епископ Амвросий (Орнатский)

Книга I

Глава I. Содержащая всеобщее Хронологическое обозрение начала, продолжения и настоящего состояния Иерархии Российской

Хотя Христианская вера известна была в России ещё во времена Киевских Князей ОСКОЛЬДА и ДИРА, то есть около половины IX века, как пишут некоторые историки, а потом во времена блаженной ОЛЬГИ, около половины X века: но тогда ещё не было в России своей Иерархии. Уже в конце X века основана она в виде Ексархии, зависящей от Константинопольского Патриаршего престола, и управляема была Митрополитами Всероссийскими.

Всероссийские Митрополиты начались в КИЕВЕ в 988 году при Великом Российском Князе ВЛАДИМИРЕ I СВЯТОСЛАВИЧЕ, а потому именовались Митрополитами Киевскими и всея России даже до времён св. ИОНЫ, бывшего при Великом Князе Московском ВАСИЛИИ Васильевиче. Они жили в Киеве до половины XIII века, а с тех пор при Великом Князе св. АЛЕКСАНДРЕ Ярославиче Невском. Всероссийский Митрополит КИРИЛЛ III, по причине татарских набегов на Киев, перенёс престол Митрополии Всероссийской во ВЛАДИМИР на Клязьму, а оттуда при Великом Князе ИОАННЕ Даниловиче Московском, в начале XIV века, св. ПЁТР Митрополит перенёс оный в МОСКВУ, где, наконец, преемники его даже до начала Патриаршества Всероссийского, т. е. до 1589 года всегда жили. Сперва, как выше сказано, Митрополиты Всероссийские именовались Митрополитами Киевскими и всея России, не только во время пребывания своего в Киеве, но и по переселению своему в половине XIII века во Владимир и в начале XIV века в Москву. Но при Великом Князе Московском ВАСИЛИИ Васильевиче и при Митрополите Всероссийском св. ИОНЕ, после насильственного разделения Всероссийской Митрополии, Московский Митрополит писался Митрополитом Московским и всея России, а другой Литовский Митрополит именовался Митрополитом Киевским и всея России. Напоследок, когда Московские Митрополиты возведены на Патриаршеское достоинство, то Киевским Митрополитам, по причислению их к Российской Иерархии, уступлено первое по них место, о чём обстоятельнее будет ниже сказано.

В 992 году при том же Великом Князе Российском Владимире I Святославиче Киевском учреждена Епархия НОВГОРОДСКАЯ, коей Архиереи с самого начала даже до Патриаршества, основавшегося в России в конце XVI века, писались Велико-Новоградскими и Псковскими, а потом, по 1775 год, Велико-Новоградскими и Великолуцкими, с 1775 года, по присоединению к Новгородской Епархии С.-Петербургской, именовались Новогородскими и Санкт-Петербургскими, с 1799 по 1801 – Новгородскими и Олонецкими, а с 1801 по 1803 год – Новгородскими, Санкт-Петербургскими, Эстландскими и Выборгскими, наконец, ныне Новгородскими, Санкт-Петербургскими, Эстландскими и Финляндскими. В Новгороде были сперва Епископы, потом с 1166 года первые в России Архиепископы, после того, с 1589 года, Митрополиты, наконец, с 1721 года паки Архиепископы, а по них с 1762 года доныне Митрополиты.

Того же 992 года и при том же Великом Князе Владимире I Святославиче учреждена Епархия в РОСТОВЕ, коей Архиереи сперва писались Ростовскими и Суздальскими потом, с 1160 года, Ростовскими Суздальскими, Владимирскими и Муромскими. После того, когда в 1214 году, по отделению от Ростовской Епархии городов Суздаля и Владимира, учинена особая Суздальская и Владимирская Епархия: то Ростовские Архиереи стали называться Ростовскими, Переславскими, Ярославскими, с 1390 года Ростовскими и Ярославскими, а с 1799 года и доныне Ярославскими и Ростовскими. С начала, хотя и с перемешками, были в Ростове Епископы, потом, с 1390 года, второстепенные в России Архиепископы, за ними, с 1589 года, Митрополиты, наконец, с 1711 года, разные.

Того же 992 года и при том же Великом Князе Владимире I Святославиче учреждено Епископство во ВЛАДИМИРЕ на ВОЛЫНИ. Православные Епископы долгое время поставляемы были туда отчасти Киевскими, отчасти Московскими Митрополитами: но Епархия сия в начале XV века сделалась из Российской Иерархии отступнической.

Того же 992 года и при том же Великом Князе Владимире I Святославиче учреждена Епархия БЕЛОГОРОДСКАЯ за Киевом, которая в последствии времени прекратилась лет более нежели на 600, по причине беспрерывных нашествий от Половцев; а восстановлена в половине XVII века уже на Украине и продолжается до сего времени. Епархия Белоградская за Киевом имела простых Епископов; а по восстановлению на Украине имели сперва Митрополитов, потом разных. Архиереи оные с начала именовались просто Белгородскими, а на Украине писались Белгородскими и Обоянскими, после, с 1787 года, Белгородскими и Курскими, а ныне, с 1799, Курскими и Белгородскими.

Того же 992 года и при том же Великом Князе Владимире I Святославиче учреждена Епископия в Чернигове и продолжалась около четырёхсот лет, а потом, в 1465 году, по причине нашествий Татарских, Епископ Черниговский удалился в Суздаль, и в Чернигове около 200 лет не было Епископов. Наконец, хотя и против воли Черниговцев, Государь Царь Алексей Михайлович в половине ΧVΙΙ века восстановил Епархию сию, которая и поныне продолжается. В Чернигове сперва были Епископы, потом, с 1668 года, Архиепископы, наконец, с 1738 года разные. Они сначала писались Черниговскими и Рязанскими, потом Черниговскими и Брянскими, потом, с 1657, Черниговскими Новгород-Северскими, после Черниговскими и Нежинскими, с 1799 года Малороссийскими Черниговскими, а ныне, с 1803 года, паки Черниговскими и Нежинскими.

Некоторые полагают, что в XI столетии учреждено было Епископство в Ливонском или Лифляндском городе ЮРЬЕВЕ, ныне ДЕРПТ называемом, но оно в следующем веке и прекратилось. Иные же полагают Епархию сию в Юрьеве, бывшем близ Киева.

В половине XI века Великий Князь Всеволод Ярославич Переяславский учредил Епархию в ПЕРЕЯСЛАВЛЕ РУССКОМ, где и некоторые Митрополиты Киевские имели пребывание своё до времени Великого Князя Всеволода Ярославича и Митрополита Ефрема; для того что в Киев не был выстроен и отделан ещё Митрополичий дом: а Ефрем, построив сперва в Переяславле каменный дом, поставил там Викарного себе Епископа. Напоследок Епархия сия от нашествий татарских по прошествии двух веков рушилась в половине XIII века, а восстановлена уже спустя 400 лет Государем Царём Петром Алексеевичем в начале XVIII века. В сей Епархии, кажется, были только Епископы. Епархия сия с 1785 по 1799 год была по-прежнему Викарной Киевской Митрополии, а потом опять учинена в 1799 году местной. Архиереи оной писались сперва Переяславскими, потом с 1701 года Переяславскими и Борисопольскими, с 1799 года Малороссийскими-Переяславскими, а, наконец, с 1803 года Полтавскими и Переяславскими.

Из Древних летописей видно, что в том же XI веке в Польском городе ХЕЛЬМЕ, бывшем тогда под Российской державой, поставлен был от Киевского Митрополита Епископ, после коего упоминаются также и преемники до половины XVII века.

История свидетельствует, что в ТМУТАРАКАНЬ, бывшую столицу некоторых удельных Российских Князей, в конце того же XI века поставлен был в Киеве Епископ, но Епархия сия при самом начале своём уничтожилась от нашествия Печенегов и Половцев.

В ПОЛОЦКЕ, прежде бывшем Литовском, по требованию тамошних князей Российского поколения, в начале XII века поставляемы были Епископы, наконец, Архиепископы, через 500 лет бывшие православными, но с начала XVII века предались они к Униатам. Они одни только в Литве Архиепископами именовались.

В ТУРОВЕ, Литовском знатном городке, по причине бывших Князей, в начале XII века или несколько ранее поставлен был от Митрополита Киевского Епископ с наименованием Туровского и Пинского. Епископство сие продолжалось до исхода XVI века.

В начале XII века Великий Князь Мстислав Владимирович Киевский повелел поставить Епископа в СМОЛЕНСК. Епархия сия неоднократно уничтожалась, однако, ныне существует. В ней были сперва Епископы, потом, с 1589 года, Архиепископы и с 1682 года Митрополиты, а, наконец, с 1722 года разные, писались они просто сперва Смоленскими и потом вместе Брянскими, а с 1654 года доныне Смоленскими и Дорогобужскими.

В 1215 году при Владимирском на Киеве Князе Георгии II Всеволодовиче учреждена во Владимире на Клязьме Епархия. Некоторые летописцы смешивают её с Владимирской на Волыни и полагают учреждённой ещё в 992 году, но несправедливо. Епархия сия на Клязьме в конце XIII века по приходу в Россию Митрополитов паки прекратилась. В половине XIV века опять казалась восстановленной, но ненадолго, и оставалась упразднённой до 1748 года. А в сем году по указу Государыни Императрицы Елисаветы Петровны возобновлена: но в 1788, Мая 6, соединена с Суздальской. Архиереи именовались сперва Епископами Суздальскими, Владимирскими и Юрьевскими; потом, с 1226 года, Суздальскими, Владимирскими и Переславля Залесского; с 1274 года Владимирскими, Суздальскими и Нижегородскими; с 1748 года Владимирскими и Яропольскими, с 1764 года Владимирскими и Муромскими; с 1789 года Суздальскими и Владимирскими, а с 1800 года поныне Владимирскими и Суздальскими.

Были также свои Архиереи в РЯЗАНИ в начале XIII века, но сряду ли, не известно. А с половины того же века, по требованию тамошних князей, учреждена постоянная Епархия и доныне продолжаются Архиереи, с начала именовавшиеся Рязанскими и Муромскими, потом, до 1799 года, Рязанскими и Шатскими; а с того времени Рязанскими и Зарайскими. Сперва были Епископы, потом, с 1589 года, Архиепископы, после с 1669 года Митрополиты, наконец, с 1723 года разные.

Около XIII же века жили Епископы в Польском ПЕРЕМЫШЛЕ, из России туда посылаемые, но они в последствие времени предались к Униатам.

При начале того же XIII века в ПЕРЕСЛАВЛЕ ЗАЛЕССКОМ (иначе по-древнему на Озере, для отличия от Переяславля Русского, называвшемся) были Епископы, но свои ли – сомнительно, а разве были только временные, из других Епархий приезжавшие. В 1744 году по указу Государыни Императрицы Елисаветы Петровны действительно учреждена была сия Епархия: но в 1788 году упразднена. Архиерей первый был Архиепископ, а по нём Епископы и именовались Переславскими и Дмитровскими.

Начало КРУТИЦКОЙ Епархии наверно отнести можно к половине XIII же века, т. е. к временам Великого Князя Александра Ярославича Невского, которая с того времени по 1788 год непрерывно продолжалась, а в оном году упразднена. В ней были сперва Епископы, потом с 1589 года Митрополиты, а напоследок с 1711 года разные. Сперва жили они в Татарском городе Сарае близ Царицына и именовались Сарайскими, потом, около конца XIII века, Сарскими, Подонскими и Крутицкими, и начали жить на Крутицах в Москве. Наконец, с 1764 года титуловались Козельскими и Можайскими. В 1799 году вместо оной учреждена Калужская, и положена первой в третьем классе. Архиереям велено именоваться Калужскими и Боровскими (смотри ниже).

Около половины того же XIII века Великий Князь Владимирский Ярослав Ярославич, бывший тогда ещё Тверским, основал ТВЕРСКУЮ Епархию, которая до наших времён никогда в порядке не прерывалась. Сперва в ней были Епископы, потом с 1589 Архиепископы, наконец, с 1713 года, разные; а именовались сперва Тверскими, потом, с 1589 года, Тверскими и Старицкими, а ныне, с 1713 года, Тверскими и Кашинскими.

Видны следы Луцкой или Луческой Епархии на Волыни в начале XIV века. Там сперва были Епископы православные, в Киеве поставлявшиеся, но в конце XVII века отступили они к униатам. У Поляков известны под названием Луцких и Острожских. Государь Царь Пётр Алексеевич старался обратить их по-прежнему к православной Митрополии в начале XVIII века, но безуспешно.

После Луцкой заведена Епархия Галицкая, известная около тех же времён, и Епископы сии всегда поставлялись от Киевского Митрополита, пока в конце XVII века они не отступили в унию. У Поляков они именовались Галицкими, Львовскими и Каменец-подольскими. В 1795 году, по присоединению сей провинции опять к России, учреждена здесь Епархия второго класса под именем Бряцславской и Подольской, которая в 1799 году переименована Подольской и Бряцлавской (смотри ниже).

В 1347 году, по требованию Князей Суздальских, основано при Великом Князе Московском Симеоне Иоанновиче Епископство СУЗДАЛЬСКОЕ, по 1799 год продолжавшееся. В Епархии сей были сперва Епископы, потом, с 1577 года, Архиепископы, после, с 1682 года, Митрополиты, а напоследок, с 1712 года, Епископы. Сперва они именовались Суздальскими, Брянскими и Тарускими; после сего, с 1465 года, Суздальскими, Калужскими и Тарускими; потом, с 1654 года, Суздальскими и Юрьевскими; с 1788 года, по соединению Епархии сей с Владимирской, до 1799 года, Суздальскими и Владимирскими; ныне же, с 1800 года, Владимирскими и Суздальскими (смотри выше Епархию Владимирскую).

В половине того же XIV века, или немного спустя, при державе Великого Князя Иоанна Иоанновича Московского, началось Епископство в Коломне, продолжавшееся до 1799 года. Там были с 1672 года Архиепископы, с 1719 года один Митрополит, по нём, с 1723 года, опять Епископы, всегда именовавшиеся Коломенскими и Каширскими до 1788 года; потом Коломенскими и Тульскими до 1799 года, а с того времени переведена Епархия сия в Тулу, и Епископы именуются Тульскими и Белевскими (смотри ниже).

Около того же времени известны были Епископы Российские православные в БРЯНСКЕ, но по недостатку достоверных свидетельств полагаются, между сомнительными.

Кажется в конце того же века, основано Епископство в России ЗВЕНИГОРОДСКОЕ, о котором, так как тогда же уничтожившемся, только что мимоходом здесь упоминается, однако в конце XVII столетия оно возобновилось, но опять и упразднилось.

В 1383 году, по указу Великого Князя Московского Димитрия Иоанновича, Пимен Всероссийский Митрополит послал в ПЕРМЬ к новообращённым Пермякам и Зырянам первого Епископа, коего преемники почти через целые полтора века там продолжались. После, в начале XVI столетия, переселились они в Вологду. Епархия же Пермская возобновлена уже в 1799 году, и Епископы оной именуются Пермскими и Екатеринбургскими (смотри ниже).

В 1415 году утвердилось разделение во Всероссийской Митрополии. В России с самого начала был один только главный Митрополит, живший в Киеве, который по причине нашествий от Татар, оставив в Киеве своего Викария, переехал во ВЛАДИМИР, как выше сказано, а оттуда в МОСКВУ. Пока Митрополиты жили в Киеве и Владимире, то всё было спокойно, а по переселению в Москву Католики и Униаты беспокоить начали Киевские Церкви, и поставляли, или, по крайней мере, выбирали особых Митрополитов; и часто в одно время было их по нескольку, но все были супротивны Московскому. Во время св. Феогноста один был Митрополит, во время св. Алексия – три, а при св. Киприане – четыре. От сего крайне возмущаема была Всероссийская Митрополия и Церковь. Один из них неизвестно куда девался в Киеве, другой в Литве и Волыни по многим возмущениям имел Митрополию, третий за Днепром скитался, четвёртый умер на пути в Константинополь, пятый и шестой были малоизвестны, седьмой умер, будучи позван в Константинополь, наконец, последний бедственно скончался в Киеве в темнице. А при Митрополите св. Фотии совершенно разделилась Митрополия на две части, потому что Великий Князь Литовский Витовт Кестутьевич повелел в Новгородке Литовском православным Малороссийским, Волынским и Литовским Епископам в 1415 году, хотя и против их воли, избрать особенного Митрополита, приказав именоваться ему Митрополитом Киевским и всея России. Правда Витовт незадолго до смерти своей, кажется, примирился со св. Фотием, однако ж и после того два Митрополита продолжали удерживать супротивную Митрополию в Киеве, и из них последний за непреклонность к Унии заживо сожжён в Витебске. Наконец, по долговременному терзанию Всероссийской Митрополии, Великороссияне избрали себе собственного Митрополита, а украинские и Заднепровские жители совсем отторглись от Российской Церкви и избрали себе особенного же, каковое разделение с тех пор и осталось. Митрополит, всегда православным пребывавший, именовался Московским и всея России, а другой, часто отступавший от православия, Киевским и всея России. – Переметчивые Киевские Митрополиты, по причине беспрестанных утеснений от Татар и соседей, перенесли престол свой из Киева в Вильну, а наконец, предались к Униатам. Греческие Патриархи, сожалея о долговременных промежутках их Митрополии, наконец, начали поставлять в Киев православных Митрополитов, которые именовались с 1621 по 1685 год православными Архиепископами, Митрополитами Киевскими, Галицкими и всея России и Екзархами Святейшего Апостольского Константинопольского Престола. Уже в 1686 году при Государе Царе Петре Великом, с согласия Константинопольского Патриарха, причислены опять Киевские Митрополиты к Российской Иерархии, с прозванием Киевских, Галицких и всея Малой России. Но по указу сего же Государя, последовавшему в начале XVIII века, именовались они только Архиепископами, а в половине того же века по указу Государыни Императрицы Елисаветы Петровны опять пожалованы Митрополитами, с тем же титулом. Впрочем, и Униатские Лжемитрополиты до исхода XVIII века присваивали себе титул не только Киевских, но и всея России Митрополитов.

В начале XVI века Великий Князь и Самодержец Всероссийский Василий Иоаннович из Перми Епископство перевёл в Вологду, и тем основал Вологодскую Епархию, где и были сперва Архиепископы, а в начале XVIII века опять стали быть Епископы, прежде именовавшиеся Вологодскими и Велико-Пермскими, потом, с 1589 года, Вологодскими и Белоезерскими, а с 1788 года доныне Вологодскими и Велико-Устюжскими.

В 1555 году по указу Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича Всероссийский Митрополит Макарий соборно уставил в КАЗАНИ Архиепископство третьей степени. Там после Архиепископов были с 1589 года Митрополиты, а после их, с 1732 года, разные, ныне же Архиепископы. Сперва именовались Казанскими и Астраханскими, потом, с 1799 года, Казанскими и Симбирскими.

В 1589 году по прошению Царя и Великого Князя Феодора Иоанновича, с позволения четырёх Восточных Вселенских Патриархов, учреждено в России ПАТРИАРШЕСТВО, пятое степенью по Вселенских, а утверждено и все Патриаршеские права получило уже при Государе Царе Михаиле Феодоровиче. Исключая одного Лжепатриарха, было в России законных Патриархов десять. Преемником им был один Экзарх, Блюститель и Администратор Патриаршего престола, в сем достоинстве и скончавшийся. По упразднению Патриаршества на место оного, в 1721 году, по указу Государя Петра I учреждён СВЯТЕЙШИЙ ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩИЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СИНОД, из Архиереев и других духовных персон.

В 1589 году учреждено Епископство и у Псковитян, которые ещё за полтора века прежде того, во времена Великого Князя Московского Иоанна Даниловича домогались сего от Всероссийского Митрополита Феогноста, в Волынском городе Владимире тогда бывшего. Сперва в Пскове были Епископы, потом, с 1624 года, Архиепископы после, с 1682 года, Митрополиты, а потом, с 1712 года, разные. Прежде именовались Псковскими и Изборскими, потом, с начала XVIII века, Псковскими, Нарвскими и Изборскими, после, с 1764 года, Псковскими и Рижскими, а с 1799 года доныне – Псковскими, Лифляндскими и Курляндскими.

В 1593 году Царь и Великий Князь Феодор Иоаннович основал Епископство Карельское, и было два только Епископа, именовавшиеся Карельскими и Орешецкими. Но Епархия сия после их прекратилась до 1708 года (смотри ниже).

В конце того же XVI века упоминаются Архиереи, числившиеся в Москве при Архангельском Соборе, и были иногда Епископы, иногда Архиепископы и даже Митрополиты. Но все они были экстраординарные, сверхштатные и временные из Россиян, либо из иностранцев.

В 1607 году Царь и Великий Князь Василий Иоаннович основал особенную, доныне продолжающуюся, Епархию Астрахани из церквей, отделённых от Казанской Епархии. Сперва были там Архиепископы, потом, с 1667 года, Митрополиты, а с начала XVIII века Епископы и ныне же Архиепископы. В прежние времена именовалась они Астраханскими и Терскими; потом, с 1728 года, начали называться Астраханскими и Ставропольскими, а с 1799 года – Астраханскими и Моздокскими, с 1803 года – Астраханскими и Кавказскими.

В 1621 году началось Архиепископство Сибирское. Архиереи Епархии сей до 1768 года сохраняли достоинство Митрополитанское и именовались Сибирскими и Тобольскими, а потом, как и ныне, – Тобольскими и Сибирскими, но с 1768 года там уже Архиепископы.

В 1639 году в город МОГИЛЁВ, для оставшихся непреклонными к Унии и православных Христиан, завоёванных Поляками, по силе постановления Польского же Сейма, учреждено православное Епископство под именем Оршанского, Мстиславского и Могилёвского, после Епископы сии с 1755 года назывались Могилёвскими, Мстиславскими и Оршанскими, с 1795 года – Могилёвскими и Полотскими, а с 1797 года – Белорусскими и Могилёвскими, с 1803 года – Могилёвскими и Витебскими.

В 1663 году Царь и Великий Князь Алексей Михайлович основал Епархию Вятскую и Велико-Пермскую, в которой после первого Епископа были два Архиепископа, а с 1719 года Государь Царь Пётр Алексеевич указал быть по-прежнему Епископам. Прежние Архиереи все именовались Вятскими и Велико-Пермскими, а с 1799 года именуются Вятскими и Слободскими.

В 1672 году уставлена была Митрополия в Нижнем Новгороде и продолжалась по 1719 год. После были туда определяемы разные Архиереи, которые сперва именовались Нижегородскими и Алаторскими, а с 1799 года – Нижегородскими и Арзамасскими.

В 1682 году Царь и Великий Князь Феодор Алексеевич основал Епархию Холмогорскую и Важскую, в которой после Архиепископов были поставляемы Епископы, именовавшиеся сперва Холмогорскими и Важскими, потом, с 1731 года, Архангельскими и Холмогорскими, а с 1787 года Архангельскими и Олонецкими, а с 1799 года – по-прежнему доныне Архангельскими и Холмогорскими.

Того же 1632 года Царь и Великий Князь Феодор Алексеевич основал Архиепископство Устюжское и Тотемское, в котором были после, с 1719 года, Епископы. Наконец Епархия сия в 1788 году присоединена к Вологодской (см. выше).

Того же 1682 года Царь Феодор Алексеевич учредил Епархию Воронежскую, которая имела с 1704 года одного Архиепископа, а с 1714 по 1723 год одного Митрополита, но с тех пор доныне Епископов. Архиереи сей Епархии с начала именовались только Воронежскими, а с 1696 года ещё и Азовскими; но когда в 1700 году назначен был в Азов особый Епископ, то опять Воронежскими, а с 1705 года [ещё?] Елецкими до 1788 года. С того же времени одними только Воронежскими, а с l795 года Воронежскими и Черкасскими.

Того же 1682 года Царь Феодор Алексеевич основал ещё Епархию Тамбовскую, которая за вины своих Епископов в 1699 году была упразднена, а после опять в 1758 году возобновлена под именем Тамбовской и Пензенской. Архиереи именовались с 1758 года Тамбовскими и Пензенскими, а с 1798 года Тамбовскими и Шатскими.

В 1708 году возобновлена Викарная Новгородской Митрополии Епархия под именем Карельской и Ладожской, которая была ещё уставлена в 1593 году (смотри выше). С 1759 года Викарии сии назывались Кексгольмскими и Ладожскими, но жили сперва в Юрьеве, а потом в Хутыне монастыре. С 1763 года именовались Олонецкими и Каргопольскими и жили в Александро-Свирском монастыре, а с 1787 года доныне Старорусскими, и пребывание имеют опять в Новгородском Хутыне монастыре.

В начале XVIII века Государь Пётр I учредил ещё новую Епархию на востоке в Сибири близ Китая под названием ИРКУТСКОЙ, которая однако же по 1714 год была Викарной Тобольского Митрополита, а с 1721 года уже самоместной. Там от начала доныне были только Епископы и именовались Иркутскими и Нерчинскими, а около 1740 года и Камчатскими.

В 1742 году Императрица Всероссийская Елисавета Петровна учредила вновь две Епархии: первую, Архиепископство Московское и Владимирское, в котором были Архиепископы и потом Митрополиты, а именовались сперва Московскими и Владимирскими, потом, с 1748 года, Московскими и Севскими, а с 1764 года Московскими и Калужскими, а с 1799 года Московскими и Коломенскими; вторую, Епископство Санкт-Петербургское, в котором после были и Архиепископы. Сперва Архиереи оного именовались Санкт-Петербургскими и Шлиссельбургскими, потом, с 1770 года, Архиепископ титуловался Санкт-Петербургским и Ревельским по 1775 год, а в сем году начал писаться Новгородским и Санкт-Петербургским; с 1799 года преемник его Санкт-Петербургским, Эстляндским и Выборгским; с 1801 года Новгородским, Санкт-Петербургским, Эстляндским и Выборгским, а с 1803 года Новгородским, Санкт-Петербургским, Эстляндским и Финляндским.

В 1745 году та же Государыня Императрица учредила Епископство Галицкое и Костромское, продолжающееся доныне под названием Костромского и Галицкого.

В 1764 году, Января 13, в помощь Московскому Митрополиту учреждена Викарная СЕВСКАЯ Епархия, в которой Епископы сперва именовались Севскими и Брянскими, а потом, с 1788 года, Севскими и Орловскими; но в том же 1788 году Епархия сия сделана самоместной под именованием Орловской и Севской, а Викарию Московскому положено именоваться Дмитровским (см. ниже).

В 1775 году учреждена Епархия СЛАВЕНСКАЯ. Первый и второй Архиепископ именовались Славенскими и Херсонскими, третий с 1786 года Екатеринославским и Херсониса Таврического, а с 1789 года ещё и Блюстителем Молдо-влахийской Ексархии. Четвёртый был с 1792 года Митрополит, а с 1799 года Архиепископы и именовались Новороссийскими и Днепровскими, а с 1803 года – Екатеринославскими и Херсонскими и Таврическими.

В 1783 году по трактату с Грузией присоединена к России Екзархия Грузинская, и Католикос оной пожалован навсегда Членом Святейшего Синода.

В 1785 году, Июля 27, учреждена Епархия НОВГОРОДОСЕВЕРСКАЯ. Епископу велено именоваться Новгород-Северским и Глуховским. Епархия сия в 1799 году по состоявшемуся штату упразднена.

В том же 1785 году учреждена быть Викарной Митрополита Киевского Епархия ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ, с наименованием Епископа оной Переяславским и Бориспольским (смотри выше и ниже).

В 1787 году учреждена Епархия ФЕОДОСИЙСКАЯ, Викарная Екатеринославская, но в 1799 году упразднена. Епископы оные именовались Феодосийскими и Мариупольскими.

В 1788 году учреждена Епархия ОРЛОВСКАЯ самоместной, вместо Викарной Севской (смотри выше).

В 1793 году учреждена МОЗДОКСКАЯ Епархия, Викарная Астраханская, но в 1799 упразднена. Епископ оной именовался Моздокским и Можарским.

В 1795 году учреждена Епархия ПОДОЛЬСКАЯ. Архиереи оной сначала именовались Брацлавскими и Подольскими, а с 1799, – Подольскими и Брацлавскими (смотри выше).

В 1796 году учреждена ЖИТОМИРСКАЯ Епархия, Викарная Минская, но в 1799 году упразднена. Архиерей оной именовался Житомирским.

В 1793 году учреждена Епархия в новооткрытых Голиковым и Компанией островах на Восточном море в Северной Америке. Епархия сих почиталась Викарной Иркутской, и Епископ именовался КАДЬЯКСКИМ и прочих прилежащих к тому в Америке островов.

В том же 1796 году учреждена Епархия МИНСКАЯ. Архиереи оной прежде именовались Минскими и Волынскими, Коадъюторами Митрополии Киевской и Архимандритами Слуцкого монастыря, а ныне, с 1799 года, Минскими и Литовскими, и также Коадъюторами Митрополии Киевской и Архимандритами Слуцкого монастыря.

В 1799 году учреждена ВОЛЫНСКАЯ Епархия вместо Житомирской, бывшей с 1795 года Викарной Минского Архиепископа. Епископы оной прежде именовались Житомирскими, а с 1799 года Волынскими Житомирскими (смотри выше).

В 1799 году учреждена КАЛУЖСКАЯ Епархия вновь и поставлена первой в третьем классе Архиереям оной положено именоваться Калужскими и Боровскими (смотри выше).

В 1799 году учреждена Епархия ПЕРМСКАЯ. Епископы именуются Пермскими и Екатеринбургскими (смотри выше).

В том же 1799 году учреждена Епархия САРАТОВСКАЯ. Архиереи сперва именовались Саратовскими и Пензенскими, а с 1803 года – Пензенскими и Саратовскими.

В том же 1799 году учреждена Епархия СЛОБОДСКАЯ УКРАИНСКАЯ. Архиереи оной именуются Слободскими Украинскими и Харьковскими.

В том же 1799 году учреждена Епархия ОРЕНБУРГСКАЯ. Архиереи именуются Епископами Оренбургскими и Уфимскими.

В том же 1799 году дан Казанскому Архиепископу Викарий, которому велено было именоваться Свияжским, но в 1802 году с переведением последнего Викария в Пермскую Епархию, Викарии Казанские отменены.

В том же 1799 году учинена Епархия ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ самоместной под именем Малороссийской Переяславской, а Викарию Киевскому назначено именоваться Чигиринским, но пребывание иметь в Киево-Золотоверхо-Михайловском монастыре. (смотри выше).

Глава II. О степенях Российских Епархий

Статья I. Самые древние степени и порядок Епархий и Архиереев Российских по летописцам

А) По Никонову летописцу.

1. Митрополит Киевский.

Архиепископы:

1. Велико-Новгородский и Псковский.

2. Черниговский.

Епископы:

1. Ростовский.

2. Суздальский.

3. Рязанский.

4. Тверской.

5. Смоленский.

6. Владимирский.

7. Лучский.

8. Полоцкий.

9. Подольский.

10. Туровский.

11. Переяславский.

12. Сарский и Подонский.

13. Холмский.

14. Самборский.

15. Белгородский.

16. Коломенский.

17. Пермский.

Б) По Селлию.

1. Митрополит Киевский и всея России.

2. Архиепископ Новгородский и Псковский.

Епископы:

1. Черниговский.

2. Переяславский.

3. Белгородский.

4. Владимирский.

5. Галицкий.

6. Юрьевский.

7. Перемышльский.

8. Луцкий.

9. Хельмский.

10. Туровский.

11. Ростовский.

12. Полоцкий.

13. Смоленский.

14. Тверской.

15. Рязанский.

16. Суздальский.

17. Коломенский.

18. Сарайский.

19. Пермский.

Статья II. Степени Архиереев, бывшие в конце XVI века при учреждении Патриаршества

1. Патриарх Московский и всея России.

Митрополиты:

1. Велико-Новгородский и Великолуцкий.

2. Казанский и Астраханский.

3. Ростовский и Ярославский.

4. Сарский и Подонский.

Архиепископы:

1. Вологодский и Велико-Пермский.

2. Суздальский и Таружский.

3. Смоленский и Брянский.

4. Рязанский и Муромский.

5. Тверской и Старицкий.

6. Архангельский в Москве.

Епископы:

1. Псковский и Изборгский.

2. Коломенский и Каширский.

3. Карельский и Орешецкий.

Статья III. Степени Архиереев, бывшие при Государе Царе Михаиле Феодоровиче

Патриарх царствующего града Москвы и всея России.

Митрополиты:

1. Велико-Новоградский и Великолуцкий.

2. Казанский и Свияжский.

3. Ростовский и Ярославский.

4. Сарский и Подонский.

Архиепископы:

1. Вологодский и Велико-Пермский.

2. Суздальский и Тарусский.

3. Смоленский и Брянский.

4. Рязанский и Муромский.

5. Тверской и Кашинский.

6. Астраханский и Терский.

7. Псковский и Изборгский.

8. Сибирский и Тобольский.

9. Архангельский в Москве.

Епископы:

1. Коломенский и Каширский.

2. Карельский и Орешецкий.

Статья IV. Степени Архиереев, бывшие после 1700 года

Митрополиты:

1. Киевский, Галицкий и всея Малой России.

2. Великоновоградский и Великолуцкий.

3. Казанский и Свияжский.

4. Астраханский и Терский.

5. Ростовский и Ярославский.

6. Псковский в Изборгский.

7. Смоленский и Дорогобужский.

8. Сибирский и Тобольский.

9. Крутицкий.

10. Нижегородский и Алатырский.

11. Рязанский и Муромский.

12. Белгородский и Обоянский.

13. Суздальский и Юрьевский.

Архиепископы:

1. Черниговский и Новгород-Северский.

2. Вологодский и Белоезерский.

3. Тверской и Кашинский.

4. Коломенский и Каширский.

5. Вятский и Велико-Пермский.

6. Холмогорский и Важский.

7. Устюжский и Тотемский.

Епископы:

1. Звенигородский.

2. Тамбовский.

3. Воронежский.

Статья V. Степени Архиереев Великороссийских местных и Викарных по штату, в 1764 году состоявшемуся

А) Местные:

1 Класса

1. Новгородский.

2. Московский.

3. Санкт-Петербургский.

2 Класса

1. Казанский.

2. Астраханский.

3. Тобольский.

4. Ростовский.

5. Крутицкий.

6. Псковский.

7. Рязанский.

8. Тверской.

3 Класса

1. Смоленский.

2. Нижегородский.

3. Белоградский.

4. Суздальский.

5. Вологодский.

6. Коломенский.

7. Вятский.

8. Архангелогородский.

9. Устюжский.

10. Воронежский.

11. Иркутский.

12. Переславский.

13. Костpомской.

14. Владимирский.

15. Тамбовский.

Б) Викарные:

1. Новгородский-Олонецкий.

2. Московский-Севский.

Статья VI. Степени всех Архиереев Великороссийских и Малороссийских, местных и Викарных по штату, в 1799 состоявшемуся

А) Местные:

1 Класса

1. Киевский.

2. Новгородский.

3. Московский.

4. Санкт-Петербургский.

2 Класса

1. Казанский.

2. Астраханский.

3. Тобольский.

4. Ярославский.

5. Псковский.

6. Рязанский.

7. Тверской.

8. Екатеринославский.

9. Могилёвский.

10. Черниговский.

11. Минский.

12. Подольский.

3 Класса

1. Калужский.

2. Смоленский.

3. Нижегородский.

4. Курский.

5. Владимирский.

6. Вологодский.

7. Тульский.

8. Вятский.

9. Архангельский.

10. Воронежский.

11. Иркутский.

12. Костромской.

13. Тамбовский.

14. Орловский.

15. Полтавский.

16. Волынский-Житомирский.

17. Пермский.

18. Пензенский.

19. Слободский-Украинский.

20. Оренбургский.

Б) Викарные:

1. Киевский Чигиринский.

2. Новгородский Старорусский.

3. Московский Дмитровский.


Вам может быть интересно:

1. История Российской иерархии. Часть 2 епископ Амвросий (Орнатский)

2. Иллюстрированная история Русской Церкви. Часть 1 – Период Первый. Русская Церковь под властью митрополитов киевских протоиерей Андрей Беляев

3. Памятники древнерусского канонического права – 15. Правило на обидящих церкви и духовную иepapxию, приписываемое пятому вселенскому собору профессор Алексей Степанович Павлов

4. К истории южнославянской и древнерусской апокрифической литературы: Два любопытных сборника Софийской народной библиотеки в Болгарии: описание рукописей и тексты профессор Александр Семёнович Архангельский

5. Руководство по истории Русской Церкви. Выпуск 3 (патриарший период 1589–1700 г.) – Глава III профессор Александр Павлович Доброклонский

6. Очерк истории церковного законодательства архиепископ Димитрий (Муретов)

7. Краткое начертание истории Церкви новозаветной протоиерей Иоанн Скворцов

8. Краткая записка о раскольнических слободах, монастырях, вновь возникших сектах и прочих тому подобных Андрей Александрович Титов

9. Слово пред панихидой по П.А. Столыпине архиепископ Алексий (Дородницын)

10. Твёрдость духа священномученик Серафим (Чичагов)

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс