Его же о двух сыновьях, упомянутых у Луки

Источник

Отцом притча называет Бога и Творца всего, а старшим и младшим сыном двух людей – одного, пребывающего в дарованной благодати и приходящемся ему наследии и никогда вследствие распутной жизни не восстававшего против церкви и общения непорочных тайн, и другого, восставшего против всего сказанного и благодаря этому бросившего истинного отца, расточившего и погубившего данные ему дарования, что обычно делают распутные. А приходящаяся часть имущества, которой младший сын требует у отца, есть крещение и приобщение пречистого тела, ибо и многие даже из юнейших ищут и воспринимают это. Но кто обладает разумом старческим, те и дар этот охраняют тщательно. Каждому приходится поровну, но различие по усердию всякого из получающих делает часть каждого большею или меньшею, или он даже вовсе расточает и издерживает ее, как например распутный. Такова приходящаяся часть, о которой говорит притча, а удаление «в дальнюю страну» – это удаление от даров и заповедей Божиих.

И Адам расточил имущество и лишился всего изобилия отца, и был изгнан из страны, украшенной изобилием благ.

Опасно младшему сыну быть удаленным от отца, ибо глаз отца изгоняет и прогоняет расточительность, распутство, необузданность и разговоры, повреждающие нравы. Когда же юноша предоставлен самому себе, и нет ни страха, ни стыда – двух сильных стражей волнующейся юности, тогда все расходится туда и сюда и извращается.

А житель той далеко от Бога отстоящей страны диавол, ибо в государстве греха первый гражданин и градоначальник – диавол, отовсюду собирающий всех распутных и делающий их согражданами, посылая их на бесчестные дела, свойственные свиньям. Ибо он руководит стадом живущих, подобно свиньям, но он не пастух духовных овец, как Господь, полагающий душу свою за овец. Итак, главный пастух свиней посылает несчастного юношу пасти свиней, и тот, кто некогда жил благополучно, был сожителем свиней, питаясь рожками (стручки). Ибо таков грех: в немногом он приятен, но не дает ничего ни питательного, ни полезного.

«Пришед в себя», ибо и не был он в своей власти, будучи предан и продан страстям и лишен природного рассудка.

После обращения и покаяния распутный называет себя наемником и прилагает к себе все имена беззакония, чтобы слово показало нам, что кающимся следует уничтожать себя и сокрушать свое сердце посредством слов.

Притча учит, что кающемуся и умоляющему Бога не следует даже смотреть столько на небо, но с краснеющим лицом обнаруживать позор и робость души.

Смотри, как он описывает благость Бога, ибо приходящего распутного (сына) он не только не отсылает и не презирает, но даже встречает, бегая, чтобы скорее принять заблуждающегося, падает на шею, обнимает, проливает слезы, целует, давая символ примирения и залог прощения бывшего.

Первая одежда пусть будет не само крещение, (ибо нельзя принимать второго крещения), но первая одежда – благодать, которою облекается от начала каждый из верующих чрез крещение. Ибо кроме возрождения чрез омовение Богом по благодати даровано нам еще обновление чрез покаяние, которое, омывая слезами наши нечистоты, снова делает чистыми. После платья распутному сыну дается и перстень, символ духовной печати Духа, ибо как в возрождении чрез крещение дается и одеяние и печать дара Духа Святого, так и в обновлении чрез покаяние. Приносятся и сандалии, чтобы смело мог он попирать голову змия, ибо ты, говорит, будешь поражать его в голову, а он тебя будет жалить в пяту. Сандалии полезны и для того и другого – и для сокрушения главы змия и для избежания вреда от укуса его в пяту.

Пусть тебя не огорчает доброта отца, если он обнимает несчастного сына. Милосердый не судит по строгости, но снисходит по человеколюбию, и это именно происходит, когда сына встречает отец, которого как бы некая сила влечет к состраданию.


Источник: Св. Астерий Амасийский: Его жизнь и проповедн. деятельность / Архим. Модест. – Москва : Печатня А.И. Снегиревой, 1911. - [2], IV, 151 с. / Его же о двух сыновьях, упомянутых у Луки. 147-149 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle