Азбука верыПравославная библиотекаблаженный Аврелий АвгустинПисьмо 214, к Валентину Адруметскому первое
Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


блаженный Аврелий Августин

Письмо 214, к Валентину Адруметскому первое*

   

Содержание

Письмо первое Раздор среди монахов по вопросу о благодати и воле Каким образом должны соотноситься воля и благодать Письмо к Сиксту было направлено против пелагиан Благодать Божий подается без всяких заслуг Причина, по которой Августин не вдается в подробное изложение полемики с пелагианами Пусть будет прислан тот, от кого возникло смущение Уразумение того, во что мы веруем, зависит как от Бога, так и от нас  

 

Письмо первое

   Возлюбленного господина, почитаемого среди членов [тела] Христова брата Валентина, и братьев, [подвизающихся] с тобой, Августин приветствует в Господе.

Раздор среди монахов по вопросу о благодати и воле

1. Пришли к нам двое юношей, Кресконий и Феликс, говорящие, что они из вашей обители, и сообщили нам, что монастырь ваш возмущен неким раздором, поскольку некоторые из вас так проповедуют благодать, что отрицают наличие у человека свободного решения; и, что гораздо серьезнее, говорят, будто в День судный не воздаст Бог каждому по делам его1. Однако они объявили также и о том, что большинство из вас так не думает, но признает, что свободное решение получает поддержку Божией благодати, чтобы мы верно мыслили и верно поступали. Так что, когда придет Господь воздать каждому по делам его, Он найдет наши добрые дела,которые уготовал Бог, чтобы мы ходили в них2 . Кто думает так — хорошо думает.

Каким образом должны соотноситься воля и благодать

2. Итак, я умоляю вас, братия, — как умолял коринфян апостол, — именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений3 . Ибо в первый раз Господь Иисус, как написано в Евангелии апостола Иоанна, не пришел, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасен через Него4 . В конце же, как пишет апостол Павел, Бог будет судить мир5 , то есть когда Он придет, как исповедует полнота Церкви в Символе [веры], чтобы судить живых и мертвых6 .Итак, если нет благодати Божией, то как Ему спасти мир? А если нет свободного решения, то как Ему судить мир? Потому книгу или письмо мое, которую принесли с собой нам названные выше [братья], понимайте в согласии с этой верой, чтобы вам и не отрицать Божией благодати, и не защищать свободное решение, отделяя [его] от Божией благодати, как будто бы без нее мы можем каким-либо образом помыслить или сделать нечто, угодное Богу, — совершенно невозможно для нас это. Ведь по этой-то причине и Сам Господь, когда рассуждал о плоде праведности, сказал Своим ученикам: Без Меня не можете делать ничего7 .

Письмо к Сиксту было направлено против пелагиан

3. Хотелось бы мне, чтобы вы знали, что упомянутое выше письмо к пресвитеру Римской Церкви Сиксту написано было против новых еретиков — пелагиан, которые говорят, что благодать Божия дается по нашим заслугам, чтобы хвалящийся хвалился не Господом, но самим собой, то есть человеком, а не Господом. Это запрещает апостол, говоря: Никто не хвались человеком8 . А в другом месте он же говорит: Хвалящийся хвались Господом9. Но эти еретики, полагая, что они сами по себе и от себя самих становятся праведными, хвалятся вовсе не Богом, но самими собою, как будто бы не Бог даровал им [эту праведность], но они сами [приобрели ее] себе. Подобным людям апостол говорит так: Ибо кто отличает тебя?10 Он говорит это, поскольку из смеси той погибели, которая произошла от Адама11, только лишь Бог выделяет человека, делая его сосудом для почести, а не для поругания12. Но поскольку плотский и тщетно превозносящийся человек, услышав: Кто выделяет тебя? — может вслух или мысленно сказать в ответ: «Меня выделяет моя вера, меня выделяет моя молитва, меня выделяет моя праведность», — апостол тут же предупреждает такие его мысли и говорит Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?13 А те, кто полагают, что они оправдываются самими собой, как раз и хвалятся так, как будто они не получили; и потому хвалятся самими собой, а не Господом.

Благодать Божий подается без всяких заслуг

4. Потому я в том письме, которое оказалось у вас, доказал при помощи свидетельств Священного Писания, которые вы можете обнаружить там, что и добрые дела наши, и благочестивые молитвы, и правая вера, всего этого никоим образом не было бы у нас, если бы не получили мы это от Того, о Ком апостол Иаков говорил так: Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов14 . Итак, пусть никто не говорит, что Божия благодать преподана ему по заслугам его дел или по заслугам его веры; пусть никто не считает истинным утверждение упомянутых еретиков, будто благодать Божия дастся по нашим заслугам. Это совершенно ложное мнение, не потому, что нет никакой доброй заслуги у благочестивых и злой заслуги нечестивых (ведь иначе как Богу судить мир?), но [поскольку] милосердие и благодать Божия обращают человека (то милосердие, о котором псалом говорит: Бог мой, милосердие Его предварит меня15 ), так что оправдывается нечестивый, то есть из нечестивого становится праведным и начинает иметь добрую заслугу, которую увенчает Бог, когда будет Он судить, мир.

