Слово о творении Божием по образу и по подобию (отрывок)

Аннотация Источник

Аннотация АВ

Данный отрывок из «Слова о творении Божием по образу и по подобию» прп. Анастасия Синаита представляет собой фрагмент христологической полемики, направленной против еретических учений, искажающих представление о природе Христа.

Повествование начинается с рассказа о богослове, узревшем в устроении мира отражение образа и подобия человечества Бога-Слова, тем самым подчеркивая возможность познания Бога через изучение сотворенного Им мира.

При дискуссии с еретиками необходимо акцентировать внимание на четком определении ключевых понятий: единосущности, совершенства, природы души (разумной и неразумной), человеческой и Божественной воли. Прп. Анастасий предупреждает о риске неправильного понимания и искажения учения о двух природах Христа, иллюстрируя это примерами еретических учений Диодора, Нестория, Феодора Антиохийского, Ария и Манеса, которые хотя и признавали две природы или две воли, но понимали их в искаженном смысле.

Автор акцентирует внимание на том, что человеческая природа Христа была подчинена и руководилась волей «образа Владыки Бога-Слова». Чтобы избежать уничижения Божественной природы Христа, необходимо воздавать каждому из двух Его естеств присущие ему свойства.

Из предисловия переводчика. Преп. Анастасию Синаиту (VII в.) принадлежат несколько слов об образе Божием. Первое из них под именем Григория Нисского помещено среди его творений. См. MPG. t. 44, col. 1327. Печатаемый здесь первый отрывок представляет, очевидно, часть второго слова. Далее предлагается здесь в переводе третье слово почти полностию (без конца только). Вслед за ним помещен еще один отрывок, неизвестно из какого слова. Настоящий отрывок, представляющий перевод с греческого (MPG. t. 89, coll. 1144–1150), надписан именем Анастасия, патриарха Антиохийского. Но от последнего не сохранилось слов об образе Божием. Содержание этого отрывка весьма близко подходит к дальнейшему 3-му слову, в котором Анастасий Синаит, ссылаясь на предыдущие слова свои об образе (см. ibid. col. 1160 CD), не только высказывает аналогичные мысли и проводит один и тот же основной предмет содержания (стремясь доказать отображение в человеке, как образе Божием, двух естеств Христа, двух воль и двух действований), но и буквально приводит выдержку из настоящего первого отрывка (ibid. coll. 1161 C – 1164 AB; ср. coll. 1148 D – 1149 ABC). Отсюда ясно, что автором этого отрывка является также Анастасий пресвитер – Синаит.

Встретился я с одним толкователем, который сказал (мне), что однажды, когда он занимался исследованием Свящ. Писания, внезапно случилось, что как бы открылись его духовные очи, и он узрел во всем устроении твари и всего в ней (сокрытого) начертание образа и подобия человечества Бога-Слова. Потому Павел и говорит о Христе, что «всяческая Тем и о Нем создашася» (Колос. 1, 16). Намеревающимся мудро и благоразумно вести состязание с еретиками относительно свойств Христа, именно – о воле и действовании (энергии), прежде всяких рассуждений, нужно потребовать от них письменного изложения нижеуказанных понятий, так как на основании этих последних легко изобличается их безрассудство. Святые Отцы говорили о двух совершенствах во Христе, т. е. что Он совершен в Божестве, равно и совершен в человечестве. Посему должно потребовать, чтобы они определенно высказались, если только умеют: что такое есть понятие истинно единосущного? что такое понятие вполне совершенного? что такое понятие разумной души? что такое понятие неразумной души? И какое понятие души Христа? И что такое плотская воля? И что такое душа? И что такое божественная воля? И если они в состоянии будут разграничить вышесказанные понятия на основании отеческих, а не эллинских писаний, то изобличенные ими [их положения] падут (сами собою). Ибо как единосущие Слова со Отцом указывает (в Нем) на совершенного Бога (ἀνελλιπῆ Θεόν), совершенно таким же образом и единосущие Его души и тела с нами представляет Его совершенным человеком.

Умоляем братий наших о Господе с великою осторожностью и осмотрительностью рассуждать с противниками о действованиях и волях, и в особенности с неуступчивыми. Ибо не во всех вера, как говорит Павел (2Сол. 3, 2). Итак, не с бесстыдным выражением лица и дерзкой речью, как делают некоторые неразумные, неосмотрительно станем кричать о двух естественных действованиях, таком-то и таком-то; но с осторожностью, со страхом Божиим и осмотрительностью. Ибо можно благочестиво утверждать во Христе две природы. Равным образом можно и право и неправо говорить о волях и действованиях в Нем. Ведь и Диодор и Несторий признают две природы Христа, но ипостасных. И Феодор Антиохиец и Арий Александриец признают две воли, но противоположных. И Манес перс признает два действования, но одно – благого Бога, а другое – злого существа. Посему я упрашиваю, будем со всякою осмотрительностью отвечать состязующимся, говоря им прямо, что если кто признает во Христе плотскую или мирскую волю, или вообще действование, противоборствующее Божеству Его, или волю противоречащую Богу-Слову, да будет осужден. Ибо все, что имело образ раба, подчинялось и руководилось по мановению и воле образа Владыки Бога-Слова. Но чтобы нам не сделать Его Божественное естество подверженным страстям и Слово, как раба, подчиненным Отцу, ради этого каждому из двух естеств Христа мы нераздельно воздаем их свойства...


Источник: Анастасий Синаит, прп. Слово о творении Божием по образу и по подобию (отрывок). (Перевод В. Металлова) // Богословский Вестник. 1915. Т. 2. № 7-8. С. 402-404.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle