На тот же 5-й псалом, иначе. Слово 3
Как у нас знатные женихи, поднявшись с брачного ложа и выйдя из спальни, показывают невестам богатство и наследство отца, так и Христос, Единородный Жених и наследник Отца, восстав после смерти и гроба из мертвых, показал Своей невесте, Церкви, богатство и наследство, т.е. Евангелие и царство. И так как «в конец», после смерти жениха, невеста получает наследство, то поэтому и Давид надписал псалом «в конец о наследствующей». Ибо когда настал конец, и Христос умер по плоти, тогда невеста сама призвана была к разделу наследства. Почему, говорят, Христос был распят и предан? «Греха не сотвори, ниже обретеся лесть во устех его» (1Пет.2:22; ср. Ис.53:9; Пс.31:2) – «О наследствующей». «Так Христос возлюбил Церковь и Себе предаде за ню» (Еф.5:25). Но так как ее соперница – Синагога, получившая разводное письмо, оспаривала наследство и в качестве наследницы судилась с Церковью, то пророк пришел, как судья, и прочитал Синагоге разводное письмо. Он нашел подпись Божию под словами: «та не жена моя, и Аз не муж ея» (Ос.2:2), и «дах ему (дому Израиля) книгу распустную в руце его» (Иер.3:8). Прочитал также о приданном Церкви, ибо нашел жениха и невесту: «Имеяй невесту жених есть» (Ин.3:29). Когда же, в виду того, что сам жених умер, Синагога судилась с Церковью из-за наследства, тогда восстал Христос, наследник Отца, и тотчас к Нему принесена была просьба о наследствующей невесте. Ибо «в конец, говорит (пророк) наследнику, о наследствующей». Кто же наследствующая? Церковь из язычников. Павел говорит «быти языком снаследником и стелесником» (Еф.3:6). «Наследницы Богу, снаследницы же Христу» (Рим.8:17). Каково же наследство? Царство небесное. «Приидите, благословеннии Отца Moeгo, наследуйте уготованное вам царствие» (Мф.25:34). Кто лишен наследства? Синагога и народ ее. «Изжени рабу и сына ея, не имать бо наследити сын рабынин с сыном свободныя» (Гал.4:30). Иудей, как хартофилакс, хранил завещание, а христианин, как сын, получил наследство. Тому закон дал писание запечатленным, а мне даровано то, о чем писано – благодать.
Итак, что Жених Христос, некогда имевший женою иудейскую синагогу, сделал ее наследницей и ввел ее в обладание наследством, свидетель этому пророк, говорящий: «поразившему цари велия и убившему цари крепкие и давшему землю их достояние Израилю, рабу Своему» (Пс.135:17–22).
Но несчастная, получивши от жениха дары наследства, подражала жаждущей любовников и то, что принадлежало жениху, отдавала демону. Сам Жених Христос говорит чрез Осию: «и аз дах ей пшеницу, и вино, и масло, и сребро умножих ей: сия же сребряны и златы сотвори Ваалу» (Ос.2:8), – так как имущество мужа она отдавала любовнику, и следуя за возлюбленным, убила мужа, и как бы образно оправдав Варавву, пригвоздила ко кресту жениха. Синагога думала, что после смерти Христа она будет наследницей, так как она знала, что обладает благами, но не знала, что жених, умирая, написал новое завещание, в котором наследницей сделал Церковь из язычников, и подписал это завещание, сказав иудеям: отнимется от вас наследство и дастся народу, исполняющему заповеди Его.
Итак, умер жених, и отверженная синагога захватила наследство, но когда Он воскрес из мертвых, лик пророков ходатайствовал о Церкви из язычников. «В конец о наследствующей». Убившая жениха думала стать наследницей убитого, но не убившая, а веровавшая, записана была наследницей. Убить наследника Отца и захватить наследство задумала та, которая читала (про) осуждение Ахава за виноградник Навуфея: «убил еси и приял еси в наследие» (3Цар.21:19). Тот убил и получил наследство, но ты убила и наследства не приобрела; убила и потеряла наследство, убила жизнь и потеряла жизнь, убила, и знаешь, кого убивала, ибо узнала Его, когда сказала: «вот наследник, придите, убьем его». Если же Он наследник, о злой иудей, то отдай наследство наследнику, возврати господство Господину, вознеси к Нему мольбу, чтобы Он простил Тебе огорчения. Ему были представлены два должника, «един бе должен пятию сот динарий, другой же пятиюдесят. Не имущема же има воздати, обема отда» (Лк.7:41–42), считая доброе хотение как бы за возвращение суммы. А ты много лет владела достоянием наследника и ничего ему не принесла. Он послал рабов искать, но не требовать плодов; как друзья, они искали, но были убиты, как враги. Пришел и сам Наследник, не с яростию, но с милостью, не для мести за убитых, но для призывания убивших ко спасению, не как Судия – Мститель, но как первосвященник, увещевая. Сам Он сказал: «не приидох бо судити миру, но да спасу мир» (Ин.12:47). Но так как ты убила и самого Наследника и надеялась получить наследство, то знай, что наследник воскрес и передал наследство церкви из язычников.
«В конец о наследствующей». Почему же «в конец?» Потому, что каждое наследство переходит к наследникам в конце и после смерти завещавшего. Апостол говорит: «завет бо в мертвых известен есть: понеже ничесоже может, егда жив есть завещаваяй» (Евр.9:17). Поэтому, когда Христос завещал Церкви и написал для нее завещание – Евангелие, когда объявил ее наследством царство, Он умер и был погребен, а завещание вступило в силу. « Наследствующей ». Почему оказал: «псалом Давиду?» Потому, что для Давида речь о наследстве Церкви радостна и приятна: «благодушествует ли кто, да поет» (Иак.5:13). Он много пророчествовал о Церкви из язычников и, видя издали, возрадовался. «Вси народи, восплещите руками» (Пс.46:2). «Видеша вси язы́цы спасение Бога нашего» (Пс.97:3). «Хвалите Господа вси язы́цы» (Пс.116:1). «Дал еси достояние боящимся имени Твоего» (Пс.60:6), язычникам. Или еще: «в конец псалом Давиду». На смерть Христа, ибо так как Давид, вспоминающий Христа, не присутствовал при смерти, но предвосхищал в псалмах, то и объявил, что псалом будет эпитафией Ему. «В конец псалом». Как блудница пришла помазати на погребение тело Христа, так и Давид, не видя кончины Христа, воспел заранее псалом на погребение. Ибо он открывает клевету в ложное свидетельство против Христа богоубийственных иудеев, сказав: «несть во устех иx истины: сердце же их суетно» (Пс.5:10). Они раздавали деньги, чтобы оклеветать воскресение. «Сердце их суетно». Они запечатали гроб и не удержали свободного среди мертвых. Печать сохраняют, а сокровища у них нет. «Сердце их суетно. Гроб отверст гортань их». Почему ты, Давид, назвал гробом гортань богоубийц? Он отвечает: спроси сына моего Соломона: «сыне, да не прельстят тебе мужи нечестивии, ниже да восхощеши, аще помолят Тя, глаголюще: иди с нами, приобщися крове: скрыем же в землю мужа праведна, пожрем его, яко ад жива» (Притч.1:10–12). Так как они, подобно аду, живым поглотили животворящего, то – «гроб отверст гортань их».
Нo так как псалом этот – эпитафия, «ο наследствующей», то он и написан «на конец» и смерть Христа. Поэтому-то он указал и на воскресение Его, как Бога Слова, говоря: «яко к Тебе помолюся, Господи. Заутра услыши глас мой. Заутра предстану Ти, и узриши мя». – «Яко к Тебе помолюся». Ибо Ты Бог, воскресший из мертвых, и к Тебе всю ночь взывал лик пророков: «воскресни Боже, Суди земли». Если погребен был человек, то как же Воскрес Бог? Гроб не может превращать в бога: гроб может терять, но не может прибавить. При гробе сидели ангелы и воины, так разве погребенный был простой человек? Воины стерегли гроб, ибо погребенный был царь. Как воины не охраняют гроба простого человека, так и ангелы не сидят при гробе простого человека. «Заутра услыши глас мой». Ибо, воскресши заутра, Ты сказал блаженным женщинам: «радуйтесь». Вы радуйтесь, ибо стража смущена. Вы радуйтесь, ибо те, которые стерегли гроб, лишившись погребенного, стенают. Итак, в виду того, что псалом «о наследствующей» говорит и о страдании, по гробе, и о раннем времени воскресения, то над ним и написано «в конец». – «Глаголы моя внуши, Господи». Носяй вся глаголом силы своея. «Глаголы моя внуши, Господи», слово Которого есть меч: «И меч духовный, иже есть глагол Божий» (Еф.6:17). Видишь, брат, что ты говоришь Богу: «глаголы моя внуши, Господи», и затем: «разумей звание мое». – «Вонми гласу моления моего». Ибо сперва Господь испытывает твои слова, какие бы ты вообще ни сказал – не слова ли они сквернословия или клятвопреступления, не суть ли они слова осуждения, злословия и клеветы, или не слова ли они гибели, которые клеветой могут погубить оклеветанного. «Возлюбил еси вся глаголы потопные, язык льстив» (Пс.51:6). Не суть ли они слова беззакония? «Глаголы моя», т.е. беззаконие самих уст. Ибо если за всякое праздное слово от нас потребуют ответа, как сказано: «всяко слово праздное, еже аще рекут человецы, воздадят (о нем) слово» (Мф.12:36), то не тем ли более, когда ты произносишь нечестивые слова, это станет осуждением и погибелью для твоей же души? Затем, Бог исследует твое взывание: не взываешь ли ты несправедливый гнев свой в вопле, не взываешь ли ты, как бы во гневе, о поражении безвредного, не взываешь ли ты подобно тем, кто побивали камнями Стефана. «Возопивше же гласом велиим, затыкаху уши свои и устремишася единодушно нань» (Деян.7:57). И вопль стал средством убийства.
Итак, Господь сначала судит твои слова: «от слов твоих оправдишися» (Мф.12:37). И испытывает не для того, чтобы потом знать, но чтобы судить. Затем, он исследует твой вопль, и тогда уже Бог записывает твою просьбу. Итак, если Бог взвешивает слова, то я увещеваю, чтобы мы не бесчестили величия праздника бранью и сквернословием, но праздновали его в псалмах, пении и песнях духовных, не бегая в харчевни (таверны), но спеша в церковь, не предаваясь пьянству, но украшаясь трезвостью, не прыгая, подобно иудеям, но воспевая хвалу, по примеру Апостолов, не расхаживая по улицам, но воспевая в домах. Никто, подпрыгивая, не входит в царский дворец, никто не является к царю пьяным. Если же на земле наблюдается такой порядок, то тем более строг порядок на небе и в том царстве, которого мы все будем достойны, радуясь и веселясь, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава и сила, ныне и присно и в бесконечные веки веков. Аминь.
