Ветхий Завет

Аудио-версия статьи

См. раздел ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

***

Ве́тхий Заве́т (греч. παλαιὰ διαθήκη, лат. Vetus Testamentum) – 1) наиме­но­ва­ние первой части Свя­щен­ного Писа­ния, объ­еди­ня­ю­щей в себе Книги, состав­лен­ные в дохри­сти­ан­ские вре­мена; 2) назва­ние, обо­зна­ча­ю­щее союз или завет между Богом и Изра­иль­ским наро­дом (при Моисее); 3) наиме­но­ва­ние, при­ла­га­е­мое к разным союзам-заве­там, заклю­чен­ным Богом с людьми в дохри­сти­ан­скую эру (напри­мер с Ноем (Быт.6:18), с Авра­амом (Быт.15:18), с Иса­а­ком (Быт.17:21)).

photo 2021 05 14 19 35 07 - Ветхий Завет

Итак, выра­же­ние Ветхий Завет упо­треб­ля­ется в разных зна­че­ниях:

1. «Завет» как особая рели­ги­оз­ная реаль­ность. В своей основе данное поня­тие вос­хо­дит к обла­сти соци­ально-юри­ди­че­ского опыта. (В этом зна­че­нии слав. термин «завет» не вполне точно пере­дает смысл евр. берит – «союз», «дого­вор», «кон­тракт».) Древ­не­во­сточ­ный обряд заклю­че­ния дого­вора между двумя сто­ро­нами вклю­чал в себя при­не­се­ние жертвы и про­из­не­се­ние про­кля­тия на его нару­ши­те­лей. При этом дого­ва­ри­ва­ю­щи­еся про­хо­дят между двумя поло­ви­нами рас­се­чен­ной жертвы, навеки скреп­ляя дого­вор про­ли­той кровью (см. опи­са­ния заклю­че­ния завета Бога с людьми в Библии, – Быт.15:9–10, 17–18; Иер.34:18). В память о заклю­чен­ном союзе ставят камень или сажают дерево, при­зы­вая их перед небом быть его сви­де­те­лями.

В отли­чие от вас­саль­ных пактов, под­ра­зу­ме­ва­ю­щих вынуж­ден­ное при­ня­тие покро­ви­тель­ства, под­лин­ный союз – это союз между рав­ными. Он пред­по­ла­гает вза­и­мо­ува­же­ние и доб­ро­воль­ное согла­сие всту­па­ю­щих в него сторон, что обу­слав­ли­вает нрав­ствен­ную сво­боду и воз­мож­ность его рас­тор­же­ния без боязни ответ­ных кара­тель­ных санк­ций. Дан­ными усло­ви­ями опре­де­ля­ется и особый харак­тер вза­и­мо­от­но­ше­ний Бога и чело­века в Библии, не име­ю­щий прямых ана­ло­гий в других древ­не­во­сточ­ных рели­гиях, где боги изна­чально опре­де­ляют чело­веку роль раба (слуги), навсе­гда удер­жи­вая за собой важ­ней­шие при­ви­ле­гии, глав­ная из кото­рых – бес­смер­тие. В силу этого союза-завета, явля­ю­ще­гося исход­ной точкой и дви­жу­щим нервом биб­лей­ской (и хри­сти­ан­ской) рели­гии, чело­век при­ни­мает запо­веди Бога и творит на земле Его волю, а Бог покро­ви­тель­ствует чело­веку и его «спа­сает».

Начало такому (не выска­зан­ному прямо) завету было поло­жено еще в раю (Сирах.17:5–8,10), а его нару­ше­нием стало гре­хо­па­де­ние (см.). Невер­но­сти чело­века про­ти­во­стоит вер­ность Бога, Кото­рый про­щает свое созда­ние, вос­ста­нав­ли­вая «вечный» завет через обе­ща­ние Спа­си­теля (Быт.3:15). Таким же все­мир­ным харак­те­ром отли­ча­ется завет с Ноем и, через него, со всем миро­зда­нием (Быт.8:22, 9:9–17). Круг хра­ни­те­лей осо­бого Откро­ве­ния сужи­ва­ется в завете с Авра­амом и его потом­ками (Быт.17:19, 28:4). Синай­ский Союз опре­де­ляет окон­ча­тель­ный харак­тер Вет­хого Завета: Изра­иль ста­но­вится «наро­дом Божиим» (Исх.3:10), кото­рому обе­щана Хана­ан­ская земля, помощь и покро­ви­тель­ство (Исх.19:5–8). Исто­ри­че­ское пред­на­зна­че­ние Изра­иля – не только осно­вать на земле «Цар­ство Божие» и про­во­дить в своей жизни начала моно­те­изма, но также быть вос­пи­ту­ю­щим при­ме­ром окру­жа­ю­щим наро­дам – «светом для языч­ни­ков» (Ис.42:6; Рим.2:19–20). Вслед­ствие невер­но­сти Изра­иля (Иер.2:9) древ­ний дого­вор ока­зы­ва­ется нару­шен­ным, но откры­тый Богом замы­сел союза сохра­ня­ется неиз­мен­ным (Иер.31:35–36, 33:20–22). Поэтому будет новый союз в конце времен. За шесть веков до Иисуса Христа пророк Иере­мия про­воз­гла­сил кру­ше­ние старых наци­о­нально-поли­ти­че­ских иллю­зий и заклю­че­ние «нового союза» между Богом и людьми на исклю­чи­тельно духов­ных нача­лах (Иер.31:31–34).

Члены Кумран­ской общины (т.н. ессеи) счи­тали себя людьми «нового завета», а хри­сти­ан­ство с момента воз­ник­но­ве­ния жило верой в то, что ожи­да­ния Иере­мии осу­ще­стви­лись. Старое согла­ше­ние, заклю­чен­ное между Богом и чело­ве­ком через посред­ство одного народа, сме­ни­лось новым союзом-заве­том, заклю­чен­ным со всеми людьми через воче­ло­ве­че­ние и спа­си­тель­ную жертву Сына Божия. Сам Хри­стос на Тайной вечере указал гра­ницу между этими двумя уров­нями бытия: «Сия есть кровь Моя нового завета» Мф. 26:28). Поэтому миро­вая исто­рия делится на два пери­ода: эру до и эру после Рож­де­ства Хри­стова, или эру «вет­хого (ста­рого)» и эру «нового» завета (отсюда упо­треб­ле­ние тер­мина «ветхий завет» также в хро­но­ло­ги­че­ском аспекте – «вет­хо­за­вет­ные вре­мена»).

Посте­пен­ное пере­осмыс­ле­ние идеи союза с рав­но­прав­ного «дого­вора» двух сторон на воле­изъ­яв­ле­ние Бога, опре­де­ля­ю­щего нормы чело­ве­че­ского пове­де­ния, при­вело к тому, что уже в Сеп­ту­а­гинте еврей­ский термин берит пере­дан не экви­ва­лент­ным ему греч. сюнт­экэ («дого­вор»), но словом диат­экэ («заве­ща­ние», слав. «завет»). (В латин­ской Библии ему соот­вет­ствует термин testamentum, пере­шед­ший в запад­но­ев­роп. языки.) Именно этот смысл вкла­ды­вает в него ап. Павел, говоря о «заве­ща­нии» Гос­пода, данном хри­сти­а­нам в «вечное насле­дие» (Евр. 9:15–16).

2. Сбор­ник книг, состав­ля­ю­щих первый раздел хри­сти­ан­ской Библии (в иуда­изме – полная Библия). Назва­ние в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции объ­яс­ня­ется его глав­ным содер­жа­нием – исто­рией сохра­не­ния этого «вет­хого» союза-завета до заклю­че­ния «нового». Термин «Ветхий Завет» в совре­мен­ном «книж­ном» зна­че­нии впер­вые, видимо, упо­треб­лен ап. Павлом (2Кор. 3:14).

Хри­сти­ан­ское осо­зна­ние непре­хо­дя­щей рели­ги­оз­ной зна­чи­мо­сти Вет­хого Завета (на что ука­зы­вал сам Иисус Хри­стос, – Мф. 5:17–18; Лк. 16:17, 24:44, и др.) выра­жает клас­си­че­ская фор­му­ли­ровка Авгу­стина Бла­жен­ного: «Novum Testamentum in Vetere latet, Vetus Testamentum in Novo patet», «Новый Завет в Ветхом скры­ва­ется, Ветхий Завет в Новом рас­кры­ва­ется».

***

См. БИБЛИЯ, ЗАВЕТ, НОВЫЙ ЗАВЕТ

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки