Аннотация Источник

Аннотация АВ

Антипелагианский трактат «О благодати и свободном решении» (24 главы) написан блж. Аврелием Августином в 426-427 гг. Сочинение адресовано монахам монастыря в Адрумете и непосредственно их настоятелю Валентину.

Учение о роли Божественной благодати, изложенное блж. Августином в письме к римскому пресвитеру Сиксту (Письмо 194), вызвало споры в монашеской среде. Эта теория поставила под сомнение вопрос о монашеском стремлении к возрастанию в совершенстве и к достижению единства с Богом: если свободная воля так мало значит в жизни христианина, то какой смысл в том, что монахи избрали подвижническую жизнь? Гиппонский епископ ответил этим сочинением и Письмами 214, 215.

В трактате дается определение свободной воле, добрых дел и награды, а также подчеркивается человеческая ответственность. Автор в своих рассуждениях опирается на Священное Писание, которое предписывает нам совершать определенные виды действий и воздерживаться от совершения других. Библейские заповеди и предостережения были бы бессмысленными, если бы не было свободной воли. Следствием свободной воли являются добрые дела в соответствии с предписаниями Божественных заповедей, незнание которых не является извинением для человека. Цель заповедей – служить возрастанию человека в вере.

Блж. Августин объясняет, что благодать совершенно необходима при делании добра. Без содействия благодати свободная воля оказывается недостаточной для исполнения закона. Преображенная благодатью, человеческая воля становится благой. Обращение к Богу, посредством которого человек свободно проявляет волю к добру, само по себе является даром благодати.

Благодать не является вознаграждением за заслуги: они являются ее следствием, а не причиной. Благодать есть дар Божий, благодаря которому человек становится праведным через веру во Христа. Она совершает исполнение закона, освобождение природы и устранение господства греха.

Глава VIII

В каком смысле вечная жизнь является благодатью?

19. Отсюда рождается весьма важный вопрос, который, если даст нам Господь, нужно разрешить. Ведь если вечная жизнь воздается за добрые дела107, а Писание вполне ясно говорит, что Бог воздаст каждому по делам его108, – как же жизнь вечная есть [вместе с тем] и благодать, если благодать не за дела воздается, но дается даром, по слову самого апостола: Награда делающему вменяется не по милости, но по долгу109. И в другом месте [апостол] говорит: По избранию благодати сохранился остаток, причем тут же добавляет: Но если по благодати, то не от дел, иначе благодать уже не благодать110. Итак, каким образом жизнь вечная – благодать, если она приобретается от дел? Или же не называет апостол благодатью жизнь вечную? Напротив, он так сказал об этом, что вовсе невозможно этого отвергнуть, и требует он здесь не тонкого мыслителя, но внимательного слушателя. Ибо когда сказал он: Возмездие за грех – смерть, тут же добавил: А благодать Божия – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем111.

20. Итак, мне думается, что мы никак не сможем разрешить этот вопрос, если не уразумеем, что и сами наши добрые дела, за которые воздается вечная жизнь, относятся к благодати Божией, почему и Господь в Евангелии говорит: Без Меня не можете делать ничего112. И сам апостол, когда сказал: Вы спасены благодатью через веру, и это не от вас, но дар Божий, не от дел, чтобы не стал кто превозноситься113, – разумеется, видел, что люди могут понять это так, как будто добрые дела не необходимы для уверовавших, но достаточно им одной лишь веры; а с другой стороны, [он видел], что люди могут превозноситься добрыми делами, [считая], будто их собственных сил достаточно для совершения этих дел: поэтому он тотчас добавляет: Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе для добрых дел, которые предуготовил Бог, дабы мы жили в них114, Что значат эти слова, которые произнес он, утверждая благодать Божию: Не от дел, чтобы не стал кто превозноситься! Почему сказал он это в подкрепление того положения, что, как он говорит: Мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе для добрых дел? Итак, в каком смысле сказано: Не от дел, чтобы не стал кто превозноситься? Но послушай и уразумей, что сказано: не от дел, потому что это не от твоих дел, якобы существующих у тебя от тебя самого, но от тех дел, для которых Бог сотворил тебя, то есть образовал и создал. Ибо так говорит апостол: Мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе для добрых дел, – не тем созданием, которым сотворены мы людьми, но тем, о котором говорит тот, кто, несомненно, уже был человеком115: Сердце чисто сотвори во мне, Боже116 тем [созданием], о котором говорит также и апостол: Итак, кто во Христе – тот новое творение, древнее прошло, и вот сделалось новое; но всякое [творение] от Бога117. Поэтому мы творимся, то есть образуемся и создаемся для добрых дел, которые не сами мы предуготовили себе, но предуготовил Бог, дабы мы жили в них. И так, возлюбленные братия, если наша добрая жизнь есть не что иное, как Божия благодать, то несомненно и вечная жизнь, которая воздается за добрую жизнь [здесь], есть также Божия благодать; ибо и она дается даром, поскольку дана даром первая тому, кому она дана. Но когда дается кому-либо первая [то есть жизнь в добре], то это просто благодать, а если дается ему вторая [то есть вечная жизнь], то она, будучи его наградой, есть благодать на благодать, как награда за праведность, и таким образом будет истинным несомненно истинное – что Бог воздаст каждому по делам его118.

* * *

Примечания

*

De gratia et libero arbitrio (CPL 352). Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Series Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 44, Col. 881–912.

115

Имеется в виду псалмопевец Давид. – Прим. ред.

117

2Кор 5:17–18. В Синод. пер.: Итак, кто во Христе, то новая тварь: древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога.


Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода / блаженный Августин ; [пер. с латыни, примеч.: Д. В. Смирнов] ; Синодальный отд. по делам молодежи Московского Патриархата, Центр библейско-патрологических исслед. (программа поддержки молодых ученых). - Москва : АС-ТРАСТ, 2008. - 478 с. / О благодати и свободном решении. 149-206 с. ISBN 978-5-903455-09-6

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle