении вопроса о материальном обеспечении сельского духовенства, защищая положение 1842 года, по которому сельское духовенство обеспечивалось землями, домами и единовременным пособием от прихожан.
Забота о духовных учебных заведениях
Как и прежде, владыка занимался духовными учебными заведениями епархии как с точки зрения воспитания в них достойных пастырей Церкви, так и со стороны материального обеспечения воспитанников.
По ходатайству архипастыря в Киеве было открыто Киево-Софийское духовное училище, в распоряжение которого преосвященный Филарет передал трехэтажный митрополичий дом и на свои средства содержал 40 учеников из 110 принятых в училище. Он интересовался всеми сторонами жизни воспитанников, но не как простой наблюдатель, а как помощник, оказывая свое содействие во всех необходимых делах. Такие заботы оправдали себя. Из стен училища вышли сотни достойных служителей Церкви, оно подготовило большое количество воспитанников для поступления в Киевскую семинарию, где они показали себя лучшими среди других воспитанников.
Киевской духовной семинарии митрополит Филарет передал свою личную библиотеку и распорядился о передаче ей библиотеки Киевского Николаевского монастыря. При нем значительно увеличилось число воспитанников семинарии. При вступлении его на епархию из 1213 священников было только 377 окончивших семинарию, а к концу его святительства — 887.
Под непосредственным руководством владыки его племянником, инспектором Киевской семинарии архимандритом Антонием, было написано и вышло в свет в 1848 году учебное пособие по догматическому богословию. Этот труд получил всеобщую положительную оценку.
Что касается Киевской духовной академии, можно сказать, что двадцатилетний период пребывание митрополита Филарета на кафедре был периодом особенного процветания академии и в науке, и в духовно-нравственном развитии. В это время она привлекала в свои стены представителей других стран и даже иных вероисповеданий. По окончании академии они покидали нашу страну с чувством глубокой благодарности ко всем воспитателям и особенно к великому архипастырю, окружавшему их своей заботой и вниманием.
Особенное внимание митрополит Филарет обращал на преподавательский состав академии, на характер и содержание лекций. На ректорскую и другие руководящие должности он старался назначать людей, хорошо знавших особенности и привычки местного края. Достойную смену преподавателям он стремился подготовить из числа воспитанников самой академии.
Высокопреосвященный Филарет был известен всей стране как деятельный покровитель просвещения. Это обращало на него внимание многих учебных заведений России, которые считали за большую честь быть под его покровительством. Благодаря этому, он был почетным членом Академии наук, Московского общества истории и древностей, четырех духовных академий (Киевской, Санкт-Петербургской, Московской и Казанской), а также трех университетов (Киевского, Московского и Казанского). Он был не просто формально почетным членом, но и активно интересовался и участвовал, в частности, в жизни Киевского университета. И другие светские и военные учебные заведения Киева не оставались без его внимания.
Благоустройство Киево-Печерской лавры
Не менее важным предметом забот митрополита Филарета было благоустройство и благосостояние Киево-Печерской лавры, которая стала излюбленным местом его пребывания с первых же дней приезда в Киев. Поселившись в лавре, владыка занялся устройством внутренней жизни обители по правилам монашеского жития, установленного основателями лавры — преподобными Антонием и Феодосием Печерским. Он запретил отвлекать братию монастыря на полевые работы, строго следил за нравственным состоянием монахов, постоянно наставляя братию своими добрыми и мудрыми поучениями. Вскоре и насельники стали относиться к своему архипастырю с благоговейным почитанием и любовию. Современники говорили о нем: «Мы знали его, как доблестнейшего подвижника, умевшего притом и воспитывать подвижников».
Митрополит Филарет содействовал устройству вокруг лавры каменной стены и разрешил занять имеющиеся на территории помещения под гостиницу, странноприимницу и лечебницу.
Подвижническая жизнь святителя
Пример, достойный подражания, представляла личная подвижническая жизнь митрополита Филарета. Это был великий молитвенник, тайно принявший на себя подвиг схимонашества 13 августа 1841 года. При точном и ревностном исполнении обязанностей, возлагаемых званием и долгом общественного служения, святитель Филарет с особой строгостью исполнял все уставы и правила иноческого жития. Стремясь к уединению, он летом большую часть времени проводил в Голосеевой пустыни, которая находилась недалеко от Киева. Здесь он вел себя как простой инок. На его средства в этой пустыни была устроена каменная церковь. Отличительными чертами личности митрополита Филарета было его глубочайшее смирение и нестяжательность. С раннего детства он привык довольствоваться малым и так продолжалось всю жизнь. Он не делал сбережений, а всё, что имел, раздавал неимущим, сам оставаясь без копейки. Так было во время посвящения его во епископа, когда он, получив назначение на епархию, не мог выехать из-за неимения средств и вынужден был занять деньги на дорогу у своего студента. А смирение его было таково, что даже келейник мог отругать его за расточительность: бесконечную милостыню нищим и помощь всем нуждавшимся. Нищие были постоянными посетителями его дома, так что даже келейники стыдились этого перед знатными особами, посещавшими митрополита, а он только радовался.
Митрополит Филарет пользовался известностью не только в России, но и за границей. Он вел переписку с патриархами Иерусалимским, Константинопольским, Александрийским и Дамасским.
До самых последних дней своей жизни Киевский архипастырь был неутомим как в трудах святительского служения, так и в подвигах иноческой жизни и переносил эти трудности и подвиги с удивительной бодростью, укрепляемый помощью свыше.
