Устав отшельнической жизни
Содержание
Внешнее течение и внешние порядки такой жизни Удаление от мира и от сожительства с людьми Избрание пустынножительства Келейное уединение Келейные занятия и порядки Молитвословие и коленопреклонения Чтение и богомысленное размышление Рукоделие и вообще труд Пища Сон Одежда Все содержание, главная черта которого – нищета Церковное богослужение Соотношения Взаимное обращение Собеседование и вообще употребление языка На случай отлучек Строй внутренней жизни Исходное начало жизни – ревность Правило жизни – воля Божия в заповедях Цель – слава Божия Памятования – возбудители и поддержатели ревности Производители успеха – благодатная Божия помощь и свои усилия и подвиги Настроения души, условливающие успех Подвиги борьбы с грехом Заключение
1. Даю сии правила, как изречет их Господь устами моими, для тех, кои хотят подклониться под тяжелое иго отшельничества. Должно повиноваться сим заповедям, и кто нарушит хоть одну из них, тот мний наречется в Царствии Небеснем (Мф. 5:19).
Внешнее течение и внешние порядки такой жизни
Удаление от мира и от сожительства с людьми
2. Кто хочет спастись (в мироотречном образе жизни), пусть не остается в доме своем и не живет в том городе, в котором грешил; также пусть не посещает родителей своих и ближних по плоти, ибо от этого бывает вред душе и гибнут плоды жизни (3, 16)1.
3. Не возвращайся в город, в котором некогда грешил ты пред Богом (3, 25).
4. Не ходи смотреть, как живут родные твои, и им не позволяй приходить смотреть, как живешь ты; и даже совсем не видайся с ними (1, 11).
Избрание пустынножительства
5. Духовные отцы наши утверждают, что пустыня есть самое пригодное место для размышления о смерти и верное убежище от увлечения вещами мирскими, покоящими плоть (2, 82).
6. Кто живет в пустыне и безмолвствует, тот избавлен от трех браней: от брани через слух, от брани через язык и от брани через видение того, что может уязвлять сердце его (3, 15).
7. Смотри, чтобы не обольстил тебя помысл, внушая, что пустыня есть место прохлаждения (2, 91).
Келейное уединение
8. Удаляясь от молвы житейской, уединись – и будешь странник. Сидеть в келлии будет для тебя то же, что отправиться в чужую страну (2, 49).
9. Когда выйдешь куда, всеми мерами старайся поскорее воротиться в уединилище свое, чтобы предаться молитвам своим (3, 10).
10. Когда пойдешь на жатву, не мешкай там, но скорее возвращайся в свое уединилище (1, 42).
11. Когда посетишь какого брата, не медли долго в его келлии (1, 24).
Келейные занятия и порядки
12. Пребывая в келлии своей, держи следующие три занятия: рукоделие, чтение псалмов и молитву (1, 65).
13. Пребывая в келлии, вот чем занимайся: чтением Писаний, молитвою к Богу и рукоделием (3, 45).
14. Каждый день постись до девятого часа2, исключая субботу и день Господень. Когда настанет девятый час, иди в келлию свою (внутрен- нейшую)3 и прежде принятия пищи соверши молитву свою. По вкушении пищи то читай, то молись попеременно (1, 3).
Молитвословие и коленопреклонения
15. Исполняй молитвы в установленные часы, ни одного не пропуская, чтобы не дал за это ответа (1, 6).
16. Молитву свою ночью совершай, прежде чем пойдешь в церковь (1, 13)4.
17. (И всегда) прежде, чем пойдешь в церковь, молись в келлии своей (1, 45).
18. (Вообще) прежде и после общей молитвы с братиями всегда совершай молитву и в келлии своей и никогда не ленись этого делать (3, 68).
19. Почасту преклоняй колена и не ленись этого делать, чтобы не умереть злой смертью (3, 61).
20. Когда молишься, не допускай лености, ибо молитва ленивого – праздные слова.
21. Когда молишься и вспоминаешь о Боге, будь как птица, легко и высоко парящая: по обету монашества и значению одежд твоих (перифраз 1, 59).
Чтение и богомысленное размышление
22. Прилежи чтению Писаний – и они исторгнут тебя из нечистоты (или: будут разгонять нечистые помыслы) (3, 27).
23. Если будешь постоянно и усердно заниматься чтением Писаний и исполнять заповеди, то Божие милосердие пребудет с тобою (3, 66).
24. Размышляй о делах Божиих и не ленись молиться (2, 63).
25. Монах, сидящий в келлии своей с сомкнутыми устами и Бога не помнящий, похож на разоренный дом, находящийся вне города, который всегда полон всякими нечистотами, потому что, кто ни вздумает вынести нечистоты из дома своего, туда их относит (то есть молчит устами, а умом мечтает, помыслам поблажает и сердцем увлекается, что все есть греховный сор, бесами в душу ввергаемый) (3, 67).
Рукоделие и вообще труд
26. Тело надо порабощать и утомлять долгим трудом (3, 60).
27. Назначь себе умеренный какой-либо труд для келейного занятия – и сердце твое смиренно будет (2, 50).
28. Понуждай себя на труд рукоделия – и вселится в тебя страх Божий (3, 35).
29. Будь прилежен в трудах рукодельнических – и низойдет на тебя страх Божий (3, 35).
