мученик Аристид, философ Афинский

мученик Аристид, философ Афинский

мученик Аристид, философ Афинский (I–II в.)

 

О жизни и личности этого апологета известно очень мало. Блаженный Иероним называет его «одним из самых красноречивых афинских философов» («О знаменитых мужах», 20), Евсевий – «твердым последователем нашей веры» («Церковная история», IV, 3, 3). Евсевий также сообщает, что Аристид подал свою Апологию императору Адриану, а в Хронике уточняет и год – 125. По свидетельству Евсевия, тогда это произведение «сохранялось у многих». Известны мартирологи мученика Аристида.

Евсевий упоминает также и другого Аристида, которого не следует путать с афинским апологетом. К нему Юлий Африкан (ок.160 – 237) обратил письмо о согласовании евангельских родословий Христа («Церковная история», I, 7; VI, 31).

Апология Аристида долгое время считалась утерянной. Однако в 1878 г. в рукописи X в. был обнаружен отрывок на армянском языке из этого произведения. Вслед за этим в 1889 г. Рендел Харрис (J.R. Harris) нашел в монастыре св. Екатерины на Синае сирийский текст полной редакции Апологии Аристида. Наконец Робинсоном (A. Robinson) было сделано открытие, что текст Апологии входит в состав известного произведения VII века «Жития Варлаама и Иоасафа», в качестве речи пустынника Нахора царю Авениру.

Найденные тексты позволили высказать новые суждения о времени написания Апологии. Сирийский текст имеет два заглавия: первое – «Апология, которую афинский философ Аристид держал пред императором Адрианом о почитании Бога Всемогущего,» и второе – «Императору Титу Адриану Антонину, Августу и Пию, Маркиана Аристида, философа из Афин».

Император Антонин, получивший после своего усыновления императором Адрианом прозвание Тит Элий Адриан, и называвшийся Пием, правил с 138 по 161 г. К этому времени относят написание Апологии Харрис, Барденхевер (O. Bardenhewer), Гарнак (A. Harnack) и И.В. Попов. Дата написания в таком случае может уточняться следующими моментами. Во-первых, в обращении не упоминается Марк Аврелий, ставший соправителем Антонина Пия в 147 г. Во-вторых, хотя мч. Аристид жалуется на клеветы в адрес христиан, он не говорит о гонения, что указывает на начало правления Антонина. И наконец, Апология Аристида должна быть написана раньше Первой Апологии мч. Иустина, так как менее богословски развита и не испытывает на себе ее влияние.

Армянская рукопись с Апологией содержит также текст гомилии «На воззвание разбойника и на ответ ему Распятого». Принадлежность этой гомилии мч. Аристиду оспаривается ввиду наличия выражений и оборотов, характерных для антинесторианской полемики, а также отсутствия указаний древних писателей на авторство Аристида. С именем Аристида связан также отрывок в несколько строчек из так называемого «Послания Аристида ко всем философам». Эта цитата находится в антинесторианской флорилегии (сборнике цитат из писаний отцов и учителей Церкви), и скорее всего является вольным пересказом мысли из Аристидовой Апологии.