Глава IX
Невозможно предвидеть то, чего никогда не произойдет
41. Итак, мы показали уже, что лишь [пребывая] в полном ослеплении, можно говорить, будто Бог предвидел будущие дела двух близнецов патриарха Исаака (которые жили долго и дожили до старости) и из-за [этих дел] возлюбил Иакова, а Исава возненавидел132. Потому не вправе никто говорить и в отношении тех младенцев, которым предстоит умереть [во младенчестве], будто Бог позаботился дать одному из них принять крещение, а другому не позаботился этого дать, поскольку Он предвидел их будущие дела. Ведь как можно называть будущим то, чего вообще не было?
Нелепости еретиков, говорящих о будущих делах, которых не будет
42. Но [возражающие нам] говорят: «В отношении тех, кого Бог забирает из этой жизни, Он предвидит, как жил бы всякий из них, если бы продолжал он жить, и потому, если Он знает, что кто-либо жил бы нечестиво, Он дает ему умереть без крещения. Подобным образом Он наказывает в этом человеке злые дела; не те, которые он сделал, но те, которые мог бы сделать». Итак, если наказываются Богом даже те злые дела, которые не были совершены, то прежде всего пусть заметят [наши противники], сколь ложно тогда их уверение, будто не предстоит идти в осуждение тем младенцам, которые умерли без крещения, ведь они не были крещены по той причине, что, если бы продолжали жить, жили бы дурно; значит, они будут, несомненно, осуждены за саму дурную жизнь, раз уж осуждаются те злые дела, которые могли быть совершены в будущем. Далее, если Бог заботится, чтобы те получили таинство крещения, в отношении кого Он знает, что они жили бы хорошо, если бы продолжали жить, то почему же не все они удерживаются в жизни, которую им предстояло украсить добрыми делами? И почему из тех, кто крестятся, некоторые, живя долго, живут дурно и иногда доходят даже до отступления от веры? Почему, если по справедливости наказываются даже еще не совершенные грехи, саму первую супружескую пару грешников, о которых Бог, несомненно, знал, что им предстоит согрешить, Он не изгнал из рая до этого греха, чтобы не совершили они там того, что недостойно столь святого места? Далее, что пользы тому, кто был восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, и лесть не прельстила душу его133, если по справедливости наказывается также и то, что он пусть и не совершил, но совершил бы, если бы продолжал жить? Наконец, почему Бог не заботится скорее о даровании омовения возрождения134 тому умирающему младенцу, который жил бы дурно, если бы продолжал жить, чтобы таким образом ему были отпущены в крещении грехи, которые он мог бы в будущем совершить? Ведь кто будет столь безрассуден и станет отрицать, что в крещении может быть отпущено то, что, как он говорит, без крещения может быть наказано?
* * *
J. -P. Migne. Paris, 1845. Т. 33. Col. 874–891. Места с разночтениями сверены с изданием: Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vindobonae, 1911. Vо1. 57. Р. 176–214.