30. Сидя в келлии, налегай на труды рукоделия, но при этом имени Господа не отпускай от себя, но непрестанно вращай Его в уме твоем, по- учайся Ему в сердце твоем и хвали Его языком твоим, говоря: «Господи мой, Иисусе Христе, помилуй меня»; или: «Господи, Иисусе Христе, пошли мне помощь Твою»; или: «Хвалю Тебя, Господи мой, Иисусе Христе» (3, 28).
Пища
31. Один (и тот же всегда) час установи себе (для принятия пищи и принимай ее) для подкрепления и поддержания тела своего, а не для услаждения (3, 60).
32. Употребляй самую простую и дешевую пищу (2, 83).
33. Хлеб твой съедай в безмолвии и с воздержанием и смотри, чтобы сидение твое (за столом) было скромно (3, 7).
34. Не ешь досыта (1, 52).
35. Не будь жаден и падок на пищу, чтобы не возобновились в тебе прежние грехи твои (1, 67).
36. В среду и пятницу не нарушай поста (1, 21).
37. Мяса совсем не ешь (1, 20).
38. К месту, где точат вино, не подходи (1, 19).
39. В собрания и угощения (общая трапеза) не спеши (1, 30).
40. Если придешь в какое место, где учреждается общая трапеза5, вкуси и воздай благодарение Богу (1, 35).
41. К трем чашам вина не прибавляй четвертой, разве только по какой-либо великой болезни (3, 23)6.
42. Не тотчас протягивай руку к тому, что тебе предлагается (1, 68).
43. Если ты молод, не протягивай руки своей прежде других, потому что это нескромно (1, 79).
Сон
44. Спи мало и в меру – и Ангелы посетят тебя (1, 53).
45. Когда здоров, не снимай пояса своего (3, 22).
46. Когда ляжешь спать, не влагай рук своих внутрь (может быть, за пазуху), чтобы не согрешить и незнаючи (3, 21).
Одежда
47. День и ночь будь в куколе твоем, и в мантии твоей, и во всей одежде твоей, как узник и заключенник (1, 37).
48. Не надевай одежды, которой мог бы ты величаться и хвалиться (1, 43).
49. Одежды свои береги, чтобы в день Суда не оказаться тебе нагим среди сонма других (3, 5)7.
Все содержание, главная черта которого – нищета
50. Больше того, сколько тебе нужно, не сберегай ничего (1, 12).
51. Нищета есть не что иное, как умеренность во всем, или такое состояние, в котором довольствуются малым (2, 49).
52. Люби поношение паче почета, утружение тела паче покоя и недостаток в вещах (потребность) паче избытка (2, 52).
Церковное богослужение8
53. Дела церкви (смотрение за церковью и богослужением) должны быть поверяемы мужу верному и Бога боящемуся (3, 11).
54. Как только ударят в било, не ленись тотчас идти в церковь (3, 9).
55. Не оставляй богослужения, да не будет тебе это в преткновение и сеть (3, 26).
56. В церкви отнюдь не говори (1, 25).
57. Не так будь в церкви, как в таком месте, где собирается много народа (то есть чтобы в душе не было шума и толкотни многопомышлений) (перифраз 1, 28).
58. В церкви не хорони мертвеца своего (то есть не занимайся тем, как устроить свои житейские дела) (1, 29). 1
Соотношения
а) первое и главное – к авве, к отцу духовному, к старцам и вообще к преуспевшим
59. Ни к какому делу, каково бы оно ни было, не приступай, не посоветовавшись с аввою монастыря (1, 32)9.
60. Пред аввою твоим и высшими себя не размножай слов (2, 37).
61. То твердо держи всегда в сердце своем, чтобы слушаться отца своего, – и вселится в тебя страх Божий (3, 38).
62. Совершенство подвига твоего есть послушание; и добро человеку, если он несет иго Господне от юности – служит и повинуется (2, 92).
63. Не будь непослушен, иначе будешь орудием и сосудом всех зол и неправд (3, 37).
64. Со смирением и плачем проси отца своего, чтобы он наставил тебя в том, чего еще не знаешь, – и не будешь постыжен (3, 47).
65. Помни всегда того, кто напояет тебя добрым учением, и от него старайся вызнать животворные заповеди – и благоуспешную проведешь жизнь по воле Господа, как написано у блаженного апостола Павла: в сих поучайся, в сих пребывай, да преспеяние твое явлено будет во всех (1Тим 4:15) (2, 48).
66. Если ты искренно подклонил выю свою под иго послушания, внимательно выслушивай, что говорится тебе, и потом добросовестно исполняй то по всей силе заповедания (2, 53).
67. Не скрывай от отца своего греха, сделанного тобою (3, 54).
68. Добрым нравам каждодневно учись у старших своих (1, 31).
69. Отцов своих духовных люби больше, чем родителей плотских, потому что те заботятся о тебе ради Бога (2, 38).
70. Так живи, чтобы отцы монастыря, родившие тебя духовно, порадовались славе твоей в сонме святых (3, 6).
71. Всячески заботься о том, чтобы благословение старцев монастыря почивало на тебе (3, 3).
72. Не всем открывай помыслы свои, а только тем, которые могут врачевать душу твою (1, 41).
73. Не всем открывай помыслы свои, чтобы не быть в соблазн брату своему (3, 34).
74. Ко всем имей приятельское расположение, но не всех имей советниками (2, 69).
б) взаимное – всех ко всем
75. Старайся сделать, чтобы все люди благословляли тебя (1, 57).
76. Попечалься с братом твоим и покажи ему доброе участие (2, 29).
77. Если какой брат усердно попросит тебя помочь ему, работай с ним весь тот день (3, 21).
78. Друзей прежде опробуй испытанием и не всех делай себе близкими, не всем вверяйся, потому что мир полон лукавства. Но избери себе одного брата, боящегося Господа, и с ним сдружись, как брат с братом. А лучше всего прилепись к Богу, как сын к отцу, ибо люди все вдались в лукавство, исключая немногих. Земля полна суеты, бед и скорбей (2, 70).
в) старших к другим
79. Если ты перестал работать греху, то говори во имя Господне и наставляй тех, коих ради хулится имя Господа; и как они мертвые и отсечены от живого Господа, постарайся, чтобы они отстали от своих мертвых дел, оживотворились и сподобились получить славу (2, 56).
80. Обличай (и исправляй) детей своих (духовных) нещадно, потому что с тебя взыщется осуждение их (то есть если они окажутся достойными осуждения на Страшном Суде) (1, 51).
81. Обличай не щадя, но со страхом Божиим. Не приемли ничьего лица, кто бы тут ни был, и отлучай словами истины (3, 4).
82. Если какой брат придет к тебе и откроет свои помыслы, – смотри, никому их не пересказывай, но молись о себе и о нем, да спасет вас Господь обоих (3, 1).
83. Не отвергай того, кто ищет веры во Христа (1, 40).
84. Кто не принимает наставлений твоих, не говори их тому (2, 68).
85. Ничего не предлагай кому-либо в правило, прежде чем сам исполнишь то делом (2, 62).
86. Величайшее из всех безобразий есть безобразие заповедовать другому делать то, чего сам не исполняешь, ибо никакой не получим мы пользы от чужих дел (2, 66).
г) к больным
87. Вставая утром каждый день, заботься о больных, какие есть у вас (1, 2).
88. Ходи по больным и их сосуды наполняй водою (1, 55).
89. Все, что можешь, все лишнее раздавай больным монастыря (1, 21).
90. Если авва твой приставит тебя служить больным, служи им от всего сердца твоего, чтобы двоякую получить награду от Бога: то есть за послушание, с любовью исполненное (2, 42).
д) к странникам
91. Если придет к тебе брат какой, хоть не вовремя, прими его с радостью, чтобы он воздал благодарение Богу и на тебя не поскорбел (1, 8).
92. Если брат какой придет к тебе, смири себя во всем пред ним, покажи ему радушие ради Господа и бойся вознестись гордостью (2, 42).
93. Лицо твое всегда должно быть печально; разве когда к тебе придут братия странники, – тогда прими вид радостный (1, 74).
Взаимное обращение
94. Будь скромен во всех своих действиях (1, 77).
95. Во всем поведении своем и взаимообращении с другими усвой себе приемы бедного нищего: не величайся ни когда ведешь беседу, ни когда поешь гимн или хвалебную песнь Богу. И когда сойдешься с братиями, слова твои да будут безыскусственны (2, 78).
96. С отроком и юношей не заводи речи, тем более не своди дружбы и в сожительство таких не принимай, чтобы не дать места диаволу (1, 4).
97. С отроком совсем не говори, ибо иначе он будет тебе в преткновение (1, 16).
98. Не бери за руку подле тебя стоящего брата и не касайся ланит его, старше ли он или моложе тебя (3, 22).
99. Всеми силами удаляйся от людей, чуждых разума и совета (2, 64).
100. Если любишь покойную жизнь, не входи в круг тех, у коих вся забота о суетностях, и если случайно попадешь в среду их, будь таков, как бы тебя там не было (2, 71).
Собеседование и вообще употребление языка
101. Не возвышай (не издавай) голоса (все время молчи в келлии), разве только для молитв, уставом положенных (1, 44; 2, 35).
102. Бегай брани языка (обуздывай язык).
103. Не многословь, чтобы не удалился от тебя Дух Божий (2, 23).
104. Преславное дело – хранить молчание, подражая Господу, Который хранил молчание, несмотря на сан Ирода (2, 57).
105. Когда сойдешься вместе с подобными тебе верными, избирай лучше слушать и уразумевать, что говорено будет другими, с готовностью исполнять спасительное. Это будет гораздо лучше, чем говорить самому (2, 54).
106. Когда придешь к кому, да будет страх Божий в сердце твоем, и уста свои храни, чтобы в мире возвратиться в келлию свою (2, 36).
107. Муж мудрый хорошо знает, как себя держать, потому не спешит говорить, но взвешивает, где надо говорить и где слушать; напротив, муж ненаказанный не хранит этого в тайне держимого управления и обуздания языка (2, 67).
108. Когда сидишь среди братий, не слишком много говори; и если будешь о чем спрашивать их, скажи то кратко, со смирением (2, 39).
109. Слова твои да будут со сладостью и в назидание. Помни, что от слов – и слава, и унижение (2, 32).
110. Не говори с раздражением, но да будут слова твои с мудростью и разумом, равно как и молчание твое. Подражай премудрым отцам нашим, которых слова всегда были полны мудрости и разума, равно как и молчание их (2, 27).
111. Язык твой всегда да следует разуму, потому что слова, чуждые разуму, суть колючие остны10 и иглы (2, 61).
112. Бегай лжи, иначе она отгонит от тебя страх Божий (3, 22).
113. Уста твои должны говорить всегда одну истину (2, 51).
114. Предметом бесед твоих да будут благодеяния Всевышнего Бога – этим ты сделаешь себя достойным получить от Него еще большие блага (2, 57).
115. Не спрашивай о делах злых, но дальше от них держи внимание свое (2, 31).
116. Не заводи пустых речей и тем, которые заводят их, не подставляй уха, чтобы не зачерпнула им зла душа твоя (2, 56).
117. Ненавидь праздную речь о всем, что есть от мира сего (2, 14).
118. Как можно, воздерживайся от шуток и забавных речей (2, 65).
119. Не кричи и не говори громко и скоро, ибо написано: кто умножает слова, тот не безопасен от греха (см. Еккл 10, 14) (2, 46).
120. Не будь упрям и не настаивай на своем слове, чтобы не вошло в тебя зло (злость, серчание) (1, 62).
121. Не божись совсем – ни в несомненном, ни тем паче в сомнительном деле (1, 27).
На случай отлучек
122. Если необходимость заставит идти в город – не ходи один (1, 17).
123. Когда идешь за водою или путешествие совершаешь, читай (псалмы и на память) и размышляй (1, 33).
124. Когда совершаешь путешествие с братией, отдаляйся от них немного, чтобы сохранить молчание (1, 75).
125. Идя дорогой, не обращайся направо и налево, но перечитывай со вниманием псалмы свои и молись Богу умом. Потом, где бы тебе ни пришлось быть, с жителями места того не братайся (1, 76).
126. В толпу людей мирских не вмешивайся; но и фарисею не подражай, который делал все напоказ (1, 9).
127. Женщине не позволяй приблизиться к себе и не потерпи, чтобы она вошла в твое жилище (комнату), потому что вслед за нею идет буря помыслов (1, 10).
128. С женщиной не ешь вместе и с отроком не входи в содружество никогда (3, 18).
129. Когда придется где ночевать, смотри, не покрывайся одной и той же одеждой с другим кем (1, 80).
130. Не ложись на одной рогоже с тем, кто моложе тебя (1, 5).
131. Двое вместе не спите на одной рогоже, разве заставит крайняя нужда, хотя бы то был отец или брат, – и это допускай с великим страхом (3, 19).
132. В гостиницах монастырских не засиживайся (1, 26).
Строй внутренней жизни
Исходное начало жизни – ревность
133. Будь ревностен о стяжании добродетелей, чтобы иначе не привлечь к себе нерадения (2, 15).
134. Бойся охлаждения любви Божественной (2, 11).
135. От добрых дел, к которым приступил ты, не возвращайся вспять (2, 10).
136. Не возвращайся вспять с пути уединения твоего (2, 13).
137. Не оставляй трудов, которые несешь ты ради добродетели, чтобы не сделаться ленивым и нерадивым и не погрешить в последний час, но люби Господа до самого конца – и получишь милость (2, 97).
138. Как развалины вне города служат всем для смрадных нечистот, так душа того, кто лениво и вяло проходит уединенническую жизнь, бывает вместилищем всех страстей и нечистот греховных (1, 69).
Правило жизни – воля Божия в заповедях
139. Если ты предал себя Богу, соблюдай все Его заповеди и что тебе повелевается, делай то тщательно, ничего не опуская; потому что, если думаешь опускать что, то не отпустятся тебе прежние грехи твои; если же твердо положишь исполнять все (до положения живота), то будь уверен, что прежние грехи твои уже прощены (3, 17).
140. Мысли твои постоянно должны быть заняты Божественными заповедями, которые старайся и исполнять всеми силами, не оставляя ни одной, чтобы иначе душа твоя не сделалась вместилищем всех нечистот (3, 63).
141. Если приступаешь к какому делу и не видишь на то воли Божией, ни за что не делай того (2, 58).
Цель – слава Божия
142. Всевозможно старайся о том, чтобы славился (через тебя) Отец твой, Иже на небесех (Мф 5:16) (1, 50).
Памятования – возбудители и поддержатели ревности
а) об опыте и первом жаре
143. Ради тленных вещей не отступай от Бога, но помни, что обещал ты, когда пламенел в тебе жар стремления твоего к угождению Богу (2, 98).
144. Старайся не забывать значения одежды твоей, которой облечен ты был вначале; помни и о слезах покаяния твоего, которые пролиты были тобою тогда, – и поспешно отскочи от подкрадывающихся тайно помышлений (недобрых), чтобы не быть увлеченным ими и на явные дела (2, 99).
145. Постоянное и искреннее приноси покаяние – и ни на одну минуту не предашься нерадению и лености (3, 46).
б) о примерных ревнителях
146. Не бери пример с того, кто слабее тебя, но с того, кто совершеннее тебя (2, 3).
147. Да будут тебе в образец и пример те, которые возлюбили Господа от всего сердца своего и постоянно прилежат добрым делам; не стыдись просить у них себе уроков жизни, потому что они совершенны в добродетелях (2, 19).
148. Не подражай тем, которые заботятся о прохлаждениях мирских, иначе ни в чем не будешь иметь успеха, но соревнуй тем, которые ради Господа скитались (и скитаются) в горах и пустынях (Евр. 11:38), да придет на тебя сила свыше (2, 20).
в) о благах обетованных
149. Если будешь исполнять все (заповеданное), то получишь наследие, которого око не видало, о котором ухо не слыхало и сердце человеческое не помышляло (1Кор. 2:9) (2, 16).
150. Употреби свет ведения на то, чтобы сподобиться быть в роде праведных, пока есть время (2, 19).
г) о смерти и суде
151. Помни, что юность твоя прошла (силы истощились), а немощи возросли, и близко уже время исхода твоего, когда имеешь ты дать отчет во всех делах своих, и знай, что там ни брат не искупит брата своего, ни отец не избавит сына (2, 75).
152. Всегда поминай об исходе из тела и не выпускай из мысли вечного осуждения; если будешь так поступать, вовеки не согрешишь (2, 81).
153. Думай сам в себе и говори: «Я не пробуду в этом мире больше нынешнего дня», – и никогда не согрешишь пред Богом (1, 66).
154. Всякий день полагай сам в себе, что этот один день остался тебе в мире сем, – и сохранишь себя от грехов (3, 48).
155. Келлию свою преврати в темницу, содержа в мысли, что все уже для тебя кончено и вот-вот ударит час отрешения твоего от мира сего (2, 76).
156. Блюди себя, чтобы не быть отверженну в будущем веке. Горе нерадивым, ибо приблизился конец их и нет им помощника, ни надежды спасения (2, 95).
Производители успеха – благодатная Божия помощь и свои усилия и подвиги
а) помощь свыше, привлекаемая молитвою
157. Господь наш Иисус Христос да подаст нам помощь все делать ко благоугождению Его (1, конец).
158. Прежде всего молитву непрестанную изливай и всегда благодарение воссылай Богу за все, что ни бывает с тобою (1, 1).
159. Напрягайся непрестанно изливать молитвы со слезами, чтобы сжалился над тобою Бог и совлек с тебя ветхого человека (1, 70).
160. Не преставай проливать слезы (молитвенные) – и Бог сжалится над тобою и облегчит все твои болезнования (все, о чем болит душа твоя) (3, 69).
161. Если хочешь угодить Богу, предайся Господу Иисусу Христу, и Он избавит тебя и защитит (2, 72).
б) свои подвиги и усилия вообще
162. Старайся проходить следующие мною тебе предлагаемые подвиги: труд, нищету, странничество, лишения (ничего неимение) и молчание. Они сделают тебя смиренным, а смирение принесет тебе отпущение грехов. Смирение же состоит в том, чтобы человек считал себя грешником и думал, что он ничего доброго не делает пред Богом; чтобы прилежал молчанию и себя вменял ни во что; чтобы не упорствовал ни пред кем, настаивая на своем слове; чтобы отлагал свою волю, лицо опускал долу, смерть имел пред очами, остерегался лжи, пустых не произносил слов, настоятелю не возражал, терпеливо сносил обиды и нудил себя благодушно переносить всякие притрудности и прискорбности. Постарайся, брат, соблюдать сии правила, чтобы не была бесплодной жизнь твоя (1, 17).
163. Отстраним все, что доставляет покой плоти нашей; жизнь эту будем мало ценить, чтобы жить в Боге, Который в день суда потребует от нас, алкали ли мы ради Его, жаждали ли, терпели ли наготу, сокрушались ли, стенали ли из глубины сердца нашего, испытывали ли себя самих, достойны ли мы Бога. Итак, будем прилежать сокрушению и сетованию о грехах, чтобы обрести Бога; презрим плоть, чтобы спасти души наши (3, 14).
164. Избери себе труд, и он, вместе с постом, молитвою и бдениями, избавит тебя от всех скверн, потому что телесный труд приносит чистоту сердца, а чистота сердца делает то, что душа приносит плод (3, 29).
165. Люби милосердие, облекись в веру; не попускай сердцу своему замышлять зло, но понуждай его воздавать добром за зло; взыщи благостыню и мир и ревнуй о всех прекрасных делах (2, 33).
Настроения души, условливающие успех
а) пребывание в Боге со страхом, бодренным вниманием и отвращением от греха и мира
166. Душа твоя да будет с Господом во всякое время, тело же твое пусть будет на земле, как изваяние и истукан (2, 59).
167. Стой всегда пред лицем Господа с правотой (3, 8).
168. Страх Божий всегда должен быть пред очами нашими; также память о смерти и неприязненное отвращение к миру и всему мирскому (2, 13).
169. Умирай каждый день, чтобы жить: ибо кто боится Бога, тот будет жить вовеки (2, 96).
170. Бодрствуй непрестанно, чтобы не впасть в леность и нерадение (2, 95).
171. Возненавидь все мирское и отдали его от себя, иначе оно само отдалит тебя от Бога (3, 70).
172. Ненавидь все, в чем есть вред для души твоей (2, 6).
б) терпение
173. Что бы ты ни делал, делай то с терпением, и Бог поможет тебе во всех делах твоих и во всем, что ни случится с тобою (2, 21).
174. Смотри, не малодушествуй (3, 71).
175. Будь благодушен во всем, что ни делаешь по воле Божией (2, 21).
176. Не скучай из-за помыслов, которые нападают на тебя в келлии, зная, что Господь никакого труда твоего (ради Него) не предаст забвению: это послужит тебе к преуспеянию, и благодать Божия поможет тебе (2, 18).
177. Мужество есть не что иное, как твердость в истине и сопротивление врагам: когда не уступишь им, они отступят и совсем не покажутся более (2, 85).
в) сокрушение и плач
178. День и ночь болей о грехах своих (1, 36).
179. Возжги светильник твой елеем слез (1, 38).
180. Непрестанно плачь о грехах своих, как бы ты имел мертвеца в келлии своей (1, 49)11.
181. Лицо твое всегда должно быть печально, чтобы вселился в тебя страх Божий (1, 74).
182. Не считай себя чем-либо, но предавайся плачу о грехах своих (3, 30).
г) смирение
183. Возлюби смирение, и оно покроет все грехи твои (1, 61; 3, 36).
184. Будь смирен во все дни жизни твоей и прилежи всему прекрасному (2, 30).
185. Того, кто слабее тебя в добродетелях, считай равным себе; равного же себе в добродетелях почитай гораздо превосходящим тебя в совершенстве (2, 17).
186. Не завидуй тому, кто идет вверх, но лучше всех людей считай высшими себя, чтобы с тобой был Сам Бог (2, 9).
187. Не ходи с гордыми, но ходи со смиренными (это о подражании и содружестве) (2, 25).
188. Будь во всем смирен – в осанке, в одежде, в сидении, в стоянии, в походке, в постели, в келлии и во всех принадлежностях ее (2, 77).
189. Если станут хвалить тебя за дела твои, не радуйся тому и не услаждайся тем – утаивай их, сколько можешь; не позволяй себе кому-либо говорить о них и всячески постарайся достигнуть того, чтобы люди не хвалили тебя (2, 79).
190. Бойся сделаться известным по какому- либо из дел твоих (2, 5).
191. Если кто укорит тебя безвинно в каком грехе, смири себя – и получишь венец (2, 43).
192. Приучи язык свой говорить: «Прости мне», – и придет к тебе смирение (1, 64).
193. Навыкни, чтобы язык твой во всех случаях, во всякое время и всякому брату говорил: «Прости мне». Ибо если будешь всегда говорить: «Прости мне», – то скоро достигнешь смирения (3, 42).
194. Будь готов при всяком слове (обличительном), которое слышишь, говорить: «Прости меня», потому что такое смирение расстраивает все козни врага (1, 72).
195. Знай, что смирение есть не иное что, как чтобы всех людей почитать лучшими себя. Твердо содержи в уме своем, что ты виновен во многих грехах, – голову свою держи поникшую долу, а язык твой пусть будет готов сказать тому, кто нанесет тебе обиду: «Прости мне, владыко мой!» Постоянным же предметом помышления твоего да будет смерть (3, 49).
196. Люби труды, всем себя подчиняй, уста свои держи заключенными – и достигнешь смирения; смирение же привлечет отпущение всех грехов твоих (3, 72).
197. Прежде всего не считай себя чем-либо – и это породит в тебе смирение; смирение же породит науку (опытность и здравомыслие); наука же родит веру; вера же родит упование; упование же родит любовь; любовь же родит повиновение, а повиновение родит неизменное постоянство (твердость в добре) (2, 1).
Подвиги борьбы с грехом
а) прежде всего с помыслами
198. Далеко гони от себя злые помышления, предаваясь Богу, – и Он покроет тебя десницею Своею (3, 33).
199. Не всякому помыслу своему следуй (3, 7).
200. Помыслов и пожеланий своих не исполняй (3, 51).
201. Смотри, не попускай уму твоему увлекаться памятью прежних грехов, чтобы они не возобновились в тебе (1, 60).
202. Не обращай в уме своем грехов, некогда совершенных тобою, чтобы они опять не возобновлялись. Будь уверен, что они прощены тебе в то время, как ты предал себя Богу и покаянию, и нимало в том не сомневайся (3, 40).
203. Об удовольствиях и утехах, которым предавался ты во время нерадения своего, не воспоминай и речей о том не заводи, говоря: «Я то сделал или это нарушил», ибо это может послужить тебе в преткновение (3, 44).
204. О страстях, которым работал ты в мире, совсем не поминай, чтобы опять не возбудить похотения их и это не послужило бы тебе в соблазн (3, 46). б)
б) с разными пожеланиями порочными
205. Апостол Иоанн в трех вещах совмещает все человеческие похоти, говоря: все, еже в мире, есть похоть плоти, похоть очес и гордость житейская (1Ин. 2:16).
Похоть плоти есть насыщение чрева множеством разных яств, за которыми следует нечистота блудная. Похоть очес имеет предметом своим вещественные блага, при обладании коими око или возносится, или влагает в сердце нечистые виды. Гордость есть мирская любовь к шумной славе (высокое о себе мнение, самовосхваление и жажда хвалы от других), которая заседает в умах наших по причине суетных и преходящих внешних достоинств каких-нибудь (2, 89).
206. Бегай любоимания и непослушания, наипаче же многоядения, чтобы не опутаться тебе сетьми похотей своих, ибо они изгоняют страх Божий из сердца и стыд с лица, предают любителя своего низким и срамным делам и отчуждают от Бога (3, 58).
207. Совлекись гневливости и облекись в кротость, отбрось око развращенное и возьми себе око простое (детское, чистое) (2, 2).
208. Будь далек от гнева и от похоти береги себя, равно как и от всяких греховных пожеланий (2, 88).
в) в частности – со сластолюбием
209. Человек сластолюбивый (только приятного ищущий) ни на какое дело не годится (2, 74).
210. Не будь сластолюбив, ибо сластолюбивых Бог не слушает (2, 74).
211. Тело и утехи его имей в ненависти, потому что они исполнены зла (3, 52).
212. Тело свое так изможди, чтобы оно было похоже на тело, лежащее на одре болезни (3, 62).
г) с гневом и порождениями его
213. Если нападет на тебя гнев, поспешно гони его подальше от себя – и будешь радоваться во все дни жизни твоей (2, 84).
214. Отнюдь ни на кого не сердись и всем прощай (3, 31).
215. Если кто неправедно укорит тебя, – не разгорячайся (3, 53).
216. Будь мудр и уста тех, кто худо говорят о тебе, заграждай молчанием (2, 86).
217. Не дивись, если кто-нибудь говорит о тебе худо, потому что это одна из хитростей злейших врагов наших, которой они полагают человеку препоны узнать истину (2, 87).
218. Не будь скор на гнев и не держи зла на того, кто подвиг тебя на гнев (3, 55).
219. Если получишь оскорбление, не имей неприязни к тому, кто нанес тебе его, но скажи: я достоин того, чтобы все братия презирали меня (2, 40).
220. Не ропщи и никому не причиняй оскорбления (2, 8).
221. Не воздавай злом за зло, ни оскорблением за оскорбление, ибо этим смиряет тебя Сам Господь, видя, что ты не смиряешься сам собой (2, 45).
222. И младшие и старшие пусть молятся, да не попущено им будет подпасть тиранству гнева (2, 84).
223. Кто подставляет другую ланиту ударившему его в одну, тот обрадован в поношении своем. Господь наш Иисус Христос никогда не оставит его, ибо Он Благ и помогает душам, которые терпят ради Него и ищут Его, подавая им силу и крепость, пока они не утвердятся в покое (от страстей). Итак, радуйся, когда встречаются скорби и смущения, ибо за ними следуют сладкие плоды (2, 93).
224. Не бойся поношения от людей (2, 4).
д) с другими порочными движениями сердца, подрывающими успех: осуждением
225. Если увидишь, что какой-нибудь брат согрешил, не презирай его, не отвращайся от него и не осуждай его, ибо иначе сам впадешь в руки врагов твоих (1, 59).
226. Не делай никому зла и никого не осуждай (2, 24).
227. Уха своего не подставляй, чтобы услышать худое (о других), но будь снисходительно жалостлив к людям – и жив будешь (2, 44).
228. Не осуждай никого, ибо в этом твое падение (2, 80).
229. Не укоряй брата своего, хотя бы ты видел его нарушителем всех заповедей, иначе и сам впадешь в руки врагов своих (3, 39).
230. Не осуждай никого из смертных, чтобы Бог не возгнушался молитвами твоими (3, 64).
231. Никому не выставляй на вид каких-либо его недостатков ни по какой причине (1, 23).
232. Никому не ставь в укор его немощей (1, 47).
е) тщеславием и самомнением
233. Когда творишь милостыню, не выставляй того на вид (1, 34).
234. Если предаешься подвигам духовным, не хвались тем (1, 39).
235. О добром деле, которое ты намерен сделать, не говори никому наперед, но сделай его (1, 48).
236. Когда свершишь какие дела добродетели – не высокомудрствуй и не говори в себе: «Я то и то сделал», – потому что, если будешь так поступать, мудр не будешь (2, 65).
237. Не будь славолюбив и в сердце своем не держи самовосхваления, говоря: «Я и то и то сделал, в том и том преуспел». Такие помыслы дышат тщеславием, и кто ими набит, тот стал жилищем нечистых духов (3, 59).
ж) человекоугодием и лицемерием
238. Не оставляй воли Божией, чтобы исполнить волю людей (2, 7).
239. Божией заповеди не нарушай из уважения к дружбе человеческой (3, 24).
240. Не будь лицемером или притворщиком, тем более – лжецом (2, 26).
241. Не пред людьми только будь праведен, но сам в себе будь мудр, кроток, благодушен, терпелив, ревностен, человеколюбив (2, 28).
з) гордостью
242. Не возносись делами своими, каковы бы они ни были (1, 73).
243. Не возносись в гордости и не хвались (2, 46).
244. Гордость далеко отгони от себя, ближнего же твоего и всех людей почитай лучшими себя (3, 53).
245. Нет больше нечестия, как причинить кому-либо скорбь и возноситься над другими (2, 60).
246. Не считай себя мудрым, иначе гордостью вознесется душа твоя и ты впадешь в руки врагов своих (1, 63).
247. Не считай себя всезнающим и мудрым (то есть не говори: сам знаю, сам умею делать); иначе пропадет труд твой и корабль твой напрасно бежал доселе (3, 41).
Заключение
248. Кто не будет исполнять всего прописанного, тот подвигнет Бога на гнев. Я, Антоний, истину тебе говорю. Итак, преклони ухо твое к словесам моим и сокрой их в сердце своем – и знай, что этими заповедями я предаю тебя Творцу. Если ты сохранишь их – будешь радоваться со всеми Ангелами, а всех злых духов поразишь скорбью. Ходи же в сих заповедях – и Бог будет с тобою, и Ангелы Его будут сшествовать тебе; душа же твоя исполнится благоуханием святых, и светом блаженных воссияет лицо твое, и станешь ты святилищем Богу, как и все святые; и встретишь наконец Господа с весельем и радостью, и услышишь глас оный, говорящий: добре, рабе благий и верный: о мале был еси верен, над многими тя поставлю: вниди в радость господа твоего (Мф. 25:21) (3, 77).
249. Не отступай ни от одного из сих наставлений – и Господь наш Иисус Христос даст тебе покой и совершит в мире дело, к какому приступил ты. Совершенные отцы наши и те, которые подражали им, от исполнения их стали совершенными (2, 22).
250. Если к сказанному захочешь прибавить какое-нибудь из добрых дел, прибавь; и непрестанное воссылай благодарение Господу нашему Иисусу Христу (3, 22).
251. Каждую ночь слезами своими обливай ложе свое, и смачивай постель твою, и смиряй себя пред Христом Господом, – да изгладит Он грехи твои и тебя опять обновит, да подаст тебе помощь к совершению дел благих и дарует в наследие Царство Свое вечное. Ему буди хвала, честь, слава и поклонение, со Всеблагим Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков.
Аминь (2, 100).
Комментарий
Перевод и примечания (кроме специально оговоренных случаев) выполнены святителем Феофаном Затворником. Публикуется по: Добротолюбие. Т. 1. С. 80–101. В т. 40 «Patrologiae graecae» Migne на с. 1065 помещены Praecepta Antonii в 80-ти пунктах. За ними стоят его же: «Spiritualia documenta rugulis adjuncta» и «Admonitiones et documenta varia» – то и другое, очевидно, как дополнение к предыдущему правилу. Так как все изречения, содержащиеся под этими заглавиями, одного рода и по содержанию, и по образу речи, то они сведены здесь воедино и размещаются под особыми рубриками, следуя естественному ходу отшельнической жизни, под заглавием «Устав отшельнической жизни». В конце каждого правила указывается, где найти его в подлиннике. Первые цифры означают: 1 – правило в 80-ти пунктах; 2 – первое прибавление (spiritualia documenta); 3 – второе прибавление (admonitiones). Цифры вторые указывают пункты каждого собрания правил. Эти вторые в подлиннике есть только в первой статье 80-ти правил; нумерация пунктов для двух прибавлений делается по своему счету, что и всякий может сделать, ибо все изречения идут особыми пунктами. Их в первом прибавлении 100, а во втором 73. Конец на с. 1082.
* * *
Цифры в скобках указывают, где найти данное правило в подлиннике. Подробнее см. с. 677.
У древних часы дня считались от восхождения солнца, часы ночи – от захождения. В странах, лежащих близ тропиков, где приращение и уменьшение дня или ночи во все продолжение года невелико, счисление часов не могло чувствительно изменяться от времен года. (Здесь и далее, кроме специально оговоренных случаев, примечания взяты из изданий, по которым приводится русский текст. См. комментарии.)
Дотоле – работа под навесом или в сенях, которые назывались иногда внешней келлией.
В монастыре Святого Саввы за час до утрени дают колокол, и все по келлиям кладут положенные поклоны: 1500 поясных и 150 земных с молитвою Иисусовою.
Когда кто-нибудь собирал всех отшельников и угощал их при церкви.
Это не в келлии, а на общих трапезах. Вино обычно виноградное, домашнего изделия, небольшой крепости.
Этим внушается жить так, как обязывает одежда.
Уединенники жили рассеянно по пустыне. Посреди пространства, келлиями их занимаемого, была церковь, куда собирались на общую молитву. Церковь поверялась избранному, одному или нескольким. Макарий Великий однажды, воротившись в Скит после посещения святого Антония, сказал братиям на вопрос их о том, что им заповедует великий авва: нехорошо, говорит, что у нас нет приношения, то есть литургии. Тогда поспешили устроить церковь. Это образец того, как устраивал жизнь уединенников святой Антоний.
Уединенники жили каждый особо от других, но все их раздробленное селение было нечто единое и имело одного главу, как, например, оба Макария (Великий и Александрийский), Аммон (Нитрийский) – соответственно, в Скиту, Келлиях и в Нитрии. Гора Нитрия располагается к югу от Александрии, за Мареотийским озером. Основание пустынножительства в Нитрийской пустыне было положено преподобным Аммоном, который еще по благословению и указанию Антония Великого устроил иноческое житие с более строгим уставом в Келлиях. Отсюда иноки, желающие пребывать в полном уединении и безмолвии, уходили в пустыню Скит, отстоящую от Нитрии на расстояние 24 часов пути. Среди таких подвижников были: устроитель скитского подвижничества Макарий Великий, а также Макарий Александрийский, авва Памво, авва Серапион и другие (подробнее см. раздел «Приложения»). – Прим. ред.
Остен – жало, острие, гвоздь. – Прим. ред.
У другого: «как плачет тот, у кого в доме есть мертвец».