Причина, по которой Августин не вдается в подробное изложение полемики с пелагианами

5. Многое хотелось бы мне послать вам, чтобы, прочитав все это, вы могли тщательнее и полнее узнать все происходившее на епископских соборах против этих еретиков-пелагиан; но торопятся братия из вашего числа, пришедшие к нам. Через них мы и пишем это нам, однако не как ответ пишем. Ибо не принесли они нам никакого письма Вашей Любви; но мы приняли их, поскольку простота их достаточно показала, что они не собираются ни в чем нас обманывать. И потому поспешили они, что хотят провести Пасху вместе с вами, дабы возможно было, при помощи Господней, в столь святой день увидеть мир между вами, а не раздор.

Пусть будет прислан тот, от кого возникло смущение

6. Лучше всего вы поступите (очень вас об этом прошу), если не затруднитесь послать ко мне самого того, откого, как они говорят, произошло все смущение. Ведь или он не понимает моей книги, или же его самого не понимают, когда пытается он разрешить и разъяснить сложнейший и немногими уразумеваемый вопрос. Ведь что тот самый вопрос о благодати, который привел к тому, что некоторые неразумные люди сочли, будто апостол Павел говорит: Станем делать зло, чтобы вышло добро16 . Из-за этого апостол Петр в своем втором Послании говорит так: Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире: и долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное. что невежды и неутвержденные извращают, как и прочие Писания , к собственной своей гибели17 .

Уразумение того, во что мы веруем, зависит как от Бога, так и от нас

7. Итак, остерегайтесь того, о чем столь великий апостол говорит столь устрашающе; и если чувствуете, что вы не понимаете чего-то, хотя бы веруйте Божественным речениям [в отношении Того], что существуют и свободное решение человека, и Божия благодать, без помощи которой свободное решение не может ни обратиться к Богу, ни совершенствоваться в Боге. И молитесь, чтобы мудро уразуметь вам то, во что благочестиво веруете. Ведь и к самому тому, чтобы мы мудро рассуждали, несомненно, служит свободное решение. Если бы мы не уразумевали и не становились мудрыми благодаря свободному решению, то слова Писания не заповедовали бы нам: Итак, образумьтесь, бессмысленные люди, глупцы, станьте, наконец, мудрыми18 . А поскольку нам заповедано и повелено разуметь и становиться мудрыми, этим требуется от нас послушание, которого вовсе не может быть без свободного решения. Но если бы могло это совершиться без Божией благодати, при помощи [одного лишь] свободного решения, [а именно] чтобы мы уразумели и стали мудрыми, то не говорилось бы Богу: Дай мне разумение, и я научусь заповедям Твоим19 , и в Евангелии не было бы написано: Тогда отверз [Иисус] им ум к уразумению Писаний20 ; и апостол Иаков не сказал бы: Если у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему21 .Господь же, который дарует [от Своих щедрот] и вам, и нам, может устроить все так, чтобы мы возрадовались, узнав в скором времени о мире и благочестивом согласии среди вас. Приветствую вас не только от своего лица, но и от лица пребывающих со мной братий, и прошу, чтобы вы единодушно и постоянно молились о нас. Господь да пребудет с вами.


1
2    Еф 2:10. В Синод, пер.: добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.
3   1 Кор 1
4   Ин 3:17; 12:47.
5   Ср.: Рим 3:6.
6   Ср.: Никео-Константинопольский Символ веры , а также 2 Тим 4:1; 1 Пет 4
7   Ин 15:5.
8   1 Кор 3:21.
9   1 Кор 1:31; 2 Кор 10:17.
10   1 Кор 4:7.
11   Ср.: 1 Кор 15:21-22.
12   Ср.: Рим 9:21; 2 Тим 2:20. Греческие Отцы Церкви придерживались иной точки зрения. Например, свт. Иоанн Златоуст, связывая воедино эти два похожих места из посланий ап. Павла (Рим 9и 2 Тим 2:20), понимал их так: «Как не от горшечника зависит, что из одной и той же смеси одно идет для почетного, а другое — для низкого употребления, но от способа применения ( άπό τŋs χρήόεωs) пользующихся [сосудом], так и здесь дело зависит от свободного произволения человека ( άπό τŋs πρωρέόεωs)… Итак, почему же одни бывают сосудами гнева, а другие — сосудами милосердия? По причине своего собственного произволения» ( άπό πρωρέόεω οίκείαs Homiliae in epstulam ad Romanos, 16.8—9 // РG Т. 60. Со1. 560—561). -Прим. ред.
13   1 Кор 4:7.
14   Иак 1:17.
15   Пс 58:11. В Синод, пер.: Бог мой, милующий, меня, предварит меня.
16   Рим 3:8. В Синод, пер.: И не делать ли нам зло, чтобы вышло добр?
17   2 Пет 3:14-16.
18   Пс 118:125. В Синод.пре.: Образумьтесь, бессмысленные люди! Когда вы будете умны, невежды?
19   Пс 118:125. В Синод.пер.: Вразуми меня, и познаю откровения Твои.
20   Лк 24:45.
21   Иак 1:5.
*   CPL 262. Перевод выполнен по изданию: Patrologiae Cursus Completus. Aeries Latina. Accurante J.-P. Migne. Paris, 1845. Т. 33. Со1. 969—971. Местас разночтениями сверены с изданием: Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum.Vindobonae 1911. Vо1. 57. Р. 380—387. Ср.: Мф 16:27; Рим 2:6; Откр 22:12.


Источник: Антипелагианские сочинения позднего периода / Блаженный Августин; [ред. совет: А. Р. Фокин (гл. ред.); пер. с лат., примеч.: Д. В. Смирнов]. - М.: АС- ТРАСТ, 2008. - 480 с.: ISBN 978-5-903455-09-6.