Полное собрание сочинений. Том I

Источник

Том II * Том III

Слова, беседы и речи.

Содержание

Речь при наречении в сан епископа

А) Слова обще назидательные Слово в день Святителя Николая Чудотворца Слово в день рождения Государя Императора Слово в день сошествия Св. Духа Беседа в неделю четвертую св. постов Слово на Великий Пяток Слово на освящение М. Исидором новозданного приходского храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы Новгородской губернии Крестецкого уезда, Каевской волости на пустыре – Козловке Слово при открытии памятника Оресту Феодоровичу Миллеру, Слово на день св. благоверного вел. князя Александра Невского Слово на день святителя Николая чудотворца и тезоименитства Наследника Цесаревича Речь, сказанная (с сокращениями) на молебствии Бесплотным Силам в день открытия академического журнала: «Богословский Вестник» Слово нa день памяти преподобного Сергия Слово при открытии памятника Императору Александру II Слово в день священного коронования их Императорских Величеств Слово в день Святителя Николая и тезоимства Государя Императора, произнесенное в Казанском кафедральном соборе 6 декабря 1895 года Слово на Богоявление В день открытия Святых Мощей Святителя Феодосия Черниговского Слово пред благодарственным молебствием Слово в день Преображения Господня Б) Слова воспитанникам духовной школы Слово в день академического акта, к студентам С.-Петербургской Академии Слово о  кресте пастырского служения Слово на 14 ноября Слово в день апостола Матфея Беседа в навечерие св. Праотец Слово на день Св. Димитрия Ростовского Слово на день св. апостола Иоанна Богослова Слово к студентам Петербургской Духовной Академии Слово в день Богоявления Господня о том, какими средствами усовершенствуется общественная жизнь Слово нa молебне пред началом учения Слово на Покров Пресвятой Богородицы Слово на молебствии пред началом учения Слово к окончившим курс слушателям миссионерских курсов Слово о духовных дарах юности Слова на пострижение в монашество Слово при пострижении студентов Московской Духовной Академии – священника Иоанна Грекова (Василия) и Николая Борисоглебского (Григория) Слово при пострижении студента Московской Духовной Академии – диакона Павла Сосновского (Дионисия) Слово при пострижении в монашество студента Московской Дух. Академии Данилова (Стефана) Слово при пострижении вольнослушателей Московской Духовной Академии Μ. Ф. Алексеева и В. М. Машкина Слово при пострижении студента Московской Духовной Академии Николая Бессонова (Никона) Слово при пострижении студента Московской Духовной Академии Слово при пострижении магистранта Московской Духовной Академии Василия Мещерского (Евдокима) Слово при пострижении в монашество Слово при пострижении студентов Казанской Духовной Академии, священников Михаила Павлова (Макария) и Павла Раевского (Феодосия) Г) Слова и речи надгробные Слово в день годовщины смерти доцента С.-Петербургской Дух. Академии Александра Александровича Приселкова Извлечение из церковного слова над тем же усопшим Слово при погребении О. Ф. Миллера Слово в годовщину со дня кончины профессора A. Е. Светилина Слово при погребении профессора В. Д. Кудрявцева Речь у гроба в Бозе почившего высокопреосвященного Леонтия, митрополита Московского и Коломенского Слово при поминовении деятелей Братства Пр. Сергия Слово при погребении Преосвященнейшего Епископа Михаила Слово в день памяти Достоевского Слово перед панихидой о Пушкине Слово в годовщину после сибирской язвы Слово на Богоявление Слово в день юбилейной памяти св. равноап. Мефодия Слово на св. Пасху Слово в Великий пяток Слово перед окончанием учебного года Слово на кончину Государя Императора Александра III Слово на день восшествия на престол Государя Императора Слово в Великий Четверг о любви к ближним 4  

 

Не имея возможности по недостатку времени записывать свои поучения, мы предлагаем вниманию читателей одну двадцать первую часть произнесенных нами проповедей.

Речь при наречении в сан епископа1

Преосвященнейшие архипастыри! Когда я, грешный, начал обдумывать, что сказать мне пред вашим освященным собором в сей знаменательный день моей жизни, то открыл святую Библию наудачу и прочитал сии слова Апостола:  «Если и все соблазнятся, но не я» (Мк.14:29).

Известно всякому, что ответил Господь на это смелое обещание, и сколь горько посрамлен был изрекший оное. А между тем, как, по-видимому, свойственно всякому деятелю, призываемому на высокое, святое служение, мысленно обозреть предстоящий свой жребий и предначертать в сердце своем и в красноречивом слове все те добрые и мудрые начинания, которые теснятся в его воображении. Так и поступают общественные деятели мирские, особенно в странах, управляемых выборным началом: наперерыв хвалятся они пред народной толпой перечислением своих будущих подвигов, склоняя тем каждый на свою сторону выбор народный.

Деятели духовные, особенно молодые, тоже нередко поддаются такому же увлечению, мечтают и говорят о будущих преобразованиях, о том, как они «не будут подобно прочим человекам хищникам, прелюбодеям»; им ласкательствует современная печать, изображая подобных им мечтателей, осуществивших свои предначертания и бывших образцовыми священниками в современном духе  – лекарями, гигиенистами, экономистами.

Будем ли строго судить их? Ведь не столько тщеславие и самопревозношение, сколько незнание жизни, а паче того – незнание своей немощной человеческой природы, увлекают воображение этих юных. Скоро, очень скоро тяжкие испытания, огорчения, уничижения отныне и собственные прегрешения откроют глаза неопытному пастырю, и увидит он, что его надежды на себя подобны надежде человека летать по воздуху с игрушечными крыльями. Таки меня многократно смирял в моих глазах Господь, как Петра, еще прежде пошедшего к Нему по водам и тонувшего среди волн рассвирепевшего озера, а затем постыдно устранившегося врагов Христовых.

Но вот сей самый Петр, который некогда в горячности своей отсек мечом ухо Малха, теперь, «исшед вон плакася горько»; он уже не обещает ничего своему Учителю, но его слезами раскаяния и скорби вопиет: «Господи, Tu вся веси. Ты веси, яко люблю Тя». Что же мы видим после сего самопознания и покаяния? Смирившийся в сердце своем ученик уже с великим дерзновением свидетельствует о Христе пред Его врагами, радостно благодарит Бога за темничное заключение о имени Его, единым словом исцеляет хромого, посрамляет лжепророка, низводит с неба, вместо огня, Святого Духа, наконец, единою тенью тела своего исцеляет болезни. Чего не могла совершить естественная горячность духа, то свершила благодать Духа Божественного, обретшая себе место в сердце, очищенном покаянием, украшенном верой, укрепленном смирением.

То, что совершилось с первоверховным Апостолом, есть закон жизни, действующий во всех служителях Божиих. Не в смелых предначертаниях, не в пылком воображении раскрывается сила их, но в самом отречении от своей естественной силы обретает себе место сила Божия.

«Сладце убо похвалюся паче в немощех моих, дa вселится в мя сила Христова» (2Кор. 12:9). Таковы да будут мои предначертания в широкой и святой деятельности, ныне мне препоручаемой чрез ваше рукоположение Святым Духом. Да будет всегда непоколебима пред моим духовным взором та истина, что жизнью правят не ухищрения человеческие, а воля Промыслителя Бога, что Он для исполнения Своих спасительных предначертаний требует от нас не предугадывания событий, а внутренней чистоты, любви и смирения, и если находит делателя, исполненного сими дарами, то Сам чрез него творит великое и славное. Так святостью своею Моисей и Аарон охраняли народ свой от гнева Божия; так и пророк Иезекииль говорит от лица Его: «Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтобы Я не погубил ее, но не нашел» (Иез. 22:30). Отсюда видим, что духовный взор вновь призываемого трудника нивы Его должен быть обращен не вдаль, а – внутрь себя, не – в будущее, а – в настоящее: «даждь нам днесь... и не введи нас в искушение, но избави нас от лукавого».

Неразумные люди мира в подобных правилах жизни видят причину бездеятельности православного духовенства и завидуют кажущейся ревности еретиков. Но если где заметите бездеятельность, только убедитесь при лучшем внимании, и в том, что ее причина есть внутренний недуг –  себялюбие или черствость, т. е, пренебрежение православным правилам пастырства, а не выполнение его.

О,  как бы деятелен был тот пастырь, который полагал бы заботу души своей в том только, чтобы в сердце своем всегда приуготовлять храм Духа чрез подвиги духовной жизни. Он пошел бы путем святого Иоанна Златоуста в любви к людям, был бы дерзновенен, как святитель Филипп пред врагами истины, поколебал бы весь грешный мир правым исповеданием, как Максим Исповедник, уразумевал бы тайны Промысла, как Иоанн Богослов, привлекал бы к себе любовью в далекую пустыню все сословия и возрасты, как Тихон Задонский.

Эту истину уразумел я, грешный, среди испытаний своей жизни, но, увы, уразумевал не через последование ей, но через постоянное отступление, через самонадеяние, забвение надежды на Бога, колебание и тщетные страхи. Вас, предстоящих святителей Божиих и духовно соприсутствующего нам усопшего архипастыря града сего, учившего меня вере и надежде примером любви своей и веры, прошу смиренно вознести молитву, дабы жизнью я исполнял эту истину, так легко уразумеваемую умом и так трудно осуществляемую волею. Вознесите молитву «Да не како другим проповедуя, сам неключим буду» (1Кор. 9:27).

Наипаче же тебя прошу о том, мой возродитель в монашескую жизнь. Третий раз будешь ты возлагать на меня руку; память первых рукоположений и любви твоей да дарует мне сугубое умиление и упование в третичном приятии сего великого таинства. В пришествии твоем на мое посвящение я вижу не только подвиг любви твоей, но и напоминание Божие о том, чтобы я в душе своей принес покаяние за все грехи свои, содеянные в монашестве, в диаконстве, в священстве.

Да не оскудеет памятование о них и в дальнейшем служении моем, как не оскудеет благодарность за твою любовь.

* * *

1

Была произнесена в Казанской Крестовой церкви. В первый раз была напечатана в журнале «Церков Ведомости». 1897 г. №38.


Источник: Полное собрание сочинений / Архиеп. Антоний (Храповицкий). : В 3 т. – Казань : Типо-литография Императорского Университета. 1900 / Т. 1. – 384 с.

Комментарии для сайта Cackle