Том I
Это – жизнь в Церкви.
А жизнь самой Церкви немыслима без храма и совершаемого в нем Богослужения – без обще-церковной молитвы и таинств. Если частую молитву каждого отдельного верующего Св. Отцы называют «дыханием души», то общественное Богослужение, совершаемое всем собором верующих, есть как бы дыхание всего церковного организма – всего Тела Церкви. Как дыхание необходимо для всех членов обыкновенного телесного организма, ибо оно оживляет их через кровь, которая постоянно очищается получаемым ею из воздуха кислородом, так постоянное участие в Богослужении совершеннонеобходимо для всех членов Тела Христова – Церкви, ибо оно точно также духовно оживляет их чрез получаемую путем церковной молитвы и тайнодействий благодать Святого Духа. Кто не участвует в Богослужении, тот духовно умирает, отпадая от Церкви, как отмирает и отсекается от телесного организма тот член, в котором прекращается кровообращение, как отсекается засохшая ветвь от лозы, по образному сравнению Господа (Иоан. 15, 6).
С этой точки зрения, вполне понятно, почему в древности лица, пропустившие подряд три воскресных литургии, отлучались от Церкви.
Но, конечно, подлинное оцерковление жизни, которое необходимо для спасения, не состоит в одном внешнем посещении Богослужений и формальном принятии церковных таинств.
«Оцерковить» свою жизнь это значит – сделать себя живым членом Церкви, сознательно участвующим в общей жизни Церкви, как Тела Христова, как единого цельного духовного организма, и строить всю свою жизнь в полном согласии с таким сознанием.
Образец такой подлинно-оцерковленной жизни мы находим в основанной св. Апостолами первой христианской общине в Иерусалиме. Вот какими чертами описывает эту жизнь книга Деяний Апостольских:
«Они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах... были вместе и имели все общее... каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа» (Деян. 2, 42–47)... «У множества уверовавших было одно сердце и одна душа, и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее... не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов, и каждому давалось, в чем кто имел нужду. Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа нашего Иисуса Христа, и великая благодать была на всех их» (Деян. 4, 32–35).
Это – полная противоположность эгоистической бездушной жизни современного мнимо-христианского мира, но это – и не «коммуна» современных «благодетелей» человечества – социалистов и марксистов-коммунистов, столь лживо, как это ясно показал их опыт в нашей несчастной России, обещавших устроить «рай на земле».
Вся суть в той благодати Божией, которой преисполнены были первые христиане, и без которой нет и не может быть ничего хорошего для людей и немыслимо самое главное –спасение.
А эта благодать Божия подается в храме чрез единодушную церковную молитву и принятие церковных таинств.
Вот почему так важен и нужен храм Божий; вот почему Богослужение в нем должно совершаться истово и уставно, а не кое-как, с небрежением; вот почему все верующие должны принимать в ней участие «единем сердцем и единеми усты», как призывает нас к этому сама св. Церковь, а не быть только праздными зрителями и безучастными слушателями, к тому же ничего не понимающими из того, что в храме происходит, а потому нередко скучающими, как это часто теперь бывает, и тяготящимися его продолжительностью.
Задача привлечения всего верующего народа к самому живому и сознательному участию в Богослужении – это одна из основных задач современного христианского пастыря, ревнующего о спасении душ своих пасомых, это – вопрос жизни и смерти!
К сожалению, – страшно это сказать, но это так! – мы являемся сейчас свидетелями грозного процесса всеобщего расцерковления – расцерковления не только личной жизни современных христиан и современного христианского общества, но даже попытки расцерковления самой Церкви, путем обращения ее в обыкновенную светскую организацию, служащую чисто светским, мирским, но не духовным целям и интересам.
Эта страшная, убийственная для подлинно-христианской жизни, попытка имеет в настоящее время весьма многогранное выражение: пастыри христианские стремятся завоевать себе право стать вполне светскими людьми, со светским внешним обликом, со светским образом мыслей, настроением и поведением, служа не Богу, а сильным и славным «мира сего», с полной готовностью всячески попирать и евангельские заповеди и церковные каноны; до последней степени урезанное и небрежно, на скорую руку, совершаемое Богослужение отходит на второстепенное место, а на первое место выступает чисто-светская «общественная жизнь» с неизменными «банкетами», «пикниками», «танцевальными вечерами» и «балами» и тому подобными, весьма нескромными и просто неприличествующими христианам увеселениями и развлечениями, которые нередко официально устраиваются от имени Церкви и «в пользу церкви», даже в дни поста и в кануны воскресных и праздничных дней, и т. п.
Это расцерковление, конечно, неизбежно ведет к тому, что «соль обуевает» и, по слову Христа-Спасителя, становится ни к чему негодной, как только к тому, чтобы выбросить ее на попрание людям (Матф. 5, 13).
В сознание современных людей «кем-то» усиленно внедряется мысль, что Церковь и Богослужение, как и все церковные правила и установления, предназначены для духовенства и монахов, а для светских людей все это – необязательно и может служить даже помехой в деле служения их на пользу человеческому обществу.
Пропагандирующие такие идеи с крайней враждебностью относятся к истинным пастырям, ревнующим об оцерковлении своих пасомых, стараются клеветать на них, подрывать, где только возможно, авторитет их, противопоставляя им других пастырей, готовых идти на все уступки, на все компромиссы с миром сим, во зле лежащим, под лукавым предлогом «церковной экономии», забывая слова Христовы о «соли обуявшей».
Но ведь этот путь расцерковления и омирщвления и есть как раз тот самый «путь широкий и пространный», которым, по словам Христовым, «идут многие» и который «ведет в погибель». А путь оцерковления жизни, хотя этот путь и кажется иногда «тесным и узким», а потому «немногие находят его», зато есть путь, «ведущий в жизнь» – к общему нашему назначению – вечному спасению (Матф. 7, 13–14).
А потому не будем озираться по сторонам и считаться с современным «общественным мнением», а пойдем этим прямым и верным путем, не боясь оказаться «в меньшинстве», ибо не напрасно последователей Своих Христос-Спаситель называл «малым стадом» (Лук. 12, 32).
Будем всем сердцем своим стремиться оцерковить нашу жизнь – жить в Церкви, чтобы удостоиться быть в этом «малом стаде» и улучить уготованное нам благостью Божиею вечное спасение.