архиеп. Феоктист (Мочульский)

Отделение пятое. О Смысле Священного Писания Грамматическом, Риторическом, Логическом, Аллегорическом, Пророческом и Приточном

§ 31

Смысл Грамматический, в котором слова по собственному значению изъявляют в Священном Писании достопримечаемую истину.

Грамматическим смыслом иногда и высокие тайны в Священном Писании изъясняются; на пр.: в начале сотвори Бог небо и землю; (Быт. 1:1) и в начале бе Слово, и слово бе у Бога, и Бог бе слово. (Иоан. 1:1)

Глаголы бе и сотвори (в начале был и в начале сотворил) означают различие начал; ибо когда тот который в начале сотворил небо и землю, был прежде того начала, был прежде создания мира: следовательно, через начало, в котором сотворены небо и земля, разумеется начало времени и порядок созданных вещей; а через начало, в котором ипостасное Слово, Бог Сын, Мессия Иисус Христос пребывает, разумеется вечность, начала и конца неимущая.

§ 32

Смысл Риторический, в котором истина Священного Писания предлагается такими словами, какие употребляются в Риторических сочинениях; на пр: Виноград из Египта пренесл ecu; изгнал ecu языки, и насадил ecu и; путесотворил ecu пред ним, и посадил ecu корения его, и исполни землю. Покры горы сен его, и ветвия его кедры Божия. Простре розги его до моря, и даже до рек отрасли его. Вскую низложил ecu оплот его, и обымают и ecu мимоходящии путем. (Псал. 79:9–13)

В сем Аллегорическом смысле через виноград разумеется Божий Ветхозаветный Израильский народ, по случаю во Египте живший. Вывел его Бог из Египта, чудодейственно проводя через Чермное море, яко по суху; и через пустыню днём в столпе облачном, ночью же в столпе огненном; и распространил и возвысил его так, что сила его превзошла всё могущество и силу Аморреев, Филистимлян, Идумеев, Моавитов и прочих окрестных народов под предводительством Моисея, Иисуса Навина и Давида. Но потом сей народ Израильский грехами своими прогневал Бога; и тогда многие народы утесняли и разоряли его, а особливо во время пленения Вавилонского, при Навуходоносоре. В таковых-то бедствиях народ Израильский в последнем стихе возопил к Богу: Господи, Боже сил! обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся. (Псал. 79:20) В молитве сей Израильтяне имели в мыслях и сердце обетованного Мессию; и мы должны с благоговением признавать и исповедовать: яко несть иного имене под небесем данного в человецех о нем же подобает спастися нам, кроме сладчайшего имени Иисуса Христа, Спасителя мира. (Деян. 4:12)

§ 33

Смысл Священного Писания Логический, в котором частицы Логических предложений в Священном Писании иногда полагаются оборотно; причины нашего спасения действующие и посредствующие полагаются совокупно; и причина приписывается иногда случаю; предложения утвердительные изъясняются через отрицательные; два в Священном Писании тексты, по-видимому, один другому противоречащие, соглашаются третьим.

На пр. Дарование Божие живот вечный. В Логическом смысле живот вечный есть дарование Божие. (Рим. 6:23)

Дух есть Бог. Логически: Бог есть Дух. (Иоан. 4:24)

1) Находятся в Священном Писании предложения, в которых подлежащее: и сказуемое в падежах переменяются, но тожде значат: во Христе вся сокровища премудрости и разума сокровенна. Логически: Христос есть источник премудрости и разума. (Колос. 2:3)

2) В Священном Писании одно и тоже действие приписывается причине, как действующей, так и посредствующей; на пр: Предаю вас Богови и слову благодати Его, могущему наздати и дати, вам наследие во освященных. (Деян. 20:32) В сих Апостольских словах действующая причина Бог, а посредствующая слово благодати, то есть, Священное Писание и благодатные таинства; ибо через Священное Писание и благодатные таинства, даёт Бог наследие во освященных то есть, достояние, Святым уготованное.

3) Винословная частица да иногда в Священном Писании не причину, но последствие означает; на пр: Рече Господь к Моисею: не послушает тебе Фараон, да умножая умножу знамения моя и чудеса в земле Египетстей. (Исход. 11:9) Фараон же не для того не послушал Моисея, да умножит Бог чудеса во Египте, но Бог для того умножил оные, что фараон пренебрёг Божие через Моисея объявленное ему веление, об отпуске Израильтян из Египта.

4) Иногда в Священном Писании действие приписывается случаю; на пр: Не приидох на землю воврещи мир, но меч. (Матф. 10:34)

В сем Евангельском тексте не причина действующая, но случайность, от обстоятельств произшедшая, означается.

Христос пришёл на землю примирить язычников с Иудеями, или паче весь человеческий род с Богом; и для того-то при Рождестве Христове Ангелы воспели: Слава в вышних Богу и на земли мир во

человецех благоволение. (Лук. 2:14) Следовательно, в означенном тексте: не приход на землю восрещи мир, но меч, означаются гонения, предлежащие Апостолам за проповедь Евангельскую, и мучения первых Христианских времён за исповедание Христианской веры. Но, благодарение Богу! те лютости, которые в тогдашние времена для Христиан употребляемы были, ныне в Истории только видим и приснопамятное Святых мучеников терпение прославляем, яко терпением и кровью их утвердися и освятися Христова Церковь.

5) Иногда в Священном Писании отрицательные предложения отрицают не просто, но сообразно мнению, к которому наклоняется слово; на пр:

Вопросиша Иудеи Пророка и Предтечу Иоанна: что убо? Илия ли ecu ты? И глагола: несмь. Пророк ли ecи? Отвеща: ни. (Иоан. 1:21–22)

Здесь Иоанн отрицается быть Пророком, то есть: таким, какового Иудеи видеть в нём желали.

Отвеща Иисус Иудеям и рече: Мое учение несть мое, но пославшего мя. (Иоан. 7:16)

Здесь отрицается не просто, но ко обличению мнения Иудеев, кои не признавали Христа за Богочеловека, и, думая, что учение Его есть просто человеческое, не внимали учению Его, для которого Иисусе Христос от Бога Отца послан, да возвестит всем спасительные истины.

В некоторых местах Священного Писания полагается смысл отрицательный в котором заключается смысл утвердительный; доказательством сему оные Пророческие слова, о Христе во Евангелии повторяемые: трости сокрушенны не преломит, и льна дымящася не угасит. (Матф. 12:20; Исаи 42:3) Сии о Христе слова можно разуметь и в смысле утвердительном: т.е. трость сокрушённую подкрепит и поддержит, лён дымящийся зажжёт и воспламенит. И так одно и тоже значение сих Пророческих слов и в отрицательном и в утвердительном смысле; а можно и оба смысла совокупить во един: не токмо сокрушённой трости не преломит, но паче сокрушённую трость подкрепит и поддержит и лён дымящийся зажжёт и воспламенит, то

есть: заблудших наставит, больных уврачует и кающихся помилует; в отрицательном же смысле; трости не преломит, положено для большей силы.

Таковым образом и заповеди Господни разуметь должно; на пр: не убий, но паче сохрани жизнь ближнего; не укради, но паче пособи ближнему в недостатках его, по возможности своей; не прелюбодействуй, но паче целомудрие храни: объяснено сие в детской Энциклопедии о заповедях Господних.

7) Глаголы отрицательные бывают вместо утвердительных: аще кто не возненавидит отца своего и матерь, не может мой быти ученик. (Лук. 14:26) Объяснение текста сего на другом месте: иже любит отца, или матерь паче мене, несть мене достоин. (Матф. 10:37) Ежели отец или мать мешают в вере во Христа и в спасении; тогда любовь к отцу и

матери умаляется и прекращается: любяй душу свою, погубит ю; и ненавидяй души своея в мире сем, в живот вечный сохранит ю. (Иоан. 12:25) Кто любит душу свою, или жизнь свою паче Христа; тот несть истинный Христианин.

Подобен сему и сей текст: писмя убивает, а дух животворит (2Кор. 3:6) то есть: писмя (закон) показывает грешнику преступление, осуждение и вечную смерть; а дух благодати (Евангелие) представляет грешнику средства ко спасению и вечной жизни.

8) Два в Священном Писании предложения, одно другому противоречащие соглашаются третьим, 1) Аз плотян есмь продан под грех. (Рим. 7:14) 2) Всяк рожденный от Бога, греха не творит; (1Иоан. 3:9) соглашаются сии два противоречащие предложения третьим. Аще кто согрешит ходатая имамы ко Отцу Иисуса Христа праведника, и той есть очищение о гресех наших. (1Иоан. 2:1–2)

В Христианине два рождения: рождение по естеству, и рождение по благодати.

Рождённый по естеству, то есть, с первородным грехом, продан под грех; а рождённый по благодати, или паче отрожденный благодатию, очищает себя от греха верою во Христа, Христианскими благодатными таинствами и соблюдением заповедей Божиих и не допущает в мыслях и сердце своём греху пребывать, яко пребывает в нем семя Божей благодати. (1Иоан. 3:9)

§ 34

О

Смысле Пророческом.

1) Не оскудеет Князь от Иуды и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложения15 ему и той чаяние языков. (Быт. 49:10) Сие Богодухновенное Патриарха Иакова о Христе Пророчество исполнилось в точности: ибо когда пресеклось колено Иуды по завладению Иудею Римлянами, а особливо по возведении Ирода Идумеанина царём во Иудеи; в самое сие для Иудейской земли бедственное время Сын Божий, обетованный Мессия Иисус Христос, свыше на землю снишел и во

град Вифлеем от Преблагословенной Девы Марии, Духом Святым приосененной, воплотился. О точности сего и Пророк Михеа предсказал: и ты Вифлееме земле Иудова ни чим же меньше во владыках Иудовых; из тебе бо изыдет вождь, иже упасет люди моя Израиля. (Мих. 5:1; Матф. 2:6)

И потому-то православная Церковь в день Рождества Христова воспевает так: Вифлееме веселися! Князей Иудовых сый Царь из тебе пройде Христос, и над всеми воцарися. (Кан. Песнь 3) Сказано о сем и во Евангелии; первозванный Апостол Андрей, когда увидел Христа воскликнул к Апостолу Петру: обритохом Meccию, еже есть сказаемо Христос; (Иоан. 2:41) Нафанаил же, приступивши ко Христу, воззвал: Равви, ты ecu Сын Божий, ты ecu Царъ Израилев. (Иоан. 2:49)

2) При нашествии Сириан и Самарян на землю Израилеву, ужасеся душа Царя Ахаза и душа людей его, якоже в дубраве древо ветром колеблется. (Исаи. 7:2) И рече Господь ко Исаии: изыди на сретение Ахазу и рцы: се Дева во чреве зачнет, и родит сына и нapeчeши имя ему Еммануил, еже есть сказуемо с нами Бог. (Исаи. 7:14) Сии Пророческия слова Царь Ахаз по неверствию отринул, и от неверствия впал в идолослужение и умре; и сего-то ради не внесоша его во гробы Царей Израилевых; (2Пар. 28:27) Израильтяне же, оными Пророческими словами ободренные, верою и упованием воспламененные, вооружились против неприятелей, и, став пред лицом их громогласно воскликнули: с нами Бог! разумейте язы́цы, и покаряйтеся, яко с нами Бог! И тако Израильтяне избавились от нашествия иноплеменников через имя сие Емануил, за слово сие с нами Бог. Ветхозаветные Пророчества обыкновенно предвещали будущее.

Израильтяне ожидали рождения Еммануила вскоре, да воцарится над ними и да превознесёт их превыше всех земных царств победами и славою; Пророк же Исаия уверял их, что обетованный Еммануил не Царь земной, но Князь мира и Отец будущего века, (Исаии. 9:6) и что Ему предлежите быть в смиренном состоянии для удовлетворения правосудию Божию за грехи человеческие: (Исаии. 53:1–8) но сему Израильтяне не верили, и за неверствие, гордость и поношение посылаемых от Бога Пророков и за прочие злочестия от Бога наказаны, и Царём Халдейским порабощены и отведены в плен Вавилонский; (2Пар. 36:14–17) и, хотя из плена избавлены: однако в том же чаянии и ожидании пребывали, что Еммануил, обетованный Мессия, приидет доставить им временные выгоды. Наконец оскуде Князь от Иуды и вождь от чресл его, и завладели Иудеею Римляне; и был во Иудеи Царём Идумеанин, хитрый обладатель и лютый мучитель Ирод; в сие-то для Иудейской земли бедственное время, как выше в 1-м пункте объяснено, Сын Божий, обетованный Мессия Иисус Христос с небес на землю сниде, и во град Вифлееме от Преблагословенной Девы Марии, Духом Святым приосененной, воплотился: тогда-то исполнилось оное Исаиино Пророчество; се Девa во чреве приимет и родит сына, и нарекут имя ему Елмиануил, еже есть сказуемо с нами Бог; (Мф 1, 23) тогда-то и Ангельские силы, выну предстоящие на небесех престолу триипостасного Бога и воспевающие трисвятую песнь: Свят, свят, свят Господь Саваоф, (Исаи 6:3) снишедше с небес во град Вифлеем, наполнили воздух всеобщими и торжественными восклицаниями: Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение. (Лук. 2:14) Благоволение Божие о человеческом роде предвечно, но за первородный грех, разлившийся, как змеиный яд, на всё потомство Адамово, и за прегрешения, человеческим родом собственно содеянные, правосудие Божие требовало удовлетворения, и для удовлетворения за грехи всего мира Иисус Христос был в смиренном состоянии от самого рождения своего даже до смерти, смерти же крестной, или паче до самого воскресения от мертвых и вознесения на небо, о чём обстоятельно изъяснено выше в отделении первом.

3) Ветхозаветное пророчество о действиях Духа Святого через Апостолов о обращении Иудеев и язычников в спасительную веру: Аз дам рече Господь, воду ходящим в безводной; наложу духа моего на семя твое и благословение мое на чада твоя; и будет в последние дни, глаголет Господь: излию от духа моего на в с яку плоть, на Иудеев и язычников. (Исаи 44:3; Деян. 2:17) Исполнилось сие пророчество, по сошествии Святого Духа на Апостолов. Парфяне, Мидяне, Эламитяне, и все живущие в Каппадокии, в Понте, Асии, Египте, Фригии, Памфилии и других частях света, пришедшие в Иерусалим к празднику Пятидесятницы и слыша о воскресении Христове проповедь Апостольскую, любезно прияша и приложишася в день той душ, яко три тысячи. (Тамже ст. 9 и 41)

Так-то действовала благодать Духа Святого во Апостолах; так-то Христос посредством и бессильных силён был обновить состарившееся

в неверствии и законопреступлении лице земли! Он избрал на сие дело двенадесять некнижных рыбарей и рукоделов которые, не взирая на то, что проповедуемое ими оставление грехов кровью Распятого было для Иудеев соблазном, a для Еллинов безумием, (1Кор. 1:23) и что за таковую проповедь Иудеи и язычники с зверскою яростью вооружались на них; не взирая на всё сие, Апостолы Христовы обращали народ тысячами, и многие из самых жестоковыйных Иудеев, слыша глас пламенноязычных устеп Апостольских, умилишася сердцем и уверовали в распятого Искупителя. От того же Апостольского гласа и языческие злопагубные кумиры постыдно пали, и неистовое между смертными усилившееся идолослужение, властью, корыстью и пристрастием толь упорно защищаемое, посрамлено, прекратилось и исчезло; и ныне в варварских только отдалённых странах имеет своё пристанище.

Таков-то был плод Апостольских устен; такова-то сила Христианского учения в обращении народов к восприятию спасительной во Христа веры! Так-то десница Господня вознесе Христианское учение паче всех человеческих мудрований для непреложного доказательства, что сие учение непосредственно от самого Бога!

§ 35

О Смысле Приточном.

1) В притчах Соломоновых, в Екклезиасте и в Песни Песней много притч: в первой книге увещевает Соломон юных, объясняя им силу и действие пороков и добродетелей; во второй книге научает возрастных о удалении от тленных вещей; в третей книге объясняет совершеннолетним в лице жениха и невесты, любовь Христову к верным, и должности верных ко Христу; притчи же Евангельские удобопонятные для людей всякого звания, состояния, возраста и лет.

2) Примечания на все Евангельские притчи объясним после, а здесь скажем о некоторых только Евангельских притчах.

1. О книжнике, научившемся царствию небесному, подобном человеку домовиту, иже износит от сокровища своего новая и ветхая16. (Матф. 13:52)

2. О сеятеле, егоже семена ова падоша при пути: и приидоша птицы и позобаша я; другие же падоша на каменных, зане не имеяху глубины земли, корения их изсхоша; другия же падоша в тернии, и взыде терние и подави их; другие же падоша на земли добрей и даяху плод: ово убо сто, ово же шестьдесят, ово же тридесять. (Тамже ст. 3–8)

3. О человеке, сеявшем доброе семя на селе своём; прииде враг его и всея плевелы. (Тамже ст. 25)

4. О зерне горушичном, еже малейше убо есть от всех семен; егда же возрастет, бывает древо, яко приити птицам небесным и витати на витвех его. (Тамже ст. 31)

5. О человеке, ищущем добрых бисерей, иже обрет един многоценен бисер, шед продаде вся, елика имяше, и купи его. (Матф. 13:46)

6. О человеке царе, иже восхоти стязатися о словеси с рабы своими. (Матф. 18:23)

7. О человеке имущем сто овец, и егда заблудит едина от них; не оставит ли девятьдесят и девять в горах, и шед ищет заблудшую? (Тамже ст. 12)

8. О человеке домовите, иже насади виноград и оплотом огради его. (Матф. 21:33)

9. О человеке царе, иже сотвори браки сыну своему, и посла рабы своя звати на браки. (Матф. 22:3)

10. О десяти девах, из них же пять мудры, и пять гродивы. (Матф. 25:1)

11. О разданных талантах, овому два, овому един, комуждо против силы его. (Тамже ст. 15)

12. О двух должниках: един бе должен пятиюсот, другой же пятиюдесят динарий. (Лук. 7:41)

13. О человеке некоем богатом, его же угобзися нива. (Лук. 12:16)

14. О строителе, егоже поставил Господь над челядью своею даяти во время житомеpиe. (Тамже ст. 42)

15. О смоковнице, в винограде всажденной, плода неимущей. (Лук. 13:6)

16. О жене имущей десять драхм: аще погубит драхму едину; не возжигает ли светильника, и ищет, дóндеже обрящет? (Лук. 15:8)

17. О блудном сыне, ко отцу возвратившемся. (Лук. 15:11)

18. О человеке богатом и приставнике, расточившем имение его. (Лук. 16:1)

19. О судье, Бога небоявшемся и человек не срамляющемся, и о вдове, приходившей к нему с прошением по делу своему. (Лук. 18:2–3)

О прочих же притчах да чтет всяк во Евангелии; а здесь скажем о примечаниях на притчи Евангельские.

1) Иисус Христос предлагал притчи иные простолюдинам; иные нерадивым и гордым.

2) Притча подобна древу, имеющему корень, кору, сердце и сок; корень есть содержание притчи; кора, приточные слова и выражения; сердце и сок, смысл таинственный, к которому приспособляется притча.

3) Много способствует к познанию притчей, ежели известны нам свойства и действия тех вещей, коими притчи изъяснены, на пр: что бисер, что зерно горушично, что плевелы и прочее?

4) В притчах часто повторяется: подобно есть царство небесное сей или той вещи; не должно же из того заключать, что все части того подобия сходственны с таинствами царства небесного; довлеет знать ту только главную притчи часть, которая составляет приличное к ней нравоучение, на пр; аще, бы ведал господин храмины, в кий час тать приидет; бдел убо бы, и не бы дал подкопати дому своего. (Лук. 12:39) В сей притче одно только то к нравоучению служит что неизвестно, когда тать приходит: так не объявлено время и суда Божия; и потому-то в притче прибавлено: и вы убо будите готовы: яко в оньже час не мните Сын человеческий приидет. (Лук. 12:40)

5) Не все притчи одним способом заключают нравоучение; некоторые из них, как на пр. притча о неправедном приставнике, приобретшем себе други от мамоны и неправды, или притча о немилосердном судье, который ни Бога не боялся ни человек не срамлялся; однако учинил по прошению вдовы, обеспокоивавшей его. От неправедного же приставника заключить можно что он приобрёл себе други от мамоны и неправды: мы же должны приобретать себе другов единственно от собственного нашего праведного имения, трудами нашими приобретённого. От немилосердного судьи заключить должно, что ежели у сего судьи подействовала убедительная просьба обиженной вдовы; кольми паче мы должны быть уверены, что у правосуднейшего и премилосерднейшего Бога сильны молитвы и моления святой Церкви и благочестивых людей, с нами о нас молящихся. Драхмы же от сокровища Божественных Писаний взятой нравоучение в след. заключении.

* * *

15

В Еврейской Библии חא֑ (шило́) обетованный Мессия, Ему же отложено не царство века сего, но царство мирное, спасительное, вечное. О сем Исаии 9:6–7; тамже 62, 11 и 12; Захар. 9:9; о сем и выше в § 3.

16

К сей притче смотри прибавление при конце



Источник: Драхма от сокровищ Божественных Писаний Ветхого и Нового Завета. Сокращение правил, при чтении Священного Писания к знанию потребных. В пользу Священно и Церковно-служительских детей Курской Семинарии в высших классах обучающихся. Москва. В Синодальной Типографии, - 1809

Комментарии для сайта Cackle