Андрей Николаевич Муравьёв

XXXII. Избрание и отвержение царя Саула

Был человек сильный, в колене Вениаминовом, именем Кис, который имел сына Саула, прекрасного лицом, превышавшего ростом всех юношей Израилевых. Его послал однажды отец отыскивать заблудившихся ослиц своих, и тщетен был поиск; Саул уже хотел возвратиться, чтобы не озаботить о себе родителя; но бывший с ним служитель сказал, что недалеко живет человек Божий, который может открыть им, где утраченные ослицы. В предместии города, девы, шедшие с почерпалами на источник, сказали пришельцам, как найти Пророка, и Самуил вышел сам на встречу Саулу, ибо в предыдущую ночь извещен был Господом, о пришествии юноши, которого должен был помазать Царем.

Духом Божьим узнал его Самуил и, пригласив к жертве и жертвенному пиршеству, не велел более заботиться об ослицах, «ибо кому будет принадлежать отныне все лучшее в Израиле, говорил Пророк, если не тебе и не дому отца твоего?» Изумился Саул, вспоминая свое убожество и малочисленность колена Вениаминова пред другими; но Самуил привел его, с почестью, на место пиршества, и посадил между старейшинами. Утром вывел он юношу из города, чтобы в уединении возвестить ему избрание Божье, возлил елей на главу его и, поцеловав, сказал: «Господь помазал тебя Царем людей своих в Израиле, и ты спасешь их от руки врагов; вот тебе знамения твоего избрания: при гробе Рахили встретишь ты двух гонцов, скачущих к тебе с вестью, что нашлись ослицы и о тебе сетует родитель; далее, при дубраве Фаворской, встретишь трех мужей, идущих принести жертву Богу в Вефиль, с козлищами, хлебом и вином, и они с миром дадут тебе начатки хлеба. Когда же взойдешь на холм Божий, где есть стража иноплеменников, встретишь лишь Пророков, нисходящих с тимпанами, гуслями и свирелями; тогда Дух Божий нападет на тебя; ты превратишься в мужа иного и сам будешь пророчествовать с ними. Оттоле Господь будет с тобой; ты же, предупредив меня в Галгалах, подожди семь дней, чтобы принести вместе мирные жертвы, и я скажу, что тебе делать.»

Едва отступил юноша от Самуила, как изменилось в нем сердце и пришли, одно за другим, предреченные знамения, и когда встретился он с Пророками, стал прорицать с ними, ибо Дух Божий низшел на него. Удивились все видевшие его прежде и говорили друг другу: «что сделалось с сыном Кисовым? – неужели и Саул между Пророками?» так что слова их обратились в пословицу. Пророки, после Патриархов, сохраняли в народе чистое предание истинной веры, и непрестанно помышляя о законе Божьем, молились днем и ночью, о грехах народа, которому подавали пример благой жизни. Они посвящали своих последователей, называвшихся сынами пророческими, в тайны божественного писания, и раскрывали им, под чувственными образами, грядущего Мессию.

Между тем, Самуил, собрал весь народ и, напомнив ему благодеяния Божьи и неблагодарность, какой платил за них, велел стать, по хоругвям, племенам и тысячам, для избрания Царя; жребий пал сперва на колено Вениаминово, потом на семейство Маттариино, и наконец на Саула, сына Кисова. Юноша укрывался от почестей царских, и найденный между сосудами, которые сложили с себя пришедшие, приведен был к народу; он превышал величественным станом все собрание. «Вот Царь ваш! Избранный Господом, сказал народу Самуил; кто подобен ему между людьми?» и народ воскликнул «да здравствует Царь!» Тогда древний Судья Израилев, написав в книге права царские, распустил собрание, и Саул, сопровождаемый людьми благомыслящими, пошел в Гаваон, свое жилище; многие однако с презрением на него смотрели и не принесли ему даров, но вскоре оправдалось делом его избрание.

Царь Аммонитский ополчился против жителей Галаада; когда же они с покорностью хотели принять его иго, положил условием мира: выколоть у каждого правое око, чтобы обесчестить Израиль, и дал только семь дней срока. Устрашенные послали просить помощи у братий своих; вестники их нашли Царя Саула в сельских трудах. Дух Божий исполнил его при горькой вести; он рассек на части пару волов своих и разослал по всем пределам Израилевым, с угрозой, что так поступят со стадами всякого, кто не пойдет на бой, вслед Саула и Самуила. Собралось более трех сот тысяч воинов, в числе коих до двадцати тысяч из одного колена Иудова. На три отряда разделил войско Саул, с рассветом вторгся в стан Аммонитян и не переставал поражать их, доколе не разгорелся день и не разбежались все. Тогда воскликнули спасенные Израильтяне: «умертвим дерзавших говорить, что Саул не будет Царем нашим!» но Саул не хотел, чтобы кто либо погиб в день спасения, ниспосланного Израилю. Самуил собрал опять народ в Галгалы; там обновил царство, помазав еще раз Саула, уже не втайне, и принес мирные жертвы, посреди общего веселья.

Но древний вождь хотел оправдать себя, пред лицом народа, который просил себе Царя. «Вот я исполнил моление ваше, сказал он, и Царь предводительствует вами; я же состарился и ослабел; вспомните однако, как ходил я посреди вас, от юности моей и до сего дня. Здесь предстою; объявите пред лицом Господа и его помазанника: отнял ли я у кого тельца, или осла насилием? Утеснил ли кого, принял ли неправедную мзду? – обличите меня и все возвращу!» – «Ты никого не обидел!» единодушно ответствовал народ. «Свидетельствуете ли Богом и его помазанником?» спросил еще старец, и опять возгласил народ: «свидетельствуем!»

«И так предстаньте все, продолжал Самуил, и я буду судиться с вами, пред Господом, который сотворил Моисея и Аарона, и которого призываю в свидетели; – сколько раз вы забывали его благодеяния!» Самуил исчислил частые отпадения Израиля: «ныне вот Царь, которого вы себе просили и избрали, продолжал он, если послушаете гласа Божия, Господь будет с вами, если же нет, рука его на вас и на Царе вашем.» Это было во время жатвы, в которое в земле Израилевой дождя не бывает: не смотря на то, во свидетельство слов своих Самуил воззвал к Богу, и Господь послал гром и дождь, так, что исполнились страхом люди. «Помолись о нас Господу, воскликнули они, да не умрем, ибо мы согрешили!» Пророк ободрил их, подтвердив им, чтобы следовали заповедям Божьим и не уклонялись, вслед ничтожных богов, от Господа, избравшего их себе в народ: «и да не будет со мною такого греха, сказал еще старец, чтобы мне когда либо перестать молиться о вас; помолюсь и покажу вам путь благой и правый; только бойтесь Бога и работайте ему всем сердцем, ибо видите великие знамения, которые сотворил пред вами.!

Н а другой год царствования Саулова, Филистимляне вооружились, со множеством конников и колесниц, чтобы предупредить общее восстание Израиля; ибо Царь отнял у них укрепленное место на рубеже земли. С тремя тысячами ратных, семь дней ожидал он в Галгалах пришествия Самуилова, ко времени условленному между ними; видя однако, что народ укрывается от страха в ущельях горных, и сами воины его оставляют, он решился принести жертвы без Пророка. Но едва совершил всесожжение, как предстал Самуил и укорил его в малодушии, ибо Саул поспешил неблаговременной жертвой, не ожидая осенения силы Божьей, могущей укрепить его против врагов. «Если бы ты безрассудно не нарушил заповеди, сказал Пророк, Господь сохранил бы царство в роде твоем, а теперь оно не укрепится за тобой, ибо Господь найдет себе человека по сердцу своему и повелит ему властвовать над людьми своими.»

Тогда удалился Пророк, Саул же остался с шестью стами ратных, против целого полка иноплеменных, имея, один только с сыном Ионафаном, по железному копью, ибо Филистимляне довели до такой крайности Израильтян, что не было у них даже человека, могущего ковать оружие. Но посреди общего уныния, Господь возбудил дух народный, рукой юноши Ионафана. Втайне от отца, решился он, с одним оруженосцем, проникнуть в стан вражий, испытав прежде волю Божью. – «Не так же ли легко Господу спасти малым числом, как и многим? С верой говорил Ионафан, приблизимся к врагам, и если они велят нам остановиться, не пойдем далее; если же станут звать к себе, это будет знамением, что Господь предал их в руки наши.» – Сказал и, устремившись на зов неприятелей, поразил двадцать человек, стоявших в передовой страже: внезапный ужас пал на иноплеменников. Изумился Саул, не зная причины смятения, ибо одного только Ионафана не было в стане; он призвал Первосвященника, велел ему облечься в эфод, чтобы вопросить Господа при кивоте, и едва сложил руки Архиерей, как возник шум и мятеж в полках иноплеменных, один поражал другого, брат брата, и в бегство обратились полки. Сыны Израилевы вышли из расселин горных и устремились вслед за бегущими.

Но в день победы опять безрассудно поступил Саул: страшной клятвой связал он воинов, ничего не вкушать до вечера, доколе не отмстят врагам. Ионафан, томимый голодом, проходя мимо дупла, в котором были дикие пчелы, коснулся жезлом своим сота и вкусил немного меда; тогда только услышал о клятве отца; воины же, измученные погоней, закалали взятые в добычу стада и ели мясо с кровью, вопреки закону Моисееву. Смутился Царь, увидя грех народа; он вопросил Господа: идти ли ему вслед врагов? И не получил ответа Архиерей, за нарушение клятвы. Саул хотел испытать, кто виновный? И связал себя еще большей клятвой, что даже не пощадит собственного сына, если он согрешил. Отдельно от сонма стал он вместе с Ионафаном, чтобы видеть на кого падет жребий Господень, и Господь указал на него и на сына; опять вопросил царь, устами Архиерея: кто из них двух виновен? Обещая подвергнуть себя и сына общей казни, и жребий пал на Ионафана. «Скажи мне, что ты сделал?» спросил огорченный отец, и горько отвечал юноша: «я только вкусил немного меда, и вот я умираю.» – «Клянусь Господом, что ныне умрешь,» сказал Царь, но весь народ воспротивился жестокому приговору и произнес другую клятву, что не позволит коснуться спасителя Израилева, в день его победы; так спасен был Ионафан.

Еще однажды предстал Самуил, с словом Господним, Саулу; он велел ему идти на брань против Амалика, некогда преградившего путь Израилю из Египта, и сокрушить все племя и достояние людей, которых дотоле щадило долготерпение Божие, хотя уже исполнили они меру своих беззаконий, и давно висела над ними заслуженная казнь. Ополчился Саул и с ним двести тысяч пеших; на пути предупредил он племя Кинеев, которое благоприятствовало, во дни странствования, народу Божью, чтобы уклонилось из среды Амаликитов и не подверглось общей гибели. Но поразив врагов, Саул пощадил Царя их Агага и все лучшее имущество, из видов корысти, хотя под благовидным предлогом, посвятить Господу лучшее.

С торжеством возвратился Саул в Галгалы; там, посреди всесожжений, предстал опять Пророк, помазавший его на царство, и спросил Царя, который хвалился пред ним исполнением воли Божьей: «отчего же слышно блеяние агнцев и тельцов? – не малым ли был ты пред лицом Господним, и не поставил ли тебя властелином в Израиле? Зачем же не послушал гласа Божия и не искоренил Амалика, со всем его достоянием, лукавствуя ради корысти? Неужели Господу приятны всесожжение и жертвы более, нежели исполнение его воли? – Послушание выше благой жертвы! Идолопоклонство грех, но такой же грех и непокорность; как уничижил ты слово Божье, уничижит и тебя Господь, так, чтобы тебе не быть Царем в Израиле.»

Раскаялся Саул и отвечал: «согрешил я, нарушил слово Господне, по малодушию внял голосу моего народа; но прости грех мой и возвратись со мной, мы поклонимся вместе Господу Богу твоему.» – Самуил отвратил лицо свое; огорченный Царь схватил Пророка за край одежды, чтобы удержать, и нечаянно разодрал её. «Так раздерет Господь царство Израилево, в руках твоих, сказал Самуил, и отдаст оное ближнему твоему, который лучше тебя.» Однако Саул умолил Пророка воздать ему честь, пред старейшинами народа, и возвратился в ним Самуил, принести всесожжение. Он велел принести тучного трепещущего Агага, Царя Амаликова, и заклать его, говоря: «как обезчадил ты жен, оружием твоим, так и твоя обезчадится мать;» потом возвратился в дом свой и уже с тех пор не видел лица Саулова, до дня своей смерти, хотя не переставал о нем плакать.



Источник: С.П.Б. В типогр. А. Бородина и К. 1842г.

Вам может быть интересно:

1. Священная история Андрей Николаевич Муравьёв

2. Памятники древнерусского канонического права – 87. 1460 г. Его же послание к литовским епископам о незаконном киевском митрополите Григории профессор Алексей Степанович Павлов

3. Сборник 12-ти главнейших противосектантских бесед Михаил Александрович Кальнев

4. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

5. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

6. Очерки православно-христианского вероучения священник Георгий Орлов

7. Простонародные поучения сельским прихожанам на все воскресные и праздничные дни, на молитву Господню и на разные случаи профессор Иван Степанович Якимов

8. Церковные торжества в дни великих праздников на Православном Востоке. Часть 1 профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

9. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

10. Описание Лихвинского Покровского Доброго мужского монастыря архимандрит Леонид (Кавелин)

Комментарии для сайта Cackle