преподобный Максим Исповедник

(580–662)

Максим Исповедник и христологические споры VII столетия Д.А.Поспелов 0

Hierarchic Anthropology of Saint Maximus the Confessor иером. Кирилл (Зинковский) 0

Maximos Confessor on the Infinity Of Man Panayiotis Christou 0

«Не упуская собственный логос» П.Ю. Малков 0

Вселенская Литургия. Прп. Максим Исповедник Бальтазар Ганс Урс фон 0

Герменевтические предпосылки в труде "Ответы Фаласию" св. Максима Исповедника. Вклад в православную библейскую герменевтику свящ. Константин Коман (Бухарест) 0

Гефсиманское моление в свете христологии прп. Максима Исповедника Диспут с Пирром игумен Дионисий (Шлёнов) 0

Еще раз к вопросу о месте ссылки, кончины и погребения прп. Максима Исповедника и его спутников А.Ю. Виноградов 0

Жизнеописание преподобного Максима Исповедника прот. Владимир Башкиров 0

Жизнь прп. Максима Исповедника М. Зефиров 0

Жизнь, дела и мученичество преподобного отца нашего и исповедника Максима 0

Житие преподобного Максима Исповедника 0

Житие преподобного отца нашего Максима Исповедника святитель Димитрий Ростовский

Иерархическая антропология преп. Максима Исповедника иером. Кирилл (Зинковский), иером. Мефодий (Зинковский) 0

К истолкованию Quaestiones et dubia, 13 преподобного Максима Исповедника А. Г. Дунаев 0

Категория времени в христианской метафизике: Григорий Нисский и Максим Исповедник П.Б. Михайлов 0

Концепции «единения», «растворения» и «обожения» в мистике св. Максима Исповедника А.Р. Фокин 0

Максим Исповедник и неудобное богословие Г.И.Беневич, 0

Максим Исповедник, как представитель древне-христианской мистики еп. Алексий (Дородницкий) 0

Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII века В.В.Петров 0

Материалы к изучению жизни и творений преп. Максима Исповедника Епифанович С. Л. 0

Между Богом и миром иером. Кирилл (Зинковский) 0

О некоторых аспектах христологии преподобного Максима Исповедника свящ. Олег Корытко 0

О св. Максиме Исповеднике проф. М.Д. Муретов 0

От учения о Христе к иконе Христа. Преп. Максим Исповедник о Преображении Христа свящ. Эндрю Лаут 0

От христологии к образу Христа: преподобный Максим Исповедник о Преображении Господнем Э. Лаут 0

Преподобный Максим Исповедник - посредник между Востоком и Западом Жан-Клод Ларше 0

Преподобный Максим Исповедник в дискуссиях Востока и Запада проф. А. И. Сидоров 0

Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие Епифанович С. Л. 0

Преподобный Максим Исповедник и его эпоха в изображении Х. Урса фон Бальтазара проф. А. И. Сидоров 0

Преподобный Максим Исповедник и святой и блаженный Максим, Христа ради юродивый, московский чудотворец 0

Преподобный Максим Исповедник о бесконечности человека Панайотис К. Христу 0

Преподобный Максим Исповедник о единовременности творения души и тела П.Ю. Малков 0

Преподобный Максим Исповедник: эпоха, жизнь, творчество проф. А.И. Сидоров («Святоотеческое наследие и церковные древности»)

Протология и эсхатология у св. Максима Исповедника архиеп. Афанасий (Евтич) 0

Прп. Максим Исповедник: полемика с оригенизмом и моноэнергизмом Г.И.Беневич, Д.С.Бирюков, А.М.Шуфрин 0

Сведения грузинских источников о прп. Максиме Исповеднике К. Кекелидзе 0

Свет Фавора П.Ю. Малков 0

Свт. Евлогий Александрийский, прп. Максим Исповедник, свт. Софроний Иерусалимский Г.И. Беневич

Святой Дионисий Ареопагит и святой Максим Исповедник проф. В. Н. Лосский 0

Сочинения прп. Максима Исповедника в составе русского «Добротолюбия» святителя Феофана игумен Дионисий (Шлёнов) 0

Сын Божий — Сын Человеческий (Логос-Тропос Христа в творениях преподобного Максима Исповедника) прот. Владимир Башкиров 0

Творения преподобного Максима Исповедника. Книга I. Богословские и аскетические трактаты профессор Алексей Иванович Сидоров 0

Трансформация аристотелевских категорий в теологии и космологии Максима Исповедника А.Р. Фокин 0

Триадология прп. Максима Исповедника: верность традиции и новаторство А.Р. Фокин 0

Труды Св. Максима Исповедника по раскрытию догматического учения о двух волях во Христе. Историко-догматическое исследование Орлов И.А. 0

Учение о логосах в метафизике и космологии прп. Максима Исповедника: опыт систематизации А.Р. Фокин 0

Учение о материи в сакраментально-антропологическом аспекте в трудах богословов Александрийской школы, великих каппадокийцев и прп. Максима Исповедника иером. Кирилл (Зиньковский) 0

Учение преподобного Максима Исповедника о Евхаристии иером. Кирилл (Зинковский), иером. Мефодий (Зинковский) 0

Учение преподобного Максима Исповедника о страстях П.Ю. Малков 0

Учение святителя Кирилла Александрийского и преподобного Максима исповедника о животворящем Теле Христа иером. Кирилл (Зинковский)

Человек в философско-богословской системе Максима Исповедника Мичурина Ю.Ф. 0

Толкования Священного Писания

Труды на иностранных языках

Нравственно-аскетические труды

Догматическое богословие

Литургика

Богословско-полемические труды

Письма и послания

Гимнография

Аудиокниги

Собрание сочинений

преподобный Максим Исповедник
преподобный Максим Исповедник

Монах, богослов, философ, известный непримиримой борьбой против ересей. Создатель и защитник учения о двух волях во Христе.

Биография

Дни памяти: 13(26) августа (Перенесение мощей), 21 января (3 февраля)


Ранний период жизни

О детстве преподобного Максима Исповедника известно немного. Согласно греческому и грузинскому Житию, он принадлежал к знатной, богатой фамилии. Малой родиной Максима был Константинополь. Вероятное время его рождения датируется 580 годом.

Известно, что будущий Исповедник был крещен в раннем возрасте и уже с детства воспитывался в духе строгого соответствия Божьему закону. Родители Максима, благочестивые Иоанн и Анна, относились к сыну с любовью, однако особо не баловали (несмотря на имевшиеся для этого широкие материальные возможности), но содержали в педагогической строгости, оберегая от глупостей и ребяческого озорства.

В период взросления Максим получил надлежащее разностороннее образование. В искусстве речи и риторике он многим превосходил своих сверстников, а в знании философии трудно было найти ему равных. Примечательно, что как грамотный христианин, Максим принимал философию не слепо, но трезво, благоразумно, критично.

Несмотря на благородное происхождение и прекрасную образованность, Максим был не только весьма добродетельным человеком, но и до удивления скромным. Обладая такими чертами характера и ума, ему было трудно остаться в безызвестности.

Император Ираклий, видя в нём хорошего потенциального помощника, призвал его к себе и назначил на должность первого секретаря при своей канцелярии.

Работая на этом посту, Максим зарекомендовал себя с лучшей стороны. Он легко схватывал царские повеления, умел быстро и взвешенно резюмировать и записывать важную, содержательную информацию, не раз сам давал, кому следует, уместные и вполне достойные советы. Император дорожил таким служащим, и вскоре Максим достиг большого влияния при дворе.

Между тем слава, придворная пышность, почёт не увлекали Максима. Больше всех этих излишеств он ценил любомудрие. К тому времени, как он достиг высокого положения, о котором многие из его соотечественников могли только мечтать, получила распространение новая ересь — монофелитство. Эта ересь была тем опасней, что имела внешнюю привлекательность и поддерживалась высшей церковной и государственной властью (до времени её осуждения на VI Вселенском Соборе к ней приобщилось несколько Патриархов, множество епископов и священников).

Монашеская жизнь

Сознавая опасность сложившейся ситуации и не желая участвовать в ней ввиду преданности Православию, преподобный Максим, неожиданно для окружающих, отказался от светского благополучия и поступил в Хрисопольскую обитель.

В обители он предался молитвам и подвигам. Со временем братия стали относиться к нему настолько доверительно, что решили избрать его своим игуменом (этот факт неоднократно оспаривался критикой, ввиду того, что Максим не имел священного сана). Он же, как никогда не стремившийся к славе и по смирению не считавший себя достойным такого духовного звания, противился, но по неустанности просьб, согласился.

Понимая, что должен являть братиям пример, как игумен, преподобный Максим ещё больше увеличил свои подвиги.

Жизнь Максима на Западе

Через какое-то время преподобный Максим оставил обитель, оставил отчизну. Что именно подтолкнуло его совершить этот шаг, сказать трудно. Согласно некоторым источникам, одним из центральных мотивов послужило усиливающееся влияние еретиков (всё тех же монофелитов). По другим данным, из Хрисопольского монастыря (из которого он удалился в 624 или 625 году, пробыв там более 10-ти лет), преподобный перешёл в монастырь святого Георгия (располагавшийся в Кизике), и только потом, в 626 году, по причине натиска персов и аваров, оставив и эту обитель, переселился на Запад.

Считается, что поначалу Максим Исповедник пребывал на острове Крит. Здесь он провел несколько диспутов с монофелитскими архиереями. После Крита он оказался на Кипре.

Есть основания утверждать, что около 630 года преподобный Максим посетил Северную Африку. Приблизительно в тот же период в Африке оказался Софроний, будущий Патриарх Иерусалимский, выдающийся борец с монофелитами. Между Софронием и Максимом завязались тёплые отношения. Максим охотно прислушивался к наставлениям и советам блаженного старца.

Сведения о детальных обстоятельствах его жизни в данный период чрезвычайно скудны. Нам не известна даже его продолжительность. Очевидно, что этот этап был богат на плоды писательской деятельности Максима.

Оказавшись в Риме, он активизировал свои силы в борьбе с монофелитством. В связи с этим преподобный переписывался с разными лицами, наставлял людей устным словом, поддерживал деятельность Римского папы Иоанна IV, направленную против еретиков, был в числе главных инициаторов созыва Поместного Собора.

После 642 года Максим Исповедник отправился в Африку. Здесь он проявил себя как ревностный, пылкий, но вместе с тем трезвый и мудрый борец. В продолжении пребывания в Африке он завершил формирование своего учения о наличии во Христе, едином по Ипостаси, двух естественных (сущностных) воль: Божественной и человеческой.

Несмотря на то, что Максим не имел священного сана, являясь простым монахом, в деле противодействия еретикам он имел чрезвычайно огромный авторитет. К его увещеваниям прислушивались и миряне, и иереи, и епископы. Экзарх Северной Африки нередко советовался с ним по различным вопросам религиозной тематики.

В 645 году состоялся известный диспут святого Максима с Пиром. Пир был публично разоблачён и повержен, после чего осознал и признал свою неправоту, вступил в общение с Православной Церковью.

В 646 году Максим Исповедник вновь оказался в Риме, и вновь на острие борьбы с ересью.

Папа Феодор находился с Максимом в доверительных отношениях. Однажды Максиму пришлось заступаться за главу Римской Церкви, сглаживая допущенное им неосторожное высказывание по поводу исхождения Святого Духа и от Сына. Тогда Максим нашёлся сказать, что поскольку папа Феодор признаёт Единое Начало в Пресвятой Троице исключительно за Отцом, постольку не следует воспринимать его выражение как злохудожное. Это заступничество вызвало в адрес Максима немало критических возгласов со стороны греческих богословов.

Хорошо складывались отношения преподобного Максима и с преемником Феодора, папой Мартином. Папа Мартин, как и Максим Исповедник, старался использовать каждую возможность, всё свое влияние для противодействия распространению монофелитства. С целью опровержения ереси он созвал Латеранский Собор. Существует предание, что одним из инициаторов Латеранского Собора был преподобный Максим (в числе подписей под петицией монахов к Собору его подпись фигурирует на одном из последних мест).

Исповеднический венец

Император Констант, прознав про работу и определения Латеранского Собора, воспламенился гневом и приказал доставить в Константинополь папу Римского Мартина и монаха Максима.

Преподобный Максим был арестован и отконвоирован в столицу Византии около 653 года, приблизительно в то же время, когда и святой Мартин. Последний был осужден и приговорен к ссылке в Крым, где и скончался под тяжестью наказания. Суд над Максимом имел место в 655 году. Заодно с ним судили и его преданного ученика, Анастасия.

Максиму инкриминировали довольно громкие, но по большей части абсурдные преступления. Помимо разжигания ненависти к государю в перечень обвинений вошло, например, что он чуть ли не в одиночку сдал сарацинам Египет и Африку, соучаствовал в бунте совместно с экзархом Северной Африки. Но Максим опроверг клевету.

Коснулись и богословской тематики. На обвинения в распространении запрещённого учения преподобный дал развернутый, хорошо аргументированный ответ. Но, увы, правда человеческая далеко не всегда согласуется с Правдой Божьей. После суда Максима отправили в ссылку в Визию (территория Фракии). Здесь он остался без средств к существованию, терпел унижения и лишения.

Между тем вскоре императорский двор предпринял попытку к восстановлению отношений с Максимом: искали возможность дать императору и епископам-еретикам шанс «доказать» свою правоту.

С этой целью к святому страдальцу явилось посольство во главе с епископом Феодосием. Во время состоявшейся по этому случаю беседы преподобный не только не изменил убеждений, но и уверил прибывших в необходимости анафематствовать ересеначальников. Пораженные твёрдостью Максима, послы заколебались, а затем под давлением неоспоримых свидетельств вынуждены были признать за ним правоту. Покидая Максима, они уже не питали к нему чувства вражды.

Через восемь дней один из послов, консул Павел, возвратился к Максиму. Согласно распоряжению императора, Максима надлежало препроводить с великою честью в обитель святого Феодора (по разным данным, эта обитель располагалась или в Регии, или в Константинополе), что и было исполнено.

Здесь преподобного посетили два императорских посланника, патрикии Епифаний и Троил, и разъяснили Максиму, что из-за его упорства многие верующие не желают вступать в единение с ними (монофелитами). Выразив требование признать отвергнутое им учение об одной воле во Христе, пообещали, что в случае согласия его ожидают великие почести.

Несмотря на очевидную угрозу, пусть даже и слегка заретушированную, Максим вновь подтвердил свою решимость сражаться до конца. Тогда, обуянные вспышкой животной ярости, патрикии бросились на святого и стали его избивать. Лишь вмешательство присутствовавшего при этой расправе епископа Феодосия, умерило их пыл.

После очередных неудачных попыток привести Максима к удобному для власти компромиссу, его опять отправили в ссылку: снова во Фракию, но на этот раз в Перверис.

В 658 году последнюю попытку призвать Максима к «смирению» предпринял Патриарх Петр. Для этого он направил к нему своих представителей. В формате беседы Максиму было указано, что в случае отказа его ожидает анафематствование и смертная казнь, но он был непреклонен.

В 662 году состоялось очередное судилище. Максима Исповедника подвергли жестокому бичеванию, отрезали язык, отсекли правую руку, вывели на площадь и стали водить по ней, словно злодея, крича и насмехаясь.

После этого надругательства, Максима отправили в ссылку. Когда достигли территории Грузии, страдальца раздели и отобрали у него последнее имущество. Затем его заточили в крепости Схимари.

Незадолго до смерти Максим Исповедник удостоился видения, в котором ему было открыто, что он предстанет пред Богом 13 августа. Так и произошло: 13 августа истинный воин Христов преставился и отошёл в Царство Небесное.

Творческое наследие

Как церковный писатель, преподобный Максим Исповедник известен широкому читателю в первую очередь своими христологическими сочинениями. Между тем, спектр раскрытых его творчеством богословских вопросов значительно пространней.

К числу наиболее популярных произведений относятся: Амбигвы к Иоанну (о трудностях) 1-30, О различных трудных местах (апориях), Амбигвы к Фоме (о различных недоумениях у святых Дионисия и Григория), Вопросы и недоумения, Вопросоответы к Фалассию, Главы о богословии и домостроительстве воплощения Сына Божия, Мистагогия, К Феопемпту схоластику, Послание о существе и ипостаси, Толкование на молитву Господню, Толкование на 59 псалом, Четыре сотни глав о любви, Слово о душе, Письма и др.

Тропарь преподобному Максиму Исповеднику, глас 8

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, / монашествующих Богодухновенное удобрение, / Максиме премудре, / ученьми твоими вся просветил еси, / цевнице духовная, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак преподобному Максиму Исповеднику, глас 6

Свет Трисиянный, всельшийся в душу твою, / сосуд избран показа тя, всеблаженне, / являюща Божественная концем, / неудобопостижных разумений ты сказуяй, блаженне, / и Троицу всем, Максиме, возпроповедуяй ясно, // Пресущную, Безначальную.

Ин кондак преподобному Максиму Исповеднику, глас 8

Троицы рачителя и великаго Максима, / научающа ясно вере Божественней, / еже славити Христа, во дву естествах, волях же и действах суща, / в песнех достойных, вернии, почтим, взывающе:// радуйся, проповедниче веры.