Источник

Псалом 10

На Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица? Яко се грешницы налякоша лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем. Зане, яже Ты совершил еси, они разрушиша, праведник же что сотвори (Пс.10:1–3)?

Венценосный песнопевец Израиля всякое обстоятельство жизни своей, в известном отношении замечательное, всякое событие общественное или частное, всякое приключение, имевшее влияние на судьбу его или народа, им управляемого, обыкновенно обращал в предмет молитвы, прошения, благодарения, хвалы и песнопения Богу, вся в миpе устрояющему по своему благоизволению к благой и премудрой цели мироздания. Книга псалмов, как вы отчасти видели выше, а ещё более увидите в последствии, составляет как бы живой памятник сего благочестивого и достоподражаемого обыкновения мужа по сердцу Божию; от того и называется в еврейском подлиннике книгою хвалений Господу. По сей причине и настоящий псалом, к изъяснению которого приступаем мы ныне, без всякого сомнения должен иметь своё основание в обстоятельствах жизни Псалмопевца; но к какому именно периоду времени и к какому особенно случаю сей, обильной знаменательными событиями, жизни его относится этот псалом, положительно неизвестно и толкователи о сем разногласят. Кто знает, что упование на Бога-защитника твёрдое и непоколебимое, при всех опасностях и злоключениях, постоянно преследовавших пророкоцарственного Давида от ранней юности до поздней старости, было в нём господствующим в продолжении всей его жизни чувством, тот ни мало не удивится, что толкователи затрудняются найти точку времени в сей его жизни, или особенный частный случай, к которому псалом, проповедующий cиe упование, мог бы исключительно относиться: сии случая у Давида были бесчисленны, или, по крайней мере, столь же многочисленны, сколь многочисленны минуты его долголетней жизни. Благочестивый Давид не по временам только уповал на Господа, но всегда и везде, ежедневно и ежеминутно. След., много было случаев и обстоятельств в его жизни, которых не могла и не должна обнять история, и которые потому остались для нас неизвестными, но которые тем не менее необходимо должны были отразиться в его вдохновенных песнопениях. Посему бесполезный труд изыскания случая, по коему написан был псалом сей, предоставив другим, более досужным, нежели мы, обратимся лучше к рассмотрению самого псалма; ибо наша цель состоит не в удовлетворении суетному любопытству, а единственно в пользе и назидании душ, нам вверенных.

Здесь представляет пророк борьбу своего упования на Бога с советами мнимых или истинных друзей своих, быть может, в существе своём добродушными и благонамеренными, но в настоящем случае показавшимися пророку неуместными, отзывающимися малодушием и маловерием, и потому им отвергнутыми. Друзья Давидовы, узнав об опасностях, угрожающих ему со стороны нечестивых, приметно, советовали ему бежать в горы и там укрываться от преследования их. В другое время Давид употреблял cиe средство к своему спасению. Так он, по совету друга своего Ионафана, неоднократно спасался бегством от злобы и мщения Саулова, да и Сам Иисус Христос не пренебрегал сим средством, доколе не приспело время Его вольного страдания, и предписал оное даже апостолам: аще гонят вы во граде, сказал Он им, посылая на проповедь, бегайте в другий, И так, совет друзей Давидовых, убеждавших его спасаться бегством, сам в себе нисколько не предосудителен, и в другое время, при других обстоятельствах был бы, вероятно, беспрекословно им принят, но теперь он решительно отвергает оный и с силою, свойственною мужу праведному. Вы, говорит он своим советникам, убеждаете меня бежать от врагов моих в горы, а разве забыли, что я уповаю на Господа, след., я безопасен; разве не знаете, что враги мои суть грешники, след., бессильны; разве не помните, что Господь на земле и на небе видит и знает все дела, и всегда верный защитник неповинно страждущих, а я невинен, след., не мне, а врагам моим должно страшиться своей погибели; разве, наконец, не верите, что Господь правосуден, и непременно поразит грешников достойною казнию, чего же мне боятся? Вот в кратких словах содержание всего псалма. Но послушаем лучше самого Псалмопевца говорящего.

На Господа уповах, говорить он, како речете души моей: превитай по горам, яко птица (Пс.10:1)?

Пророк сначала изумляется, как могло друзьям его прийти на мысль советовать ему – искать спасения в бегстве, когда он в уповании на Господа имеет безопаснейшее убежище. Я уповаю на Господа, возражает он им, для чего же говорите вы душе моей: лети на гору, как птица. Вы знаете, что упование на Господа всего сильнее – это сила непреодолимая, пристань спокойная, крепость несокрушимая, оружие непобедимое, средство всегда верное избавиться от самых тяжких опасностей и затруднений. Господь мне помощник, как говорит он в другом месте, и не убоюся, что сотворит мне человек. Господь мне помощник, и аз воззрю на враги моя. Благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека. Благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи (Пс.117:6–10).

При Нём и безоружные побеждали вооружённых, и слабые жёны мужей сильных, и отроки, не умеющие владеть opyжиeм, ратоборцев искусных в брани. И не врагов только своих побеждали они, но и самую природу. Для них и стихии, лишённые сознания, пременяли свои естественные свойства, и звери переставали быть зверями, и раскалённые печи орошали их. Упование на Бога всё низлагает, всё усмиряет, всё побеждает. В самом деле, остры были зубы у львов, к коим ввержен был Даниил, тесно место, в котором находились они, и естественная кровожадность и продолжительный голод побуждали их пожрать пророка; уста их столь близки были к телу его, что почти прикасались к нему; ничто не разделяло и ничто не отгоняло их от него; одна только надежда и упование на Бога, подобно браздам крепким и несокрушимым, востягала их челюсти, и смыкала уста их, – и пророк оставался невредим. То же чувствовал и то же мыслил и Давид, когда тем, которые советовали ему искать себе спасения в бегстве, говорил: на Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица? Что вы это говорите? Я имею на своей стороне Того, Который есть Владыка вселенной, имею защитника и помощника такого, Который всё и везде удобно совершает, а вы посылаете меня в землю необитаемую, заставляете искать безопасности в пустыне? Ужели я безопаснее буду в пустыне, нежели при Том, Который всё может, что только восхощет. Для чего вы меня, столь хорошо вооруженного, побуждаете бежать и скитаться по горам, как безоружного? Если бы вы кого-либо увидели окруженного многочисленным войском, огражденного стенами, и с головы до ног вооруженного, то, вероятно, не стали бы ему советовать бежать в пустыню, и, без сомнения, показались бы смешными, если бы имели безрассудство дать такой совет; как же вы того, который имеет с собою неотлучным спутником и помощником Господа вселенной всемогущего и всеведущего, посылаете в пустыню и заставляете уклоняться от брани, которою угрожают ему грешники? Како речете души моей: превитай по горам, яко птица? Кроме того, если Бог помощник, а враги суть грешники, то не крайнее ли безумие советовать, чтобы, подобно робким птицам, я укрывался от таких врагов? Не видите ли, что opyжиe и войско, против меня стоящее, слабее паутины? Если враг царя земного, где бы он ни был, живёт в опасности, боится и трепещет: то тем более враг царя вселенной – Бога. Куда бы он ни пошёл, всюду имеет врагов себе, все твари вооруженны против него. И как друзей Божиих самые стихии бездушные и звери бессловесные боятся и уважают; так и против врагов Его вся природа вооружается, и на каждом шагу поражает и преследует. От того- то к отрокам еврейским и в то время, когда, они находились в пещи Вавилонской, огнь не прикоснулся, и даже пощадил одежды их, между тем как тех, которые ввергали их, и вне пещи попалил и умертвил, равно как других, которые ввержены были после их, прежде нежели достигли дна пещного, огнь восхитил их и сожег в пепел. То же делали и звери со врагами Даниловыми. Пусть и мои враги имеют у себя и лук и стрелы, и всё приготовили на моё поражение: се налякоша грешницы, говорите вы, лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем (Пс.10:2); но поскольку враги сии суть грешники, след., враги Божии, то ничего не успеют против меня, и все приготовления их останутся тщетными. Ибо, что в том, что они имеют лук и стрелы, но не имеют силы, которая даётся от Бога. Бог же не за них, а против них. О! если бы подобная надежда и упование на Бога воодушевляли и нас, братия! сколь мирно и безмятежно потекла бы и наша жизнь, и сколь мало стали бы страшиться и мы врагов своих, а напротив сами были бы страшны для них! Вы, я думаю, помните слова св. Дамаскина, которые вчера воспевала Церковь во всенощном бдении: надеющиися на Господа врагом страшни и всем дивни; горѐ бо зрят. Слова сии истинны, как вещание Духа истины. Но увы! мы грешники, след., можем и должны страшиться, только не человеков, а Бога, Которого оскорбляем по вся дни. Воспрянем убо от сна греховного и всем сердцем и душою нашею обратимся ко Господу Богу, и Он обратит лице Своё на нас и помилует нас: очи Господни, по свидетельству Духа Божия, вся ведущего и глубины Божия, на праведныя и уши Его в молитву их (Пс.33:16). Возопиют к Нему от скорби и туги сердца своего и Он услышит их и в защиту их подвигнет все силы неба и земли на поражение сопротивных. Коснется горам и воздымятся, блеснет молнию, и разженет силы сопротивные, послет стрелы и смятет я (Пс.143:5–6); речет водам, и разверзутся бездны и поглотят их; повелит ветрам, и развеют их, яко прах от лица земли; возглаголет громам, и во мгновение ока поразят их и сожгут в пепел; повелит, – и хлад, и зной, и снег, и дождь, и огнь, и жупел изыдут на погубление их. Споборет же с Ним весь мир на безумные.

Зане, яже Ты совершил еси, они разрушиша, праведник же что сотвори (Пс.10:3)?

Вот уже и основания, т. е. законы Божии, на которых, как на основаниях, зиждется и утверждается мир физический и нравственный, разрушены; что же делать праведнику? – продолжают говорить советники Давидовы. По мнению сих суемудрых советников, ничего более не оставалось делать, как искать спасения в бегстве, а по мнению Давида, вселясь на уповании Божием, спокойно почивать на нём, никого не страшась, и ни о чём не заботясь. На Господа уповаю я, говоритон, как же вы советуете мне спасаться бегством? Како речете души моей: превитай по горам, яко птица? Но враги твои, говорите вы, забыв страх Божий, попрали и разрушили законы Его. Теми хуже для них, а лучше и благонадежнее для меня. Если они восстали не против меня только, но и против Бога, дерзновенно разрушив законы Его, то тем менее они опасны для меня; но что я говорю: менее опасны? они теперь нисколько не опасны; ибо тем самыми, что они восстали против Бога-законодателя, который, по Апостолу, поругаем не бывает, они воздвигли уже для меня безопасное убежище, а самих себя победили и низложили, ибо лишили себя всех средств противоборствовать мне. Правда, есть у них лук и стрелы, есть козни и хитрости, есть злоба в душе и мщение в сердце; но для того, чтобы действовать первыми и удовлетворить последним, потребны силы и содействие или попущение Божие; ибо человеки без Бога есть не больше, как прах и пепел, увядший цвет и иссохшая трава; но где они возьмут себе силы, когда заградили для себя единственный источник силы – Бога крепкого во бранех, восставив Его против себя нарушением законов Его? Как могут склонить Его содействовать себе, когда сами прежде вооружились против Него? Могут ли, по крайней мере, надеяться, чтобы Бог попустил ими совершить свои коварные замыслы над рабами Его, когда они cии самые замыслы обратили прежде против Него Самого? Нет, нет, они теперь слабее паутины, бессильнее трости, ветром колеблемой, а я, напротив, крепок и силен, непобедим и несокрушим, ибо Бог Всемогущий – мой защитник, а их – противник. Восстав против Него, они заставили Его перейти на мою сторону, а это без труда с моей стороны совершенная над ними победа. Но чтобы сильнее опровергнуть все возражения неразумных советников своих и окончательно довершить поражение их, венчанный пророк говорит далее:

Господь во храме святем Своем. Господь, на небеси престол Его; очи Его на нищаго призираете, вежди Его испытаете сыны человеческия. Господь испытает праведнаго и нечестиваго: любяй же неправду, ненавидит свою душу (Пс.10:3–5).

Т. е., чего вы боитесь? Почто малодушествуете? Для чего отсылаете меня в пустыню, когда я и здесь, под кровом Божиим, могу быть гораздо безопаснее, нежели в самой отдалённой пустыне? Не говорите мне обыкновенную вашу присловицу: до Бога высоко и далеко. Высоко обитает Господь, но и долу пребывает со всеми боящимися Его и благоугождающими Ему. Далеко, несравненно далее, нежели куда могут простираться взоры ваши не токмо телесные, но и духовные, жилище Его; не смотря на то и близко: очень близко пребывает Он к тем, которые призывают Его в пламенной молитве своей на помощь себе и от всей души надеются на Него: близ Господь сокрушенным сердцем и смиренныя духом спасет (Пс.33:19). Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине. Волю боящихся Его сотворит, и молитву их услышит и спасет я (Пс.144:18–19). Едва успеют они сказать Ему слово своё, а иногда даже и не успеют ещё, а только обратятся к Нему мыслию своею, как Он уже и отвечает им: се Аз; или: что вопиете ко Мне? Господь во храме святем Своем. Престол Его на небе, а очи и уши на земле отверсты выну для бедных и угнетённых, вежди Его испытывают сынов человеческих. Господь испытывает праведного, испытывает и нечестивого, любящего же неправду и притеснения ненавидит душа Его.

