архиепископ Арсений (Брянцев)

LV. Речь при пострижении в монашество студента С.– Петербургской духовной академии 1-го курса Алексея Турбина 75

О значении пострига в иночество

Приветствую тебя, возлюбленный брат-инок Сергий, с принятием монашеского звания! Но сегодняшнее пострижение тебя в монашество не произвело перемены во внешнем виде твоём. Уже несколько лет ты носишь монашеское одеяние; ты свыкся с ним. И лица, видевшие тебя раннее нынешнего дня, увидевши тебя после настоящего пострижения, не найдут в тебе перемены. Что же ныне совершилось с тобой?... Может быть, в тебе совершилась внутренняя перемена вместе с совершившимся над тобой обрядом пострижения – перемена состояния души, перемена мыслей, чувств и образа жизни? Не думаю, чтобы и это произошло в тебе, потому что ты уже несколько лет ведёшь иноческий образ жизни, питаешься духовной и материальной монашеской пищей, давно определился твой взгляд на монашескую жизнь, давно ты полюбил её и по ней направил свою жизнь. Какое же значение имеет для тебя совершённое сейчас над тобой пострижение в монашество? Большое, возлюбленный брат!...

До сего времени ты только приготовлялся к монашеской жизни: ты хотя носил монашеское одеяние, хотя вёл монашеский образ жизни, но ещё носил мирское имя, не давал монашеских обетов и не принимал присяги перед св. крестом и Евангелием. До сего времени, следовательно, не согрешая, ты мог бы возвратиться к мирской жизни и переменить монашескую одежду на одежду мирянина. Теперь же ты этого не можешь сделать: ту жизнь, которую ты давно уже избрал, ныне ты принял торжественно, дал обеты перед св. крестами и Евангелием, перед Господом Богом, невидимо здесь присутствующим, до конца жизни своей быть верным твоему новому званию. Тебе дано новое имя. Это значит, что как будто в лице твоём не стало прежнего мирского человека с мирскими задачами и целями, а с пострижением твоим в монашество в лице твоём родился новый человек, с целями и задачами, исключительно, служить Богу и Его святой церкви, на спасение души своей и ближнего. Самое монашеское одеяние ныне тебе преподано властью церкви, как бы от руки самого Бога и указанием каждой одежде на образ новой твоей жизни. Вот какое значение имеет для тебя нынешнее пострижение в монашество!...

А так как, возлюбленный брат, ты говорил мне, что ты от юности, и даже с отрочества полюбил монашескую жизнь и возжелал принять её, то от всей души приветствую тебя с исполнением давнего святого твоего желания, радуюсь, что Господь привёл мне исполнить оное. До поможет тебе Господь Бог де конца жизни твоей проходить иноческое звание соответственно данным тобой ныне обетам, как требует того св. церковь, на пользу религиозно-нравственную тех лиц, среди которых тебе придётся жить и служить, и на спасение собственной души. Но, при этом, позволь, возлюбленный брат, высказать тебе ещё несколько благожеланий и обратить твоё внимание на некоторые обстоятельства, имеющие близкое отношение к тебе и важное значение для тебя.

Ты пришёл к нам из св. обители, известной строгими правилами монашеской жизни, богатой иноками, исполненными благочестия и подвижничества, имеющей мудрых и опытных старцев. На такие обители, как Оптина Введенская пустынь, из которой ты пришёл к нам, православная Русь смотрит, как на святые места, как на вместилища благочестия и подвижничества, заключающие в себе молитвенников земли русской. На лиц, приходящих из таких обителей, мы привыкли смотреть с любовью, уважением и надеждой. Будь, возлюбленный, достойным сыном той обители, которая впервые привила тебя, обласкала, согрела евангельской любовью и в продолжение шести лет питала душу твою духовной пищей. Сохрани до конца жизни твоей тот дух и характер, который ты получил в Оптиной пустыни, те правила, которыми определялась там твоя монастырская и келейная жизнь, ту евангельскую простоту, незлобие и благочестие и, вместе с тем, строгость и послушание, какими отличаются подвижники благочестия, что ты видел в Оптиной пустыне. Но этого ещё мало: нам желалось бы, возлюбленный брат, чтобы этот дух ты привнёс в новую для тебя среду, послужил примером для новых твоих товарищей, столь восприимчивых и отзывчивых на всё доброе. В этом отношении мы имеем основание возлагать на тебя надежду, ибо ты вступил в нашу среду и принял монашество не неопытным юношей, а по окончаний курса в одном высшем учебном заведении, в лета мужества и после шестилетнего испытания себя в монашеской жизни; можно быть уверенными, что после такого приготовления, изучив здесь богословские науки, ты примиришь веру со знанием, и благочестие твоё восторжествует над требованиями общественной жизни, часто идущими вразрез с требованиями церкви.

Особенным утешением и назиданием для тебя служит то, что твоё посвящение на служение Богу совершилось сегодня, под праздник Введения в храм Пресв. Богородицы. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы есть главный праздник той обители, в которой ты принимал рясофор и жил долго. Твоё пострижение под этот праздник, как важное событие для тебя в жизни, сугубо сделает его памятным, он будет напоминать тебе о твоём пострижении в монашество в этом храме и о твоей жизни в Введенской Оптиной обители. Далее, ты введён в храм и посвящён на служение Богу, во время прославления и введения во храм Пресв. Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Молись же Ей, нашей всегдашней Помощнице, чтобы Она, до конца жизни твоей, охраняла тебя Своим покровом от всех искушений и соблазнов мира плоти и диавола, и помогла тебе твёрдо и ненарушимо сохранить монашеские обеты. А для этого, со своей стороны, ты должен подражать тем добродетелям, которые возвеличили Пресв. Богородицу превыше всех тварей земных и небесных. Эти добродетели – молитва, чтение слова Божья и труды. В этих занятиях проводила Пр. Богородица всё время, живя при храме Иерусалимском. Если эти занятия будут наполнять всё время твоей монашеской жизни, то у тебя не найдётся места для праздности и скуки, и ты не понуждаешься в сторонних развлечениях, не соответствующих твоему званию.

Ещё несколько слов, возлюбленный: в твоей жизни были и есть особенные обстоятельства, свидетельствующие об особенном попечении Божьем о тебе. Люди, смотрящие на жизнь естественным взглядом, назовут эти обстоятельства случаями. Но для верующего человека не должно быть случая. Случай ли это? По вере и молитвам твоей матери перед препод. Сергием Радонежским чудотворцем, ты был исцелён от болезни во время твоего младенчества, когда ты уже был приговорён к смерти. И Вот ныне ты принял имя этого великого угодника Божия и, таким образом, избрал его своим молитвенником, и своим пострижением в монашество ты посвятил себя на подражание его добродетелям. Не случайно также в годы отрочества своего ты приведён был в один монастырь 76), где тебе понравилась и самая обитель, и монастырское богослужение, и внешний вид монахов. То была первая искра благодати Божьей, возжёгшая в душе твоей расположение к монашеству. Не случайно, далее, назад тому шесть лет мы встретились с тобой в одном древнем крымском монастыре 77), и мне пришлось подкрепить и, быть может, усилить твоё желание принять монашество. Наконец, ещё более не случайно, ибо такие важные дела не бывают случайны, назад тому два месяца, мы встретились с тобой здесь, в стенах Академии, когда я уже забыл про тебя; но когда ты напомнил мне о себе, не справившись с твоими желаниями и целями прибытия твоего сюда, я предложил тебе поступить в академию для изучения высшей богословской науки, чтобы ты, с большей пользой, мог послужить церкви Божией в иноческом звании. Моё предложение как раз совпало с твоим решительным намерением поступить сюда для изучения богословских наук. И вот ты теперь стоишь в сем храме молитвы перед алтарём, только что давший монашеские обеты, и уже около месяца назад принятый в этот храм богословской науки в число студентов. Всё это не особенное ли попечение Божье о тебе, возлюбленный брат? Помни это и благодари Бога. Молись и учись здесь, а в совокупности – тем и другим умудрись на спасение своей собственной души и на пользу церкви Божьей. В надежде на это мы с любовью и приняли тебя в это училище высшего духовного просвещения.

Возмогай о Господе! Господь да благословит тебя!

* * *

75

Произнесена 20 ноября 1886 г. в академической церкви.

76

Площанскую пустынь, Орловской губ.

77

В 1881 году, в бахчисарайском Успенском скиту.


Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912. / Т. 1 : 1873-1887 гг. - 1908. - 254, VI с., 1 л. портр.

Комментарии для сайта Cackle