Последние годы
С 1855 году после тяжелой болезни он стал часто подвергаться различным недугам, которые встречал как предвестники близкой кончины, но переносил их с терпением и благодушием и радовался приближению переселения в жизнь вечную. Он часто говорил: «Я вижу Господь скоро позовет меня к Себе». Предчувствие не обмануло архипастыря. 1857 год он встретил на одре болезни. Болезнь по временам отпускала его, но ненадолго. «Храмина тела моего разрушается», — говорил он. Последнюю литургию митрополит совершил 6 декабря 1857 года. С этого времени он находился только в своих покоях, каждый день слушал Божественную литургию в домовой церкви и причащался Святых Христовых Таин. До самой кончины сознание не оставляло митрополита. И он, находясь в очень тяжелом состоянии, приказал пускать к нему всех приходящих без исключения, продолжал интересоваться делами и общественной жизнью, давал советы и указания.
21 декабря 1857 года в девятом часу вечера митрополит Филарет скончался. Погребение совершалось, согласно его завещанию, в надпещерной церкви Воздвижения Креста Господня.
О личности и сочинениях митрополита Филарета
В заключение можно сказать, что святитель Филарет был образ словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (1 Тим. 4:12). Истинный монахолюбец, пламенный ревнитель святого подвижничества. Творец Иисусовой молитвы. Постник в строжайшем смысле. Он обладал даром духовного ведения и исцеления, даром чудотворения, даром замечательной памяти и дерзновенной молитвы. Удостоился многих благодатных откровений и видений.
Навеки незабвенен его подвиг основания Иоанно-Предтеченского скита в Оптиной пустыни, явившегося рассадником старчества.
Строгий к себе во всём и особенно в образе жизни высокоподвижнической, он в отношении к другим был весьма снисходителен и милостив и прибегал к мерам строгости только в исключительных случаях.
Его нищелюбие вошло в пословицу и называли его не иначе, как «Филаретом Милостивым».
Сильный, глубокий ум, основательность суждения и проницательность, высокий дух веры и благочестия в строго православном направлении и вместе с тем простота, кротость и приветливость ко всем служили отличительными чертами характера архипастыря и внушали к нему общее внимание и глубокое уважение, даже более того — благоговение.
Митрополит Филарет был более практик, чем теоретик, он был выразителем идеи православия и монашества более в жизни, нежели в литературной деятельности. Однако и в учено-литературном отношении он оставил след в истории Русской Церкви. Кроме лекций по догматическому богословию и истолковательному чтению Священного Писания, тщательно и самостоятельно обработанных и имевших немаловажное значение, особенно при начале ученой деятельности преобразованной Московской духовной академии, кроме разного рода более или менее пространнных мнений по вопросам церковным, писем и т.п., не предназначавшихся к печати, от митрополита Филарета осталось немало и печатных трудов. Личные черты характера владыки ясно представляются в его произведениях, особенно же его простота, задушевность и возвышенная степень благочестивой настроенности, при строгости православных воззрений и глубине разумения духа и буквы Священного Писания.
После причисления святителя Филарета к лику местночтимых святых в нескольких соборных памятях, его имя было внесено во всероссийский месяцеслов по благословению Святейшего Патриарха Алексия II 8 декабря 2005 года.
Тропарь святителю Филарету, митрополиту Киевскому, глас 6
Возлюби́в из мла́да подви́жническое житие́,/ Еди́ному Христу́ Бо́гу после́довав,/ клевету́, поноше́ния и гоне́ния претерпе́в,/ кро́тость, смире́ние и милосе́рдие в ду́шу всели́в,/ от си́лы в си́лу восходи́л еси́,/ от Бо́га дар чудотворе́ний и исцеле́ний прия́в,/ святи́телю Филаре́те,/ я́ко иера́рх моли́ Христа́ Бо́га,/ мир гра́ду Ки́еву дарова́ти// и душа́м на́шим спасти́ся.
Кондак святителю Филарету, митрополиту Киевскому, глас 8
Ти́хостию нра́ва укра́шен,/ во свяще́нницех благоче́стно пожи́в,/ жезло́м, от Бо́га тебе́ да́нным,/ ста́до Христо́во упасл еси́ на па́житех Богома́тере,/ приле́жно моле́ния за лю́ди твоя́ приноси́л еси́,/ и ла́вры святы́я запале́ние угаси́л еси;,/ темже и Христо́с да́ром чуде́с обогати́ тя, сла́вне Филаре́те,/ да вси вопие́м ти:// ра́дуйся, святи́телю о́тче наш.
1 До 1788 года духовная семинария носила название Севской. В 1788 году была переименована в Орловскую в связи с учреждением Орловской епархии, но по-прежнему оставалась в г. Севске. Переведена в г. Орёл в 1827 году.
Литература об авторе
- Высокопреосвященный Филарет в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий, и его время. Том 1 архим. Сергий (Василевский) 0
- Высокопреосвященный Филарет в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий, и его время. Том 2 архим. Сергий (Василевский) 0
- Высокопреосвященный Филарет в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий, и его время. Том 3 архим. Сергий (Василевский) 0
- Письма Филарета, митрополита Киевского, и архимандрита Антония, архиепископа Казанского, к Иннокентию, архиепископу Херсонскому 0
- Святитель Филарет (Амфитеатров) и основание скита. Оптинский патерик
- Филарет (Амфитеатров) профессор Иван Николаевич Корсунский 0
- Филарет Амфитеатров, Митрополит Киевский, как проповедник свящ. Георгий Орлов 0
- Филарет, митрополит Киевский Н.Д. Тальберг 0