митрополит Макарий (Булгаков)

О новгородских Макарьевских Четиих-Минеях

Содержание

I II III IV

 

 

(Заметки Преосвященного Макария, епископа тамбовского и шацкого).

В 1856 году я имел возможность пользоваться, хотя и короткое время, Великими Чети-Минеями новгородского архиепископа, впоследствии всероссийского митрополита, Maкария, находящимися в новгородской Софийской библиотеке. Главною целью моею были русские статьи, которые я спешил списывать или, по крайней мере, сравнивать с другими, известными мне, списками тех же сочинений. Но вместе я не мог не ознакомиться до некоторой степени и вообще с этими драгоценными книгами и не заметить тех особенностей, какими отличаются они от макарьевских Чети-миней московского Успенского собора, судя по «Оглавлению» последних, напечатанному г. Ундольском в Чтениях московского Исторического общества за 1847 г., № 4.

При высокой важности Четиих Миней митрополита Макария как для истории русской церкви, так и для истории русской литературы, полагаю, что мои беглые заметки о новгородском списке этого громадного сборника не покажутся чуждыми некоторого интереса.

I

При трех книгах новгородских Чети-Миней, сентябрьской, октябрьской и майской, в самом начале их, сохранилась следующая накладная архиепископа Макария: «В лето 7049 (1541), в христолюбивое царство святейшего царя Государя великого князя Ивана Васильевича, всея Руси самодержца, в восьмое лето государства его, в первое же надесять лето от рождества его – се яз смиреный Maкapий, архиепископ Богоспасаемых градов великого Новограда и Пскова, дал есми сию святую великую книгу Минею четю, месяц Май (Сентябрь и Октябрь) и прочих дванадесять Миней четих, во святую великую в соборную церковь святой Софии, неизреченной премудрости Божия того же преславущего великого Новограда, в шестое надесять лето святительства и паствы своего смирения, на память своей души и по своих родителях в вечной поминок. И да никтож сию святую книгу четю Минею освоит или от святой церкви премудрости Божия насильством восхитит; таковый да судится яко преобидник и похищник Божия церкви не токмо зде, но и в будущий век. А прочитаяй и приемля сию святую книгу Минею четю, по благословению Архиепископа или церковного чиноначальника, велику пользу души приемлет не токмо себе, но и прочим, послушающим со вниманием во славу Божию. Аминь.»

Сравнивая эту накладную с тою, которая находится при Чети-Минеях московского Успенского собора и напечатана г. Ундольским в предисловии к означенному «Оглавлению,» замечаем, что первая хотя имеет сходство с последнею в общих чертах, но гораздо короче ее и не представляет тех любопытных сведений ни о составе Чети-миней, ни о трудах над ними митрополита Maкapия. Видно также, что в новгородский Софийский собор Макарий пожертвовал свои Чети-Минеи уже в последний год своего архиепископства, незадолго пред избранием своим в митрополита московского (19 Марта 1542 г.) и за двенадцать лет прежде, нежели пожертвовал (в лето 7061) другой список Чети-миней в московский Успенский собор.

II

И в новгородский Софийский собор, как в московский Успенский Макарий пожертвовал полный экземпляр Великих Чети-Миней в двенадцати книгах, – о чем свидетельствует сам в накладной. Но до настоящего времени уцелело в новгородской Софийской библиотеке только пять книг, именно за месяцы: Сентябрь, Октябрь, Май, Июнь и Июль. По крайней мере, на все мои запросы о других книгах мне отвечали, что их более нет в библиотеке.

Все эти пять книг писаны в лист и, обнимая каждая все числа данного месяца, не одинаковы по объему: так, в сентябрьской книге 468 листов, октябрьской 455, а в июньской только 340. Книги писаны разными руками и почерками, на отдельных тетрадях, которые потом сложены и переплетены вместе, различаясь нередко и качеством, и величиною бумаги. Есть страницы и целые листы, вовсе неписанные, есть страницы недописанные, и есть писанные, но зачеркнутые. Встречаются статьи только начатые или доведенные до половины, но неконченные, и другие, впрочем небольшие, которые написаны по два раза. В конце некоторых статей и книг находятся пометки писцов. Так в конце польской книги на особом белом листе с самого начала написано: «В лето 7046-го (1538) месяца Февраля 7 день, на память преподобного отца нашего Парфения и преподобного Луки, по благословению Государя нашего, преосвященного Архиепископа великого Новгорода и Пскова, владыки Макария, почета сия книга писати многогрешным неключимым иноком Аркадцом, Пофнутьева монастыря пострижеником. А святою молитвою его и благословением свершена сия книга месяца Июля 13 день на память святого великого Архистратига Гаврила и преподобного Стефана Сафаита. И вы, Бога ради, чтите, а не клените, и аще которая опись обрящется, и вы, Бога ради, собою исправляйте.»

Вообще новгородский список макарьевских Чети-миней представляется как бы черновым и первоначальным.

III

По содержанию своему новгородские Чети-Минеи, разумеется, сходны с московскими Успенского собора. В состав тех и других под каждым числом месяца входят: прологи или синаксари, жития празднуемых святых, слова и поучения, иногда краткие назидательные повести, а иногда целые книги Св. Писания с толкованиями на них, целые обширные сочинения или сборники сочинений св. отцов и русских писателей, патерики и т. подоб. Но в порядке расположения статей в тех И других Чети-Минеях есть разность. В московских под каждым числом месяца на первом месте стоит «пролог», за ним следуют жития, слова, краткие сказания и проч. А в новгородских, напротив, в начале каждого числа помещены жития святых, потом слова и другие статьи, и в самом уже конце – «пролог со стихами тем же святым,» а иногда и без стихов. По одному этому нельзя считать московские Чети- Минеи простой копией с новгородских.

В содержании тех и других замечается еще более разности. Есть в новгородских Чети-Минеях статьи, которые, по крайней мере, под теми же числами месяцев, не находятся в московских. Так, в новгородских помещены: под 14 ч. Октября-житие блаж. Константина философа, первого наставника Словенску языку и под 26 Октября – слово похвальное св. Димитрию Селунскому, Григория архиепископа Российского. В московских этих статей нет под указанными числами, может быть, потому, что они перенесены в другие месяцы. И именно, первая статья не есть ли та самая, которая помещена здесь 14-го Февраля под заглавием: «житие преп. Кирилла философа, учителя Славенского»? А последняя действительно значится здесь в числе других слов Григория Самвлака в 31 день Июля.

Несравненно более таких статей, и статей важных, которых не достает в новгородских Чети-Минеях сравнительно с московскими. Например, в новгородских не находятся следующие статьи, помещенные в московских: 1-го Сентября – слово о Иисусе Навине, книги Судей Израилевых, о Гедеоне пророке, о Самсоне, о Руфи; 9-го Сентября – книга Игумена Иосифа Волоцкого; 18-го Ок¬тября – книга Евангелие св. Луки, толкование Феофилактово; 20-го Июня – книга Мефодия, епископа Патарскаго, о вещи и самовластве и проч., два послания Никифора, митрополита Киевского, ко князю Владимиру; 29-го Июня – слово св. Апостолам Петру и Павлу Григopия монаха, пресвитера (Самвлака); 30-го Июня – книга Апостол толковый; 31-го Июля – книга Смарагд, книга Григория Самвлака (собрание его слов), книга Златая Цепь, книга Пчела. Очевидно, что московские Чети-Минеи вообще богаче новгородских вносными статьями.

IV

Из русских статей, помещенных в новгородских Чети- Минеях, некоторые, краткие, заимствованы целиком из летописи (наприм., 2-го Сентября – Убиение св. князя Глеба). Другие, также небольшие, буквально сходны с напечатанными под теми же числами в Прологе (наприм. 11-го Июля – Успение блаж. Ольги княгини, предтече Русскую к Богу, и 24-го Июля – Страсть святою мученику Бориса и Глеба). Третьи сходны с Прологом и летописью по содержанию, но немало разнятся от них в слоге (наприм. 12-го Июля – блаженную мученику Варяга и сына его Иоанна, убиенною в Киеве).

Многие русские статьи помещены здесь без всякой перемены: по крайней мере, оказываются сходными с другими списками их, уже изданными или известными по рукописям, кроме незначительных вариантов. Таковы: а) 15-го Июля – знаменитое слово митрополита Илариона с похвалою св. князю Владимиру, вполне сходное с напечатанным и оканчивающееся, как в большей части списков, словами, показанными в Прибавл. к Тв. св. отцев (II, 246); б) 15-го же Июля – Память и похвала князю Русскому Владимиру – мниха Иакова, от начала до конца во всех подразделениях и частях сходная со списком, напечатанным мною в Хр. Чтении (1849, II, 302 – 336); в) 16-го Июля – Кирилла мниха (туровского) слово на собор св. отец 318-е., тоже самое, которое напечатано между творениями св. Кирилла туровского; г) слова митрополита Григория Самвлака и проч.

Некоторые русские статьи и известные сборники представляются в новгородских Чети-Минеях более или менее измененными, с перерывами, вставками, прибавлениями. Так, статьи, обыкновенно входящие в состав киево-печерского патерика, размещены здесь под 3-м числом Мая, как отдельные, и прерываются вставочною статьею следующим образом: а) житие преп. Феодосия печерского, соч. преп. Нестором, б) похвальное слово преп. Феодосию, в) послание митрополита Фотия в киево-печерский монастырь, г) о зачале печерского монастыря, преп. Нестора, и – д) наконец «книга патерик печерский», в котором заключаются только – сказание о создании печерской церкви, послание св. Симона к Поликарпу со всеми частными отделами и послание Поликарпа к Акиндину со всеми отделами. Под 24 числом Июля известное «Сказание о св. мучениках Борисе и Глебе» мниха Иакова разбито на части, из которых некоторые отделяются от последующих приделанными краткими заключениями, а в рассказе о чудесах св. мучеников в самом конце повествуется об одном чуде, о котором не упоминается ни в одном из других известных списков того же сочинения. Под 31-м числом Июля помещено «Слово избрано от святых писаний, еже на Латину, и сказание о составлении восьмого собора Латынского, и о извержении Исидора прелестного, и о поставлении в Рустей земли митрополитов; о сих же похвала великому князю Василию Васильевичу». Главное содержание этого слова составляет «Повесть о восьмом соборе», напечатанная в Софийском Временнике (II, 18 и след.). Но в начале приделан к повести довольно обширный приступ, в самой повести есть отступления от печатного, а в конце находятся значительные прибавления. Слово это показано и в Опис. рукоп. Румянц. Муз. стр. 271. Впрочем, могло быть и наоборот: могло быть, что не «Слово» составлено на основании «Повести», а самая Повесть «извлечена из Слова» и внев летопись.

Сам ли митрополит Макарий и его помощники делали какие-либо изменения в русских статьях, или находили их в таком уже виде в прежних рукописях, откуда целиком и вносили в Чети-Минеи? Последнее вероятнее, тем более, что, по сознанию самого Maкapия в накладной к московским Чети-Минеям, он только «собирал и во едино место совокуплял святые книги различными писари», и если «многи труды и подвиги подъять», то собственно «от исправления иностранных и древних пословиц, преводя на Русскую речь».

***

Оканчиваю мои краткие заметки словом надежды, что близко то время, когда мы в состоянии будем познакомиться короче с великим литературным памятником всероссийского митрополита Maкapия. В «Описание славянских рукописей московской Синодальной библиотеки,» которое начато и совершается с таким успехом, без сомнения, войдет столько же добросовестное и ученое описание и Макарьевских Чети-Миней (в десяти книгах), находящихся в этой библиотеке. А между тем, благодаря просвещенному распоряжение Духовного Начальства, все рукописи новгородской Софийской библиотеки и значительнейшая часть старопечатных книг перевозятся ныне в С. Петербург и приобщаются к библиотеке Духовной Академии, где они станут доступнее для справок и изысканий и где ревностные ученые, конечно, не замедлят сделать подробное описание драгоценным рукописям и в числе их Макарьевским Четиим-Минеям.

Тамбов,

28 Января 1859 года.


Источник: Макарий (Булгаков Михаил Петрович, Митрополит Московский и Коломенский). О новгородских Макарьевских Четиих-Минеях / Макарий (Булгаков), митр. – М. : [Б. и.], 1859. – 7.

Вам может быть интересно:

1. Инок-справщик Арсений Глухой Дмитрий Иванович Скворцов

2. Митрополит Московский Макарий (Булгаков) как проповедник профессор Василий Фёдорович Кипарисов

3. Слово похвальное на пренесение мощей свв. Бориса и Глеба: неизданный памятник литературы XII века Хрисанф Мефодиевич Лопарев

4. Преподобный Иосиф Волоколамский в его "Просветителе" митрополит Макарий (Булгаков)

5. Кафедральный во имя Христа Спасителя собор в Москве протопресвитер Владимир Марков

6. Загородное поучение епископ Иоанн (Соколов)

7. Сказание о странствии и путешествии по России, Молдавии, Турции и Святой Земле. Том 2 схиигумен Парфений (Агеев)

8. Святой равноапостольный князь Владимир протоиерей Василий Михайловский

9. Амфилохий, епископ Угличский профессор Григорий Александрович Воскресенский

10. "Дело Флетчера" 1848-1864 гг. Сергей Алексеевич Белокуров

Комментарии для сайта Cackle