епископ Амвросий (Орнатский)

  ДЖ 

Е

Евейский Успенский монастырь

Минской Епархии заштатный, приписной к Виленскому Святодухову, мужской. Находится при местечке Евесе и озере, построен Князем Богданом Матфеевичем Огинским, бывшим Подкоморием Дерсунским и Кормяловским старостой, и супругой его Госпожой Региной Львовичевой Огинской. Они в принадлежавшем им тогда местечке Евесе соорудили собственным своим иждивением в 1619 году две церкви: одну во имя Вознесения Господня, а другую во имя Успения Пресвятой Богородицы и учредили при сих церквах монастырь, а для печатания книг типографию, назвав монастырь, по местечку Евье, Евейским. Но ни церкви Вознесенской, ни типографии ныне уже нет, а осталась только Свято-Успенская деревянная об одном престоле церковь, покрытая тёсом, но и та очень ветха; при той же самой церкви от ворот находится колокольня покрытая тоже тёсом. Оный монастырь имеет земли 24 десятины и 400 квадратных саженей. К нему принадлежит также деревня Берцелищи, в коей крестьян мужского пола 36, женского 25, а обоего 61. Настоятельство в монастыре сем издавна Строительское.

Егломская или Елгомская пустынь

Упразднённая мужская. Находилась в Новгородской Епархии, в Каргопольском уезде, расстоянием от Новгорода 850, от Каргополя к востоку 118 вёрст, при озере Чексенском и при устье речки Чечексы. Строения в нём ныне одна только церковь деревянная во имя Рождества Божьей Матери, при которой имеют жительство одни священно и церковнослужители. До учреждения Духовных Штатов в 1764 году было за этой пустынью 50 душ крестьян; пахотной земли 18½ десятин, и приписная другая пустынь Ямецкая. Настоятельство же Игуменское, а потом и сама приписана к Спасо-Каргопольскому монастырю, но по Штатам оставлена на своём содержании и вскоре обращена в приходскую церковь.

Егорьевский Старо-Русский монастырь

Упразднённый. См. Георгиевский Старо-Русский.

Единоверческий Корсунский монастырь

Екатеринославской Епархии 3 класса мужской. Находится расстоянием от Херсона в 30 вёрстах, по течению реки Днепра. Этот монастырь построен в 1787 году несколько повыше сего места, а там где теперь он стоит, сооружён после бывшего в нём пожара.

Екатерининская пустынь

Московской Губернии в Серпуховском уезде, расстоянием от бывшего, вновь учреждённого города Никитска в 13 вёрстах. Построена по соизволению Государя Царя Алексея Михайловича в 1660 году потому, что в бытность Его Царского Величества на том месте за охотой, явилась Ему Великомученица Екатерина в сонном видении, извещая, что в ту ночь Бог даровал Его Царскому Величеству дщерь Екатерину. Пустынь сия построена на ровном месте и суходоле в лесу, имеющем около неё с трёх сторон сенокосные луга, а с полуденной стороны лес. Обнесена каменной стеной с четырьмя по углам небольшими башнями. В северной стороне, с приезда к оной, колокольня, стояла посредине на святых воротах, восьмиугольная, в два этажа, которая сломана для сделания новой большой колокольни. С полуденной стороны проездные ворота, против которых изрядно выстроенный деревянный гостиный двор со всеми службами. Церковь сооружена по новому вкусу в два этажа, и пристроена к старым приделам и к трапезе; иконостас в ней золочёный, очень хороший; местные образа украшены окладами, а особливо чудотворный образ Великомученицы Екатерины серебряный с вызолоченной ризой. Вверху оной церкви наравне с хорами, в настоящем иконостасе помещён придел Успения Богородицы. Стены убраны иконописными картинами, или стенным письмом в клеймах, в трапезе, т. е. тёплой церкви, посвящённой во имя св. Великомученицы Екатерины, по которой и пустынь сия наименование своё получила, по сторонам два придела: один, с правой стороны, – во имя Св. Димитрия Ростовского, а другой, с левой стороны при входе, – Преподобного Сергия Радонежского, да над ней церковь святых Апостол Петра и Павла. Подле ворот в полуденной стене – Настоятельские двухэтажные, к западной стене – братские каменные кельи. Подле северной стены и колокольни сад, а в северо-восточном углу пруд, в юго-западном же ещё другой сад. По северную сторону церкви колодезь с фигурным шатром, из которого достают самую свежую воду колесом.

Екатерининский монастырь

Упразднённый мужской. Находился в Вятской Епархии и был приписным к Богоявленскому Слободскому монастырю.

Екатерининский Греческий монастырь

См. Греческий Екатерининский.

Екатерининский Минский монастырь

Упразднённый. Находился внутри Губернского города Минска. В 1795 году обращён был в Кафедральный собор, но в 1799 году по представлению Преосвященного Иова, Архиепископа Минского, и Губернатора Карнеева, по неспособности, обращён в приходскую церковь. См. Минский Петропавловский.

Екатеринолебежская Черноморская Николаевская пустынь

См. Черноморская Екатеринолебежская Николаевская.

Добавление из VI тома

Екатеринолебежская Черноморская Николаевская пустынь

См. Черноморская Екатеринолебежская Николаевская.

Екиманский Полонищкий или с Полонища монастырь

Псковской Епархии упразднённый девичий. Находился близ города Пскова и был безвотчинный.

Елабужский Троицкий монастырь

Упразднённый мужской. Находился в Казанской Епархии.

Елатмский Рожественский монастырь

Упразднённый мужской. Находился в Рязанской Епархии при посаде Елатме, что ныне уездный город Тамбовской Епархии. См. Гелатмовский Рожественский.

Елатмский Успенский монастырь

Упразднённый женский. Находился близ вышеупомянутого монастыря.

Елгомская пустынь

Упразднённая. См. Егломская.

Елецкий Богородицкий монастырь

Женский. Находился от древних времён в городе Ельце, Губернии Орловской, но кем и когда построен, неизвестно. Уничтожен же при Штатах 1764 года: однако же и ныне там по произволению своему в нескольких кельях живут старицы под начальством избранной самими ими наставницы. Крестьян было за монастырём сим 12 душ.

Елецкий Троицкий монастырь

Мужской 3 класса. Был сперва Орловской Губернии, в уездном городе Ельце. О начале сего монастыря точного известия нет; а можно думать, что по древности города и оный древен, и построен ещё от Елецких удельных Князей, княживших в оном с XII столетия. Название Троицкого имел он по находящемуся в нём храму, а Елецким от города. Но поелику там церковь и братские жилища были ветхи, то Указом Святейшего Правительствующего Синода, по Именному Государыни Императрицы ЕКАТЕРИНЫ II Указу в 1775 году переведён этот монастырь с прежним его наименованием в Троицкий же нынешней Тамбовской Губернии Лебедянский монастырь, который тогда оставался за штатом. За монастырём сим крестьян было 273 души.

Елецкий Успенский Черниговский монастырь

1 класса мужской, находящийся близ города Чернигова в горах называемых Болдины на возвышенном месте. Основан Пр. Антонием Печерским при Княжении Святослава Ярославича, внука Владимира Великого, в 6577 / 1069 году по случаю явления иконы Божьей Матери в 1060 году на дереве Ель, отчего как икона та наименована Елецкой, так и монастырь Елецким же. Именным Указом в 1786 году, Апреля 23, положен этот монастырь по Штату в первый класс под управлением Архимандрита, с окладным в год жалованьем по 2.317 рублей 50 копеек и с прибавочными.

Добавление из VI тома

См. о нём обстоятельнее выше, в VI части от 488 стр. 13

Елиазаровский или Елизарьевский мужской

Он же и Великопустынский Псковской Епархии 3 класса мужской монастырь, положение своё имеет у речки Толбы на левом, а ручья безымянного на правом берегах от Губернского города Пскова к северо-востоку в 25 вёрстах при большой столбовой дороге, лежащей из города Пскова в город Гдов. В сем монастыре церковь каменная во имя трёх Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, кельи и ограда деревянные. Вокруг монастыря роща сосновая. До учреждения Духовных в 1764 году Штатов было за монастырём сим с приписными к нему 450 душ крестьян и настоятельство Игуменское; по Штатам же оставлен на своём содержании, а потом соединён с Великопустынским. См. описание сего монастыря. В 1804 году по обращении Снятогорского монастыря в Архиерейский дом штат оного Снятогорского переведён в сей Елизарьевский с Архимандриею 3 класса.

Добавление из VI тома

В 1813 году, Января 15, возведён во второклассный.

Емецкий Ивановский монастырь

Емецкий Ивановский девичий и Покровский мужской – два монастыря Архангельской Епархии, находились при Емецком приходе, о которых в писцовых книгах Князя Василия Звенигородского, в 7095 / 1587 году написано: «в Емецком стану у большого села на реке на Емце монастырёк девичий, а на монастырь церковь Иоанна Предтечи деревянная вверх, а другая церковь Георгия Страстотерпца деревянная, а в церквах образа и книги и свечи и колокола и все церковные строения прихожан и Сийского монастыря; на монастырь двенадцать келий, а в них живут старцы». Церковь сия и кельи потом в 7121 / 1613 году в нашествие Литовцев в Ивановский монастырь, разломаны, и поставлен на том месте острог; старицы, черницы переведены в Покровский мужской монастырь, а монахи переселены в Сийский монастырь; потом по грамоте Государя Царя и Великого Князя Михаила Феодоровича, за приписью дьяка Богдана Тимофеева в 7124 / 1616 году данной, велено Покровский монастырь ведать Сийскому монастырю так, как прежний Ивановский ведали со всеми вотчинами Ивановского и Покровского монастырей. В 1760 году вместе с Емецкими дворами монастырь и с церквами сгорел, почему прихожане построили прежнюю свою церковь во имя Богоявления Господня и придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы, которые и ныне находятся.

Енисейский Рождественский монастырь

Тобольской Епархии 3 класса девичий. Находится в городе Енисейске, от которого и название своё имеет.

Строения в монастыре сем следующие:

1) ЦЕРКОВЬ каменная двухэтажная; в верхнем этаже – храм во имя Св. Апостол Петра и Павла с приделом Николая Чудотворца, в нижнем – во имя Рождества Христова с приделом Рождества Божьей Матери;

2) КОЛОКОЛЬНЯ каменная;

3) КЕЛЬИ деревянные;

4) ОГРАДА деревянная.

До учреждения Духовных в 1764 году Штатов было за этим монастырём 249 душ крестьян, а по штатам положен в 3 классе.

Енисейский Спасский монастырь

Тобольской Епархии 3 класса мужской. Находится в городе Енисейске; построен в 1593 году монахом Тимофеем Ивановым. В нём Соборная церковь во имя Преображения Господня с колокольней и Настоятельские кельи каменные. До учреждения в 1764 году Штатов Духовных было за монастырём сим 453 души крестьян, а Настоятелями Архимандриты, которые имели в ведении своём и Троицкий Мангазейский монастырь, находящийся на устье реки нижней Тунгуски, состоящий под начальством особливого своего Игумена, также и всё духовенство бывшей Енисейской провинции, по Штатам же поставлен в 3 класс с настоятельством Игуменским, а в 1798 году учреждена Архимандрия 3 класса.

Из настоятелей монастыря сего упоминаются:

А) Строители:

1) СЕРГИЙ. В 1639 году;

2) ФЕОДОСИЙ. В 1644 году;

Б) Архимандриты:

3) ГЕРАСИМ и последующие до Штата 1764 года;

В) Игумены

с 1764 до 1798 года, а потом

Г) Архимандриты.

Ныне управляет монастырём сим Архимандрит МЕЛXIСЕДЕК.

Епифанский Успенский монастырь

Упразднённый девичий. Находился в Тульской Епархии в уездном городе Епифани.

Строения, оставшиеся от него ныне:

1) ЦЕРКОВЬ каменная во имя Успения Божьей Матери с приделом Тихвинской Пресвятой Богородицы;

2) КОЛОКОЛЬНЯ над папертью каменная же, и

3) часть ОГРАДЫ деревянной.

Ефремова пустынь

Или Ефремов Спасониколаевский мужской монастырь, давно уже упразднённый. Был в Вологодской Епархии в Тотемском уезде при стечении рек Режи и Ваги на займище, именовавшемся Леванидовским. Расстоянием от Тотьмы к северо-западу в 80, а от Вологды к северо-востоку в 150 вёрстах. Он строен был в начале XVI века неким старцем Ефремом по дозволительной грамоте Московского Великого Князя Василия Иоанновича; а по благословению Ростовского Архиепископа, в Епархии коего состояла тогда Тотемская округа. По кончине основателя преемнику его Игумену этой же обители Леонтию в 1559 году пожалована была от Великого Князя Ивана Васильевича следующая владельная и несудимая

Грамота

Се Аз Князь Иван Васильевич всея Руси, пожаловал есми Игумена Леонтия с братией, что служит у Преображения Спасова и Николы Чудотворца, в Тотемском уезде, в Важской верхотине, на реке на Реже, или кто по нём иной Игумен будет, бил Ми челом; а сказывает, что обошёл около той пустыни лес дикий и непашенный, и деревень моих Великого Князя волостных данных посошных нет, да на том же, де, лесу озерко Терентьевское и реки и поречья и лесные путики, а не отданы никому, и нашего оброку с того озерка, и с рек и с поречья на Нас не берут, и Нам бы Игумена Леонтия с братией пожаловать велеть ему от той пустыни лес сечи и людей на том лесу садить на все стороны от монастыря по пяти вёрст, и в том озерке Терентьевском и в реках и в поречьях рыбу ловить на монастырь и да будет так, как Нам Игумен Леонтий с братией бил челом, и Аз Князь Великий Игумена Леонтия с братией пожаловал велел есми ему около того монастыря на все стороны лес сечь, и крестьян на том на диком лесу садить, и пашню пахать от того монастыря по пяти вёрст. И со всеми с теми угодьями и с Терентьевским озерком, и с реками и с поречьями и с лесными путиками; и кто у них крестьян начнёт на том лесу жить, и тем их крестьянам не надобна Моя Великого Князя дань ни пищая белка14, ни городовое дело, ни подводы, ни осминнича пошлина, ни посошная служба, ни к Сотским ни к Десятским ни с чёрными людьми с волостными они не тянут ни в которые проторы, ни в розметы; а Наместники мои Тотемские и Важские Шенкурского городка, и их тиуны тех их людей и крестьян не судят ни в чём, опричь душегубства и разбоя, и татьбы с поличным, ни кормов своих на них не берут, ни всылают к ним ни по что; а праведчики и доводчики Тотемские и Важские поборов своих на них не берут, ни въезжают к ним ни по что, а ведает и судит тех своих людей и крестьян Игумен Леонтий с братией сам во всём, или кому прикажут; а случится суд смесной тем их людям и Христианам с городскими людьми, или с волостными, и Наместники Наши Тотемские и Важские и их тиуны судят, а Игумен с братией, или их Приказчик с ними же судит. А прав ли будет, виноват ли монастырский человек и он в правде и в вине Игумену с братией, а Наместники Наши Тотемские и Важские и их тиуны в монастырского человека не вступаются ни в правого, ни в виноватого. А Игумен с братией у Наших Наместников и у Волостелей не вступаются в городского человека, ни в волостного ни в правого, ни в виноватого; а кому будет чего искать на Игумене с братией или на их людях и на крестьянах, ино его сужу Аз Князь Великий, или мой Дворецкий. Также есми их пожаловал, что Ми били челом, а сказывают, что их люди и крестьяне лошадей купят и продают, или коли, де, они пошлют в которой город и в волости что продать на монастырский запас своих людей и Христиан и купить что на монастырь запаса, и Тотемских и Важских Наместников люди те лошади у них отнимают в пропятение15 и с монастырским запасом монастырских людей и крестьян хватают, да чинят им в том продажу великую; и Нам бы Игумена с братией пожаловать велеть ему держать в монастыре пятно своё, а пятенные деньги брать себе на ладан да на свечи; а Наместником бы Нам своим Тотемским и Важским лошадей у них в монастыре и по деревням у них Христиан брать в пропятение и с монастырского запаса что купят или продадут монастырские люди на монастырских, пошлин брать не велеть. И Аз Князь Великий Игумена Леонтия с братией пожаловал велел есми ему держать в монастыре пятно своё, и лошадей пятнать своих Христиан своим пятном; а в который город пошлёт Игумен с братией старцев и людей своих и крестьян чего купить или что продать на монастырский запас, и тех городов Наместники Наши и их тиуны на тех старцах и монастырских людях и на крестьянах явки и мыта и тамги и иных никаких пошлин не берут. А Наместники мои Тотемские и Важские лошадей у них в пропятение забирать не велят, и продажи им в том не чинят; а тиуны и праведчики и доводчики Тотемские и Важские и всякие пошлинники и ездоки или чей кто ни будь не званы на пир и на братчину к ним пить не ходят; а придёт к ним кто на пир и на братчину пить не зван, и они его вышлют вон беспенно; а не пойдёт вон, а учинится какова гибель, то ту ему гибель платить вдвое без суда и без справы. Так же есми их пожаловал, пойдут мои Воеводы, или Князи, или дети Боярские на нашу службу и всякие ездоки, чей кто ни будь, в тех деревнях монастырских крестьян сильно не ставятся, и кормов и подвод и проводников у них не берут. Также есми Игумена с братией пожаловал, что Ми бил челом, а сказывают, что их и их крестьян дают на поруки и сроки намётывают ездоки, да их продают в безлепичных делах, и Нам бы Игумена с братией пожаловать дать им своего пристава данного одного от них ездить и по них, и срок бы им Нам велеть чинить один в году. И Аз Князь Великий Игумена Леонтия с братией пожаловал дал есми им своего данного пристава, Дьяка певчего Зверинца Васильева, а велел есми ему от них и по них ездить и на поруки их давать. И пристав Наш даёт их на поруки и чинит им срок стать перед Нами на Москве на Крещение Христово. А опричь того данного пристава иные приставы на поруку их не дают и срока на них не намётывают, опричь того срока; а кто их даст на поруку опричь того данного моего пристава, и Аз им к тому сроку ездить не велел; а кто на них возьмёт не по тому их сроку бессудную или правую, и та бессудная не в бессудную; а через сию мою грамоту кто на них что возьмёт или чем их изобидит, и тому от Меня быть в казни и в продаже. Писана на Москве лета 7047 / 1539 Декабря.

Потом вскоре вся сия обитель, неизвестно от чего, опустела и была безлюдна целые пятнадцать лет, пока около 1560 года, Ростовский Архиепископ отдал оную в ведение Тотемского Спасо-Суморина монастыря первому Строителю Преподобному Феодосию, который оную поправил, снабдил всем нужным и завёл в ней паки братство, как сам он пишет о том в своём завещании. Пустынь сия с тех пор оставалась приписной к Спасо-Суморину Феодосиеву монастырю. Но в XVII веке опять запустела и совсем упразднилась. Ныне монастырские церкви Спасо-Преображенская холодная и Николаевская тёплая остаются приходскими Режской волости, села именуемого монастырского, и при них находится один Священник с двумя причётниками.

Добавление из VI тома

Ефремов Переяславский монастырь

Основан в 1089 году Ефремом, Епископом Переяславским. Он то же, что и Михайловский.

Ефремовская Преображенская пустынь

Упразднённая мужская. Находилась в Тульской Епархии в городе Ефремове. Соборная церковь этой пустыни в 1764 году обращена в приходскую города Ефремова.

Евфимиев или Спасо-Евфимиев монастырь

Мужской, Вологодской Епархии, с 1764 года упразднённый и обращённый в приходскую церковь. Находился в Кадниковском уезде на реке Сянжеме от Вологды к северу по Архангельской дороге в 120 вёрстах. Избирателем сего места был прежде Преподобный Александр Куштский, уединённо там живший несколько времени; а основателем сего монастыря был Преподобный Евфимий, живший до того на реке Куште близ Кубенского озера и местом своим поменявшийся с Преподобным Александром. Оба сии Преподобные жили в начале XV века, а потому и начало монастырей их до́лжно отнести к сему же времени. Спасо-Евфимиев монастырь так назван по Спасской Вознесенской церкви, первоначально построенной, и по основателю своему Преподобному Евфимию, которого и мощи там под спудом почивают, а также и преемника его Преподобного Харитона, скончавшегося 7017 года, Апреля 11. До Штатов за монастырём сим было 530 душ крестьян и настоятельство Игуменское. Ныне там один священник с клиром, имеющий в приходе несколько окрестных селений.

Евфимиев или собственно Евфимиин монастырь

Новгородский упразднённый девичий. Находился в Великом Новгороде на торговой стороне, в Никольском Плотническом конце, на правом берегу реки Волхова, от кремля вниз по течению в одной версте. Основан этот монастырь в 6705 / 1197 году Архиепископом Новгородским Мартирием, а потом в 6923 году после пожара, бывшего в Новгороде и истребившего этот монастырь, возобновлён при Архиепископе Иоанне. Но и после того в 7029 / 1521 году паки весь выгорел, а когда и кем возобновлён, неизвестно. В 1615 году при описи Новгорода, после Шведского разорения, была в нём одна только церковь с трапезой и приделом. Около половины XVII столетия паки возобновлён этот монастырь и были в нём

Здания следующие:

1) ЦЕРКОВЬ во имя Св. Евфимии Всехвальной, по коей и монастырь назывался Евфимьиным, а в народе и Евфимьевым с приделами:

а) с южной стороны во имя Благовещения Божьей Матери;

б) с северной во имя Преображения Господня

В этой церкви находилась часть Св. мощей Евфимии Всехвальной.

2) Колокольня каменная же;

3) КЕЛЬИ; деревянные

4) ОГРАДА деревянная.

До учреждения в 1764 году Духовных Штатов было за монастырём сим 390 душ крестьян, и настоятельство Игуменское, по Штатам же положен во 2 класс степенью первым. В 1786 году соединён он с Сокольницким и переведён в Духов монастырь, в котором как часть Св. мощей Евфимии Всехвальной, так и всё церковное и монастырское имущество, а наконец в 1807 и 1808 годах и самые строения разобраны и перенесены. Ныне видны одни только развалины того Евфимиина монастыря.

Добавление из VI тома

Евфимиев Суздальский монастырь

См. ниже, Спасо-Евфимиев Суздальский.

Евфимиев или Спасо-Евфимиев монастырь

Владимирской Епархии 2 класса мужской, находится внутри города Суздаля на берегу реки Каменки. Построен в 6860 / 1352 году при Великом Князе Борисе Константиновиче Новгородском и Суздальском и при Архиепископе Суздальском Иоанне. При заложении в сем 1352 году каменной церкви во имя Преображения Господня сам Великий Князь присутствовал и поручил строение оной вытребованному из Нижегородского Печерского монастыря иноку Евфимию, под смотрением которого и совершена она в 6865 / 1357 году и освящена помянутым Архиепископом Иоанном в присутствии Великого Князя, а инок Евфимий произведён в Иеродиакона, потом вскоре в Иеромонаха, и наконец в Архимандрита новоустроенной обители, и поручено ему же от Великого Князя продолжение дальнейшего строения, келий и ограды, что им и окончено, а монастырь по имени строителя и первого начальника наименован Евфимиевым, по главной же церкви – Спасским. Пр. Евфимий преставился в 6912 / 1404 году, Апреля 1. В 7009 / 1501 году при Архимандрите Константине весь этот монастырь выгорел; но вскоре иждивением доброхотных дателей и тщанием сего Архимандрита возобновлён; преемник его Кирилл, продолжая возобновление этой обители, усмотрел, что и Соборная церковь, в 1357 году устроенная, обветшала и требовала также возобновления; почему с благословения Преосв. Симеона, Епископа Суздальского, и приступил к разборке оной. Потом когда в 7015 / 1597 году, Июля 4 начали копать рвы для фундамента новой церкви: то обрели мощи Пр. Евфимия нетленными. Церковь сия совершена и освящена в 7019 / 1511 году при Великом Князе Василии Иоанновиче всея России, и монастырь наименован Спасо-Евфимиевым. В 1776 году Государыня Императрица ЕКАТЕРИНА II на возобновление этой обители пожаловала достаточную сумму, на которую все ветхости в монастыре и исправлены.

Здания в монастыре сем все каменные огромной архитектуры следующие:

1) Соборная ЦЕРКОВЬ во имя Преображения Господня, построенная в 1593 году Сентября 2, а освящённая в 1596 году, Августа 6, в которой и Св. мощи Пр. Евфимия почивают поверх земли, перенесённые в 1615 году, Февраля 22;

2) КОЛОКОЛЬНЯ;

3) КЕЛЬИ Настоятельские и братские;

4) ОГРАДА с башнями и комнатами.

Церковная утварь и ризница состоит из богатейших сокровищ. До учреждения Духовных в 1764 году Штатов было за монастырём сим 9.787 душ крестьян. Настоятельство Архимандричье учреждено при самом устроении монастыря сего, как выше сказано, которое по Штатам также положено. Архимандриты священнослужение отправляют, кроме обыкновенных отличий, с рипидами и на ковре, по следующей грамоте:

Грамота

«От Преосвященного Игнатия, Епископа Суздальского и Юрьевского, Cпacoвa Евфимиева монастыря Архимандриту Кириаку. В нынешнем 1714 году, Февраля в … бил челом ты Нам, Преосвященному Епископу, в Суздале словесно, чтоб тебе служить в обители своей с полицами и с рипидами на ковре. И Мы о том Преосвященному Стефану, Митрополиту Рязанскому и Муромскому, докладывали. И как к тебе сия Наша грамота придёт, и тебе в обители своей, или куда позовут, кроме соборной Церкви, с полицей и с рипидами на ковре служить по Нашему благословению». Писан в Москве на Нашем Архиерейском дворе лета 1714 Апреля в 1 день.

В этой обители содержатся разные государственные преступники и лишённые ума Особы высших классов.

* * *

13

Файл PDF стр. 490. К абзацу начало «Успенский Елецкий»

14

Писчая Белка называлась плата подати беличьей шкуркой за перепись дворов.

15

т. е. забирают для положения на лошадей клейма или пятна, с коего тогда был доход в казну.


  ДЖ 

Источник: История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. : В Москве, при Синодальной типографии, в 6-и частях : 1807-1815. / Ч. 4. - 1812. - [2], 887, [1], V, [1] с.

Вам может быть интересно:

1. История Российской иерархии. Часть 3 – В епископ Амвросий (Орнатский)

2. Памятники древнерусского канонического права – 50. 1422 г. августа 8. Его же грамота тверскому епископу Илие, с разрешением рукополагать ставленников из соседних местностей вдовствующей... профессор Алексей Степанович Павлов

3. Руководство по истории Русской Церкви. Выпуск 3 (патриарший период 1589–1700 г.) – Глава V профессор Александр Павлович Доброклонский

4. Святоотеческое наследие и церковные древности. Том 2 – Сокращения профессор Алексей Иванович Сидоров

5. Сказание историческое о Почаевской Успенской лавре бывшего наместника Лавры архимандрита Амвросия, с дополнительными главами о позднейших покойных священно-архимандритах Лавры, архиепископах: Агафангеле, Димитрие и Тихоне архиепископ Агафангел (Соловьев)

6. Иллюстрированная история Русской Церкви. Часть 1 – Период второй. Русская Церковь под властью митрополитов московских. протоиерей Андрей Беляев

7. Кир Батнский сирийский церковный историк VII века Александр Петрович Дьяконов

8. Из чтений по церковной археологии и литургике (археология, места молитвенных собраний, история церковной живописи) – Существовал ли надзор над деятельностью живописцев в первенствующей церкви профессор Александр Петрович Голубцов

9. История церквей Антиохийской и Константинопольской, за время святого Иоанна Златоуста по его творениям епископ Симеон (Никольский)

10. Теология Секста Проперция: очерк из религиозной истории Рима профессор Александр Иванович Садов

Комментарии для сайта Cackle