Источник

255. Путем смирения и страданий Господь ведет нас в Царствие Свое

Возлюбленная о Господе!

Спасайтеся о Господе и радуйтеся, яко мзда Вам многа будет на Небесех.

Читая Ваши письма, и видя в них описуемые Вами болезни телесные и страдания душевные, я премного болезновал о том сердцем моим, и молил Господа Бога об облегчении Вашем и исцелении от всех страданий. Между тем, замечаю я из страданий Ваших то, что Вас Господь ведет к Небесному Царствию путем святых, которые тоже в жизни сей страдали, и страданием своим и многими скорбями наконец достигли в Царствие Небесное; и теперь там упокоеваются душою своею. И Вы, добрая матушка, непременно там же будете веселиться во светлостях святых; одну только слабость свою подальше отбросьте от себя, ропотливость, от которой крест Христов легче не будет. Я и сам сильно страдаю; ибо почти совершенно остави мя сила моя, и несть исцеления в плоти моей; но стараюсь безропотно терпеть, поскольку от нетерпения легче мне не будет. Приснослабый и недостойный игумен Антоний.

9 июня 1856 г.

Насчет пишемой Вами книжки не извольте Вы беспокоиться, что медленно пишется. Я никакого срока не определяю, ибо есть, что читать мне и без оной. А теперь и еще при письме сем написал я одну страничку, которую тоже потрудитесь переписать в книжку в конце всех статей; и простите, что я не умаляю, а прибавляю Вам трудов.

Преподобного Аммона.

Вопрос: Отче, аще кто во гресех состареется, не могий поститися, и бдети, и труд творити, и жестоко житие проходити, како может спастися?

Ответ: Имже образом спасеся мытарь, якоже рече пророк: смирихся, и спасе мя Господь. Жертва бо Богу дух сокрушен и смирен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Сим же путем может спастися и убогий, и больной, и престарелый, и ученый, и неученый.

От вопросов св. Афанасия Александрийского.

Прииде убо брат к старцу единому, рече ему: Отче, Господь рече во св. Евангелии: врази человеку домашнии его. Да кто суть врази таковии? Отвеща старец: 1-е объядение, 2-е опитие, 3-е сребролюбие, 4-е лихоимание, 5-е высокоумие, 6-е непокорство, 7-е непослушание, 8-е осуждение братий, 9-е очи зазорливии, 10-е язык велеречив, 11-е сердце гневливо, 12-е клевета и лжа, 13-е дерзость и смех. Сии суть немилостивии врази человеку домашнии его.

Наставления св. Исаака Сирина.

Во всякое время думай о себе, что ты не знаешь ничего. Во всяком деле почитай себя скудным, чтобы учить, и во всю жизнь свою будешь оказываться мудрым.

Куда бы ты не пришел, признавай себя странником, и избавишься вольности в обращении.

У людей почтенно богатство, а у Бога досточестна душа смиренная.

Содержи всегда в уме тех, которые тягчайшие терпят скорби и озлобления, и будешь свои, ничего незначущие, малые скорби переносить со благодарением и с радостию.


Источник: Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Мало-Ярославецкого Николаевского монастыря / Изд. Введен. Оптиной пустыни. - Москва : Синод. тип., 1869. - [4], IV, 424 с.

Комментарии для сайта Cackle