архиепископ Арсений (Брянцев)

Собрание слов и речей. Том 1

Том 2. Книга 1 * Том 2. Книга 2 * Том 3. Книга 1 * Том 5

Содержание

Предисловие

I. Слово при открытии Таврической духовной семинарии в городе Симферополе II. Речь в день открытия Таврической духовной семинарии III. Слово при погребении Симферопольского кафедрального отца протоиерея М. К. Родионова 28 января 1874 года IV. Слово на Новый Год V. Слово в день трёх святителей VII. Слово в день Рождества Христова VII.Слово на день Трёх Святителей VIII. Слово в день Рождения Благочестивейшего Государя нашего Императора Александра Николаевича – 17 апреля 1876 г. IX. Слово на день св. Благоверного и Равноапостольного князя Владимира – 15 июля, о бедствиях славянских народов под игом турок, и приглашение к пожертвованиям на помощь страждущим X. Слово, произнесённое в Феодосийском Александро-Невском соборе в день годового поминовения директора московского исправительного приюта малолетних В. В. Рукавишникова, 8 Августа 1876 г. XI. Слово на Успение Пресвятой Богородицы XII. Слове в день Святителя Николая Чудотворца XIII. Слово в неделю св. Жён Мироносиц XIV. Слово в день Святителя Николая Чудотворца – 6-е декабря и в день годичного собрания Симферопольского Александро-Невского братства ХV.Слово в день Трёх Святителей XVI. Слово в Великий Пяток над Плащаницей XVII. Слово в день введения в храм Пресвятой Богородицы XVIII. Слово в день годичного общего собрания Симферопольского Александро-Невского братства. 4 ноября 1879 года XIX. Речь по случаю события 5 февраля 1880 г. в зимнем дворце XX. Слове в день восшествия на Всероссийский престол Благочестивейшего Государя нашего Императора Александра Николаевича и в день двадцати пятилетия Его царствования (19-го февраля 1880 года) XXI. Речь пред освящением часовни Симферопольского Александро-Невского братства XXII. Слово в неделю Baий XXIII. Слово в неделю 12-ю по Пятидесятнице XXIV. Слово в день Покрова Пресвятые Богородицы XXV. Слово в день Трёх Святителей XXVI. Слово на Сретение Господне ХХVII. Слово в день погребения в Бозе почившего Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича XXVIII. Слово в день святых апостолов Петра и Павла XXIX. Слово на панихиде во время перенесения тела в Бозе почившего Преосвященного Иосифа, епископа Смоленского и Дорогобужского, из города Ялты в Смоленск XXX. Слово в день годичного собрания Симферопольского Александро-Невского Братства XXXI. Слово при погребении Высoκoпpeоcвященного Гурия, Архиепископа Таврического и Cимφepопольского XXXII. Слово при последнем служении в Трёхсвятительской церкви Таврической духовной семинарии XXXIII. Рeчь при прощании с наставниками и служащими в Таврической семинарии XXXIV. Речь воспитанникам Таврической семинарии при прощании с ними XXXV. Речь при наречении во епископа XXXVI. Речь воспитанникам Императорского училища правоведения на выпускном экзамене XXXVII. Речь сердобольным сёстрам милосердия, по возложении на них св. крестов в церкви вдовьего дома, что в Смольном монастыре XXXVIII. Слово при первом служении в академической церкви при вступлении в должность ректора академии XXXIX. Речь студентам академии при первом представлении их XL. Речь гг. наставникам академии при первом представлении их XLI. Речь при пострижении в монашество студентов С.-Петербургской духовной академии 2-го курса диакона Петра Грузова и 4-го курса Михаила Грибановского XLII. Речь Дворянству С-Петербургской губернии при принятии присяги пред выборами на должности XLIII. Речь дворянству пред присягой, после выборов, при вступлении в должности выборных лиц XLIV. Речь при пострижении в монашество студента С. Петербургской духовной академии 3-го курса Николая Надеждина XLV. Речь при пострижении в монашество студента С.-Петербургской духовной академии 4 курса Якова Мерещякова XLVI. Речь воспитанникам Императорского Александровского лицея на выпускном экзамене XLVII. Речь в день празднования столетия пожалования дворянству грамоты на права, вольности и преимущества Императрицей Екатериной II-ю XLVIII. Речь при пострижении в монашество студента С-Петербургской духовной академии 4-го курса Алексея Храповицкого XLIX. Речь при пострижении в монашество преподавателя С. Петербургской духовной семинарии Николая Налимова L. Речь Архимандриту Николаю (Налимову), ректору Смоленской семинарии, после посвящения его в сан Архимандрита, при вручении жезла LI. Речь при пострижении в монашество студента С.-Петербургской духовной академии 3-го курса Ильи Алексеева LII. Речь на панихиде – при гробе протоиерея Иоанна Никитича Палисадова LIII. Речь пред собеседованием со старообрядцами LIV. Речь пред вторым собеседованием со старообрядцами LV. Речь при пострижении в монашество студента С. Петербургской духовной академии 1-го курса Алексея Турбина LVI Речь при прощании с воспитанницами С. Петербургского Исидоровского Епархиального женского училища LVII. Речь при прощании со студентами С. Петербургской духовной академии  

 
Предисловие

Проповеднические труды Высокопреосвященного Арсения, ныне Архиепископа Харьковского и Ахтырского, не раз печатались в разрозненном виде на страницах разных повременных, преимущественно духовных изданий. Киевские, Симферопольские, Рижские, Казанские епархиальные Ведомости, „Церковные Ведомости», „Вера и Разум», Харьковские Губернские Ведомости». „Южный Край» и мн. др. издания разновременно печатали их. Печатались некоторые из слов и речей Владыки и отдельными изданиями. Известны, например, „Слова и Речи» Архиепископа Арсения, изданные в Симферополе и Риге, в 1881, 1889 и 1894 гг. В первой книге напечатаны были проповеди Архипастыря, когда он был Ректором Таврической Духовной Семинарии. В эту книгу вошли проповеди, говорённые им в Крыму. Вторая книга заключает проповеди, произнесённые частью в Крыму, частью в С. Петербурге, в бытность Его Высокопреосвященства Викариям Петербургской Митрополии и Ректором местной Духовной Академии. Третья книга является сборником проповедей, говорённых Рижской пастве. Эти книги, однако, далеко не обнимают всех проповедей Владыки, произнесённых им за указанные периоды. Что же касается до проповеднических трудов Высокопреосвященного, понесённых им на Казанской и Харьковской кафедрах, то они до сих пор отдельными книгами и совсем не выходили в свет. Приступая к настоящему полному изданию, мы хотели бы восполнить этот пробел в нашей духовной литературе. К этому же побуждают нас и следующие соображения.

Высокопреосвященный Архиепископ Арсений во всех местах своего пастырского и архипастырского служения всегда придавал высокое значения делу проповедничества. Поддержания и развития его в епархиях всегда составляли одну из сторон его архипастырской непрестанной заботливости „По моему мнению, говорил Владыка, священник обязан проповедовать Слово Божье за всеми службами, при совершении треб и кроме богослужения – при всех удобных случаях и общественных собраниях. Может быть, добавляет Архипастырь, что такой взгляд на проповедничество сложился у меня, благодаря долгому служению в западной России и близкому знакомству с лютеранским богослужениям, которое, главным образом состоит в произнесении поучений»,..1 Едва ли, говорить Владыка в другом месте, много нужно говорить о том, что проповедования слова Божья составляет необходимую существенную принадлежность богослужения»...2 Высокопреосвященный требовал также, чтобы духовенство старалось о развитии преимущественно живой проповеди, так как только такая проповедь, по его мнению, жизненна, писанная же не имеет такого действия 3... Предлагал Владыка духовенству и многие другие руководящие принципы проповеднической деятельности. И это Архипастырь делал как в беседах с духовенством во время путешествий по епархии, так и в других благопотребных случаях.. Смеем думать, что выпуская в свет настоящее издания в Харьковской епархии, мы идём навстречу всем, кому дорого слово Владыки и вообще дело благовестника (2Тим. 4:5), кто стремится исполнить пастырский долг надлежащим образом, быть слугой и соработником Самого Иисуса Христа (1Кор. 8:69) В беседах, словах и речах Высокопреосвященного желающие могут находить прекрасные образцы и живое руководство в деле церковного учительства.

Второе побуждения к полному изданию проповеднических трудов высокопреосвященного Архиепископа Арсения – это их общедоступность, общеназидательность и благовременность. Не представляя подробной характеристики проповедей Архиепископа Арсения, как выходящей за границы предисловия, мы считаем не бесполезным, однако, в настоящий раз отметить выдающиеся особенности проповедничества Владыки на основании его слов и речей.

Руководящим принципом проповедей Архипастыря служит не отвлечённое христианское учения, а применения его к степени нравственного и умственного развития пасомых, к душевному настроению слушателей, к нуждам и к текущей жизни епархии и прихода. По общему характеру своему проповеднические произведения Высокопреосвященного могут быть разделены на два отдела. К первому можно отнести слова и речи, произнесённые к лицам преимущественно образованным. В этих словах и речах Архипастырь противопоставляет кичливому современному знанию истины боговдохновенные и стремится освободить своих слушателей от тех ложных мнений. который так распространены в наше время среди многих мнимоучёных людей. Своим сопоставлениям христианских истин с мнимонаучными и ложными мнениями наших современников, Владыка разбивает запутанные софизмы лжеумствования нашего времени, поражает софизмы и обличает современные мнимо научные идеи светом истины Христовой. Указывая на высоту христианского учения, Архипастырь располагает следовать именно истинам христианским. Таковы, напр., его слова и речи, произнесённые при посещении высших учебных заведений. К этому же отделу его слов можно отнести: „Слово в день св. равноапостольного князя Владимира», произнесённое в Дуббельнской Владимирской церкви; «Слово в день святителя Николая Чудотворца», произнесённое в Симферопольском Кафедральном Соборе, «Слово при открытии Таврической духовной семинарии в г. Симферополе» и др.

Другим характером отличаются слова и речи Высокопреосвященного Архиепископа Арсения, когда он имеет в виду слушателей, в большинстве простых верующих. Таких слов и речей – большинство. Владыка побуждает к заботам о духовном просвещении, внушает дорожить временем и употреблять его на дела, достойные истинного христианина, восстаёт против пустых развлечений, раздоров, зависти, клеветы и т. и., увещевает мужественно переносить скорби и испытания, говорит о высоком призвании христианина, нравственном усовершенствовании, о важности доброго воспитания и т. д. Особенно часто Архипастырь говорит о вере и христианской любви, как основах жизни, и указывает высокие образцы этих добродетелей в евангельских и церковных повествованиях

Кроме указанных особенностей, нельзя не отметить ещё некоторые и частный черты проповеднических трудов Владыки. К таким чертам мы, прежде всего, относим глубокий патриотизм Архипастыря. Будучи убеждённым поборником религиозных идеалов нашего отечества, охранителем исторических заветов православных предков наших, Высокопреосвященный Владыка всегда бодро стоит на страже нашей церковности, чуждается обновленческих новшеств и свято блюдёт унаследованную от предков в голубиной чистоте Святую Православную Веру. Таким Архипастырь выступает в проповедях как Симферопольского, Рижского, так и Казанского и Харьковского периодов своего служения. В Риге и Казани Владыке, как известно, 4 особенно много пришлось потрудиться над приобщениям инородцев к коренному русскому населению, – к устранению неблагоприятных условий, поддерживаниях обособленность и отчуждённость инородцев от остального нашего отечества. Харьковский же период святительского служения Владыки совпал с пресловутым „освободительным движениям» в России, взволновавшим многих несбыточествующими мечтами... Во всех этих местах от Святителя требовалось много проповеднического мужества и мудрости, чтобы защищать интересы православной Церкви и православнорусского дела. И мы видим маститого Архипастыря, делающего в этом отношении всё для него возможное, – и путём отдельных распоряжений и указаний, и путём проповедей. Пред нами – целый ряд его патриотических поучений. В них Высокопреосвященный, со свойственной ему искренностью и сердечностью, разъясняет всю гибельность увлечения несбыточными мечтами и, указывая – как на его последствия – на совершающиеся ныне беззакония, призывает всех к любви, миру, повиновению властям, беспредельной преданности Самодержавному Царю и Отечеству.

Другой выдающейся чертой слов и речей Высокопреосвященного Архиепископа Арсения является их задушевность и сердечность. При чтении проповедей Владыки слышится как-бы голос отца, беседующего со своими детьми, временное благополучия и в особенности вечное спасения которых для него всего дороже. Речь идёт здесь прямо от сердца к сердцу и трудно представить себе, чтобы подобное слово не нашло себе самого живого и горячего отклика в слушателях... По крайней мере при живом и одушевлённом проповедовании Владыки оно неоднократно вызывало слёзы умиления и радости среди его слушателей. Полагаем, что силой задушевности и сердечности слова и речи Высокопреосвященного Архиепископа весьма поучительны для читателей особенно в наш холодный и эгоистический век.

Характеристической особенностью слов и речей Владыки является также и то, что во многих из них получают надлежащее освещения некоторые церковно-исторические факты. В слове напр., в день св. благоверного и равноапостольного князя Владимира. Владыка представляет живую характеристику бедствий славянских народов под игом турок. В слове в день полкового праздника Тамбовского пехотного полка. Владыка прославляет мужество и геройский дух этого полка и молится за убиенных его воинов и т. и. На все эти и другие факты Архиепископом устанавливается истинно русская и истинно православная точка зрения.