Если же Господь во храме Своём, то не в пустыню бежать мне должно для своего спасения, а во храм прибегать с мольбою к Нему. Если Он испытывает праведного и нечестивого, и первого любит, а последнего ненавидит, то не мне должно страшиться за судьбу свою, а врагам моим, которые возбудили против себя Его гнев и ненависть; ибо страшен Господь во гневе Своём и несть иже укрыется от Него.

Одождит Господь на грешники сети: огнь и жупел и дух бурен часть чаши их. Яко приведет Господь и правды возлюби, правоты виде лице Его (Пс.10:6–7).

Вот чего должны страшиться они, страшиться участи Содома и Гоморры, потреблённых огнём, а я укроюсь под щитом Его, потому что я на Него уповаю. Ибо Господь праведен, и воздаст по правде Своей праведным и нечестивым.

* * *

Видите, братия, как державный пророк ободряет и успокаивает себя среди явных опасностей, и как отражает неразумные советы мнимых или истинных доброжелателей своих. Ему представляют, что враги его сильны и многочисленны, хитры и коварны, дерзки и нечестивы; что они дружною толпою засели уже в тайном месте и всё приготовили для того, чтобы соединёнными силами напасть на него и поразить его, и что ему ничего не остаётся после сего делать, как бежать в пустыню и там искать себе спасения. Всякий другой на месте пророка, вероятно, принял бы благовидный совет сей и поспешил бы ему последовать; но пророкоцарственный Давид нашел его безрассудным и для себя вовсе ненужным. Зачем мне бежать, говорил он своим советникам: я на Господа уповаю. Враги мои сильны и многочисленны; но Господь – мой защитник, на Которого я надеюсь, сильнее всех их в совокупности, ибо Он всемогущ. Враги мои хитры и коварны; но премудрость Божия обыкновенно запинает коварных в коварстве их, след., они вполовину уже побеждены – своим коварством и хитростию. Враги мои дерзки и нечестивы, след., они не страшны, а жалки; ибо дерзость, соединённая с нечестием, всегда бывает верным признаком скорой погибели нечествующих. Не я буду сражаться с ними, но Бог, против Которого они вооружились своим нечестием, – дхнет на них духом гнева Своего, поразит и истнит их, яко стеблие, а мне достанется только воспеть над ними песнь победную, как древле Израилю при Чермном море над водами, покрывшими Фараона со всем его воинством. Давид не говорит здесь ни о своей силе и могуществе, которые известны были во Израили и доказаны многочисленными опытами, ни о своей мудрости, которая способна бы была разрушить козни врагов, ни о своей славе, которая могла бы привлечь к нему тысячи людей, ему преданных, для противодействия насилию, ни о своём богатстве, ни о своих связях и знакомствах, в которых он, конечно, не имел недостатка и которые легко бы мог употребить для ниспровержения враждебных против него замыслов или, по крайней мере, для открытия себе безопасного убежища, а говорит только о своём уповании на Бога и в нём успокаивается: на Господа уповах, како речете души моей: превитай по горам, яко птица?

Постигнут ли и нас, брат, несчастия и злоключения, сретят ли беды и опасности, восстанут ли и против нас враги сильные и многочисленные, окружат ли нас своими кознями и хитростями, похитят ли наше имущество, помрачат ли славу, вознесут ли клевету: не будем ни в ком и ни в чём более искать себе защиты и помощи, кроме единого Бога; на Него единого возложим всю надежду нашу; ибо благо есть надеятися на Господа, нежели надеятися на человека; благо есть уповати на Господа, нежели уповати на князи. Надеющиися на Господа, яко гора Сион, не подвижутся во век. Ибо неподвижен Тот, на Кого они положились. Аз Иeгoвa, глаголет Господь чрез пророка своего, и не изменюсь.


Источник: Толкование на первые двадцать шесть псалмов : Из бесед высокопреосвящ. Арсения, митр. Киевского и Галицкого, говоренных в г. Варшаве. - Киев : Тип. Киевопечерской Успенской Лавры, 1873. - [4], 633, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle