Библиотеке требуются волонтёры
Азбука веры Православная библиотека преподобный Макарий Великий, Египетский

преподобный Макарий Великий, Египетский

(~300–391)

Авва Макарий Великий. Отечник свт. Игнатий (Брянчанинов)

Град Пустыня Д.Д. Читти 0

Житие преподобного отца нашего Макария Египетского свт. Димитрий Ростовский

Мистическое оправдание аскетизма в творениях преподобного Макария Египетского муч. Иоанн Попов

Несколько данных для характеристики нравственного мировоззрения преп. Макария Египетского А.А. Бронзов 0

Преподобный Макарий Великий (Египетский) И.М. Концевич 0

Преподобный Макарий Египетский еп. Арсений (Жадановский)

Преподобный Макарий Египетский мученик Иоанн Попов

Преподобный Макарий Египетский (его жизнь, творения и богословие) проф. А.И. Сидоров («Святоотеческое наследие и церковные древности»)

Проблема личности и познания по учению святого Макария Египетского прп. Иустин (Попович)

Прп. Макарий Египетский, его жизнь, творения и нравственное мировоззрение А.А. Бронзов 0

Христианство по учению преподобного Макария Египетского прп. Иустин (Попович) 0

Собрание рукописей типа I

Собрание рукописей типа II

Собрание рукописей типа III

Сборники, извлечения

Симфонии или указатели

Древние сказания и жития прп. Макария Великого

преподобный Макарий Великий, Египетский
преподобный Макарий Великий, Египетский

Христианский подвижник, пресвитер.

Биография

День памяти: 19 января (1 февраля)


Преподобный Макарий родился около 300 г. в селении Джиджбер (ныне Шабшир) на юго-западе Дельты. По про­ис­хо­ж­де­нию копт. В детстве и юности пас стада, добывал и продавал селитру. Затем стал вести уединенную жизнь поблизости от другой деревни. Согласно прп. Иоанну Кассиану, Макарий «не учился аристотелевскому хитрословию». В 30 лет удалился в Скитскую пустыню. Начав иноческий путь в молодом возрасте, святой бы­ст­ро дос­тиг вы­сот духов­ной жиз­ни, по­лу­чив по­чёт­ное про­зви­ще «от­ро­ко-ста­рец». Cтал основате­лем в египетской Нит­рий­ской пус­ты­не мо­на­ше­ско­го по­се­ле­ния, отли­чав­ше­го­ся су­ро­вой стро­го­стью жи­тия сво­их на­сель­ни­ков. Спустя 12 лет около него собралось достаточное количество последователей. К 356 г. поселение еще больше увеличилось. Согласно прп. Иоанну Кассиану, посетившему Скит уже после кончины Макария, там было 4 общины, причем каждая имела своего священника и свою церковь.

Апофтегмы упоминают о 2 посещениях Макарием прп. Антония Великого (в 330-340). Возможно, по совету прп. Антония он принял священство в возрасте 40 лет.  Во время арианских гонений в 374 г. был сослан императором Валентом и епископом Александрии Лукием на несколько месяцев на остров Дельты вместе с прп. Макарием Александрийским и др. монахами. В 388 г. прп. Макарий в последний раз посетил Нитрию. В 391 г. святой преставился в возрасте 90 лет.

Ни современники прп. Макария, ни последующие восточные авторы вплоть до Средневековья, не сообщают ничего о существовании его сочинений. Единственный из древних авторов, который упоминает о письменном труде преподобного, это западный богослов Геннадий Марсельский (посл. треть V века). Геннадий утверждает, что Макарий написал «только одно (unam tantum) послание», известное как «Послание к чадам».

Сочинение «Духовные беседы» начинает широко использоваться на Востоке только после победы исихастов, в кругу которых они пользовались величайшим авторитетом (например, свт. Григорий Палама в XIV веке прямо цитирует их, как творение прп. Макария Великого). Переводы этих бесед были хорошо известны на Руси. Их фрагменты были включены свт. Феофаном Затворником в русский перевод Добротолюбия.

С име­нем прп. Макария Великого в ру­ко­пис­ной тра­ди­ции свя­зы­ва­ет­ся боль­шое чис­ло со­чи­не­ний, по­лу­чив­ших название «Ма­ка­ри­ев­ско­го кор­пу­са». Ряд кри­ти­че­ски на­стро­ен­ных ис­сле­до­ва­те­лей под­вер­га­ют со­мне­нию атрибуцию кор­пу­са Макарию Великому. До XX века «Ма­ка­ри­ев­ский кор­пус» вклю­чал 50 «Ду­хов­ных бе­сед» (впо­след­ст­вии по­лу­чив­ших обо­зна­че­ние «Соб­ра­ние ти­па II»). В XX веке най­де­ны ещё 7 «Бе­сед», 64 «Слов и Посланий» («Со­б­ра­ние ти­па I») и 28 «Но­вых го­ми­лий» («Со­б­ра­ние ти­па III»). Име­ет­ся так­же «Со­б­ра­ние ти­па IV» (не издано), вклю­чаю­щее 26 «Слов», кото­рые прак­ти­че­ски сов­па­да­ют с со­чи­не­ния­ми из «Со­б­ра­ния ти­па I». Особое ме­сто сре­ди со­чи­не­ний за­ни­ма­ет «По­сла­ние к ча­дам», имею­щее стили­стические и лек­сические осо­бен­но­сти.

Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли (пре­им. про­тес­тант­ско­го тол­ка) пы­та­лись связать бо­го­сло­вие «Ма­ка­ри­ев­ско­го кор­пу­са» с  ере­сью мессалиан (ев­хи­тов), от­ри­цав­ших со­те­рио­ло­гическую зна­чи­мость цер­ков­ных та­инств, од­на­ко убеди­тель­ных ар­гу­мен­тов в поль­зу этой ги­по­те­зы вы­дви­ну­то не бы­ло.


Тропарь преподобному Макарию Великому, глас 1

Пустынный житель, и во плоти Ангел, / и чудотворец явился еси, богоносе отче наш Макарие, / постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим, / исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти. / Слава Давшему тебе крепость, / слава Венчавшему тя, // слава Действующему тобою всем исцеления.

Кондак преподобному Макарию Великому, глас 1

Блаженную жизнь скончав в житии с мученическими лики, / в земли кротких достойно водворяешися, богоносне Макарие, / и пустыню, якоже град, населив, благодать приял еси от Бога чудес, // темже тя почитаем.

Молитва преподобному Макарию Великому

О, священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Макарие, не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих. Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя. Поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися. Не мним бо тя суща мертва, аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши. Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый. Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у Престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится. Ведуще убо тя воистину и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О, преподобне отче Макарие! Молим тя мы, недостойные, испроси предстательством твоим у Всемилостиваго Бога нашего нам здравие душевное и телесное, тихое и богоугодное житие и добрый ответ на Страшнем Суде Христове. Угаси молитвами твоими разжжены стрелы диавольския, да не прекоснется нам злоба греховная, да благочестно скончавше временное житие, сподобимся наследовати Царствие Небесное и купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.