Азбука веры Православная библиотека мученик Аристид, философ Афинский

мученик Аристид, философ Афинский

Апологетические труды

Слова

мученик Аристид, философ Афинский
мученик Аристид, философ Афинский (I–II в.)

Один из первых христианских апологетов.

Биография


О жизни и личности этого апологета известно очень мало. Блаженный Иероним называет его «одним из самых красноречивых афинских философов» («О знаменитых мужах», 20), Евсевий – «твердым последователем нашей веры» («Церковная история», IV, 3, 3). Евсевий также сообщает, что Аристид подал свою Апологию императору Адриану, а в Хронике уточняет и год – 125. По свидетельству Евсевия, тогда это произведение «сохранялось у многих». Известны мартирологи мученика Аристида.

Евсевий упоминает также и другого Аристида, которого не следует путать с афинским апологетом. К нему Юлий Африкан (ок.160 – 237) обратил письмо о согласовании евангельских родословий Христа («Церковная история», I, 7; VI, 31).

Апология Аристида долгое время считалась утерянной. Однако в 1878 г. в рукописи X в. был обнаружен отрывок на армянском языке из этого произведения. Вслед за этим в 1889 г. Рендел Харрис (J.R. Harris) нашел в монастыре св. Екатерины на Синае сирийский текст полной редакции Апологии Аристида. Наконец Робинсоном (A. Robinson) было сделано открытие, что текст Апологии входит в состав известного произведения VII века «Жития Варлаама и Иоасафа», в качестве речи пустынника Нахора царю Авениру.

Найденные тексты позволили высказать новые суждения о времени написания Апологии. Сирийский текст имеет два заглавия: первое – «Апология, которую афинский философ Аристид держал пред императором Адрианом о почитании Бога Всемогущего,» и второе – «Императору Титу Адриану Антонину, Августу и Пию, Маркиана Аристида, философа из Афин».

Император Антонин, получивший после своего усыновления императором Адрианом прозвание Тит Элий Адриан, и называвшийся Пием, правил с 138 по 161 г. К этому времени относят написание Апологии Харрис, Барденхевер (O. Bardenhewer), Гарнак (A. Harnack) и И.В. Попов. Дата написания в таком случае может уточняться следующими моментами. Во-первых, в обращении не упоминается Марк Аврелий, ставший соправителем Антонина Пия в 147 г. Во-вторых, хотя мч. Аристид жалуется на клеветы в адрес христиан, он не говорит о гонениях, что указывает на начало правления Антонина. И наконец, Апология Аристида должна быть написана раньше Первой Апологии мч. Иустина, так как менее богословски развита и не испытывает на себе ее влияние.

Армянская рукопись с Апологией содержит также текст гомилии «На воззвание разбойника и на ответ ему Распятого». Принадлежность этой гомилии мч. Аристиду оспаривается ввиду наличия выражений и оборотов, характерных для антинесторианской полемики, а также отсутствия указаний древних писателей на авторство Аристида. С именем Аристида связан также отрывок в несколько строчек из так называемого «Послания Аристида ко всем философам». Эта цитата находится в антинесторианской флорилегии (сборнике цитат из писаний отцов и учителей Церкви), и скорее всего является вольным пересказом мысли из Аристидовой Апологии.