прот. Олег Скнарь

Источник

Древнееврейский эпиграфический памятник

« Силоамская надпись» (VIII В. до P. X.). Значение системы водоснабжения в истории Иерусалима (текстолого-эпиграфическийэкскурс-исследование)

История Иерусалима прослеживается, начиная с раннебронзового века. Уже в XIX–XVIII вв. до P. X. египетские заклятия враждебных городов упоминают Иерусалим (Рушалимум), в качестве города-государства. В Эль-Амарнских письмах XIV в. до P. X. город называется Урусалим, а во времена Авраама город был, по всей вероятности, известен как Салем.

Израильский археолог И. Ахарони,63 в ходе многолетнего исследования древних городов, определил четыре фактора, по которым в древние времена находили место для заселения:

1) стратегический фактор

2) близость к источнику воды

3) близость к торговым путям

4) наличие плодородных земель.

Детальное изучение этих четырех условий по отношению к местности, на которой был заложен ханаанский Иерусалим, дает весьма неожиданные результаты. Оказывается, в округе есть немало других, более высоких и удобных для обороны возвышенностей. Источник Гихон отличается крайне незначительным объемом водоснабжения. Далее место, которое было избрано для заселения древними хананеями, удалено от главной торговой дороги, проходящей с севера на юг. И в заключение следует упомянуть, что земли, которые прилегали к холму, избранному хананеями для заселения, мало подходили для сельскохозяйственной обработки. Но несмотря на все указанные неудобства, для основания древнего Иерусалима, ученые-археологи именно здесь, вблизи источника Гихон, обнаружили следы человеческой деятельности. Речь идет о небольшом количестве глиняной утвари, и захоронениях в пещерах, высеченных в скале. Ученые относят их к началу III тысячелетия до P. X.

Название источника – Гихон – גִיחוֹן (gihon), означает «литься потоком», «низвергаться» (в Синодальном переводе – «Геон»). Примечательно то, что подобное название носит река, вытекавшая из Едемского сада (Быт. 2:13). Гихон – это не просто родник, а пульсирующий и цикличный источник. Его гидрология отличается от прочих источников, которые зависят от дождей, снегов и уровня подземных вод. Суточное количество воды составляло 200−1100 м³, поэтому крайне необходимым было сооружение емкости, для ее сбора. Еще в ханаанский период существовал водовод, из которого вода поступала на поля в долине Кедрон. Этот канал находился почти целиком вне городской стены.

Изучение древней системы водоснабжения Иерусалима – прошлое и настоящее

Сегодня, благодаря археологическим открытиям, мы можем говорить как минимум о трех элементах древней системы водоснабжения Иерусалима: тоннель царя Езекии (Хизкияху), Силоамский тоннель (Шилоах) и шахта Уоррена.

Первым обследовал тоннель царя Езекии американский библеист Э. Робинсон в 1856 г.

В 1864−1865 гг. представители Корпуса королевских саперов, Ч. Уилсон и Ч. Уоррен, прокладывая инженерные коммуникации в Иерусалиме, сделали ряд грандиозных археологических открытий, среди которых одна из древних систем водоснабжения. Именно для обеспечения города водой, в древности был пробит вертикальный колодец, известный сегодня, после открытия его британским офицером, как «шахта Уоррена». Фактически, именно этот колодец позволял добывать воду из источника, в случае осады города, не выходя за пределы городской стены древнего Иерусалима. Результаты исследований сэра Ч. Уоррена, изложены в его книгах «Открытие Иерусалима» (1871), «Подземный Иерусалим» (1876), «Исследование Западной Палестины» (1884, совместно с К. Р. Кондером).

Позднее «шахту Уоррена» обстоятельно исследовала экспедиция Паркера, и полное описание ее было опубликовано в 1911 г. Общая глубина колодца составляет почти 25 м. Точнее, сам вертикальный колодец имеет глубину около 13 м, но к нему ведет сложный проход длиной 40 м, для сооружения которого использовали природные щели, выемки и пещеры.64

До 1998 г. ученые-археологи полагали, что эта шахта и колодец были прорублены приблизительно тогда, когда город был занят царем Давидом, а именно 3000 лет назад. Но в 1998 г. израильский археолог Ронни Раейх, изучая подземные тоннели-водопроводы времен царя Давида, после датировки обнаруженных им в штольнях осколков керамической посуды, пришел к заключению, что шахты-проходы были сооружены за 800 лет до захвата Иерусалима царем Давидом. То есть, во времена хананейско-иевусейского поселения.65 Р. Раейх в августе 1998 г. лично прошел, неся бидон с водой на плече, по шахтам и тоннелям, чтобы доказать возможность ходить по воду этим путем. Но как мы увидим ниже, выводы почтенного ученого были скороспешными.

Гипотеза, предложенная Р. Раейхом в конце 90-х годов прошлого века, была поддержана очень многими исследователями, как предположение, «проливающее свет» на место в Ветхом Завете, где описано взятие Иерусалима еврейской армией, под предводительством царя Давида.

Описание захвата Иерусалима у иевусеев, который произошел в 1004 г. до P. X., дошло до нас, благодаря Священному Писанию, в двух версиях – 2Цар. 5:4−10 и 1Пар. 11:4−8:

4. Тридцать лет было Давиду, когда он воцарился и царствовал сорок лет.

5. В Хевроне царствовал над Иудою семь лет и шесть месяцев, и в Иерусалиме царствовал тридцать три года над всем Израилем и Иудою.

6. И пошел царь и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: «ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые», – это значило: «не войдет сюда Давид».

7. Но Давид взял крепость Сион, это – город Давидов.

8. И сказал Давид в тот день: всякий, убивая Иевусеев, пусть поражает копьем и хромых и слепых, ненавидящих душу Давида. Посему и говорится: слепой и хромой не войдет в дом Господень.

9. И поселился Давид в крепости, и назвал ее городом Давидовым, и обстроил кругом от Милло и внутри.

10. И преуспевал Давид и возвышался, и Господь Бог Саваоф был с ним (2Цар. 5:4−10).

4. И пошел Давид и весь Израиль к Иерусалиму, то есть к Иевусу. А там были Иевусеи, жители той земли.

5. И сказали жители Иевуса Давиду: не войдешь сюда. Но Давид взял крепость Сион; это город Давидов.

6. И сказал Давид: кто прежде всех поразит Иевусеев, тот будет главою и военачальником. И взошел прежде всех Иоав, сын Саруи, и сделался главою.

7. Давид жил в той крепости, потому и называли ее городом Давидовым.

8. И он обстроил город кругом, начиная от Милло, всю окружность, а Иоав возобновил остальные части города (1Пар. 11:4−8).

При внимательном чтении этих дополняющих друг друга фрагментов наименее понятно выражение «слепые и хромые». А при сличении вышеприведенного отрывка 2 книги Царств с масоретским вариантом, обращает на себя внимание одно разночтение. А именно: в 8-м стихе как в Септуагинте, так и в Синодальном переводе, отсутствует тот фрагмент стиха, который долгое время считался «стержневым»:

Масоретская версия (2 Сам. 5:8):

הַעִוְרִים – וְאֶת הַפִּסְחִים – וְאֶת בַּצִנוֹר וְיִגַע יְבֻּסִי מַכֵּה – כָּל הַהוּא בַּיוֹּם דֶוִּד וַיאמֶר

( 5:8 ב שמואל ) הַבָּית – אֶלל יָבוֹא לא וּפִסֵּחַ עִוֵּר יאמֶרוּ כֵּן – עַל דָוִד נֶפֶשׁ שׂנאר

Перевод: И сказал Давид в тот день: всякий, кто побьет Иевусеев и доберется до трубопровода и до хромых и слепых, ненавистных душе Давида. Оттого и говорят: слепой и хромой не войдут в дом (2Сам. 5:8).

Ключевым словом в этом стихе является слово בַּצִנוֹר (ba-tsinor), употребленное с предлогом בַּ (ba) – «в», «внутри». Слово צִנוֹר (tsinor) можно перевести как «труба», «канал», «желоб».

На протяжении очень длительного времени, в виду отсутствия археологического материала, который мог бы обосновать другую версию, поддерживалась гипотеза, согласно которой «шахта Уоррена», это и есть, упоминаемый в библейском тексте, «трубопровод» – צִנוֹר (tsinor).Таким образом, вышеприведенный стих раскрывал, как думали ранее, стратегический маневр, к которому прибег молодой полководец царь Давид. Из библейского текста (1Цар. 17:54) можно заключить, что Давид лично посещал город, когда тот был в руках иевусеев. Следовательно, у него вполне была возможность осмотреть его укрепления, а также подготовить проект захвата. Царь Давид, согласно предложенной версии, атаковал город, использовав «трубопровод», внутренние коммуникации, силами своей дружины (2Цар. 5:6−7) без внешней помощи, что в будущем гарантировало городу статус царской собственности.

Израильский историк М. Штереншис,66 в своем труде «История города Иерусалима», упоминает интересный талмудический комментарий, согласно которому צִנוֹר, это название башни, в которой стояли иевусейские идолы. Религиозный философ из Португалии, комментатор Священного Писания Исаак бен-Иуда Абарбанэль, еще в XV в. говорил о том, что в городе стояли два истукана, в руках которых были постоянно вращающиеся железные палки, управлявшиеся уникальным механизмом, который приводился в движение потоком воды. Быстрое движение металлических палок преграждало вход в город. И тогда צִנוֹר обозначает ту трубу, по которой подходила вода. Необходимо было перекрыть этот поток воды для того, чтобы палки перестали вращаться, и тогда можно было бы пройти. По древнему иудейскому преданию, именно Иоав справился с этой «трубой».

Интересен комментарий Иосифа Флавия в отношении «слепых и хромых», упоминаемых в Священном Писании: «Так как иевуситы, народ Хананейкого племени, населявшие тогда этот город (Иерусалим), заперли перед Давидом ворота, и поместили на стенах всех своих слепых, хромых и увечных в насмешку над Давидом, говоря, что эти увечные люди сумеют воспрепятствовать ему войти в город (в этом своем поступке ими руководила уверенность в укрепленности стен), то Давид рассвирепел и приступил к осаде Иерусалима».67

Однако трудно предположить, будто иевусеи были настолько уверены в собственных силах, что пренебрегали мощью армии Давида. Израильский археолог Игаль Ядин даже не допускал мысли о том, что иевусеи таким образом насмехались над Давидом. Исследуя эту тему ученый выяснил, что в тот период существовала церемония присяги, которую принимали хеттейские воины, и предложил свой вариант, объясняющий этот фрагмент библейского текста. Во время церемонии перед войсками выставляли хромых и слепых людей для устрашения, как живой пример последствий нарушения клятвы.68 Возможно, иевусеи думали, что подобным образом и они смогут помешать Давиду, и он со своей армией не посмеет войти в их город. И действительно, это было, по всей видимости, воспринято как угроза, а не насмешка, и оказало настолько деморализующее воздействие на армию Давида, что молодому монарху, согласно библейскому повествованию, пришлось пообещать вознаграждение тому, кто первым войдет в осажденный город.

Иерусалим, ко времени его штурма царем Давидом, был хорошо укреплен, о чём свидетельствуют многочисленные открытия, сделанные во время археологических раскопок британской ученой Кэтлин Кеньон. Благодаря ей были обнаружены фрагменты крепостной стены и башня (эпоха средней бронзы, ок. 1800 г. до P. X.), функцией которой была, как раз, защита источника от врагов.

Сегодня, благодаря интенсивным раскопкам, под руководством Р. Раейха и Эли Шуркона (Департамент древностей Израиля), нам известна более полная картина оборонительных сооружений Иерусалима периода средней бронзы. Именно к этому периоду ученые и относят создание сложной системы водоснабжения Иерусалима, интерпретация которой, особенно в последнее время, претерпела значительные изменения.

Так, система снабжения водой ханаанского Иерусалима состояла из короткого тоннеля от источника Гихон к водоразборному бассейну, который, в свою очередь, был надежно защищен башнями, и Силоамского тоннеля – акведука, который вел от Гихона вдоль Кедронской долины, в резервуар на окраинах города. При иудейском царе Езекии (Хизкияху; 727−698 гг. до P. X.) был прорублен еще один водовод, берущий воду непосредственно из Гихона. Причина, по которой был заброшен хананейский водовод, и возникла необходимость в строительстве нового, пока неизвестна.

Как было упомянуто выше, долгое время считалось, что обнаруженный еще в XIX в. тоннель – «шахта Уоррена», представляющая собой вертикальный ствол, первоначально был идентифицирован как тоннель, по которому в Иерусалим смогли проникнуть штурмовики царя Давида. Вместе с прилегающими к «шахте Уоррена» другими тоннелями, система рассматривалась как тайный ход, позволявший жителям, в случае осады, беспрепятственно добывать воду. Раскопки последних лет показали, что «шахта Уоррена» является естественным карстовым образованием, которое позднее было искусственно расширено.

Заслуга обнаружения Силоамского бассейна принадлежит американскому археологу Ф. Дж. Блиссу и британскому архитектору А. Дики, которые в 1894−1897 гг. проводили свои исследовательские работы, изучая древние тоннели, ведущие к Гихону.

Слово «Силоам» появилось в Септуагинте при переводе ивритского названия «Шилоах» – הַשִׁלחַ (ha-Shiloah); הַשֶׁלַח (ha-Shelah), что является производным от ивритского корня ח-ל-ש, имеющего значение «посылать», то есть «посланная, направленная вода». Воды Гихона изливались в долину Кедрон, у подножия восточного склона Иерусалима. Как упоминалось выше, еще в ханаанскую эпоху существовал желоб, по которому вода поступала на поля в долине Кедрон.

Что касается водовода, прорубленного по приказу иудейского царя Езекии, без сомнения, это инженерное решение можно считать более, чем выдающимся. Создание нового водопровода раз и навсегда разрешило проблему, возникавшую из-за расположения источника Гихон. Вода из источника теперь поступала по тоннелю, прорытому под землей, в резервуары, находящиеся в укрепленных пределах города. А исток у потока Кедрон был завален, чтобы враг не смог обнаружить его месторасположение. Эта работа описывается в Священном Писании в нескольких местах:

Прочее об Езекии и о всех подвигах его, и о том, что он сделал пруд и водопровод и провел воду в город, написано в летописи царей Иудейских (4Цар. 20:20).

Когда Езекия увидел, что пришел Сеннахирим с намерением воевать против Иерусалима, тогда решил с князьями своими и с военными людьми своими засыпать источники воды, которые вне города, и те помогли ему. И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: да не найдут цари Ассирийские, придя сюда, много воды (2Пар. 32:2−4).

Кроме того, для защиты юго-западной части города была воздвигнута «широкая стена», которая прошла по западному холму (гора Сион) до края города Давида, закрыв вход в центральную долину, и включив район прудов в черту городских укреплений.

Тоннель царя Езекии был обнаружен в 1880 г. совершенно неожиданным образом, впрочем, как и большая часть уникальных археологических памятников на Святой Земле. И при открытии водовода Езекии, как и в будущем при обнаружении свитков Мёртвого моря, определенная роль случая-удачи была предоставлена арабскому мальчику. Упав в резервуар-бассейн и барахтаясь в грязи, он добрался до другой стороны, где обнаружил тоннель шириной 60 см. После тщательного обследования тоннеля была подсчитана его длина, которая составила 548 м от источника Гихон. Тоннель нигде не выходил на поверхность, и воздух поступал в него через специально пробитые вентиляционные колодцы. Высота потолка по всей его длине превышала человеческий рост – 1,8 м. Тоннель очень извилистый. Маршрут, на отдельных участках, определялся подземными потоками и скальными разломами.

Но самым уникальным открытием, при изучении тоннеля Езекии, было обнаружение надписи на стене, которая находилась на расстоянии 8 м от входа в Силоамскую купель. Эти начертания сразу приковали к себе внимание многих археологов и ученых. Формы букв стали восприниматься учеными в качестве своеобразного эталона. И в последующем при обнаружении каких-либо фиксаций на камне, керамике, металле и других твердых материалах, для их датировки использовался способ сопоставления с формой букв Силоамской плиты. Надпись является вторым по древности эпиграфическим памятником на палеоиврите, после «Календаря из Гезера» (X в. до P. X.).

Расшифровка и перевод древнееврейского эпиграфического памятника «Силоамская надпись » (VIII в. до Р. Х.)

Для надписи на стене тоннеля было подготовлено специальное плоское поле, однако уцелели лишь нижние шесть строк текста, записанного на библейском иврите (палеоиврит) архаичным еврейским шрифтом. Ее размеры около 32 см в высоту и 72 см в длину.

При детальном изучении настенной надписи тоннеля Езекии нельзя не обратить внимание на широкое употребление קֵרִה אִמָהוֹת (imahot keri) – «матери чтения» – matres lectionis – букв

(alef);
(hey);
(vav);
(yud), как гласных. Также заметно активное употребление, перед некоторыми словами, приставки
(hey), выступающей как определенный артикль. Например, в словах:
הנִקֵבֶּה – «тоннель»;
החָצְביִם – «высекали»;
– המַיִם – «вода»;
המוֹצֶא – «выход;
– הבְרֵכָה – «бассейн»;
– הצַר – «узость».

Перевод текста Силоамской надписи был сделан сразу после его открытия. Среди современных русскоязычных исследований памятника наиболее популярными являются переводы Р. Хазарзара69 и А. Луговского.70 Но к сожалению, при детальной расшифровке текста Силоамской надписи, в них обнаруживаются некоторые неточности, вплоть до неправильной передачи отдельных букв палеоивритского алфавита. В связи с этим, в данном исследовании предложен авторский перевод исследуемого текста.

Перевод Силоамской надписи:

1-я строка: ...тоннель и вот было так часть тоннеля через...

2-я строка: (топором) друг к другу и через три локтя удостоверились в (слышании) голоса друг друга

3-я строка: (звали) друг друга, потому что возможно было рассеяно справа... и в день

4-я строка: тоннель выбивали высекающие огонь навстречу друг другу топор о топор и пошли

5-я строка: воды от выхода (источника) к бассейну в двухстах и тысяче локтей и (более чем)

6-я строка: локтей было выше сужение над головами (камнебоев).

Благодаря Силоамской надписи мы можем представить, как проходил процесс прокладывания тоннеля: две группы пробивали его с двух сторон, направляясь навстречу друг другу (вероятно, для того, чтобы ускорить завершение работы, потому что Езекия опасался нападения ассирийского царя Сеннахирима (оригинальное чтение – Син-ах-эриб; в масоретском чтении – Санхериб. Синодальное издание Библии повторяет имя этого царя как в Септуагинте – Σεν(ν)αχηριμ) с его войском). Видимо, вдоль всей стены тоннеля проходила узкая щель, по которой пробирались каменотесы. Когда между рабочими оставалось около полутора метров скалы, они могли слышать друг друга. Место, где встретились две группы рабочих, и сегодня заметно по различной высоте и изменению характера следов, которые оставляли кирки при рытье. Текст Силоамской надписи рассказывает об этом волнующем моменте, когда обе группы впервые услышали шум работы друг друга. Можно предположить, что надпись была сделана одним из каменотесов.

Примечательным является то, что в тоннеле есть множество изгибов, что может свидетельствовать об ошибках рабочих. Благодаря образованному тоннелю, вода смогла, под давлением своего собственного веса, поступать в город. Готовясь к войне царь Езекия укрепил предместья на западном холме Иерусалима, построив упоминавшиеся выше широкие стены. Фрагмент этих укреплений был обнаружен израильскими археологами в Еврейском квартале Старого Иерусалима. Таким образом, центральная долина оказалась внутри укрепленного города, представляя собой самую низкую топографическую точку по отношению к источнику Гихон, благодаря чему стало возможным создание водохранилища, которое известно сегодня как Силоамская купель.

В 1890 году уникальный текст был вырезан из стены, при этом плита раскололась на несколько частей. Благодаря швейцарскому инженеру Конраду Шику, участвовавшему в археологических раскопках, предпринятых Фондом изучения Палестины, текст был восстановлен на основании гипсового слепка.

Сегодня плита, с оригинальной надписью, экспонируется в Музее Древнего Востока (Стамбул), а копия находится в Музее Израиля (Иерусалим).

* * *

63

15. ד 2000. ירושלם. ישראל עם לבירת בוססית מעיר.ניר רבקה

64

Штереншис М. История города Иерусалима. Герцлия, 2006. С. 23.

65

Прямым следствием открытия Р. Раейха был политический скандал. Узнав о сенсационных результатах исследования, один из депутатов израильского кнессета, Талеб ас-Санаа, бедуинский араб по национальности, потребовал парламентских слушаний. Он предложил законодателям официально зафиксировать, что именно его предки, древние хананеи, а не израильтяне, построили город на месте современного Иерусалима. В ответ на эту «провокацию» резкую позицию заняли лидеры радикальных еврейских религиозных партий. Они поняли, куда клонит их коллега, и возмущению их не было предела. Виноватым во всём оказался ученый-археолог Р. Раейх. Его обвинили в унижении роли царя Давида в мировой истории. Более того, было заявлено, что он льет воду на мельницу ревизионистов еврейской истории и врагов Израиля. Р. Раейху только и оставалось, что разводить руками.

66

Штереншис М. История города Иерусалима. Герцлия, 2006. С. 42.

67

Иосиф Флавий. Иудейские древности. Т. 1. М. 2004. С. 370.

68

30 ד. 2000. ירושלם – ישראל עם לבירת יבוססית מעיר.ניר רבקה.

69

http://khazarzar.skeptic.net/books/jud/siloam.htm.

70

http://semitology/lugovsa.net/semit_lang/nonmasoretic/text/siloam.htm.


Источник: Каменные страницы библейской истории / Скнарь Олег, протоиерей – Киев : Послушник, 2013-. / Том 1. - 2013. - 272 с. ISBN 978-966-2503-20-3

Комментарии для сайта Cackle