архиеп. Феоктист (Мочульский)

Заключение

Наконец к вам, о воспитывающие в Курской Семинарии младолетных детей! обращаюсь; обращаюсь к вам с новым усердием, с новым моим предложением.

Драхма из сокровища Божественных Писаний Ветхого и Нового Завета взятая, напоминает нам о Ветхозаветных драхмах, от каждого из сынов Израилевых на сооружение Скинии сведения приносимых; напоминает паче нам о драхме Новозаветной, о которой читаем в Евангелии. Повествуемая во Евангелии вдова, верная раба Господня, имея десять драхм, когда потеряла одну, что делает? Возжигает светильник, выметает храмину и со тщанием ищет погибшей драхмы, а обретши оную, созывает другинь соседственных ей, и радуется с ними о обретении потерянной драхмы.

Мы все драхма Божия, образом Божиим ознаменованны.

Мы все созданы есмы по образу и по подобию Божию.

Кроме естественного разума и закона, при создании нам данного, даётся нам в крещении святом благодать Божия, нас освящающая и в достижении вечного блаженства нам содействующая: но сей дар, сию благодать мы мгновенно теряем, когда согрешаем смертно: а когда о гресех наших истинно раскаиваемся, тогда и паки оную неоценённую драхму обретаем.

О коль достопримечательно сие духовной драхмы обретение! Присноболезнующая о спасении чад своих матерь наша, Святая Церковь, приметив и единого из нас от путей Господних удалившегося, ищет всевозможных средств к возвращению оного, и увидев его издалеча возвращающегося, спешит на встретение ему, с нежными объятиями лобызает его, подносит ему свет Евангельского учения, подкрепляет тело и душу его в стропотных путях изнемогшую, и облачает его в новый оправдания Христова хитон, созывает верных созывает и самых Ангелов Святых, и радуется с ними о грешнике кающемся.

Так-то человек согрешивший и потерявший бесценную драхму, благодать Божию, паки обретает оную через покаяние.

А сие-то долженствует быть действительнейшим для нас побуждением чтоб мы не медлили никогда во гресех наших, смертные язвы нам наносящих; но спешили бы во врачебницу, спешили бы к тайне покаяния, к тайне греховной нашей болезни врачующей. Чтож, о едином ли только спасении нашем мы всячески стараться должны? О коль благоугодно Богу, когда и о спасении ближних наших всевозможное старание прилагаем! Не может никто из нас сказать пред Богом: еда страже брата моего есмь аз?

Мы все едино тело есмы о Христе Иисусе.

Мы все в мире сем живём и Христианское имя носим для того, чтоб мы друг другу пособляли, и друг друга от всех зол предохраняли. Для спасения же собственного нашего и для спасения ближних наших долг наш непреложный, знать волю Божию, в Священном Писании проявленную.

К познанию Божественной воли предлагаю вам начертанные мною по силе моей самократчайшие правила, при чтении Священного Писания потребные: примите правила сии с таковым благосердием, с каковым души моей к пользе вашей расположением составлены оные.

Апостол Павел, поучая ученика своего Тимофея, в лице его и из нас коемуждо убедительно вещает: в сих, то есть в испытании Божественных Писаний, веру и любовь, я же о Христе Иисусе объясняющих, в сих, глаголет в сих поучайся, в сих пребывай, а для чего? Да и сам спасешся и послушающие тебе.

Предначинайте, о возлюбленные! учение сие с верою и любовью, яже о Христе Иисусе, подающем коемуждо спасительное просвещение и исправление: подвизайтесь со всеусердною молитвою и во всех предметах во святилище наук вам преподаваемых: возгревайте со тщанием дар Божий живущий в вас; (2Тим. 1:6–13) обе отличном вашем в том успехе есмь и пребуду навсегда

усерднейшим Богомольцем

Феоктист архиепископ Курский и Белоградский.

Мая, 1 дня,

1809 года.

Белгород.

Прибавление

К притче о Книжнике, подобном человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая. (Матф. 13:52)

Небесный учитель Иисус Христос, преподая слушателям новые заповеди, приводил часто и заповеди, в Ветхом Завете бывшие, и научал преемников обучать всех, применяясь понятию каждого, кто какой пищи требует, млечной ли или твердой?

О различии между Новым и Ветхим Заветом выше объяснено в отделениях третьем и четвёртом, где упомянуто и об Аврааме Отце верующих.

Но к прискорбному чувствию всех благоговейно чтущих сего Ветхозаветного Праотца, в вере и любви, яже о Иисусе Христе, примерного и приснопамятного напечатано о нём в Журнале Цветнике 1809 года, Апреля под № 4-м на странице 6, с таковым несообразным выражением: Не токмо Авраам, но ещё его и Праотцы были идолопоклонники.

Ежели Автор сочинения о идолослужении Евреев называет Авраама идолопоклонником потому, что отец его Фара служил богом иным, (как упомянул о том Иисус Навин (Нав. 24:23): то сие заключение погрешительно; ибо от частного к частному заключать запрещает Логика; притом Иисус Навин o Аврааме взывая к Богу, написал (выше Нав. 9:7–8): Ты еси Господь Бог, Ты избрал ecи Авраама и извел ecи его от страны Xалдейской и положил ecи имя ему Авраам. И обрел ecи сердце его верно пред тобою, и завещал ecи с ним завет дати ему землю Хананейску и Хеттейску.

Об Аврааме и Апостол Павел (в послании к Евреям 9:8–10), написал тако: верою зовом – прииде Авраам на землю обетования – со Исааком, Иаковом, с наследникома обетования тогожде: ждаше бо основания имущего града, емуже художник и содетель Бог.

Вера во Христа продолжалась от Адама до Ноя, от Ноя до Сима: но яснее открылась во Аврааме, который Богу во всём и всегда послушлив был и в самом том важном деле, когда Бог повелел принесть на жертву сына его Исаака.

Готов был Авраам заклати сего данного ему от Бога сына, равно как и сын благодушно приклонял выю свою под нож, держимый отцом к его закланию; но Бог, взирая на послушание отца и на послушание сына уже не требует того более. Таким-то действием Авраам и Исаак дали живой и приснопамятный образ вольного жертвоприношения Иисуса Христа, вкусивши горести креста Его.

Крестную Иисус Христову смерть в Ветхом Завете означали узаконенные жертвоприношения к прообразованию помянутой жертвы Христовой, и Ветхозаветные Праотцы получали освящение и грехов своих отпущение верою во Иисуса Христа обетованного, жертвоприношениями прообразованного и Иудеями ожиданного Мессию в Новом же Завете сам дражайший оный мира Искупитель Иисус Христос совершил освящение, усыновление и вечное на небесех наследие, верным уготованное. (Евр. 9:12)

Иисус Христос от Адама через всё Ветхого Завета течение возвещаем был с означением таких знаков, какие созерцаем во Христе; а из сего явствует, что Ветхий Завет Новому Завету положил основание, а Новый совершил его здание; и Ветхозаветный обрядовый и судебный закон хотя в Новом Завете, яко ненужный оставлен: однако Новозаветное учение заимствует силу и объяснение из Ветхозаветного закона, а особливо Апостол Павел в послании ко Евреям доказывает Христианские догматы и нравоучения из Ветхого Завета.

Непонятно, для чего Автор о мнимом Еврейском идолослужении написал, что Еврейское идолопоклонство господствующим Богослужением во всей почти вселенной учинилось; правоверного же Авраама (Рим. 4:1) Отца верующих назвал первым идолопоклонником, утверждая, что не только Авраам, но ещё и его Праотцы были идолопоклонники.

Были предки, были и потомки Авраамовы причастны к идолопоклонству, жительствуя между идолопоклонниками: но были и непричастны к сему, были и между язычниками правоверные; на пр. Мелхиседек, Иов и прочие. Не должно порочить всего общества, когда случаются в нём и развратные; между Святыми Апостолами был Иуда, предатель Христа Искупителя миру: но тем, кто дерзнёт порочить всё Апостольское сословие?

Израильтяне измениша славу Бога им благодетельствовавшего, в подобие тельца ядущего траву. (Псал. 105:20) но раскаялись: и виде Господь, внегда скорбети им, услыша моления их и помяну завет свой, имже клятся отцем их Аврааму, Исааку, Иакову. (Втор. 30:20)

В помянутой книжице Цветник приложено изображение богов коим-де поклонялись древние Евреи. Паки на Божий народ поношение! Изображение сие к чему служит для Христиан? а особливо, что едва ли находится ныне и между самыми грубейшими идолопоклонниками таково идолопоклонство?

Зловредны для воспитания детей изображения языческих соблазнительных обрядов и деяний.

Апостол Павел (Рим. 11:16–25) пишет: аще корень свят: то и ветви; корень Ветхозаветные Праотцы; аще ли нецыи от корене отломишася, ты же дивия маслина сый, причастник корене и масти маслинныя сотворился ecи, верою стоиши; не высокомудрствуй, но бойся; и бойся страхом с любовью; страхом сыновним в мыслях и сердце сохраняя, и непорочными устнами исповедуя Создателя и Искупителя миру Иисуса Христа, яко из того и тем и в нем всяческая; тому слава во веки, Аминь.

Реестр Книгам17 от Преосвященного Феоктиста Архиепископа Курского и Белоградского, и Ордена Святой Анны 1-го класса Кавалера, для Белоградской Семинарии, и для духовных Курской Епархии училищ сочинённым, и его иждивением напечатанным

1. Словеснословие и песнопение, то есть Грамматика, Логика, Риторика и Поэзия. Печат. в Москве, 1790.

2. Сокращение нравственной Дергамовой физики и Астрономии. Печат. в Москов. Универс. Типографии, 1797.

3. Опыт Герменевтического объяснения о Пасхалии по неисходному Индикту. Печат. в Москве 1799.

4. Краткое объяснение Церковного Устава для ставленников. Печ. в Москов. Синод. Типограф. 1800.

5. Рассуждение о божественности Христианского учения. Печатано в Москов. Синод. Типограф. 1801.

6. Четверочастный Дар: то есть Краткое объяснение: 1) о Церковном уставе, 2) о Пасхальных кругах, 3) о Ирмолойном пении, и 4) о внешнем Богослужении. Печ. в Москов. Синод. Типограф. 1806.

7. Наставления для Священно и Церковнослужителей Курской Епархии, как им обучать детей в домах своих. Печат. в Харькове, 1807.

8. Должности определяемым по Синодальному (от 31 Окт. 1798) Указу Семинарским Инспекторам по Курской Семинарии, о наблюдении за Семинаристами, своекоштными и казёнными. Печ. в Харькове, 1807.

9. Детская Энциклопедия, или круг детского чтения, чему и как должно обучать малолетних Священно и Церковно-служительских детей. Печат. в Москов. Синод. Типографии, 1808.

10. Диахма от сокровища Божественных Писаний Ветхого и Нового Завета, то есть Сокращение правил, при чтении Священного Писания к знанию потребных. Печатано в Московской Синодальной Типографии, 1809.

* * *

17

Все оные книги разосланы в малые духовные училища, и в Семинарии учителям, и ученикам розданы безденежно.



Источник: Драхма от сокровищ Божественных Писаний Ветхого и Нового Завета. Сокращение правил, при чтении Священного Писания к знанию потребных. В пользу Священно и Церковно-служительских детей Курской Семинарии в высших классах обучающихся. Москва. В Синодальной Типографии, - 1809

Комментарии для сайта Cackle