свящ. Георгий Завершинский

Источник

Заключение

«Многие придут с востока и запада»

И возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном (Мф. 8:11)

 

Единственность Христа иногда является «камнем преткновения» для тех, кто в наши дни ищет своей веры в Бога. Бывает, из «благих побуждений» человека уводят в разные стороны, предлагая множество «решений» проблемы Бога. Релятивизм выглядит внешне более комфортно и привлекательно, чем убеждение в единстве и постоянстве, особенно когда говорят о единственной Христовой Жертве в условиях развития многих традиций. Однако Бог хочет «усыновить» человека по образу и подобию Своего Единородного Сына, а не каким-то иным образом. Приходит время отрезвления и жизненного опыта, когда от уверений мы переходим к реальности бытия и начинаем искать максимально близкого общения с Богом, неизменно собираясь вокруг единственного Имени – Христа, Бога и Человека.

Человек приходит, чтобы получить то, что даст Бог, Который Сам «принимает решение», кому и какое следует дать наследство. Теперь, в завершение этой книги, наступило подходящее время для размышления о Божьем суде над человеком и его спасении. Власть подобного суда имеет тот, кто может правильно понять человека и рассудить его жизнь, то есть сам человек, но не подверженный человеческим недостаткам. Во-первых, судья не может быть соучастником преступления, каково бы оно ни было. Во-вторых, правомерно судить может тот, кто обладает полнотой знания о всех реальных человеческих способностях. В-третьих, подлинная власть суда над жизнью исходит от источника человеческой жизни, потому что с ним непосредственно связано решение о том, «жить или не жить» человеку. Подведем итог сказанному: власть суда над человеком имеет обладающий полнотой знания Человек, Который без греха и в Котором есть источник самой человеческой жизни. Евангелие говорит нам: «...как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе, дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий» (Ин. 5:26–27). Бог Отец дал Своему Сыну иметь жизнь в Себе и дал Ему власть рассудить, должен ли вообще человек иметь жизнь и способен ли он жить так, чтобы это имело смысл перед Богом.

Человек не имеет «жизни в себе», так как по своей «падшей природе» не способен на это, и вопрос о том, будет ли он ее иметь, решает Христос. Почему Евангелие говорит о «жизни в себе»? Посмотрим с противоположной стороны: умирание, конец, завершение жизни не может быть окончательным для Того, Кто в Себе имеет больше самой жизни – ее источник. Смерть не поглотила Сына Человеческого, Иисуса Христа, потому что Отец дал Ему порождать жизнь из Самого Себя. Он не должен искать утверждения собственной жизни, так как Сам есть ее источник. Никто из нас не есть сам в себе источник жизни: ни своей собственной, ни своих детей, ни других людей. Мы не являемся источником жизни ни для одного человека и ни для какого творения в этом мире.

Власть смерти над нами безраздельна и для любого из нас неотвратима – об этом человечество знало во все века своего существования. Можно найти подтверждение тому, что древние люди, еще не имея возможностей для хорошего устройства своей жизни, не решив многих «бытовых» проблем, первым делом искали ответа на вопрос, что есть жизнь и что есть смерть человека. Они строили алтари, выделяли особые места для поклонения богам и почитания умерших. Поклонялись разным стихиям мира, но сквозь все это проходило намерение служить высшим божественным силам и стояли вопросы о том, кто или что есть человек и куда он идет. Подобные вопросы возникают изнутри самой человеческой природы. Животные или растения не спрашивают себя о том, что они есть и зачем живут. Ими принимается та жизнь, которая им дана, и они проживают ее от начала и до конца естественным образом. С людьми дело обстоит не так, – вопрос смысла жизни возникает с самого начала, и ответ на него существует, пока человек рядом с Богом. Бог есть источник жизни, и, пребывая с Ним, люди сначала питались от этого источника столько, сколько им было необходимо. Жизнь была вечной, потому что Бог вечен.

С нарушением данной Богом заповеди пропала возможность естественного пребывания с Ним. Так прервалась и вечность жизни, ведь заповедь гласила: «Не прикасайтесь к плодам дерева, которое среди рая, чтобы вам не умереть» (ср.: Быт. 2:16–17). Исполняя эту заповедь, можно быть всегда с Богом, то есть жить вечно. Сколько человек тогда жил, мы не знаем, да и вопрос «сколько?» не имеет отношения к пребыванию Адама и Евы рядом с Богом. Это пребывание было бесконечно, оно не измерялось днями и годами. Оно было бесконечно само в себе, потому что люди питались от вечного источника жизни. Но вопрос о смысле жизни или о жизни по заповеди для них оставался: хотят ли они всегда быть с Богом? И вот в какой-то момент случилось богоотступничество. Почему это тогда произошло, мы не знаем, но теперь имеем результат. Человек захотел быть один и остался вне источника жизни. Он отошел от Бога, не имея «жизни в себе», и тогда пришла неизбежная и неотвратимая смерть. Можно сказать, Бог не в силах что-то исправить без участия человека, который теперь рождается, живет и умирает. Но, подобно тому как раньше Он сотворил человека, Он приходит, чтобы принять личное участие в его жизни. Сын Божественного Отца, Который, как и Отец, имеет «жизнь в Себе», стал человеком. Имея «жизнь в Себе», Он принял человеческую природу такой, какая она есть. Бог вошел в человеческую плоть и положил начало спасения. Однако спасение, как и пребывание первозданного Адама с Богом, совершается в зависимости от деятельности человека и при его непосредственном участии.

Бог дал заповедь Адаму преднамеренно, чтобы тот осознавал, что для того, чтобы всегда быть с Богом, надо иметь ясное и неотступное желание, постоянно к этому стремиться и на вопрос: «Любишь ли ты Меня?» (Ин. 21:15, 16, 17) – всегда отвечать: «Да, Господи, я люблю Тебя, как Ты меня любишь, и хочу всегда быть с Тобой». Спасение не есть механически совершенная работа безличного бога для безличного творения. Напротив, это Божье действие в отношении конкретной человеческой личности, которое может быть воспринято человеком только осознанно и личностно. Спасение реализуется осмысленной верой и нашей ответной любовью к Богу, чтобы источник жизни в Воплотившемся Божьем Сыне опять стал доступен человеку. Мы вновь соприкасаемся с тем, к чему в свое время был близок Адам, имевший вечную жизнь. И теперь люди способны прийти к этому, потому что Бог Отец дал Своему Сыну – Сыну Человеческому – власть творить суд. Став человеком, Сын Божий обрел других людей пребывающими прямо перед Ним – каждого лично и всех живущих на земле людей. Это значит, что Бог непосредственно видит, встречает и рассуждает о каждом человеке: «Каков ты? Я вижу теперь тебя лицом к лицу. Кем ты предстанешь передо Мной?»

Со своей стороны, человек также задает вопрос Богу: «Каков Ты, Господи? Я теперь перед Твоим лицом, откройся мне таким, какой Ты есть». В ответ на эту просьбу к человеку приходит желание и способность взаимной любви и принятия «другого» – Бога или человека. Это безоговорочное принятие, без рассуждений или сомнений и без нарушения заповедей, которые исходят от Того, Кто есть источник жизни. Было бы нелепо полагать, что человек может сам для себя установить заповедь, которая приведет его к вечной жизни. Иногда мы узнаем о попытках устроить свою жизнь на земле по «божьему подобию» – добиться идеального существования – без дыхания и питания, а также иными средствами и способами продлить жизнь. Она действительно продлевается, и мы живем дольше, чем жили люди две тысячи лет назад. Средняя продолжительность жизни увеличилась в полтора или даже два раза, а со временем, возможно, она увеличится в пять или десять раз, что уже не так важно. Важно то, что все равно у человека есть физические пределы, как говорит нам разум.

Ученые проводят исследования, чтобы найти геном, который отвечает за старение и умирание человека, и изменить его. Если что-то сделать, чтобы он не «срабатывал» на старение – с помощью генной инженерии изменить направление его активности, то человек станет жить вечно. Действительно ли только это нужно человеку? Любая наука полезна настолько, насколько человеческому разуму дано адекватно воспринимать происходящее вокруг и внутри себя. В поисках ответа на вопрос о жизни и смерти можно и нужно исследовать все, что доступно, понятно и естественно для человека. Впоследствии мы увидим, будет ли с нами все, о чем говорит наука, но теперь крепко задумаемся: разве возможно самому человеку остановить развитие того, что в нем заложено Богом и что затем исказилось в результате духовного отступления и недоверия к Богу?

Можно ли духовное искажение восстановить или исправить разумными средствами? Странный вопрос, который не имеет положительного ответа. Духовное искажение человеческой природы нельзя устранить с помощью методик и научных технологий, не затрагивающих саму духовность человека. Даже если «раскрутить» природу человека на вечную жизнь – изменить геном так, чтобы он не был «закручен» на умирание, или вообще его ликвидировать. Допустим, человек будет жить «вечно», но эта «вечность» будет искаженной, потому что искажение пришло духовным образом и исправление должно быть тоже духовным. Не новая наука, методика или технология, а Дух Божий намерен исправить дух человеческий, чтобы вызвать человека из небытия отчаяния, болезни и страдания и в конце концов избавить от смерти.

Сын Человеческий пришел в мир, чтобы явить людям Отца и Духа, потому что нельзя исцелить и спасти лишь человеческую плоть, механически «раскрутив» ее на жизнь. Когда человек духовно мертв, жизнь его разума и плоти не имеет смысла. Если не оценивать свою жизнь с духовной точки зрения и не осознавать, зачем мы живем, то хоть бы и тысячу лет прожить в нестареющем теле, какой в этом толк? Когда человек неудовлетворен и недоволен собой, обижается или расстраивается, не желает быть в мире с другими людьми и не ищет Бога – нужна ли тогда ему вечность? Если же тело – лишь «оковы для души», которая вечна, то для какого спасения воплотился Бог? Не таков замысел Создателя. Еще раз напомним, что иметь «жизнь в себе» означает воссоединение духовного и телесного в человеке, что невозможно в отрыве от Божественного Духа, Который дает всему жизнь. Подлинное единство явилось во Христе и Его Воскресении из мертвых, а сопричастность «жизни в себе» означает вселение Христа, Сына Божия, вместе с Отцом и Святым Духом (см.: Ин. 14:23). Они «живут в Себе» и образуют такую жизнь в человеке, чтобы он не восставал на Бога, а нашел в Нем мир, радость и бесконечную любовь. Это и есть наследие Царства, к которому многие придут с востока и запада.

Началом для наших бесед и размышлений на богословские темы было предзнаменование грядущего отступления от веры, которое прозвучало из уст Христа и было связано с тем, что многие придут под Его именем (см.: Мф. 24:5), а в Нем «не имеют ничего» (Ин. 14:30). Рассуждая об этом, мы обратились к библейской идее единства Бога и Христа, которую постарались представить в контексте развития цивилизации. Окончание же книги несет более вдохновляющую идею воссоединения людей в результате выбора пути веры и совершенства. Обратим внимание на слова Христа о том, что многие придут с разных концов света, чтобы унаследовать Царство и «возлечь с Авраамом, Исааком и Иаковом». Эти многие – и мы с вами, дорогие читатели. Не откладывая надолго, стоит прямо сейчас задуматься о своем участии в этом наследии и превзойти неверность тех «сынов царства», которые «извержены будут во тьму внешнюю» (Мф. 8:12).

Об авторе

Протоиерей Георгий Завершинский – благочинный приходов Шотландии и Северной Ирландии Сурожской епархии Русской Православной Церкви, магистр богословия, доктор философии, кандидат технических наук, член Союза писателей России. Родился в 1961 году, в 1985 году окончил Московский инженерно-физический институт, в 1990-м – очную аспирантуру со степенью кандидата наук. Рукоположен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (теперь Святейший Патриарх) в сан священника и в 2002 году направлен на служение в Ирландию. С 2010 года служит в Шотландии. В 2000 году защитил диплом магистра богословия в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете. В 2005 году защитил магистерскую, а в 2009 году – докторскую диссертацию по философии в университете Тринити-Колледж в Дублине (Ирландия). Преподавал в ПСТГУ, в университетах Дублина (Тринити-Колледж) и города Лимерик в Ирландии. Руководит богословскими исследованиями по аспирантской и докторской программам, выступает с публичными богословскими и философскими лекциями, ведет программы на радио. Автор богословских публикаций и популярных книг о православной вере.

 

Источник: Бог и современный мир. Размышления над страницами Евангелия / священник Георгий Завершинский. М.: Никея, 2014 г. – 424 с.

Комментарии для сайта Cackle