Полагаем, что уже и указанные особенности проповеднических трудов Высокопреосвященного Архиепископа Арсения характеризуют последние, как прекрасные образцы архипастырского собеседования со пасомыми, и утверждают нас в уверенности относительно благовременности отдельного издания их в свет. Таким характером, назидательностью и доступностью к сердцу слушателей, проповеди Высокопреосвященного отличались всегда. Описывая напр., живой интерес Рижан к проповедям Владыки, архим. Иоаким, повествователь о деятельности Святителя Арсения в Прибалтийском крае, говорит: „богатая сокровищница души Высокопреосвященного Арсения источала обильную духовную пищу алчущим её, и последние оставляли святительскую кафедру вполне насыщенными и удовлетворёнными. За то и любят пасомые своего благостного и отзывчивого Архипастыря, с усердиям окружают его кафедру, охотно внимают его учительному слову... И чувства эти одушевляют не только православных рижан, но и живущих в других городах и весях Прибалтийского края»...5 С не меньшим вниманиям слушались проповеди Владыки и на Казанской святительской кафедре ..6 О внимании Харьковцев к проповедям Высокопреосвященного распространяться нет надобности. Поучения и речи Владыки, общепонятные и трогательные, глубоко патриотичные и назидательные, слушаются харьковцами с явным интересом. Смеем думать, поэтому, что издавая в свет проповеднические труды Архиепископа, мы хотя отчасти удовлетворяем тех, кто готов внимать архипастырским наставлениям и вразумлениям Высокопреосвященного проповедника, кто готов глубже запечатлеть в своём сердце поучительные слова Владыки и руководиться ими в своей жизни.

К настоящему изданию побуждает нас, наконец, и следующее обстоятельство. Высокопреосвященный Архипастырь жертвует издания всех своих проповеднических трудов в пользу открываемого при Харьковской духовной Семинарии Общества вспомоществования недостаточным воспитанникам этой семинарии. Весь доход от настоящего издания, за исключениям стоимости типографских и других расходов, поступает в упомянутое Общество. Удовлетворяя духовную нужду любителей церковного красноречия, служа пособиям при самообразовании в духе православия и патриотизма, настоящее издания может принести, поэтому, при сочувствии епархиального духовенства и всех, кому дорого слово Святителя, и материальную пользу недостаточным питомицам Семинарии. Наше издание будет, таким образом, памятником архипастырской благотворительности бедным воспитанникам Харьковской Семинарии.

Долгом считаем сказать ещё, что мы, с благословения Высокопреосвященного Архиепископа Арсения, выпускаем в свет как те его слова, речи и беседы, которые были уже в своё время напечатаны в разных периодических изданиях, так и те, которые ранее нигде не появлялись в печати. Но всё же все эти слова и речи далеко не исчерпывают проповедничества Владыки. Дело в том, что Высокопреосвященный имеет обыкновения произносить поучения почти за каждым богослужениям. Поучения он всегда говорит без помощи рукописи, изустно. И только после некоторых из его слов и речей записывались слушателями и частью делались достояниям печати... Во всяком случае, мы прилагаем старания к выпуску в свет возможно полного собрания проповеднических трудов Высокопреосвященного Архиепископа Арсения.

Всё издания мы делим на несколько томов. В первый том войдут названные труды Владыки до его вступления на Рижскую святительскую кафедру; во второй том (две книги) войдут Рижские проповеди Архипастыря; третий том (две книги) будет обнимать Казанские проповеди Высокопреосвященного, а последующий том – проповеди Харьковского периода архипастырской деятельности Архиепископа Арсения. Проповеди мы располагаем в порядке хронологическом.

Редакция журнала «Вера и Разум»

* * *

1

Съезд о.о. благочинных Казанской епархии, и отношения к ним Высокопреосвященного Арсения архиепископа Казанского и Свияжского . Ка3. 1899 г., стр. 18 и сл.

2

Три беседы c пастырями Каз. епархии. Каз. 1898 г, стр. 17.

3

См., напр., там же, стр. 17 и сл.

4

См. Историко-статистическое исследования Архим. Иоакима –„Высокопреосв. Арсений, Архиеп. Рижский и Митавский». Рига, 1897 г. JI. Багрецова –"Очерк архипастырской деятельности Высокопреосв. Арсения Архиеп. Харьковск. и Ахт., во время его пятилетнего управления Казанской епархий».. Харьк., 1905 г.


Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), Архиепископа Харьковского и Ахтырского. Том 1. (1873 - 1887 гг.). - 1908

Вам может быть интересно:

1. Собрание слов и речей. Том 3. Книга 1 архиепископ Арсений (Брянцев)

2. Слова, речи и поучения. Часть II епископ Александр (Светлаков)

3. Самовоспитание и его средства архиепископ Алексий (Дородницын)

4. Собрание слов, речей и других статей епископ Гавриил (Голосов)

5. Старец Алфей. Народное предание в стихах архимандрит Пимен (Благово́)

6. Вепрева пустынь: исторический очерк Андрей Александрович Титов

7. Пять слов митрополит Исидор (Никольский)

8. Инструкция приходским священникам Олонецкой епархии в деле борьбы с расколом Константин Никанорович Плотников

9. Слово в день восшествия на престол государя императора Николая Павловича архиепископ Василий (Лужинский)

10. «Да воскреснет Русь Православная!». Пасхальное послание 1940 года митрополит Анастасий (Грибановский)

Комментарии для сайта Cackle