Андрей Николаевич Муравьёв

XXXV. Перенесение кивота; пророчества о Мессии

Первой мыслью благочестивого, когда утвердился на царстве, было – перенести в новую столицу кивот завета, которому не воздавалось довольно почести во дни Саула. По зову Царя собрался весь Израиль, с старейшинами, священниками и Левитами, чтобы поднять из Кариафиарима кивот Господа сил, сидящего на Херувимах; но не по уставу Моисея, хотя и с великим торжеством, совершилось первое перенесение; вместо того, чтобы возложить святыню на рамена Левитов, сыны Аминадава, в доме коего стоял кивот, Оза с братией, поставили его на колесницу, по примеру данному Филистимлянами, когда от них возвращался; Давид, со всем народом, изъявлял радость свою в песнях, играя на гуслях и на псалтыри, звуча трубами, тимпанами и кимвалами.

Но гнев Божий постиг, внезапной смертью, Озу, когда дерзнул коснуться неосвященной рукой кивота, чтобы поддержать его, при колебании колесницы, и устрашенный Царь не отважился внести святыни в Иерусалим; он поставил её в доме Аведдара Гефского, где оставалась три месяца, и привлекла благословение Божье на дом сей. Услышав о том благочестивый Царь, решился продолжать перенесение кивота; он велел одним Левитам прикасаться к нему, ибо их избрал Господь для своего служения. Прежде, нежели приступить к святыне, очистились Левиты и Первосвященники, Садок и Авиафар; тогда только, в присутствии Давида и всех князей Израилевых, при пении ликов и игрании на мусикийских орудиях, с благоговением подняли они кивот на рамена свои и, после первых семи шагов, принесли семь тельцов и семь овнов, в жертву благодарения. Сам Давид, облеченный в льняную одежду, вмешался в лики певцов, сопровождая кивот, с восклицаниями и гласом трубным, с бряцанием гуслей, кимвалов и кифар. Так вступил он в Иерусалим, где дочь Саулова, Мелхола, увидя Царя, скачущего и играющего пред кивотом, уничижила его в сердце своем.

Посреди скинии, устроенной Давидом, на горе Сионской, поставили святыню; там совершил он всесожжение и благословив народ, именем Господним, угостил каждого человека. Пред лицом кивота поставил Царь, на всегдашнюю стражу Левитов, чтобы служить Богу Израилеву и возглашать в песнях дела Его; начальником ликов избрал он Асафа и сам воспел первую песнь: «исповедайся Господу и призывайте имя Его; возвещайте людям все начинания Его; воспойте и пойте Ему, поведайте все чудеса, какие сотворил Господь; хвалите имя святое Его; да возвеселится сердце, ищущее благословений Его, взыщите Господа и утешитесь: – исповедайтесь Господу, ибо благ и во век милость Его!»

С радостью в сердце возвратился Давид в дом свой; там встретила его супруга горькой укоризной: «прославился ныне Царь Израилев, пред взорами рабынь и рабов своих, обнажив себя как один из пляшущих!» сказала Мелхола, но смиренный ответствовал ей: «пред Господом плясать буду, который предпочел меня отцу твоему и всему дому его, и поставил над Израилем; ради него готов я казаться обесславленным, пред тобой и рабынями, о коих говоришь.» Господь же наказал неплодием Мелхолу.

Не удовольствовалось благочестивое сердце Царя, почестью, возданной кивоту. «Вот я живу в доме кедровом, кивот же Божий под кожами,» сказал он Пророку Нафану, Пророк ответствовал: «делай все, что у тебя на сердце, ибо Господь с тобой;» но в ту же ночь было слово Господне к Пророку: «скажи рабу моему Давиду: не ты созиждешь мне дом; со дня исхода сынов Израилевых из Египта, ходил я во всем Израиле в скинии, и ни одному из колен не заповедал доселе создать мне дом кедровый. Тебя взял я, от пажити овец, для владычества над моим народом, возвеличил имя твое и сокрушил всех врагов твоих, чтобы сынам Израилевым не терпеть более обиды от иноплеменников. Когда же исполнятся дни твои и уснешь с отцами, возставлю семя твое по тебе и устрою царство его. Он созиждет Мне дом и его престол укреплю во веки. Я буду ему в отца и он будет Мне в сына, и не отниму от него милости Моей, подобно как от бывших прежде тебя; верен будет дом его и царство его, и утвержду престол его во веки.»

Так не хотел избрать Господь мужа брани, хотя и верного ему, для созидания дома своего, предоставив славу сию Царю мира, предзнаменовавшему грядущего Примирителя неба и земли, которого царство есть царство всех веков и владычество во всяком роде. Пророк возвестил слово Господне Царю и умилением исполнилось его сердце; он взошел в скинию и воззвал к Богу отцов своих: «Господи, Господи, кто я и дом мой, что Ты до такой степени возлюбил меня и предсказал о рабе Твоем до времен отдаленных?» Но и Давиду, подобно как Аврааму, ясно было открыто, каков будет сей дивный его потомок, и он непрестанно пророчествовал о Нем, в вдохновенных псалмах своих, изображая Его, не просто человеком, но и Богом: «Господь сказал Господу моему, седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих. Из чрева прежде денницы родил Тебя, клялся Господь и не раскается; Ты священник во век, по чину Мелхиседекову.» (Псал. CIX.).

Таким образом, Давид уразумел Духом, каков был сей таинственный Священник Бога Вышняго, благословивший некогда праотца его Авраама, хлебом и вином; уразумел также, кого знаменовали жертвы и Первосвященники Иудейские, преемники Аароновы, когда, от лица грядущего Христа, восклицал в тех же псалмах: «жертвы и даров Ты не восхотел, но тело уготовал Мне, и потому Я сказал: се иду, как в свитке книжном писано о Мне, исполнить волю Твою, Боже!» Свиток же книжный, о коем упоминал, был закон Моисеев, Его предобразовавший. ( Псал. XXXIX. 7. 8.).

Давид предвидел и то, с каким ожесточением отвергнут сего грядущего Искупителя, когда восклицал: «почто мятутся народы и племена замышляют тщетное? – восстают Цари земли и князи собираются вкупе на Господа и на Христа Его! Живущий на небесах Господь посмеется им; возвещу определение Господа: Он сказал Мне: Ты сын Мой, Я днесь родил Тебя! Проси у Меня, и Я дам народы в наследие Тебе, и пределы земли во владение Тебе. И так, Цари вразумитесь, научитесь, судьи земли; служите Господу со страхом и радуйтесь пред Ним с трепетом; почтите Сына, чтобы не прогневался на вас, и вы не погибли бы в пути вашем: – блаженны все уповающие на Него.» (Псал. II.).

Сердце благочестивого Царя горело такой любовью к сему божественному Сыну, который должен был родиться некогда от его колена, что пламенное чувство веры сокращало пред ним долгое расстояние веков и являло ему грядущего Христа, в самых близких для него образах: то в лице возлюбленного сына Соломона, исполненного однако такой славой, что никакая земная слава не могла с ней сравниться, если бы кто покусился отнести слова Давидовы к Соломону, – то в собственном лице своем. Предчувствуя все тяжкие страдания Искупителя, мысленно он как бы страдал за Него сам, из уст его исторгались даже слова распятого на кресте; он слышал и хулы ругавшихся над ним Иудеев, и как будто испытал гвозди и раны Господа своего, подобно Апостолу Павлу, который говорил: «что сораспялся Христу и носит на теле язвы Его, и уже более не живет сам, но в нем живет Христос.»

Как бы стоявший у креста, взывал Давид: «я червь, а не человек, поношение человеков и уничижение людей; все видящие ругаются мне, расширяют уста, кивают головой, и говорят: он положился на Господа; пусть избавит его, пусть спасет его, если благоволит о нем. Пронзили руки мои и ноги мои; я мог бы перечесть все кости мои. Они смотрят и делают из меня зрелище. Делят ризы мои себе, и об одежде моей мечут жребий. – Посрамление сокрушило сердце мое, я изнемог; жду сострадания, но нет его; утешителей, но не нахожу. В пищу мне дают желчь, и в жажде моей поят меня уксусом. (Псал. XXI. 7, 8, 9, 17, 18, 19. LXVIII. 21, 22.) Теперь раскроем Евангелие: «и пришедши на место, нарицаемое Голгофа, дали ему пить уксус, с желчью смешанный, и вкусив не хотел пить. Распявшие Его, разделили ризы Его, бросив жребий; мимоходящие же хулили Его, покивая главами своими и говоря: он уповал на Бога, пусть избавит Его ныне, если угоден Ему, ибо говорил о Себе, что Он Сын Божий.» Какой страшный отголосок на расстоянии столетий! (Матф. XVII, 33, 34,35, 39, 43.)

Но Давид предвидел также, что Господь не оставит души Его во аде, ниже даст праведнику своему видеть истление, и что Он откроет имя Божие братии своей, и в церкви великой исповедает Его, и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред Ним все отечества языков.» (Псал. ΧV. 10. , XXI. 26, 28.) Ибо Давид познавал в грядущем Христе, не только странника, который по изречению псалма «от потока на пути пьет,» но и славу, последующую Его смирению, присовокупляя к тому: «сего ради вознесет главу.» (Псал. CIX. 7.) Он старался изобразить славу сию: «красен добротой, паче сынов человеческих, излилась благодать в устах Твоих, сего ради благословит Тебя Господь во веки.» и, в духе пророчества, возносил сего Сына человеческого до равенства с Богом: «Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, сего ради помазал Тебя, Боже, Бог Твой, елеем радости, паче причастников Твоих;» (Псал. XLIV. 2. 8.) Слова сии напоминают опять знаменательный псалом: «Господь сказал Господу моему, седи одесную Меня,» на который указывал сам Христос.



Источник: С.П.Б. В типогр. А. Бородина и К. 1842г.

Вам может быть интересно:

1. Священная история Андрей Николаевич Муравьёв

2. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

3. Простые краткие поучения. Том 1 протоиерей Василий Бандаков

4. Отечественная история церковная и гражданская протоиерей Фёдор Титов

5. Собрание слов и размышлений епископ Вениамин (Платонов)

6. Войдите в радость Господа: праздники церковного года епископ Серафим (Шарапов)

7. Собрание сочинений. Том 3 – Речь Благочестивейшему Государю Императору АЛЕКСАНДРУ АЛЕКСАНДРОВИЧУ, произнесенная при посещении Его Величеством Спасова Скита, 11... архиепископ Амвросий (Ключарев)

8. Памятники древнерусского канонического права – 87. 1460 г. Его же послание к литовским епископам о незаконном киевском митрополите Григории профессор Алексей Степанович Павлов

9. Религиозные сомнения наших дней. Т. 1 – Заключение протоиерей Александр Введенский

10. Несколько слов и речей с присовокуплением Притчи о неправедном домоправителе архиепископ Софония (Сокольский)

Комментарии для сайта Cackle