Л. И. Бриллиантов

Источник

Книга Притчей

Название книги

В еврейской Библии эта книга называется одним словом: «Мишле», которому соответствует и греческое наименование ее «Паримия» (Παροιμία), в славянской Библии переведенное словом «Притчи». По словопроизводству с греческого языка паримия означает напутственное изречение, напутствие, которое служит указателем пути, руководствует человека на путях жизни, сообщая ему нужные сведения для благополучного шествия по этим путям. Такое же значение имеет и церковно-славянское слово притча, состоящее из предлога при и слова тча, которое происходит от глагола течь, бежать. Следовательно притча значить тоже, что греческое слово паримия, т.е. путеуказательное наставление. По переводу же с еврейского языка притча (по-еврейски «машал») означает подобие, сравнение, краткое остроумное и нравоучительное изречение. Таким образом наименование книги указывает с одной стороны на форму ее изложения, – сжатую, сильную и вместе загадочную, с другой стороны – на ее нравоучительное содержание, имеющее руководственное значение на жизненном пути. Св. отцы Церкви называли эту книгу «мудростью, украшенною всякою добродетелью».

Приточные изречения, составляющий содержание книги Притчей, отличаются от евангельских притчей Иисуса Христа тем, что они имеют вид суждение, тогда как притчи Христовы являются рассказами, представляющими истину под образом предметов, заимствованных из обыденной действительности.

Изложение содержания книги Притчей

Книга Притчей по составу своего содержания разделяется на три главные части.

Первая часть книги состоит из первых девяти глав. Здесь после надписания книги, в котором говорится о писателе притчей, о цели и сущности их, предлагаются три речи о мудрости. Эти речи начинаются увещанием наставника своему ученику следовать мудрости, трудиться над приобретением ее и избегать безумия. Мудрость, следовать которой зовет наставник, есть религиозно-нравственная деятельность, согласная с требованиями истины и добра, положенными в совести и в законе Божием, или иначе сказать мудрость, по учению книги Притчей, есть такая добродетельная жизнь, которая состоит в знании и делании добра для благоугождения Богу (III, 4), а также в избежании зла, чтобы не прогневлять Его (III, 7, VIII, 13). Отсюда приобретение мудрости есть стремление человека к благочестивой жизни, направленной ко спасению. Началом премудрости является страх Божий, т.е. чувство благоговения пред Богом. В противоположность мудрости, под безумием, от которого наставник предостерегает юношу, разумеется нечестие, греховность, проявляющаяся в различных видах порочной жизни. Представляя зло под образом прелюбодейной жены, своими обольстительными приманками приводящей следующих за ней в пагубу, наставник советует юноше ограждать себя от коварной чародейки мудростью, которая исходит от Бога. Эту мудрость он изображает, как божественную личность, обладающую свойствами разума, любви, совета. По учению наставника, Она является источником всяких благ, всех призывает ко спасению, от Нее исходит всякая власть на земле. Этою Мудростью Бог сотворил мир. Она имеет вечное бытие и от века служит предметом общения с Богом (VIII гл.). Желая приобщить к этому общению людей. Премудрость Божия из чувства величайшей любви к ним для этой цели устроила незыблемый дом (Церковь) и в нем приготовила жертвенную трапезу, чтобы пригласить через Своих посланных рабов всех неразумных вкусить от трапезы Ее и чрез это просветиться и получить жизнь вечную (IX гл. 1 –12).

Вторая часть книги, обнимающая собою главы IX-ХХIV с надписанием «Притчи Соломона», содержит в себе в собственном смысле притчи, т.е. собрание кратких приточных изречений. Эти изречения рассматриваются в книге, как естественный вывод из первой ее части. На основании общего основного учения о мудрости, изложенного в первой части, автором здесь предлагаются частные многоразличные правила и наставления для религиозно-нравственного поведения, и общежитейских отношений людей. например, тут даются наставления не притеснять бедных, быть справедливым на суде, не дружиться с гневливыми и вообще быть осмотрительным в выборе знакомств, быть покорным царю, трудолюбивым и т.п. Таково содержание приточных изречений, составляющих вторую часть книги Притчей.

Третью часть книги, обнимающую гл. ХХV-XXIX, составляют притчи Соломоновы, которые собрали и вписали в книгу мужи Езекии, царя иудейского. Содержание этих притчей имеет общенравоучительный характер. Здесь главным образом излагаются правила гражданского благоразумия и общественного благоповедения.

Книга Притчей заканчивается особыми прибавлениями, которые озаглавливаются надписаниями: «Слова Агура». «Слова Лемуила царя». Здесь содержится собрание кратких, не связанных между собою изречений, а в самом конце излагается связная речь с хвалебным изображением доблестной жены.

Сведения о писателе книги Притчей

Составителем книги Притчей всеми толковниками признается премудрый царь Соломон. Основанием к такому признанию прежде всего является свидетельство самой книги, где троекратно она надписывается именем Соломона (I, 1; X, 1; ХХV, 1). Об авторстве Соломона свидетельствуется и в других местах Св. Писания. В третьей книге Царств говорится, что Соломон изрек три тысячи песней и что мудрости его удивлялись все окрестные народы, приходившие послушать его мудрых речей (3 Царст. IV, 32–35; X гл.). Подобное же свидетельство о Соломоне, как мудреце, находится и в книге Иисуса Сына Сирахова (XLIII гл. 9 ст.).

Но авторство Соломона, как писателя книги Притчей, следует понимать не в том только смысле, что он создал притчи своим умом, а так, что он явился в то же время и простым собирателем известных уже притчей. Из книги Притчей видно, что в состав ее вошли многие изречения и других еврейских мудрецов, кроме Соломона, которые ведут свое начало от времен Моисея. Соломон же только собрал и записал их, присоединив их к своему учению о мудрости. (I гл. 6; XX, 17; XXX, 1; XXXI, 1, еврейск. Библ. и др.). Это ограничение творчества Соломона в произведении содержания книги Притчей нисколько не умаляет значение его, как, боговдохновенного писателя книги. Самым своим выбором именно этих, а не иных притчей и подведением их под свое основоположительное учение о мудрости, которое изложено в первых девяти главах, он возвысил их, сообщив им высшее религиозное и нравственное значение.

Книга Притчей в своем полном настоящем составе появилась не вдруг и не во время жизни Соломона. Можно предполагать, что различные сборники, из которых она постепенно составлялась, присоединялись друг к другу в различное время. Так например, в самой книге находим указание, что при царе Езекии она пополнялась новым сборником. Можно думать, что после Езекии, например, при священнике Ездре, происходило собрание притчей в один состав.

Богослужебное употребление Притчей в Православной Церкви

Христианская Православная Церковь ввела книгу Притчей в состав своего богослужения во время апостолов. С тех пор книга Притчей, подобно Псалтири, пользуется в церковной богослужебной практике самым широким употреблением. Чтения или паремии из этой книги встречаются в церковных службах чаще, чем в других ветхозаветных книг; от преимущественного употребления в церковном богослужении книги Притчей, или по греческ. «паремии», стали называться этим именем и все другие чтения из книг Ветхого Завета, положенные Церковью при богослужении. Особенно имея в виду нравоучительное содержание книги Притчей, Св. Церковь постановила предлагать верующим избранные из нее чтения во дни св. четыредесятницы, как время покаяния и приготовления к достойному сретению Господа. «Книга Притчей, говорит св. Василий Великий, – есть образование нравов, исправление страстей и вообще учение жизни, заключающее в себе множество правил для деятельности». Вот почему св. Церковь находит вполне благопотребным сопровождать великопостное богослужение чтением книги Притчей. Слушание говеющими чтений из книги Притчей служит к великому их назиданию, так как оно руководствует их к умудрению в подвигах благочестия, к поддержанию благоговейного настроения мыслей, общению с Богом и обновление чрез Его Божественную Премудрость, т.е. Иисуса Христа Сына Божия, учение о Котором является главным предметом содержания книги.

Кроме того несколько чтений паремий из книги Притчей положено Церковью читать на службах в честь святителей, преподобных и вообще в дни памяти святых. В этом случае Св. Церковь как бы сопоставляет советы мудрости с примерами благочестия, какие представляет жизнь празднуемого святого, усматривая в этих последних наглядное живое выражение религиозных и нравоучительных истин книги Притчей. Самым же замечательным и известным паремийным чтением из книги Притчей в богослужении Православной Церкви считается паремия из девятой главы 12-ти стихов ее, читаемая во все Богородичные праздники48.

Глава I, 20–33 ст.

В указанных стихах этой главы богомудрый наставник Соломон обращается к людям с увещательною речью, которую он ведет от лица Премудрости Божией. Премудрость Божия, по учению его, всех людей призывает к спасению, в особенности же Она ревностно действует на благо тем, которые по неопытности своей совращаются нечестивцами на путь зла и погибели. Обличительно предостерегающий голос Премудрости слышится всюду: на улицах в пении священных песней, в речах Ее проповедников, у городских ворот в заседании старейшин, которые, по внушению Ее, объявляют судебные приговоры (20– 22 ст.). Проповедный голос Божественной Премудрости, призывая людей к исполнение правды, указывает на то, какой вред себе и другим приносят все нечестивцы, живущие пороками (23 ст). Она хочет побудить этих безумцев к покаянию и исправлению своей жизни. Когда же они не хотят обращать внимания на это и упорно продолжают коснеть в грехах, мера долготерпения Премудрости Божией исполнится. Тогда Она предает их грозному Своему суду и подвергнет их страшным бедствиям. Во время этих бедствий хотя бы нечестивцы, вынужденные страхом и обратились к Премудрости с мольбою о помиловании, Она не послушает их, потому что они намеренно и хульно отвергли все попечения о них Премудрости и вот поэтому они будут вкушать достойные плоды своего нечестия (24–31 ст.). Наконец, наказание их будет вполне заслуженным и непредотвратимым возмездием для них еще и потому, что они обижали младенцев, т.е. людей невинных и беззащитных, как младенцы. В противоположность участи нечестивцев, состояние людей благочестивых, внимающих и верующих словам Премудрости, будет спокойно и ограждено от всякого зла (32–33 ст.).

Под Премудростью Божиею, призывающей всех ко спасению, разумеется Второе Лице Св. Троицы, Сын Божий, Который представляется в рассматриваемом учительном увещании Соломона под образом Силы Божией, различными путями уготовляющей людей ко спасению. Божественный, не человеческий характер этой Силы открывается из свойства Ее наставлений и вразумлений и вообще из всего Ее образа выступления, по которому Она говорит и действует с правом Божеского Существа, имеющего власть спасти человека или же, в случае непослушания, погубить его. Название Премудрости усвояется Сыну Божию в том смысле, что Он содержит в себе полноту ведения Божественного, ведения Бога Отца и осуществляет тайны премудрости Божией в мире чрез творение и промышление о нем, являясь вместе с тем источником ведения для всех людей, как учитель (Mф. XI, 27; Иоан. VI, 45–46).

21–22 ст. «Премудрость во исходех поется, в стопах же (на площадях) дерзновение водит (смелость имеет). На краях же (с вершины) стен проповедует, у врат же сильных (властелинов) приседит, во вратех же града дерзающи глаголет». Этими словами автор книги раскрывает ту мысль, что сила действия Премудрости Божией на жизнь людей очень различна и многообразна. Силы Ее Божественного присутствия видны всюду и Она избирает орудием Своего воздействия все, что может достигнуть Ее спасительных целей: мудрое устройство мира, совесть человека и судьба его, закон откровенный, начальники, судьи, народные собрания, одним словом вся обстановка внутренней и внешней жизни человека является способом Ее Божественного вещания в мире. Но в особенности провозвестниками Ее являются те последователи Ее, которые гласом слова Ее с вершины стен, т.е. открыто и всенародно, подобно древним гарольдам, кричавшим во всеуслышание с высокой стены или башни, чтобы объявить народу повеление своего правителя, возвещают людям волю Божию. Такова и действительно была проповедь пророков, а впоследствии апостолов, которым Господь Иисус Христос повелел провозглашать громко на кровлях то что им сказано было на ухо (Лук. XVI, 27).

23 ст. «Елико убо время (доколе) незлобивии держатся правды, не постыдятся. Безумии же, досады суще желатели (охотники до обид) нечестивы бывше, возненавидеша чувство (ведение) и повини быша обличением».

Здесь изображается двоякого рода жизнь людей: жизнь незлобивых, живущих по правде и поэтому стоящих на верном и прочном пути, идущим от Бога и к Богу, источнику всякого благополучия и блаженства. Противоположною сему является жизнь нечестивых людей. Заглушив в себе чувство совести, они всецело предаются порокам и благополучие себе в жизни приобретают самолюбивыми пожеланиями, нарушая интересы своих ближних, всячески притесняя их и прибегая к всевозможным неправдам. Премудрость Божия, как желающая всем человеком спастися и в разум истинный приити, праведных людей поддерживает на избранном ими пути добра, а нечестивцев предостерегает от дальнейшего пребывания в пороках.

23 ст. «Се предложу вам Моего дыхания (духа) речение (речь), научу же вас Моему словеси» (скажу вам мое слово).

Премудрость Божия выступает с обличительною, одушевленною речью против упорных преступников.

24–26 ст. «Понеже звах вас и не послушаете, и простирах словеса (распространяла речь) и не внимаете, но отметаете Моя советы и Моим обличением не внимаете: убо и Аз вашей погибели посмеюся, порадуюся же, егда приидет вам пагуба».

После продолжительных и разнообразных по способу действия усилий, но бесплодных по воздействию на жизнь нечестивцев. Божественная Премудрость от этих призывов к раскаянию переходит к возвещению им грозной гибели, во время которой с нераскаянными грешниками будет поступлено по всей строгости правосудия. Во время имеющего постигнуть их бедствия Премудрость не только не будет облегчать участи достойных страдальцев Своим сочувствием, но еще «посмеется и порадуется их погибели». Это человекообразное представление о Божественной Премудрости указывает не на злорадство, несвойственное Богу, а на то, что Премудрость Божия предаст упорных противников Ее на посмеяние людям, что люди будут глумиться над ними по пущению Божию, в наказание за то, что они сами смеялись над советами и обличениями Ее.

27 ст. «И егда приидет на вы внезапу мятеж (смятение), низвращение же (ниспровержение) подобно бури приидет, или егда приидет вам печаль и градоразорение, или егда найдет на вы пагуба».

Здесь изображается страшная картина наказания нечестивцев. Бедствие приидет на них совершенно неожиданно, подобно бури, и этою внезапностью они будут приведены в сильное смятение. Они будут находиться в таком же состоянии, в каком находятся люди в городе, окруженные со всех сторон неприятелями, угрожающими предать город страшному опустошению.

28 ст. «Будет бо, егда призовете Мя, Аз же не послушаю вас. Взыщут Мене злии и не обрящут».

Раскаяние нечестивцев под влиянием бедствий будет вынужденное, самое обращение их к Богу тогда явится не выражением раскаяния в грехах, а только воплем о мучительности своего состояния. Вот почему Господь не будет внимать их мольбам о помиловании и поступать с ними так, как Он по Своему великому человеколюбию поступает с грешниками в том случае, если они приносят Ему добровольное, искреннее раскаяние в своих грехах с твердою решимостью, по мере своих сил, избегать прежней греховной жизни.

Глава VIII-я, 20–23 ст.

В начале этой главы изображается просветительная учительная деятельность Премудрости Божией. Эта деятельность состоит в том, что Премудрость Божия всех людей приглашает к приобретению духовного совершенства (1–5 ст.). Источником этого совершенства является Она Сама, как имеющая в Себе преимущества истинной мудрости и сообщающая людям всевозможный блага. Все в мире совершается при Ее мудром содействии и без Нее не может достигать благих результатов. В руках Премудрости дары власти и государственной крепости, так что «Ею цapиe царствуют и сильнии пишут правду» (6 – 21 ст.). Но Божественная природа и достоинство Премудрости Божией разительным образом проявились в миротворческой Ее деятельности. Имея предвечное бытие рождением от Бога Отца, Премудрость предназначена была Им к совершению дел творения и промышления о мире. Она была участницею творения мира, который через Нее, как через художницу, получил свое бытие и свое устроение. Она также участвовала в предвечном совете лиц Св. Троицы, являясь предметом радости Бога (22–23 ст.).

22 ст. «Господь созда (поставил) Мя начало путей Своих в дела Своя (в делах Его)».

Сими словами изображается участие Премудрости Божией, т.е. Сына Божия в творении мира. Господь, Ипостасное Слово был «началом» миротворения в том смысле, что все произошло при посредстве Его и поэтому в Нем положено основание проявления силы Божией в творении. В этом же смысле учить о Сыне Божием св. Иоанн Богослов, когда говорит: «Вся тем быша и без Него ничтоже бысть, еже бысть» (Еванг. от Иоан. I, 3). Сына Божия представляет орудною причиною творений и апостол Павел в следующих словах своего апостольского учения: «Тем создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти: всяческая Тем и о Нем создашася» (Кол. I, 16). В другом месте апостол говорит, что Им (Сыном Божиим) Бог Отец веки сотвори» (Евр. I, 2). По выражению Св. Церкви, Бог вся содеял Сыном, содейством Св. Духа (Стих, на стиховн. последов. пентикостии).

Слово «созда» следует понимать согласно с еврейским подлинником в смысле приобрел, что значит тоже, что родил, каковом смысле Ева, по рождении от нее Каина, сказала: «стяжах человека Богом» (Быт. IV, 2). Можно слово «созда» понимать в смысле поставил, предопределил, предназначил. Совершенно ошибочно поэтому в IV веке некоторые неблагомыслящие из христиан, именно еретики ариане, на основании слов «Господь созда Мя начало путей Своих» защищали свое лжеучение, что Сын Божии есть тварь и не равен Богу Отцу.

23–25 ст. «Прежде век основа Мя в начале прежде неже землю сотворити, прежде неже бездны соделати, прежде неже произыти источником вод, прежде неже горам водрузитися, прежде всех холмов раждает Мя».

В этих словах раскрывается учение о вечном домирном существовании Премудрости Божией и о личном отношении Ее к Богу Отцу. Премудрость Божия была предуставлена Богом быть владычицею творений прежде сотворения самой вселенной в ее первобытном виде бездны, прежде появления гор, водных источников и вообще начала всякой мировой жизни. Бытие Ее, как Бога, предвечно, довременно и самобытно, а потому и является источником для существования всех тварей. (Ев. от Иоан. I, 1; Евр. I, 2; Апок. III, 14).

Личное отношение Премудрости Божией к Богу Отцу определяется словами «раждает Мя». Премудрость Божия превечно рождается из существа Бога Отца и поэтому является единосущною с Ним и равною Ему. Отсюда видно, что сыновство и отцовство составляют отличительные свойства Бога и Премудрости по божеству, эту величайшую истину Дух Божий открыл еще отцу Соломона, Давиду (Царств. VII, 14; Пс. II, 7 и CIX, 3).

В следующих стихах этой главы идет речь о том, как Премудрость Божия участвовала в различных видах творений мира, отпечатлевая на них Свой небесный облик. В каждом деле творения Божия Она проявляла Свой величайший ум и Свою неизреченную любовь ко всему сотворенному (стихи 26–30).

Стихи 20–30 VIII-й гл. составляют собою паремию, которая читается на богослужении в праздники Обрезания Господня (1 января) и Благовещения Пресвятой Богородицы. Чтение сих стихов, по научению Св. Церкви, должно внушить верующим ту великую истину, что воплотившийся, рожденный от Девы Марии и приявший обрезание Младенец Иисус Христос есть в то же время Сын Божий, Который от вечности существовал в общении с Богом Отцом.

Глава IХ-я

В этой главе содержится учение о Премудрости Божией, промышляющей о спасении человека. Для того, чтобы совершить спасение человека и находиться с ним в постоянном общении, Премудрость создала себе среди людей дом, который украсила и укрепила семью колоннами (I ст.). Затем в этом доме Она приготовила обильную трапезу, употребивши для этого Свои обетные закланные жертвы и вино в чаше, растворенное с водой (2 ст.). Когда все для праздничного богослужебного торжества было готово, Она послала Своих рабов во всеуслышание и открыто приглашать на пир всех людей, не имеющих разума, но ищущих его, чтобы они шли в дом Премудрости, вкусили бы от трапезы Ее хлеба и вина и таким образом просветились бы светом истинного разумения, благочестия и приобщились бы вечной, блаженной и славной жизни (3–6). При этом Премудрость дает Своим слугам наставление не вступать в близкое общение с людьми, явно упорствующими против истицы и нераскаянными, чтобы не навлечь на себя злобы, издевательства, кощунства и других проявлений злой воли упорных грешников, которые между тем могут повредить им в спасительном деле благовестия Божия (7–8 ст.). Вместо того, чтобы без пользы тратить время и труд на вразумление врагов истины, по наставлению Премудрости Божьей, слуги Ее поступят более благоразумно, если будут с своею проповедью обращаться к людям благорасположенным и способным принять наставления. Эти благочестивые люди не только не обидятся, когда проповедники будут указывать им па недостатки их жизни, но еще полюбят своих обличителей и постараются воспользоваться учением провозвестников воли Божией, чтобы усугубить свое знание и благочестие. Причина такого благодушного и благодарного отношения со стороны наставляемых к наставляющим заключается в том, что в основе благочестивой жизни наставляемых лежит чувство страха Божия, которое служит одним из главных условий к уразумению воли Божией (8–10 ст.). Слова Премудрости заканчиваются указанием на то, что если человек примет от Нее предлагаемый таким образом условия ко спасению, то удостоится всех великих благ истинной жизни в Боге (11 ст.).

1 ст. «Премудрость созда Себе дом, и утверди столпов седмь». Под домом разумеется Церковь Христова49. Название это ей усвояется в том смысле, что в ней Сам Иисус Христос обитает Своею благодатью (Mф. XXVIII). Основание Церкви было положено еще Богом в раю, когда сотворены были прародители Адам и Ева, которые находились в общении с Богом и руководились Его божественными откровениями. Несмотря на то, что человек удалился от Бога своим непослушанием, Божественная Любовь не оставила его Своею милостью, Господь пошел навстречу падшему человеку, помогая ему возвратиться к первобытному блаженному состоянию. С тех пор Господь употреблял и употребляет самые разнообразные средства ко спасению человека. Премудрость же Божия, Второе Лице Св. Троицы Сын Божий в предвечном совете Лиц Св. Троицы благоволил снизойти на землю, приять на Себя тело человека, пострадать и умереть за грешный род человеческий, чтобы чрез это очистить и освятить смертное естество человека. Совокупность промыслительных действий Божиих в человечестве, направленных к тому, чтобы спасти его сим чрезвычайным образом и составляет тайны царствия Божия на земле. Главный Виновник спасения Господь Иисус Христос пребывает в сем царстве, как в жилище Самого Бога, которое Он соделал таковым Своими искупительными заслугами (Ефес. II, 4–22 ст.); Колос. II, 13–15; Петр. I, 18–19; II, 24).

Утверждение дома Премудрости на семи столпах в приложении к Церкви Христовой обозначает то, что она снабжена всем, что только нужно для ее благоустройства, процветания и славы. По мнению св. отцов Церкви, семь столпов изображают также семь даров Св. Духа (Ис. XI, 2–3; Апок. 1,4, 12; III, 1; IV, 5), или семь таинств, поддерживающих и украшающих Церковь подобно тому, как столбы в здании поддерживают и украшают его устройство.

2–3 ст. Под образом жертвенных мяс и вина, соединенного с водою, по толкованию отцов Церкви, в таинственном смысле разумеется святейшее таинство Евхаристии, в котором предлагаются верующим под видом хлеба и вина истинная плоть и кровь Христа (Mф. XXVI, 26–27; Иоан. VI, 53–55; 1Кор. X, 21).

Под рабами, которые Премудростью Божиею посылаются для приглашения людей к трапезе, разумеются все провозвестники божественного откровения, например, пророки, в особенности же св. апостолы (Mф. XXVIII, 19). Последних Господь Иисус Христос послал с евангельскою проповедью открыто воззвать греховное человечество ко спасению и вечной жизни, залогом которой служит приобщение плоти и крови Христовых в таинстве Евхаристии (Иоан. VI, 53–55). Эту спасительную истину Сам Господь Иисус Христос во время земной Своей жизни раскрыл в Своих притчах: о званных на вечерю (Лук. XIV, 16–24) и о царском браке (Mф. XXII, 1 – 14). По смыслу сих притчей, верующие только лишь в Церкви, в дому Божием могут обрести себе истинное блаженство, так как здесь предоставляется им возможность входит в общение с Богом и освящаться благодатными дарами Св. Духа.

4–6 ст. Люди, к которым слуги Премудрости должны обратиться с приглашением, называются «безумными», т.е. невеждами и «требующими ума», т.е. несмысленными. Незнание или ненаученность здесь разумеется религиозная, касающаяся того, что нужно знать человеку для того, чтобы благоугодить Богу и спастись. Тайна божественного домостроительства открыта людям Самим Богом чрез откровение, в особенности же великие истины спасения стали известны людям тогда, когда явился на землю Сын Божий и светом Своего учения озарил всю вселенную. После же Своих страданий Господь сообщил людям благодать Св. Духа, которая помогает каждому христианину усвоять тайны спасения во Христе. Таким образом под безумными и требующими ума следует разуметь всех людей, непросвещенных светом Христова учения и не получивших благодатной силы постигать своим умом его смысла. В частности из среды всего непросвещенного и необлагодарствованного человечества под скудоумными, делающимися достойными зова Премудрости Божией, главным образом должно разуметь тех людей, которые являются просты по уму и по сердцу, не имеют горделивого сознания лжеименной мудрости и в таком своем состоянии оказываются наиболее восприимчивыми к проповеди Евангелия (Mф. XI, 25; Лук. X, 21; 1Кор. I, 27).

7 ст. "Наказуяй (поучающий) злыя приимет себе безчестие; обличаяй-же нечестивого порочна сотворит себе (запятнает себя). Обличения бо нечестивому раны ему».

8 ст. «Не обличай злых, дане возненавидят тебе. Обличай премудра и возлюбит тя».

В этих словах предлагается руководство для провозвестников Премудрости Божией не обращаться к тем нечестивым, которые подавили в себе все зачатки добра и от которых поэтому нельзя ожидать ничего, кроме насмешек, кощунственного отношения к проповедуемым истинам и даже злых действий, опасных для жизни проповедника. Впоследствии Господь Иисус Христос этот Свой совет преподал апостолам такими словами: «не дадите святая псом, ни пометайте бисер ваших пред свиньями, да не поперут их ногами своими и вращшееся расторгнут вы» (Mф. VII, 6). В другой же раз Спаситель так сказал Своим апостолам: «В оньже аще колиждо град или весь внидете, испытайте, кто в нем достоин есть: и ту пребудите, Дóндеже изыдете... И иже аще на приимет вас, ниже послушает словес ваших, исходяще из дому или из града того, отрясите прах ног ваших» (Mф. X. ст. 11, 14). Конечно этими словами Божественный Учитель не заповедует проповедникам совершенно не обращать никакого внимания на злых людей и не исключает этих грешников из круга Своих промыслительных действий, так как Он всем людям одинаково желает спасения. Этим руководственным наставлением Господь научает Своих служителей особенной осмотрительности, благоразумию и осторожности в обращении с хулителями истины. Вот почему Господь, посылая Своих учеников на проповедь, и заповедал им так: «Се Аз посылаю вас яко овцы посреде волков будите убо мудри яко змия и цели яко голубие» (Mф. X, 16 ст.). Кроме того, Своим собственным примером во время земной жизни Господь неоднократно засвидетельствовал это правило мудрого обхождения с ожесточенными врагами, например на суде у первосвященников Анны, Каиафы, пред Иродом, когда на обличительные и насмешливые речи их, Он ответил глубоким молчанием50.

9 ст. «Даждь премудрому вину (случай) и премудрейший будет: сказуй (вразуми) праведному, и приложит приимати» (приумножит усердие к восприятию).

10 ст. «Начало премудрости страх Господень и совет святых разум. Разумети бо закон помысла есть благаго».

Благовестие между премудрыми, т.е. между людьми, живущими святою жизнью, увенчается полным успехом для проповедника. Такие слушатели не только по достоинству оценят слова проповедника, но возлюбят его, увидев в нем своего духовного наставника, призывающего их ко спасению. Причиною этого отрадного явления служит то, что основанием благочестивой жизни праведников является чувство благоговейного страха пред Богом. Руководящиеся этим чувством внимательно следят за своими поступками, чтобы не оскорбить ими Господа, великого Своими совершенствами. Поэтому богобоязненные люди всегда строго относятся к самим себе и благодарны бывают, если кто-либо со стороны, в особенности же проповедник Божий, укажет недостатки и сообщит им соответствующие истинной жизни в Боге советы.

Праведная же святая жизнь благочестивых людей, при постоянном богомыслии, делает их способными к восприятию Божественного Откровения51 («Разумети бо закон помысла есть благаго»). 11 ст. «Сим бо образом многое поживши время и приложатся тебе лета живота твоего».

За исполнение уроков мудрости обещается долголетняя жизнь на земле, которая служить предначатием блаженной жизни в вечности.

Указанные стихи IX гл. (I-II ст.) читаются в качестве паремии в Богородичные праздники. Это объясняется тем, что содержание сих стихов главным образом сводится к учению о воплощении Ипостасной Премудрости – Сына Божия. Орудием же воплощения Господа, Второго Лица Св. Троицы, послужила Пресвятая Дева Мария, в утробе которой наитием Св. Духа и образовалось то самое пречистое тело Иисуса Христа, которое в Церкви Его под видом хлеба и вина предлагается в снедь верным.

Далее в содержании рассмотренных стихов заключается учение об устроении дома Божия на земле, т.е. Церкви. Церковь же Христова образуется из совокупности верующих, которые являются членами ее и которых поэтому св. апостол Павел называет храмами Божиими (1Кор. III, 16). В каждом из верующих Господь обитает, как в жилище Своем, вселяясь в него пречистым Телом и Кровью Своею. Но между сими обителями Христа в Церкви первое место занимает Пречистая Матерь Его, Которая посему и называется в церковных песнях «палатою и престолом Царя, пречистым храмом Спасовым, как вместившая Богочеловека в чреве Своем.

* * *

48

Подробно об этом будет говорится ниже.

49

Этим именем она называется и в других местах св. Писания, например в первом послании ап. Павла к Тимофею. (1Тим. III, 15).

50

По учению св. апостола Павла, вся забота пастыря церкви должна быть направлена к тому, чтобы проповедовать Слово Божие неослабно и непрерывно (2 Тим, IV, 2). Проповедник должен полагаться на помощь Божию утешать себя тем, что проповедь его постепенно в будущем принесет свои плоды, так как Слово Божие живо и действенно (Евр, IV, 12) и тщетным не бывает (Ис. IV, 9–10).

51

По словам Господа «только чистии сердцем Бога узрят» (Мф. 5,8). По свидетельству же апостола Павла "е злохудожную душу не внидет премудрость Божия и душевен человек, т.е. живущий греховными страстями, не приемлет яже духа Божия» (Еф. II, 2; 1Кор. II, 14).


Источник: Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. / Л.И. Бриллиантов. – Могилев. Губ. Изд.: Тип. И.Б. Клаза и М.Л. Кагана. 1914. – 398 с.

Комментарии для сайта Cackle