Библиотеке требуются волонтёры
Д.Ю. Лушников

Источник

Заключение

Исследование, проведенное в данной работе, убедительно продемонстрировало необходимость изучения новозаветного гимнического материала.

Первая причина заключается в том, что «изучение гимнов, дошедших до нас из новозаветного периода, показало новые грани многообразия христианства первого века. Это, в частности, многообразие богослужебных традиций, которые отражают стремление христиан использовать язык и формы мышления своего окружения, чтобы богослужение было как можно более внятным для современников»539.

Молодая христианская Церковь, явившая миру абсолютно новые идеи, реализовывала себя на фоне взаимовлияния иудейской и эллинистической культурных традиций, для которых гимнотворчество было неотъемлемой частью и служило средством реализации потребностей человека в богообщении.

Но для христианской Церкви гимны «были не просто песнопениями, составленными, чтобы заполнить место в службе, а представляли собой яркие примеры раннехристианского исповедания веры, через которые Церковь выражала фундаментальные истины Евангелия»540. «Гимны стали тем инструментом, с помощью которого [в Церкви] впервые выражается возвышенное учение о Христе»541. Гимны становятся носителями идей Евангельской проповеди, выраженных привычным и доступным многим верующим языком. В то время как первые исповедания веры были краткими (например: «Иисус есть Христос» или «Иисус Христос есть Господь»), гимны представляют собой более подробное изложение учения о личности и служении Христовом (напр., Флп 2:6–11; Кол 1:15–20; 1Тим 3:16). Церковь именно в песенной форме декларировала свои глубочайшие убеждения и формулировала свое неземное богословие – с тем, чтобы простые люди могли легко усвоить предлагаемую истину и возвысить свои умы и сердца Господу в хвалебном гимне и вероисповедании.

Поскольку не сохранилось никакого сборника новозаветных гимнов, особую важность имеет изучение Священного Писания Нового Завета с целью выявить – конечно, с той или иной степенью вероятности – гимнический материал, вплетенный в общую ткань новозаветного текста. В процессе подобного исследования возникает ряд вопросов, на которые в отношении многих гимнов невозможно дать окончательный ответ: в частности, выявить их четкую строфическую структуру, определить религиозно- исторический фон, оказавший влияние на формирование «песен хвалы», установить авторство.

Исследователи гимнического материала выработали систему формальных критериев, позволяющих привлечь к рассмотрению тот или иной новозаветный текст в качестве раннехристианского гимна (подробнее см. § 1.12). Однако подробный анализ конкретного фрагмента не всегда подтверждает подобные предположения. Именно таковы результаты данной работы.

Были рассмотрены фрагменты посланий св. ап. Павла, которые современные ученые по тем или иным соображениям причисляют к гимническому материалу. Проведенный тщательный исагогико-экзегетическии анализ показал, что можно выделить две категории фрагментов.

Первая – тексты, относительно которых с достаточной долей вероятности можно утверждать, что в них действительно содержится церковный гимнический материал, использованный святым апостолом в своих посланиях (Еф 2:14–18; 5:14; 2Тим 2:11–13; Евр 1:3).

Вторая – тексты, принадлежащие, по всей видимости, «апостолу язычников» (Рим 3:23–6; 8:31–9; 11:33–36; Еф 1:3–14; 1:20–23; Тит 3:4–7), который прибегал к гимническому стилю для передачи возвышенного учения о Боге Отце и Сыне Божием Иисусе Христе.

Наиболее ярко выраженный гимнический характер носят три текста посланий святого апостола, подробнейшим образом рассмотренные с исагогической и экзегетической точек зрения в отдельной главе: Флп 2:6–1; Кол 1:15–20 и 1Тим 3:16. Имея своим содержанием учение о личности Господа Иисуса Христа, эти гимнические фрагменты повествуют о предвечном существовании Сына Божия и Его участии в творении мира, о Его воплощении и совершении Им искупительного подвига посредством страдания, о Его смерти и Воскресении, о Его прославлении и воцарении как Господа вселенной.

На основании проделанного анализа гимнического материала в посланиях святого апостола Павла можно утверждать, что новозаветные христологические гимны, часть которых принадлежит самому «апостолу языков», а некоторые, видимо, были первоначально составлены в раннехристианских общинах, вышедших из эллинистического иудаизма, – служили в жизни древней Церкви важным способом возвышенного и адекватного выражения Благой Вести о воплощении и спасительных деяниях Сына Божия Иисуса Христа.

* * *

539

Данн Д.Д. Единство и многообразие в Новом Завете. М., 1997. С. 179.

540

Martin R.P. Worship in the Early Church. Grand Rapids, 2000. P. 53.

541

Attridge H.W. The Epistle to the Hebrews. P. 41.


Источник: Гимны в посланиях святого апостола Павла. — М.; СПб.: Свято-Владимирское издательство, 2009. — 244 с.

Комментарии для сайта Cackle