Доклад об учении митрополита Антония (Храповицкого) о догмате Искупления
Содержание
1. Учение о естестве Часть 1 Часть 2 Часть 3 2. Гефсиманская молитва Часть 1 Часть 2 3. О благодати Часть 1 Часть 2 4. Голгофа 5. О свойствах Божиих 6. Сущность Искупительного подвига Иисуса Христа Часть 1 Часть 2 7. О греховных наклонностях 8. Первородный грех
Предисловие
Доклад архиепископа Феофана Полтавского (1874–1940) был написан им во второй половине 20-х годов и содержит в себе опровержение учения митр. Антония (Храповицкого).
Публикуемый текст Доклада значительно отличается от того сокращенного варианта, который дважды публиковался: Русским Валаамским обществом и в 1997 г. обществом св. Василия Великого.
Центральной темой Доклада является учение митр. Антония о едином естестве человеческом, разбору которого посвящена первая глава. Архиепископ Феофан на основании прп. Максима Исповедника и других отцов Церкви доказывает, что в богословии единое естество человеческое может пониматься только логически отвлеченно, но никак не в качестве метафизической или физической реальности: «В отношении же к неделимым тварного естества, и в частности к людям, понятие «единого» берется в смысле безусловного единства только отвлеченно, поскольку всякое понятие рода или вида одно. В применении же к действительности оно указывает лишь на одинаковость природы всех неделимых данного рода». А это значит, что невозможно и коллективное Богообщение, которое проповедуют как протестанты (и «восточного обряда», как о. Александр Шмеман), так и православные, как о. Иустин (Попович).
Эта тема отсутствует в уже опубликованных вариантах Доклада, тогда как «Жизнеописание митр. Антония» (архиеп. Никон (Рклицкий), Нью-Йорк, 1961. Т. 8) свидетельствует, что именно с опровержения этого учения начинался оригинальный текст Доклада архиепископа Феофана Архиерейскому Синоду РПЦЗ.
Другой по важности темой, мало затронутой прежними публикациями, является ошибочное учение митр. Антония о первородном грехе.
Введение
Цель символических сочинений «под каким бы названием они ни были известны – символов, вероопределений, вероизложений и пр., состоит в том, чтобы дать понять вероучение известной Церкви... в том самом виде, в каком оно действительно исповедуется обществом или лицом, от имени которого представляется. Определенность, самая изысканная точность, точность простирающаяся нередко до щепетильности, до расстановки слов и знаков препинания, является необходимой принадлежностью произведений задавшихся подобной целью: при малейшей погрешности против точности она будет не достигнута»1.
Удовлетворяет ли этим требованиям вновь составленный Катехизис митр. Антония? По нашему мнению, решительно нет.
Он не только не отличается точностью, но в некоторых вопросах даже отступает от догматического учения Православной Церкви.
Это мы прежде всего и главным образом утверждаем относительно догматического учения его об Искуплении, к рассмотрению которого и перейдем.
* * *
Проф. Троицкий И.Е. К вопросу о сближении армянской церкви с православной / Христианское чтение. СПб., 1869. N 5 (май). С. 720–721.