Источник

Ж

Жабинская или Жабынская Белевская Введенская пустынь

Тульской Епархии заштатная мужская. Находится в Белевском уезде, на устье реки Оби и Жабыни, близ большой Калужской дороги, расстоянием от города Белева в 5 вёрстах. Построена пустынь сия иноком Онуфрием на старом Жабинском Городище , от чего и пустынь название своё имеет, и первоначально сооружена в оной церковь деревянная во имя Введения Божьей Матери, которая церковь после Игуменом Тихоном построена каменной. До учреждения Духовных в 1764 году Штатов настоятельство было в этой пустыни иногда Строительское, иногда Игуменское, по Штатам же оставлена на своём содержании с Настоятельством Строительским, которое и доныне продолжается. Здесь в 1717 году Киевским Губернатором, Князем Голицыным, учреждена была годовая ярмарка во время праздника пророка Илии, и велено торговать Указные дни, т. е. неделю, а для установления оной дать льготы до двух и до трёх лет.

Жаботинский Онуфриевский Черкасский монастырь

Киевской Епархии заштатный мужской. Находится в Черкасском уезде, в урочище, именуемом Ветренная гора, между реками Тясмином и Жаботинкой, из которых первая с северной, а последняя с южной сторон протекая мимо монастыря, и впадая в первую, составляют полуостров, расстоянием от Киева в 200, от Черкасска в 25 вёрстах. О построении монастыря сего сведений никаких не имеется, но что существовал он издавна, то видно из грамоты бывшего Киевского Митрополита Варлаама Ясинского, писаной в 1706 году к Гетману Мазепе с прошением о покровительстве того и прочих благочестивых монастырей и о приведении их в первобытное украшение. В 1716 году имел уже этот монастырь некоторые земли, и в 1742 году, Марта 18, к возобновлению оного дано от помещика Жаботинского Ключа, Князя Яна Яблуновского дозволение.

Строения в монастыре сем следующие все деревянные:

1) Соборная ЦЕРКОВЬ трёхпрестольная о шести главах, покрытых белой жестью; средняя глава внутри украшена иконописным золотом, в оной церкви:

а) престол во имя Успения Божьей Матери,

б) во имя Великомученицы Варвары и

в) во имя Святителя Николая.

2) ЦЕРКОВЬ во имя Преподобного Онуфрия Великого тёплая с одной над алтарём главой.

3) КОЛОКОЛЬНЯ на трёх амбарах с куполом, трапезная, поваренная и пекарная избы в одной связи;

4) КЕЛЬИ Игуменские и 12 братских и прочие службы.

5) Весь монастырь обнесён ОГРАДОЙ, из досок построенной, а в некоторых местах и частоколом;

6) вне монастыря строения деревянные же: СКОТНЫЙ ДВОР с тремя избами и разными сараями; вне двора сего ГУМНО с САРАЕМ.

Сверх того в деревне Чубовке, в полутора вёрстах от монастыря отстоящей, находятся две избы и двор; при деревне Золоповке в 6 вёрстах от монастыря расстоянием две же избы, да в Хуторе монастырском при местечке Камянке, которое от монастыря в 25 вёрстах, две же избы со скотным двором, с загородами и сараями; ещё вблизи того же хутора две избы.

Монастырь содержание своё имеет от доброхотного подаяния, земель и угодий, которых по грамотам 1742 года Марта 18, 1752 года Июня 26, 1762 года Сентября 15, 1777 года Сентября 14 и 1782 года Июля 16 от Князя Яна Яблуновского, Ксаверия и Михаила Любомирских данным и 1791 года Июля 2 в Панском поветовом суде утверждённым, имеется во владении сего монастыря пахотной земли на семьдесят дней, сенокосной на тысячу сто копен и особо обоего рода таковых земель мерой в окружности на 1.892 квадратных сажен, и на реке Жаботинке мельница с рыболовным прудом, двумя пчельниками и плодородным садом. С угодий сих собирается в этот монастырь в год дохода до пятисот, во время же неурожая не выше двухсот пятидесяти рублей. Настоятельство в монастыре сем издавна Игуменское.

Жадовская Богородицкая пустынь

Упразднённая мужская. Находилась в 1740 году в Казанской Епархии.

Желтиков Успенский монастырь

Тверской Епархии и уезда, 3 класса мужской. Находится на берегу реки Тьмака, от города Твери в 4 вёрстах, построен в 1400 году Св. Арсением, Епископом Тверским, при Благоверном Князе Михаиле Александровиче.

В нём строения:

1) Соборная ЦЕРКОВЬ каменная Успения Пресвятой Богородицы с двумя папертями, ризницей и приделом, в котором почивают нетленные мощи сего Чудотворца Арсения, скончавшегося в 6817 / 1409 году, Марта 2. Оная церковь построена в 1637 году по повелению Государя Царя Михаила Феодоровича, а в 1722 году за ветхостью перестроена, и потом в 1747 году совершенно уже отделана и украшена;

2) ЦЕРКОВЬ над святыми воротами во имя Алексия человека Божия, построенная в 1705 году обще с находящимися при ней комнатами о двух жильях по повелению Государя Императора ПЕТРА Великого для Царевича Алексия Петровича;

3) ЦЕРКОВЬ Преподобных Отец Антония и Феодосия Печерских, с трапезой, построена, как и прежняя, иждивением Императора ПЕТРА I;

4) КОЛОКОЛЬНЯ с часами;

5) КЕЛЬИ Настоятельские и братские и прочие службы каменные, покрыты листовым железом.

Настоятельство в монастыре сем с 1400 года было Игуменское. В 1566 году, по случаю чуда, происшедшего при гробе Св. Арсения, по представлению Акакия, Епископа Тверского, с дозволения Всероссийского Митрополита Афанасия и Государя Царя Иоанна Васильевича Грозного, учреждена Архимандрия, которая и продолжалась до 1764 года, а с того времени до 1798 года паки Игуменство. Ныне же с 1798 года – Архимандрия 3 класса. До Духовных, в 1764 году состоявшихся, Штатов было за монастырём сим 534 души крестьян; по Штатам же поставлен в 3 класс.

Желтоводский Макариев Свято-Троицкий монастырь

Костромской Епархии 2 класса мужской. Находится пониже города Макарьева, от которого и название своё получил, прилегая непосредственно к левому берегу Волги , на небольшом пригорке, возвышающемся над долом, идущим к реке, от которой волны доходят в полую воду и до самых стен монастырских. Этот монастырь основан Преподобным Макарием Унженским, жившим в половине XIV столетия. Преподобный сей родом был нижегородец, сын посадского человека, в молодости посвятив себя Богу, пострижен в Печерском монастыре того града и жил в пустыне близ реки Пуха; потом во время владения Великого Князя Василия Васильевича, прозванного Тёмным, пришёл на сие место, лежащее близ реки Волги, которое, по имеющемуся тут вблизи озеру, называлось на Жёлтых водах, отчего и этот монастырь именован Желтоводским. Старанием своим построил он тут обитель во имя Святой Троицы, собрал монашествующих и был им учителем и наставником в добродетели. В 1439 году при нашествии татар на ту область, этот монастырь разорён был Татарским Ханом Улу Ахметом, а по разорении монастыря пленён был и Преподобный; но от начальника неприятельского отпущен с честью, и, отойдя к бывшему городу Унже, построил другой монастырь (см. Макариев, что на Унже.) Пребыв в монашестве 83 года, жив в свете 95 лет, преселился в вечное блаженство в городе Унже в 7012 / 1504 году, Июля 25. Обитель сия вновь построена в 1620 году при Государе Царе Михаиле Феодоровиче, по благословению отца Его Государева Святейшего Патриарха Филарета Никитича, старанием и трудами некоего монаха Аврамия. Окружён каменной стеной, которая начата в 1662 году и окончена в 1667 году, обширностью на 500 сажен, имеет 9 башен и двое больших ворот.

В монастыре сем строений каменных, из коих

1) ЦЕРКОВЬ Соборная во имя Св. Троицы,

2) ЦЕРКОВЬ во имя Успения Божьей Матери;

3) ЦЕРКОВЬ Преп. Макария Желтоводского;

4) ЦЕРКОВЬ Всех Святых;

5) ЦЕРКОВЬ Архистратига Михаила;

6) ЦЕРКОВЬ Григория Пелшемского;

7) КЕЛИЙ 83 каменных, и в некоторых помещены присутственные места.

Прежде сего бывало здесь братии человек до 200; но с 1764 году по учреждении Штатов положено быть только 17, на содержание коих и обители ежегодно отпускается из казны 1.647 рублей. Близ монастыря сего с Волжской стороны находится весьма глубокий пруд, называемый Святое озеро, в котором, как сказывают, Преподобный Макарий долгое время крестил язычников и татар. Настоятельство в монастыре сем было сперва Игуменское, а потом в 1666 году, Февраля 11 учреждена Архимандрия. В 1669 году Архимандритам дозволено отправлять священнослужение с рипидами и на ковре, как можно видеть из нижеследующих грамот:

Грамота I

Божьей милостью Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великой и Малой и Белой России Самодержец.

Пожаловали дому Пресвятой и Живоначальной Троицы и Преподобного Отца Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца, что на Жёлтых Песках Архимандрита Пахомия с братией, велели им дать Нашу Царскую жалованную грамоту, что ему Архимандриту Пахомию, по благословению Святейших Вселенских и Московского Патриархов, Кир Паисия, Папы и Патриарха Александрийского и Судии Вселенского, и Кир Макария, Патриарха Антиохийского и всего Востока, и Кир Иоасафа, Патриарха Московского и всея России, во время церковного служения действовать и служить с рипидами, и стоять на ковре; для того в нынешнем ро҃з (1669) году били челом Нам, Великому Государю Царю и Великому Князю Алексию Михайловичу, всея Великой и Малой и Белой России Самодержцу, того монастыря Архимандрит Пахомий с братией: в прошлом, де, в ро҃з году Святейший Вселенский Кир Макарий, Патриарх Божьего града Антиохии и всего Востока, идучи из Нашего Царствующего града Москвы в Антиохию, был в обители Преподобного Отца Макария Желтоводского и Унженского Чудотворца и благословил для Пр. Отца Макария стоять в церкви Божьей ему Архимандриту, или кто по нём в том монастыре иные Архимандриты будут, на ковре, иметь честные рипиды, и дал им о том в монастыре письмо за своей рукой, и чтоб Нам, Великому Государю, их пожаловать велеть о том на подтверждение дать Нашу Государскую жалованную грамоту; да Архимандрит же Пахомий подал к челобитью своему письмо, каково дал в монастырь Макарий Патриарх Антиохийский. А в письме написано: в прошлом ро҃ѕ году Июля в к҃ (20) благоволением Божиим идучи, он Макарий Патриарх восвояси, пришёл во святую обитель Преподобного Отца Макария Желтоводского помолиться и ради веры и благоговения ко Святому Отцу Макарию Желтоводскому и Унженскому Чудотворцу благословил и почтил ту святую обитель иметь в том монастыре честные рипиды и стоять Архимандриту Пахомию, и еже по нём во освящении служения на ковре, как есть обычай и в иных святых монастырях. И Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь Алексий Михайлович, всея Великой, Малой и Белой России Самодержец, по прошению Отца Нашего и богомольца, Святейшего Кир Макария, Патриарха Антиохийского, пожаловал Макарьевского монастыря, что на Жёлтых Песках Архимандрита Пахомия с братией, или кто по нём в том монастыре Архимандриты будут, велел им, и по благословению Отца Нашего и богомольца Святейшего Иоасафа, Патриарха Московского и всея России, в священнослужении иметь честные рипиды и стоять на ковре, как обычай Архимандритом и в иных честных Лаврах, и для вечного утверждения указали им дать сию Нашу Государскую жалованную грамоту. Помета о том на челобитной их думного Нашего Дьяка Герасима Дохтурова. Писана Государства Нашего в царствующем граде Москве лета ҂зро҃з (7177) года в а҃і (11) день.

На подлинной грамоте на обороте подписано так:

Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великой, Малой и Белой России Самодержец. Справил Гришка Постников.

У той же грамоты на красном шнуре Государственная красного воска печать.

Грамота II

Иоасаф, Милостью Божьей Патриарх Московский и всея Русии. В нынешнем ро҃з (177) году били челом Нам Патриарху Макариева Желтоводского монастыря Архимандрит Пахомий с братией: в прошлом, де, в ро҃ѕ (176) году Июля в е҃ (5) день Всесвятейший Кир Макарий, Патриарх Великого Божьего града Антиохии и всего Востока, пришёл в святую обитель Живоначальныя Троицы и Пр. Отца Макария и ради веры и благоговения к Преп. Отцу Макарию, почтил и благословил эту святую обитель иметь честные рипиды и во освящённом служении ему Архимандриту на ковре стоять как есть обычай и в иных монастырях; и о том он, Макарий Патриарх, писал к Великому Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Великой, Малой и Белой России Самодержцу, и к Нам Патриарху и по прошению Всесвятейшего Кир Паисия, Папы и Патриарха Александрийского и Судии Вселенского и по отписке Кир Макария, Патриарха Антиохийского, и по благословению Нас Патриарха, Великий Государь их пожаловал, и Великого Государя жалованная грамота из приказу большого дворца им дана. Велено: – в Макариеве монастыре иметь честные рипиды и во освящённом служении стоять на ковре и Нам бы их пожаловать велеть бы о том же дать Нашу благословенную грамоту. Да Желтоводского же монастыря Архимандрит Пахомий с братией положил Великого Государя жалованную грамоту, а в той грамоте написано: Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великой, Малой и Белой России Самодержец, пожаловал дому Пресвятой и Живоначальной Троицы и Пр. Отца Макария Желтоводского монастыря, что на Жёлтых песках, Архимандрита Пахомия с братией, или кто по нём в том монастыре иные Архимандриты будут, что ему Архимандриту Пахомию, по благословению Святейших Вселенских Кир Паисия, Папы и Патриарха Александрийского и Судии Вселенского, и Кир Макария, Патриарха Антиохийского и всего Востока, и нас Патриарха, во время церковного служения действовать и служить с рипидами и стоять на ковре, как обычай есть Архимандритам и в иных честных Лаврах. А в письме, какое дал в монастырь Макарий, Патриарх Антиохийский, написано: в прошлом, в ро҃ѕ (176) году Июля в к҃ (20) день благоволением Божиим идучи он, Макарий Патриарх, во свояси, пришёл в святую обитель Пр. Отца Макария Желтоводского помолиться, и ради веры и благоговения к·Пр Отцу Макарию и живущих Архимандрита и братию добродетельных, благословил и почтил ту святую обитель иметь в том монастыре честные рипиды, и стоять Архимандриту Пахомию, и еже по нём во священнослужении на ковре, как есть обычай и во иных святых Лаврах, и Мы, Святейший Патриарх, по повелению Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великой, Малой и Белой России Самодержца, и по Его Государевой жалованной грамоте и по совету Святейших Вселенских Патриархов Кир Паисия, Папы и Патриарха Александрийского и Судии Вселенского, и Кир Макария, Патриарха Антиохийского и всего Востока, пожаловали есми дому Пресвятой и Живоначальной Троицы и Пр. Отца Макария, Желтоводского монастыря Архимандрита Пахомия с братией, или кто впредь по нём иные Архимандриты будут, благословили ему Архимандриту во время Священно-служения иметь честные рипиды и стоять на ковре, как обычай имеют во иных честных Лаврах. И сего ради дана ему, Архимандриту Пахомию с братией, сия Наша благословенная грамота. Писана в Нашем Патриаршем дому, в лето от создания мира ҂зро҃з (7177), а от воплощения Бога Слова ҂аѕѯи҃ (1668), Декабря в … день.

На подлинной грамоте подписано так:

Божьей милостью Иоасаф, Патриарх Московский и всея России.

У той же грамоты на шёлковом шнуре Патриаршая красного воска печать.

До учреждения Духовных в 1764 году Штатов было за монастырём сим 3.177 душ крестьян, а по Штатам положен он во 2 классе степенью 13, почему и Настоятельство Архимандричье утверждено, которое и доныне продолжается.

Железноборовский Галицкий Яковлевский Предтечев монастырь

Мужской, заштатный, Костромской Епархии. Находится на правом берегу реки Темзы, расстоянием от города Галича в 40, а от Буи в 15 вёрстах, на месте гористом, изобилующем железными рудами, отчего и монастырь именуется Железноборовским. Этот монастырь, как в рукописной о житии Преподобного Иакова, в той обители почивающего, истории значится, построен Великим Князем Московским Василием Димитриевичем, сыном Великого Князя Димитрия Ивановича Донского по случаю таковому: когда Супруга Его Великая Княгиня София Витовтовна Великого Князя Литовского Витовта Кестутьевича дщерь, непраздна будучи прежде времени рождения впала в великую и опасную болезнь, и когда все приближённые к ней, видя неослабную жестокость её болезни, заключили, что жизнь этой Великой Княгини находится уже в опасности и отчаянии, в то время помянутый Преподобный Иаков случился быть в Москве; и поскольку ради святости жития своего он довольно был от людей почитаем и уважаем, то Великий Князь о нём известившись просил его, да о здравии Великой Княгини святые к Богу принесёт молитвы. Свят. Иаков, убеждённый прошением Князя, исходатайствовал молитвами Великой Княгине от болезни облегчение и свободу чрез благополучное от бремени разрешение, которым родился сын, наречённый именем своего родителя. Великий Князь Василий Димитриевич в знак своей к Преподобному, паче же к Богу благодарности на том месте, где была уединённая Преподобного близь берега реки Темзы поставленная малая хижина, благоволил устроить обитель; а для содержания иночествующих определил к ней вотчины, которая с того времени и названа обителью Железноборовской. До учреждения в 1764 году Штатов Настоятелями сего монастыря были Игумены, по состоянию же Штатов, когда уже число братии уменьшилось, то этот монастырь оставлен на своём содержании. В 1775 году по смерти последнего Игумена учинено начальство Строительское. До Штатов оных было за монастырём сим 1.361 душа крестьян.

Жерновский монастырь

Мужской, упразднённый. Находился в 1740 году в Переславском Рязанском уезде и был приписан к Воскресенскому, Новый Иерусалим именуемому, монастырю.

Жидичинский монастырь

Мужской. Упоминается в 1766 году в Польских владениях. См. Историч. Известие о возникшей в Польше Унии стр. 97 изд. 1805 год.

Жиздренский монастырь

Упразднённый, мужской. Находился в Брянском уезде при селе, что ныне уездный город Калужской Епархии, Жиздре, и был в 1740 году приписным к Ставропигиальному Донскому монастырю.

Житейный Осташковский монастырь

Мужской, заштатный, Тверской Епархии. Находится на острове озера Селигера, именуемом Житейный, отчего и монастырь название своё имеет, расстоянием от города Осташкова в 250 саженях. Построен этот монастырь в 1716 году по Указу Государя ПЕТРА I, иждивением осташковских обывателей. Настоятельство в монастыре сем Строительское, учреждённое, вероятно, по Штатам, в 1764 году состоявшимся.

Жукова пустынь

См. Салдовский монастырь.


Источник: История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. : В Москве, при Синодальной типографии, в 6-и частях : 1807-1815. / Ч. 4. - 1812. - [2], 887, [1], V, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle