Источник

Ф

Феодоровский Городецкий монастырь

См. Городецкий Феодоровский.

Феодоровский Киевский монастырь

Мужской. Находился в Губернском городе Киеве. Построен в половине XI столетия Великим Князем Владимиром II Всеволодовичем Мономахом, в Св. крещении наречённым Феодором, и существовал в половине XII столетия. См. Пролог месяц Июня 5 число; Четью Минею месяца Июля 24 число в житии Преп. Поликарпа Печерского; Никонову Летопись, ч. II, стр. 145.

Феодоровский Московский больничный монастырь

Находился в столичном городе Москве за Никитскими воротами и принадлежал к Синодальной области. Этот монастырь основан Патриархом Филаретом Никитичем в 1626 году, а в 1709 году, Сентября 1, по Указу монастырского Приказа обращён в приходскую церковь, которая и доныне существует под именем Феодоровской, во имя Смоленской Божьей Матери с приделом Пр. Феодора Студита.

Феодоровский Переславский монастырь

Владимирской Епархии 2 класса девичий, находится в Переславском уезде на горе, от Переславля Залесского к югу в 3, от озера Клещинаа в 2½ вёрстах. Построен в 1557 году по случаю рождения Царю Ивану Васильевичу сына Феодора и тогда же сооружена иждивением Царским церковь каменная в имя Феодора Стратилата, сотезоименитого Царевичу, а монастырь по оной наименован Феодоровским и был он сперва мужским общежительным, а потом, неизвестно когда и по каким обстоятельствам учреждён девичьим. Здания в нём все каменные, построенные иждивением Царя Ивана Васильевича, примечательнейшие же из них есть следующие:

1) вышеупомянутая СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ;

2) ЦЕРКОВЬ во имя Казанской Божьей Матери;

3) ЦЕРКОВЬ Введения во храм Пресвятой Богородицы с двумя приделами: а) Богородицы и б) св. Адриана и Натальи;

4) КОЛОКОЛЬНЯ;

5) КЕЛЬИ;

6) ОГРАДА кругом монастыря, с башнями.

До Штатов 1764 года было крестьян 1.338 душ, по Штатам же положен во 2 классе степенью 16.

ФЕОДОРОВСКИЙ ТВЕРСКОЙ мужской упразднённый монастырь находился в Твери. Он в 1655 году приписан был к Новгородскому Иверскому монастырю по следующей грамоте:


Б

ОЖЬЕЙ МИЛОСТЬЮ МЫ, ВЕЛИКИЙ ГОСУДАРЬ ЦАРЬ и ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ ВСЕЯ ВЕЛИКОЙ и МАЛОЙ РОСИИ САМОДЕРЖЕЦ118; бил Нам челом Отец Наш и богомолец Великий Государь Святейший Никон, Патриарх Московский и всея Великой и Малой России. В нынешнем, де, во рѯг҃ году пожаловали Мы, Великий Государь, в его строение Новгородского уезда к монастырю Пречистой Богородицы Иверской и иже во святых Отца нашего, Филиппа Митрополита, и Святого Иакова Праведного Чудотворцев, велели приписать в Твери Фёдоровский монастырь для приезда в Тверь Иверского монастыря властей. А тот Фёдоровский пустой монастырь указал он, Отец Наш и богомолец, строить, а Строителем велел быть Иверского монастыря старцу и братию призывать. А у того, де, Фёдоровского монастыря рыбных ловель нет; и по Нашему же Государеву Указу даны были Пречистой Богородицы Иверского монастыря Архимандриту Дионисию с братией на оброк рыбные ловли, в реке в Волге под Тверью и выше и ниже Твери, что были прежде на оброке за Боярином Нашим за Никитой Ивановичем Романовым. И Нам бы его, Отца Нашего и богомольца, Великого Государя Святейшего НИКОНА, Патриарха Московского и всея Великой и Малой России пожаловать те оброчные рыбные ловли дать в его, Отца Нашего и Богомольца, строение в монастырь Пречистой Богородицы Иверской и иже во Святых Отца нашего Филиппа Митрополита и Святого Праведного Иакова Чудотворцев в вотчину безоброчно во веки неподвижно, на пропитание Строителю и братии, которые будут присланы из Иверского монастыря в Тверь в Фёдоровский монастырь в вотчину. И Мы, Великий Государь Царь и Великий Князь АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ всея Великой и Малой Росии Самодержец, по прошению Отца Нашего и богомольца Великого Государя Святейшего НИКОНА, Патриарха Московского и всея Великой и Малой Росии, пожаловали те оброчные рыбные ловли велели дать в его, Отца нашего и богомольца, строение в монастырь Пречистой Богородицы Иверской и иже во Святых Отца нашего Филиппа Митрополита и Святого Праведного Иакова Чудотворцев в вотчину во веки неподвижно безоброчно, на пропитание Строителю и братии, которые будут присланы из Иверского монастыря в Тверь в Фёдоровский монастырь, и с тех рыбных ловель указали оброк снять. А в Приказе Большего Дворца в приходной окладной книге нынешнего рѯг года написано: во Тверском уезде Тверские и городенские рыбные ловли три рубежа реки Волги от Старицкого рубежа от Симеона Святого до Кашинского рубежа воды на оброк за боярином Нашим за Никитой Ивановичем Романовым, а оброку и пошлин велено ему платить в Нашу казну в Приказ Большого Дворца по четыре рубля с полтиной на год, а по даче и по справке с приходной книгой прошлого рм҃г года по указу Отца Нашего, Великого Государя Царя и Великого Князя МИХАИЛА ФЁДОРОВИЧА всея Росии, из тех рыбных ловель в реке Волге вверх по Яминский монастырь, а вниз по устье Шоши реки отдано Боярину Нашему Борису Ивановичу Морозову и селу Городне. И по Нашему Указу и по этой Нашей Царской жалованной грамоте, Отцу Нашему и богомольцу, Великому Государю, Святейшему НИКОНУ, Патриарху Московскому и всея Великой и Малой Росии, теми Тверскими рыбными ловлями от Старицкого рубежа от Симеона Святого по Яминский монастырь, а от Яминского монастыря до устья Шоши реки рыбные ловли Боярина Бориса Ивановича Морозова, а от устья Шоши реки вниз по Волге реке до Кашинского рубежа воды владеть Нашего богомолья, а его Отца Нашего и богомольца Великого Государя Святейшего НИКОНА, Патриарха Московского и всея Великой и Малой Росии строения Пречистой Богородицы Иверского монастыря Архимандриту с братией, и кто впредь в том Иверском монастыре Архимандриты и братия будут, приписного Фёдоровского монастыря Строителю и братии на пропитание безоброчно в вотчину во веки неподвижно. Писан в Нашем Великого Государя Царствующем городе Москве, лета ҂зрѯг҃, Июля в л҃а день.

На обороте написано:

Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Великой и Малой России Самодержец.

Справил Микитка Списков.

Подлинная грамота писана на полуалександрийском листе, сверху расписаны золотом разные фигуры, а посредине оных – двуглавый Орёл с распростёртыми крыльями. Внизу прошита сквозь малиновую бархатную кустодию золотым с серебром шнуром, на котором привешена красная восковая Государственная печать величиной в диаметре в один вершок с небольшим. На одной стороне оной изображён Великомученик Георгий на коне, копьём поражающий дракона и кругом подпись: Божьей милостью Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович. На другой стороне – двуглавый Орёл с распростёртыми крыльями и лапами и с тремя Коронами, а кругом продолжение титула Царского: всея Русии Самодержец и многих Господарств Царь и Обладатель.

Подлинная грамота хранится в Московском Архиве Коллегии Иностранных дел.

Феодоровский Троицкий Казанский монастырь

Мужской заштатный, находится в Губернском городе Казани на берегу реки Казанки в старом городище. Когда и кем построен, неизвестно. В настоящее время здания в нём имеются следующие:

1) ЦЕРКОВЬ соборная каменная во имя Живоначальной Троицы. Освящена в 7208 / 1700 году с приделом Великомученика Феодора Стратилата, по которой и монастырь название своё имеет;

2) ЦЕРКОВЬ на воротах во имя Пророка Илии деревянная;

3) при соборной церкви – КОЛОКОЛЬНЯ;

4) Настоятельские КЕЛЬИ каменные;

5) братские КЕЛЬИ и ОГРАДА около монастыря деревянные.

До Штатов 1764 года Настоятельство было Игуменское и крестьян 134 души; по Штатам же оставлен на своём иждивении с настоятельством Строительским, которое и доныне продолжается.

Феофилова Успенская пустынь

Мужская, упразднённая в 1764 году, находилась в Новгородской Епархии, а ныне Псковской, в Шелонской Пятине в Порховском уезде в Демянском погосте на берегу реки Омуча расстоянием от Порхова к северу в 65, от Новгорода к западу в 78, от Пскова к северо-востоку в 95 вёрстах. При переписи 1628 года была в монастыре сем церковь деревянная во имя Успения Божьей Матери без Священнодействия. До Штатов 1764 года был он приписан сперва к Посолитину, а потом к Розважскому монастырям, крестьян было только 6 душ бобылей, записавшихся из церковников. Здесь почивают мощи Преподобных Отцов Иакова и Феофила, основателей обители, живших в лето 6904 / 1396.

Ферапонтов Благовещенский Монзенский монастырь

Мужской упразднённый, находился в Костромской Епархии в Чухломском уезде на правом берегу реки Костромы, от Чухломы к юго-западу в 30, от Галича к северо-западу в 25, от Костромы к северу в 185, от Вологды к востоку в 130 вёрстах. Построен он Пр. Ферапонтом, скончавшимся в 7094 / 1585 году, Декабря 12. До Штатов 1764 года было за монастырём сим крестьян 210 душ.

Ферапонтов Белоезерский монастырь

Новгородской Епархии мужской упразднённый, находится в Кирилловском уезде, на возвышенном берегу озера Бородавского и ручья безымянного, расстоянием от города Кирилова к северу, в 14, от Новгорода в 636 вёрстах. Монастырь этот основан в 1398 году Пр. Ферапонтом, по имени коего и называемся он Ферапонтовым. Этот Преподобный был родом из дворян Поскочиных, живших в Волоколамске, при Св. крещении наречён Феодором. Он в юношеских ещё летах, возлюбив уединённое житие, отошёл в Московский Симонов монастырь, в котором пострижен в монашество и наименован Ферапонтом. По некотором пребывании в монастыре Симонове отошёл вместе с Преподобным Кириллом (Белоезерским) в страны Белоезерские, мало тогда населяемые, где, ископав себе в земле пещеру, водворились оба. Но потом Преподобный Ферапонт, с согласия Пр. Кирилла, вскоре оставил его и, отойдя ближе к Белу озеру на дикие места, поселился между двумя озёрами Паским и Бородавским, отстоящими от Белоезерска к юго-востоку на 40 вёрст. Тут построил он себе небольшую келью и оградил оную деревянной стеной, а тем самым положил основание монастырю. Потом, когда сошлось к нему несколько братии, то, расчистив на некоторое пространство около этой ограды лес, соорудил ещё несколько келий и церковь во имя Рождества Божьей Матери и учредил общежительство. Князь Андрей Дмитриевич Можайский, коего вотчиной было и Белое озеро, услышав о начале обители и о добром оной устроении, а также о благочинии братства, пожаловал Преподобному многие угодья, реки, озёра и другие выгоды на потребу монастырскую, а потом, подробно уведав от бывшего на Белом озере волостного Наместника своего об отличных добродетелях Преподобного Ферапонта, вызвал к себе и самого его для устроения близ Можайска обители, которую действительно Пр. Ферапонт и устроил при Москве реке в Лужках с церковью во имя Рождества Божьей Матери (см. Лужецкий монастырь) и там преставился в 1426 году, Мая 27. При преемнике Пр. Ферапонта, Игумене, ученике Пр. Кирилла Белоезерского, Мартиниане119, особенным тщанием его и жалованием Князя Андрея Димитриевича и сына его Михаила Андреевича этот монастырь пришёл в большую славу как по строению, так и по строгому житию монашествующих120. В бытность сего же Игумена посещал Ферапонтов монастырь Великий Князь Василий Васильевич Тёмный, находившийся в изгнании от Князя Димитрия Шемяки и усмотрев в Пр. Мартиниане мужа по сердцу Божьему, почтил его многими дарами, а наконец, когда восставлен он был на Великокняжеский Престол, то перевёл его на Игуменство в Троицкий Сергиев монастырь, что ныне Лавра121. На место же его поставлен в Игумена Филофей, бывший потом Епископ Пермский, Но по 8 летах и сам Преподобный Мартиниан возвратился на прежнее своё пребывание в Ферапонтов монастырь на покой и по усиленному прошению Игумена и братии принял на себя Строительскую должность в оном и отправлял оную до самого изнеможения своего от старости; ибо он более 70 лет проводил в монашеском чине и скончался 85 с лишком лет. Перед кончиной же Пр. Мартиниана, случившейся в 6991 / 1483 году, Января 12, в Воскресенье, этот монастырь весь выгорел. Но потом тщанием Настоятелей, иждивением же доброхотнодателей паки устроен. До Штатов 1764 года было за этим монастырём крестьян 210 душ, а по Штатам положен в 3 классе степенью 100 и последним, с Настоятельством Игуменским. В 1798 году, Апреля 27, он упразднён и обращён в приходскую церковь, штат же оного переведён в Пензенский заштатный СпасоПреображенский монастырь.

Здания, от этого монастыря оставшиеся и доныне существующие, все весьма ветхи, крыты тёсом и есть следующие:

1) ЦЕРКОВЬ соборная во имя Рождества Пресвятой Богородицы с папертью и с двумя главами каменная, при ней придел во имя Николая Чудотворца;

2) ЦЕРКОВЬ соборная во имя Благовещения Пресвятой Богородицы каменная об одной главе; при ней трапеза, паперть, ризничная палата и келарская келья, на погребах;

3) между соборными церквями – КОЛОКОЛЬНЯ каменная одноглавая шатровая с боевыми Русскими часами, шатёр и глава обиты чешуёй; на колокольне 11 больших и малых колоколов, из коих в большом веса 112 пудов 39 фунтов. От этой колокольни к обеим церквям переходы крытые;

4) ЦЕРКОВЬ каменная, во имя Пр. Мартиниана Белоезерского, где и мощи его почивают под спудом;

5) над Святыми воротами – ЦЕРКОВЬ с двумя приделами: а) во имя Богоявления Господня, б) Преподобного Ферапонта Белоезерского;

6) по правую сторону Святых ворот – КЕЛЬЯ каменная с чуланом и сенями;

7) каменная КЛАДОВАЯ ПАЛАТА о двух этажах;

8) по левую сторону Святых ворот – большие каменные ПАЛАТЫ, в которых Жительство имел Никон, Патриарх Московский, сосланный туда на заточение. В них, стены расписаны изображениями пустынных жителей;

9) между Святыми воротами и Никоновской палатой в линию стоящие о двух этажах деревянные НАСТОЯТЕЛЬСКИЕ КЕЛЬИ, вверху над оными кельями чердак;

10) КЕЛЬИ бывшие НАСТОЯТЕЛЬСКИЕ поземные, при них, малая комната и кухня со всеми келейными приборами;

11) подле сих Настоятельских поземных келий в линии КАЗНАЧЕЙСКИЕ КЕЛЬИ, поземные же, деревянные с чуланами и со всеми келейными службами;

12) по левую сторону крыльца – ИЕРОМОНАШЕСКАЯ КЕЛЬЯ, при ней сени с тремя чуланами;

13) ДВЕ КЕЛЬИ, бывшие Наместнические с восточной стороны в линии;

14) против оных келий в линию АМБАР хлебный;

15) против амбара в линию – ДВЕ КЕЛЬИ поземные пустые, при них по два чулана;

16) ПАЛАТА каменная;

17) ПОВАРНЯ;

18) вокруг монастыря – четырёхугольная ОГРАДА деревянная рубленая с чуланами о двух стенах; в ограде по углам три рубленные шестигранные башни шатровые; в оной же ограде на четвёртом углу имеются въездные от озера ворота, а над воротами рубленные два чулана пустые; в той же ограде с восточной стороны – въездные ворота. Ограда эта в длину по наружной стороне 230 саженей, поперёк 2 сажени;

19) против Святых ворот с западной стороны – КОНЮШЕННЫЙ ДВОР. Ныне при монастыре сем священник с причтом, дворов приходских 165, земли 72 десятины.

Примечание: В рукописях древних повествуется, что в этом монастыре погребён Пр. Галактион, инок, Христа ради Юродивый.

Из Настоятелей Ферапонтова монастыря известны:

Игумены:

1. Преп. ФЕРАПОНТ I, родом из дворян, фамилией Поскочиных; до монашества именовался Феодор, пострижен в монашество в Симонове монастыре. См. Пролог месяца Мая 27 число.

2. Преп. МАРТИНИАН. Он был с 1447 года Игуменом Троицы Сергиева монастыря. Скончался и погребён в Ферапонтове.

3. ФИЛОФЕЙ. В 1472 году, Ноября 8, хиротонисан в Епископа Пермского.

4. ИОАСАФ, из фамилии Князей Оболенских, в 1481 году хиротонисан в Архиепископа Ростовского.

5. АКАКИЙ I. Упоминается в 1522 году.

6. ФЕРАПОНТ II. В 1533 году хиротонисан в Епископа Суздальского.

7. ФЕОДОСИЙ. Упоминается в 1542 году.

8. АЛЕКСИЙ. Упоминается в 1543 году, Февраля 17 дня.

9. МАКАРИЙ I. Упоминается в 1543 году, Марта 16 дня.

10. ИОНА. Упоминается в 1544 году, Февраля 21.

11. САВВА. Упоминается в 1544 году.

12. КИПРИАН. Упоминается в 1547 году.

13. МАКАРИЙ II. Упоминается в 1564 году, Декабря 31.

14. АКАКИЙ II. В 1567 году скончался в Москве.

15. ЕВФИМИЙ. Он был в Москве на Соборе в 1580 году, Января 15.

16. АФАНАСИЙ. Упоминается в 1660 году. В 1680 году удалён от Настоятельской должности.

17. ДИОНИСИЙ. Упоминается в 1683 году.

18. ГЕРАСИМ I. Упоминается в 1665 и 1697 годах.

19. ФИЛИПП. В 1730 году подписался на Духовном Регламенте.

20. ИЕРОФЕЙ. Упоминается в 1752 году, в Декабре.

21. ФЕОФИЛАКТ. Настоятельствовал по 1790 год.

22. ГЕРАСИМ II Ионин, предпоследний Настоятель Ферапонтова монастыря, по 1792 год.

Ферапонтов Сольгалицкий монастырь

То же, что Ферапонтов Благовещенский.

Филиповская Знаменская пустынь

Заштатная, в бывшей Устюжской, а ныне Вологодской Епархии, находится близ города Устюга в полутора вёрстах к западу вверх по реке Сухоне на левом берегу оной на горе, называемой Яиковской, от которой и самая пустынь именовалась сперва Яиковской. Она основана в 1654 году неким монахом Пр. Филиппом122, и от его имени получила прозвание своё. Знаменской называется по соборной церкви во имя Знамения Богородицы, с приделом во имя Филиппа, Митрополита Московского. В переписных книгах 7186 (1678) года писана она с семью дворами половинными, ей принадлежавшими, а по первой переписи 1722 года с 101 душой работников и с 40 четвертями земли, а сенокоса на 6(?)5 копен. Настоятельство там исстари было и ныне есть Строительское. Строения в ней прежде были все деревянные, а ныне большей частью каменные. Настоящая Знаменская Церковь освящена в 1735 году, а Филипповский придел – в 1733 году. С 1809 года в этой пустыни Устюжской купеческой вдовой Анной Курочкиной выстроена каменная с погребами странноприимница и передняя часть каменной ограды со святыми воротами.

Филиппоирапская пустынь

Новгородской Епархии мужская, находится в Череповском уезде в Андогских сёлах на правом берегу реки Андоги между реками большим и малым Ирапом, расстоянием от Новгорода в 483, от Череповца к северо-западу в 45, от Никольского села вниз по реке Андоге в 2 вёрстах. Построена пустынь эта Преподобным Филиппом в начале XVI столетия при Великом Князе Василии Иоанновиче Московском и при Белоезерских Князьях Андрее Васильевиче и Иоанне Васильевиче. Преподобный Филипп, уроженец Вологодский, при святом крещении наречён был Феофилом, родителей своих лишился в младенчестве, с детства воспитывался в Корнильеве монастыре; пострижен в монашество 15 лет от рождения самим Преподобным Корнилием, а там же получил и сан Пресвитера и, проведя всего 15 лет в этом монастыре, отошёл при жизни ещё Корнилия в Белоезерскую область и поселился на том самом месте, где стоит обитель сия, в 1517 году, Мая 8.

Вначале, с дозволения удельного тамошнего Князя Андрея Васильевича Шелешпанского, построил он на сем месте себе малую келью, а потом и часовню во имя Св. Живоначальной Троицы деревянную с другого кельей, несколько пространнее первой. Вскоре после сего помощью и иждивением окрестных жителей соорудил он церковь во имя Св. Живоначальной Троицы и освятил оную. При сем случае Князь Андрей Васильевич пожаловал всю потребную церковную утварь, Евангелие напрестольное, Апостол и иные книги и проч. С того времени начала именоваться пустынь Красноборской Филиппоирапской. По 21-летнем пребывании Преп. Филипп на 45 году жизни своей в 1538 году преставился. Память его совершается Ноября 14 дня. По преставлению его в 1673 году сооружена другая церковь, деревянная, во имя Казанской Богоматери.

В настоящее время в этой пустыни здания находятся следующие:

I. ЦЕРКВИ:

1) во имя Живоначальной Троицы каменная об одном престоле, в которой прямо левого клироса к алтарю почивают под спудом и мощи Преподобного Филиппа, а над оными устроена гробница, на которой положен образ его, написанный по явлению Преподобного и по повелению его во сне старцу Феодосию;

2) во имя Казанской Божьей Матери без приделов.

II. Прочие здания:

1) Строительские деревянные КЕЛЬИ о двух этажах; в верхнем три кельи, в коих жительство имеет Строитель, в нижнем этаже братская ТРАПЕЗА и КУХНЯ с кладовой;

2) в особом флигеле – ВОСЕМЬ КЕЛИЙ братских;

3) братские 4 КЕЛЬИ особые;

4) ХЛЕБНЯ;

5) ПОГРЕБ;

6) ЧЕТЫРЕ АМБАРА хлебных;

7) ОГРАДА квадратная, периметром 195 саженей, построена в 1810 году Строителем Серафимом;

8) две гостиничные КЕЛЬИ вне ограды;

9) СКОТНЫЙ ДВОР;

10) ДВА ОВИНА с крытым гумном;

11) ДВЕ водяные мукомольные МЕЛЬНИЦЫ, одна на Ирапе123, а другая на Андоге реках.

По Штатам 1764 года пустынь сия была упразднена, и определён к этой церкви Священник с причётниками, а в 1792 году, Октября 7, Преосвященным Гавриилом, Митрополитом Новгородским, по сгоранию Ворониной пустыни велено Строителя Воронинского с братией перевести в Филиппоирапскую пустынь, которую включить в число заштатных на место Ворониной.

Обмежёванной земли имеется: под усадьбой 1 десятина 625 саженей, пашни 26 десятин 32 сажени; сенокоса 12 десятин 1.600 саженей, леса 873 десятины 1.502 сажени, неудобий 870 десятин 165 саженей; всего 1.592 десятины 1.524 квадратных саженей(?). Земля иловатая, хлеб и покосы посредственные, лес дровяной.

Флорищева пустынь

Мужская, Владимирской Губернии и Епархии, находится в Гороховецком уезде на ровном месте и окружена обширным лесом. Первая в оной пустыни церковь была деревянная, построенная в 1651 году по благословению Святейшего Патриарха Иосифа Московского монахами Моисеем и Мефодием, а через несколько времени была удостоена Высочайшим Посещением Государя Царя Феодора Алексеевича, который, пожаловав оной пустыни довольную сумму денег, приказал построить каменную церковь124. Ныне сия пустынь обнесена высокой, каменной и с башнями оградой; в ней церкви огромных зданий. Число монахов положено здесь 30 человек, кои все пропитание своё получают от пахотной и сенокосной земли и содержания скота. При оной пустыни бывает годовая ярмарка (за пять дней до праздника Успения Пресвятой Богородицы), на которую привозят хлеб и прочие мелочные и лавочные товары.

Флоровский Или Киевофлоровский Вознесенский монастырь

См. Вознесенский Киевофлоровский, ч. III, стр. 581. Он в 1811 году, Июля 9 дня во время пожара выгорел.

Футынь монастырь

Так именовался и писался Хутынский монастырь.

* * *

118

Слова и буквы, напечатанные особенным шрифтом прописным курсивом в подлинной грамоте писаны золотом, а заглавная буква Б – искуснейшим и фигурным образом.

119

Этот Преподобный Мартиниан до Игуменства своего основал монастырь Вожеозерский. См. Вожеозерский монастырь.

120

По имени Пр. Мартиниана обитель сия именовалась Мартемьянов монастырь. См. Продолжение Древней Российской Вивлиофики, ч. IV, стр. 96, 109, 115.

121

В житии Преподобного Мартиниана написано, что Великий Князь Василий Васильевич, в бытность свою в Ферапонтовом монастыре, обещал Преподобному Мартиниану, что он возьмёт его из Ферапонтова поближе к себе, когда получит паки Великокняжеский Престол. А на Престол свой возвратился он в 1447 году, Февраля 17, следовательно, и призвание Преподобного Мартиниана не могло быть прежде сего времени. Но в списке Игуменов Сергиевой Лавры Мартиниан поставлен с 1441 года, и был якобы там 15 лет. А по жизнеописанию его значится, что он был там Игуменом только 8 лет и паки возвратился в Ферапонтов монастырь.

122

Мощи Преп. Филиппа под спудом.

123

Иначе называлась Арбаж.

124

См. обстоятельнее в рукописном Летописце Флорищевой пустыни о Суздальском Митрополите Иларионе.


Источник: История российской иерархии, собранная Новгородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием. : В Москве, при Синодальной типографии, в 6-и частях : 1807-1815. / Ч. 6. - 1815. - [2], 1148, III, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle