V. Музей церковных древностей
Восстановленные здания Белой Палаты и Княжьих теремов получили назначение, как нельзя более соответствующее их историческому прошлому – в них поместился основанный в 1883 г. Ростовский Музей церковных древностей; причём в Отдаточной и Белой Палатах размещены предметы, имеющие, главным образом, церковно-историческое значение, а так как среди массы пожертвований, обильно поступавших и поступающих до сего времени в Музей, оказывается не мало памятников гражданского быта, то их выделили в особую группу и отвели для них помещение в Княжьих теремах.
В первый же год своего существования Музей обогатился массою древних церковных предметов и рукописей, поступивших со всех концов обширной Ярославской епархии, благодаря содействию архипастыря Ионафапа, особым распоряжением пригласившего духовенство епархии содействовать целям Музея, доставляя в его хранилище церковные древности, достойные внимания. Член Комиссии по реставрации Кремля, покойный ростовский предводитель дворянства Д. А. Булатов пожертвовал в Музей богатейшую коллекцию древних монет, положив начало обширному в настоящее время нумизматическому отделу; им же принесено в дар Музею много старинных икон, древние складни, собрания автографов, фамильные документы, древние свитки и часть своей обширной библиотеки.
Затем, ежегодно пополняясь, Ростовский Музей сосредоточивает теперь в своих стенах весьма богатое и редкое собрание старинных церковных сосудов, ковчегов, дароносиц, антиминсов; редкую, по художественному исполнению, коллекцию резных деревянных царских дверей и запрестольных крестов; замечательную в иконографическом отношении коллекцию древних икон, металлических крестов, и массу других предметов старинного
церковного обихода. Всё это помещается в Отдаточной и Белой Палатах.
По входе в эту последнюю, внимание посетителя прежде всего останавливается на единственном, стоящем по средине, массивном круглом столбе; на него упираются и на нём держатся стройные своды всего здания, кончающиеся по стенам остроконечными серьгами. В этом столбе вделана мраморная доска, на которой находится следующая запись, вырезанная церковнославянскими буквами:
Деревянное паникадило
(дар А. Ф. Бычкова).
«В лето от Рождества Христова ҂ахое сооружена сия Палата, именуемая Белая, преосвященным митрополитом Ионою Сысоевичем. Восстановлена под наблюдением Императорского Московского Археологического Общества ҂аѡпг году в древнем виде и открыта того же года октября к҃и дня на пожертвования Ростовских граждан Евграфа и Всеволода Ивановичей Королёвых. Над этою доскою помещён небольшой портрет основателя Палаты, митрополита Гоны Сысоевича – копия на финифти с оригинала, принадлежащего А. А. Титову. Ниже – висит писанный масляными красками портрет митрополита Арсения Мацеевича, а под ним – фотографический снимок, изображающий того же владыку в заточении в Ревельской крепости17. Помещаем здесь копию с этого оригинального рисунка. Левее от портрета митрополита Ионы висят: портрет святителя Димитрия, писанный на холсте масляными красками бельцом Яковлевым, переписчиком творений святителя (дар И. А. Шлякова), и поясной портрет масляными красками митрополита Ионы Сысоевича, пожертвованный в Музей преосвященнейшим Ионафаном. На правой стороне столба находится изображение родителя св. Димитрия, сотника Саввы Тупталло, принесенное в дар Музею В. И. Опочининым.
Кругом столба, по стенам, в пролётах окон и в витринах по средине Белой Палаты размещены остальные сокровища Музея: брачные венцы, чаши, кресты, посох св. Димитрия, облачения, пелены, грамоты, рукописи, св. древние иконы и резные царские врата XV, XVI, XVII и XVIII вв., свитки, редкие книги; особая витрина с изданиями преосвященного Амфилохия, еп. угличского; грамоты XVI и XVII в., дар И. А. Вахрамеева; нумизматический отдел, пополненный преосв. Ионафаном, и проч.
Музей церковных древностей (в Белой палате)
в Ревельской крепости.
Брачные венцы XVII и XVIII вв.
Любопытны изображения царевича Димитрия с видом дворца и плащаница пр. Авраамия, а также паникадила XVII в. В особенности замечателен надгробный памятник – каменный крест XV в. с надписью, что под ним в 6967 (1458) году, при ростовском князе Владимире Андреевиче и при архиепископе ростовском Феодосии, погребён был у церкви Воскресения некто Илья Стефанов, сын дьяков.
Чаша водосвятная (№ 2670),
медная, с выбитыми орнаментами, дар Ростовского Богоявленского м-ря.
Подробное описание этого памятника сделано А. Орешниковым, с полным текстом надписи и любопытным исследованием относительно дьяка Стефана (отца погребенного под крестом Ильи) и некоего, очевидно родственника его, Алексея Полуэхтовича18)
Помещаемый здесь снимок памятника очень отчетливо передаёт все его интересные особенности, а надпись в некоторых местах читается даже и невооруженным глазом.
Надгробный памятнике XV века.
В Отдаточной Палате помещается, между прочим, богатейшая коллекция резных царских врат XVI–XVIII веков. Царские врата № 1591 принесены в дар Музею городским головою г. Данилова Ф. В. Москательниковым в 1884 году; они отличаются превосходною росписью орнаментом трав, стиля XVII века, с 6-ю деревянными накладными клеймами, изображающими церковь; в клеймах – Благовещение и четыре евангелиста. Внизу, на
Царские врата XVIII в. (№ 3046).
фризе, врат, сохранилась надпись вязью, из которой узнаём, что они приложены были неким Прохором Андреевым в 1652 году в придел Николая чудотворца. Царские двери эти находились в Никольском приделе деревянной Благовещенской церкви в г. Данилове. Царские врата XVIII века, № 3046, вышиною 3 арш. 8 вершк., шириною 1 арш. 12 вершк., разные, золочёные; вверху вырезано 6 окон и 2 трикирия, а внизу изображение Божией Матери, окруженной 12 апостолами; над вратами изображен в виде голубя нисходящий Дух Святый; поступили из Димитриевской церкви в селе Шестаково, Ростовского уезда, построенной Ростовским митрополитом Арсением Мацеевичем в 1749 году.
Царские двери XVIIIвека, № 5021, интересны по композиции рисунка: в верхней части, среди четырёх колонн, в резном клейме, увенчаном короною – изображение Благовещения; в нижней части, по средине, жертвенник с установленными на нём св. евангелием, дискосом, потиром и крестом; по обе стороны жертвенника – четыре евангелиста.
Царские врата XVIII века (№ 4988).
Царские врата XVIII века, № 4988, поступили из Благовещенской церкви г. Юрьевца, Костромской губернии. Среди сплошного резного орнамента разбросаны 16 клейм, из которых – в 6 восьмигранниках изображено живописью: Благовещение Пресвятой Девы Марии и четыре евангелиста, а в 10 кругах – лики апостолов. Вверху врат, среди такого же резного орнамента, изображение Господа Саваофа.
Царские врата № 4758, второй половины XVII века, из Благовещенской церкви Ростовскаго Белогостицкого монастыря, отчасти имеют сходство с вратами под № 1591, главным образом шестью киотцами в виде церквей; но вместо расписного орнамента эти киотцы окружены прекрасною тонкою резьбою по дереву.
Интересна модель наружного вида деревянной церкви Иоанна Богослова, что на р. Ишне близь Ростова, подаренная Музею пот. поч. граждан. Н. М. Кайдаловым, трудившимся над её изготовлением около трёх лет19. Модель в 1/16 натуральной величины и выдержана довольно хорошо.
Многие церкви «реставрируются и подновляются», причём все характерное, типичное, на веки и бесследно пропадает. Не избежал этой участи и Богословский храм. Бревенчатые стены его в начале прошлого столетия были обшиты тёсом «в стояк», и недавно окрашены по тесу светлым колером; прежнее покрытие главы и крыши особого рода деревянной черепицей – заменено железом, конечно, с окраскою в зелёный цвет; часть черепицы все же сохранилась и до сих дней – на нижних изогнутых боках крыши; старинный «луковичный» тип крыши заменился обыкновенным двускатным... Но и то, что уцелело – достойно всяческого оберегания и до селе привлекает внимание любителей родной старины.
Царские врата XVII века (№ 4758).
Модель деревянной церкви.
Значительное и интересное отделение Музея помещается в Княжих теремах и Ионинской Палате. В этом отделе находятся, между прочим, остатки старинного иконостаса из Борисоглебского монастыря, часть надгробных плит, найденных при раскопках Успенского собора в Ростове; бытовые вещи XVII века, древнее оружие, собрание царских жалованных грамот и древних рукописных актов; портреты русских государей, начиная с портрета
Княжии терема (этнограф, отдел Музея).
царя Ивана Васильевича Грозного; интересная коллекция старинных костюмов и гражданской утвари; древности Херсонеса Таврического, найденные при раскопках в этой местности И. А. Шляковым, коллекция различных предметов, пожертвованных сенатором В. П. Мордвиновым и множество других вешей, знакомящих обозревателя с древнею культурою русской народной жизни
К статье V.
Ростовский Музей церковных древностей со времени своего основания состоит в ведении Святейшего Синода. 9 января 1885 года Синодом утверждён был устав Музея.
Музей собирает и хранит предметы древнерусского церковного зодчества. Находится под наблюдением Императорского Археологического Общества. Управляется Комитетом, под председательством ярославского Губернатора, из членов Имп. Москов. Археологическаго Общества, проживающих в гг. Ростове и Ярославле. Комитет приглашает к участию в своих трудах и других лиц, со званием членов почётных и членов сотрудников; выбирает из среды своей товарища председателя, секретаря, казначея и хранителя Музея.
С 8 сентября 1910 года Ростовский Музей состоит под Августейшим покровительством Его Императорского Высочества великого князя Николая Михайловича.
В числе почётных членов Ростовского Музея состоит Его Императорское Высочество великий князь Константин Константинович.
Комитет Ростовского Музея к 1 января 1912 года:
Председатель Комитета, ярославский губернатор, граф Дмитрий Николаевич Татищев.
Товарищ председателя Иван Александрович Шляков.
Хранитель Музея Дмитрий Андреевич Иванов.
Казначей свящ. о. Павел Горицкий.
Секретари:
Александр Андреевич Титов.
Иван Николаевич Богословский.
Музейное собрание предметов древности частью было описано в Путеводителе по Музею, составленном Ф. А. Бычковым в 1886 году (теперь этот путеводитель стал редкой книжкой). «Описание церковной утвари и предметов богослужебных, а также царских врат, хранящихся в Музее», составлено было в 1889 году свящ. В. Мансветовым. «Описание рукописей Ростовскаго Музея церковных древностей» составлено в 1886 году Ан. Ал. Титовым (два выпуска).
Садовая башня (отдел В. П. Мордвинова).
В 1911 году Комитетом Музея издано два «Путеводителя» – полный и краткий; тот и другой составлен членом Музея Ив. Ник. Богословским. Им же описаны древние иконы, сохраняющиеся в Музее.
Музей, для обозрения публикою, открыт ежедневно с 9 часов утра до 2-х час. пополудни.
Вход в Музей бесплатный. Значение Музея, как учреждения, играющего важную роль при изучении древнерусского искусства и отечественной старины, оценено по достоинству не только русскими учеными, археологами и историками, но и иностранцами, обозревавшими памятники древнего Ростова. В 1904 году, в числе иностранцев, посетил Ростовский Кремль посол Французской Республики при Русском Дворе – Морис Бомпар, по желанию которого, в память обозрения им ростовских древностей, была отбита в Париже специальная большая серебряная медаль, каковая и была выслана г. Бомпар в Комитет Музея при особом письме, выражающем искреннейшие симпатии целям Музея.
Многие художники, имена которых пользуются широкой известностью, работали в Ростовском Музее. Из числа их можно указать на В. В. Верещагина, М. Я. Виллие, Е. Д. Поленова, А. Н. Бенуа, В. И. Сурикова, В. II. Васнецова, М. В. Нестерова, Р. С. Левицкого, Н. К. Рериха, Г. Г. Шмидта и др.
Княжии терема (этнограф, отдел Музея).
Ежегодно из различных учебных заведений, как высших, так и средних, притом даже с далеких окраин России, в Ростов командируются ученики для обозрения и изучения экспонатов Музея. Многие памятники древнего русского искусства, хранящиеся в Музее, воспроизведены и изданы в свет С. – Петербургским Обществом поощрения художеств, а подобные же снимки колекций Музея составили особый, довольно богатый, отдел в музее Московского Строгановского промышленного училища. В Комитет Ростовского Музея церковных древностей постоянно обращаются строители вновь воздвигаемых православных церквей за образцами иконописных работ и стенописей. В виду всего этого Ростовский Музей справедливо должен считаться общеобразовательным учреждением, имеющим не столько местное, сколько общегосударственное значение». (Из доклада Обер-Прокурора Святейшего Синода Государственной Думы, от 13 октября 1909 года за № 24937.).
9 апреля 1910 года Государственной Думой единогласно принят законопроект об отпуске из казны на содержание Ростовскаго Музея церковных древностей по 2300 руб. в год.
* * *
С рисунка из собрания архимандрита Аполлоса.
А. Орешников. Памятникъ XV века, находящийся в Белой Палате в Ростове. М-ва. 1894. Под именем отца Ильи – Стефана г. Орешников предполагает «дьяка Степана Бородатаго», который подговорил боярина Ивана Котова, а последний княжеского повара – дать князю Дмитрию Юрьевичу Шемяке в чем-нибудь отраву. Повар дал к обеду напитанную ядом курицу, поевши которой Шемяка вскоре и скончался. Имя Алексея Полуэхтовича автор исследования считает довольно известным: это, был дьяк великого князя Ивана Васильевича III; благодаря стараниям дьяка А. П. был присоединён в 1463 году к Москве Ярославль. Жену А. П. – Наталью заподозрили почему-то в отравлении первой жены Ивана III, Марьи Борисовны; в виду этого дьяк Алексей долгое время находился в опале.
Богословский храм, послуживший оригиналом для работы г. Кайдалова, построен в 1687 году и в настоящее время является единственным в уезде памятником старинной деревянной архитектуры допетровской Руси. Теперь эти храмы усердно сносятся за ветхостью, а иногда просто от того, что те, от кого судьба их зависит, находят, что это ненужный старый хлам. Многие церкви «реставрируются и подновляются», при чём всё характерное, типичное, на веки и бесследно пропадает. Не избежал этой участи и Богословский храм. Бревенчатые стены его в начале прошлого столетия были обшиты тёсом «в стояк», и недавно окрашены по тёсу светлым колером; прежнее покрытие главы и крыши особого рода деревянной черепицей – заменено железом, конечно, с окраскою в зелёный цвет; часть черепицы все же сохранилась и до сих дней – на нижних изогнутых боках крыши; старинный «луковичный» тип крыши заменился обыкновенным двускатным... Но и то, что уцелело – достойно всяческого обереганья и до селе привлекает внимание любителей родной старины.