И.Ц. Миронович

Источник

Лекция 22. Вавилонский плен и послепленный период до присоединения палестины к Римской империи

– Христосъ воскресе!

– Воистину воскресе!

Тридневный Спасе. Вот поём: смертію смерть поправъ!23 И вы посмотрите, что получается: слово смерть прозвучало впервые в Раю, в Царстве Божием, где бы не должно и упоминания быть об этом – а оно прозвучало – в заповеди: В день, в который ты вкусишь, смертию умрешь (см. Быт. 2:17)– станешь смертным. И вот в Раю – слово смерть! Это парадоксально и в то же время, вот, знаменательно очень. Уж кажется, смерти не должно быть места, где Бог – ведь Он насадил это место и предназначил его для человека – с тем, чтобы он, вот, начиная с этой точки, всю планету Земля обратил в этот рай: и смерти Бог не сотворил.

Ну-ка откройте все книгу Притчей Соломоновых. Книгу Притчей! А лучше всего и, вот, Премудрость Соломона, 1-ю главу. Читаю вам с 12-го стиха: «Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни [вот, как сказано, – заблуждениями вашей жизни], и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших. Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия, и все в міре спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле. Праведность безсмертна, а неправда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками, и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием». Вот вам. Вот вам в раю прозвучало слово «смерть», где бы его не должно упоминания быть!

Но посмотрите – человек может и в раю привлечь на свою голову вот это наказание Божие. Собрать на свою голову угли огненные (см. Пс. 17:13; Притч. 25:22), и в числе их самое страшное – смерть! Смерть, перед которой трепещут до сих пор. Каждый человек несёт тугу смертную (ср. Пс. 17:5), её переживают и святые люди.

Ну вот – смертію смерть поправ! – вдруг, читаем. Когда это произошло? В момент смерти Спасителя на кресте. Вот когда Он произнёс слово свершилось (см. Ин. 19:30), и Дух Его покинул – наступила смерть. Вот в этот момент смерть, та – получила смертельный удар во главу. Смертію смерть поправ. Пока что Он преодолел смерть и одержал победу только в Своей Личности. В нас, как последователях, это живёт в потенции: Верующий в Меня, если и умрет, будет жив (см. Ин. 11:25). В знамение этого Господь совершал воскрешения при жизни – как в Ветхом, так и в Новом Завете. В назидание нам от святых остаются нетленными их тела – то, что душа опять соединится с телом, как своим сосудом, через который она творила добро или зло; и вот эти субстанции, как мановения Божии и прах, которые составляют личность вместе, они не потеряются никогда, и нечего нам решать вот эту головоломку:

– А как же, если от тела ничего не осталось? Оно стало пищей рыб, пищей зверей, оно сгорело в огне, оно было разодрано дикими животными, и здесь не найдёшь и следов!

Это для нас «нет следов». У Господа всё сосчитано мерой и весом. И ничего без Его власти не убывает – море выдаст своих мертвецов, ад и смерть выдадут своих мертвецов, и все предстанут пред Господом! Не забудется ни одна душа, как сказано об этом (ср. Откр. 20:11–15).

Но вот <знаменательно> то, что смерть начинает своё бытие в раю и сам человек привлекает её руками своими на свою голову – одним только непослушанием воле Божией. Вот как опасно выходить из воли Божией – нам грозит смерть. Нам постоянно грозит с вами смерть: от неосторожного слова, от неосторожного поступка – мы очень многое совершаем неправильно, потом начинаем жалеть, раскаиваться, но вот – совершилось. И вот как всё это дело поправить? Как так отдалить? И вот это сформулировано было в Ветхом Завете, в книге Иова – этот вопрос.

Он так в 14-й главе <формулируется> – откройте книгу Иова перед Псалтирью. Иов. Найдите 14-ю главу, и в 14-й главе вопрос всего ветхозаветного человечества. 14-й стих: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?» Вот почему этот вопрос звучит в Ветхом Завете? Да потому что он не был открыт во всей полноте. Отдельные только намёки. 14-я глава, 14-й стих: «Когда умрет человек, то будет ли он опять жить ?»

А вот какой ответ давали сами люди? Они гадательный ответ давали. 7-й стих этой же главы: «Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него выходить не перестанут: если и устарел в земле корень его, и пень его замер в пыли, но, лишь почуяло воду, оно дает отпрыски и пускает ветви, как бы вновь посаженное. А человек умирает и распадается; отошел, и где он? Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает: так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего. О, если бы Ты в преисподней сокрыл меня и укрывал меня, пока пройдет гнев Твой, положил мне срок и потом вспомнил обо мне! Когда умрет человек, то будет ли он опять жить?». Вот и стояли перед таким знаком вопроса.

И только вот в Псалтири мы находим, что, вот, Ты не оставишь души моей во аде, и не дашь святому Твоему увидеть тления. Хотя эти слова прямо относятся ко Христу, но они включают в своё содержание и нас с вами: Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть тления (см Пс. 15:10). А почему мы <так> называемся, да? Мы называемся так согласно, вот, Писанию. Откройте Исход, 19-ю главу, посмотрите, как называется избранный народ, если он послушен Господу. Вот в 19-й главе Господь велит Моисею взойти на гору, и – 5-й стих смотрите: «<... > итак, если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым; вот слова, которые ты скажешь сынам Израилевым».

Вот откройте 1-е Петра – Соборное Петра. 1-е Соборное Послание Апостола Петра и найдите в нём 2-ю главу. Вот то же самое здесь. Вот, что он говорит нам – 4-й стих: «Приступая к Нему [ко Христу], Камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный <...>». Вот кто за нас будет строить себя?

1-е Петра, 2-я глава, 4-й стих: «и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу <...>».

9-й стих: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвѣщать совершенство Призвавшего вас из тьмы [вот Господь нас из тьмы призвал! Из тьмы неверия, невѣдѣнія, заблуждения. Каждый раз Он вытаскивает нас из какой-то, понимаете, тьмы] в чудный Свой Свет <...>».

Так вот, как именуются избранные-то люди? Народ, взятый в удел, царственное священство, святые – это не просто слова, так вот сказанные, брошенные мимоходом. Это должно соответствовать действительности: Святая – святым. Вот, поднимает он <священник> этот, понимаете, хлеб-то – уже Тело Христово, и говорит: Святая святым!. И начинает Его разламывать. Одна часть идёт для причащения священников и всех служителей, другая идёт для причащения народа. И вот священник разрезает эту часть на частички в зависимости от того, сколько было причастников, чтобы каждому досталась частица.

А вот в древнее время – на древних иконах вы видите картину прямо поразительную: Христос стоит у престола, к Нему – в очередь Апостолы, и Он каждому даёт по большому укруху – по большой части. Вот эти большие части получали в древности христиане, и от Литургии – в чистом плате, в чистом сосуде – они несли домой и могли причащаться ежедневно сами, брать с собой в дорогу. Но это при условии и высокой духовной жизни. А когда этой высокой духовной жизни нет? Более того – люди стали заниматься магизмом, исследовать: а что это за «тело»? а «тело» ли это? – производить над ним эксперименты, а еретики стали и кощунствовать! Ужасные ведь вещи сотворяют сатанисты на своих оргиях, когда к ним попадает в руки христианская святыня: кресты, чаши и, не приведи Господь, каким-то образом, если они достают Дары. Они совершают ужасное над этим. Я не буду вам говорить, дабы не оскорблять слух, и вообще это нужно гнать. Вот их бы надо было физически изолировать и уничтожать. Вот такие изуверские секты – надо – или изолировать, ссылать на остров, и пусть там они умирают, или их уничтожать физически, как делал Моисей (ср. Исх. 17:13–14).

Прилепился народ к Ваал-Фегору – что сделал Финеес? Вошёл в шатёр к князю Иудиному и проткнул обоих копьём – а ведь ему нельзя было заниматься этим, убийством. Он – священник. Но Господь ему ревность эту вменил в праведность и дал ему завет священства вечного (см. Числ. 25:1–13). Маттафия тоже был священник, но, когда один из иудеев принёс жертву идолу – Зевсу Олимпийскому, он заколол его у этого жертвенника. И Господь вменил ему это в праведность (см. 1Мак. 2:15–28). Так что, знаете, меч-то брать нельзя, но ревность по Боге бывает иногда и оправдана.

Вот, это такая вот ревность. И поэтому вот эти названия: смертию смерть поправ – вот Он, Господь, дал, нанёс такой удар, о котором было сказано в первом мессианском пророчестве: Оно, – Семя Жены, – будет поражать тебя в голову. Вот на кресте Он и нанёс ему <(царству зла)> смертельный удар – в тот самый момент, когда душа Его покидала тело: Смертию, – Своею, – смерть поправ!

И хотя смерть по-прежнему берёт свою дань и оброк свой, вот, но сила-то её подорвана: Верующий в Меня, если и умрет, будет жив. Мы все должны пройти, вот, через этот опыт смерти – хотим мы того или не хотим. Если только будет Второе Пришествие на нашем веку. Тогда Апостол говорит: Мы не предупредим умерших – они опередят нас, а мы с ними восхищены будем в сретение Господне на воздухе (см. 1Фес. 4:15–18). А тела наши примут какую-то перемену и станут нетленными, способными жить вот уже в новых условиях. Это относится к великой тайне, но она нам открыта. Поэтому – успение. И мы называем смерть-то успением – сном: наступит момент, когда все пробудятся как бы от сна.

А сон – наш обычный, которым мы спим, – вот он является прообразом смерти: можно уснуть навсегда, не думая и не ощущая, что пришёл твой смертный час. Вот на вопрос: хотели бы вы знать день своей смерти? – ответ-то ведь будет самый, конечно, неоднозначный. Одни бы хотели, а другие сказали бы: нет, я боюсь знать день своей смерти. И избави ны> отъ внѣзапныя смерти – без покаяния, <– просим мы в молитве>. Вот, что страшно: умереть без покаяния. А смерть – ну что ж, оброк, – никуда не денешься. Никуда – желаем мы этого <или нет>.

Мы наблюдаем не просто свою жизнь, а мы все наблюдаем своё медленное умирание. Мы все в пути – это жизненная смерть, как определил Василий Великий. И стремление к жизни – оно является неосуществимым, потому что смертное поколение порождает такое же <смертное поколение >. Вот возьмите почитайте брошюру – всем вам нужно прочесть Соловьёва Владимира Сергеевича: «Основы духовной жизни».

«Основы духовной жизни» – вот, как вы откроете, как начнёте читать, так на одном дыхании и будете читать, пока не закроете последнюю страницу. Вот он там рассматривает, что стремление-то к вечной жизни у человека есть, но в наличии своём он её не имеет. Два больших препятствия – грех и смерть стоят на пути. Грех внедряется в человека – начинает свою разрушительную работу; смерть, как завершение этой работы, является уже итогом. И человек разрушается и наблюдает своё <умирание>. А вы говорите: а я вот не чувствую – ни возраста, ни своего <угасания>, вот только тело непослушно. Да так оно и должно быть, потому что у души нет возраста – она, как дыхание Божие, – вот как она была, как дыхание Божие, <так таковой и остаётся> она не стареет вместе с телом.

Всяка душа живится Духом Святым и чистотою возвышается24. А вот тело – к сожалению, оно носит в себе смертность свою. И вот люди привлекли её своими и словами, и делами. И говорит: достойный жребий это для них. Достойный для них жребий.

Вот теперь – смерть детей. Вот Достоевского эта тема так мучила, так волновала, что он не знал, как на неё и отвечать, и говорил, что вот смерть-то детей, кажется, сведёт меня с ума. Как объяснить? Теодицея! Как оправдать Бога, Его милосердие наряду с тем, что, вот, умирают дети и страдают – ни в чём не повинные дети?

Вот сейчас могут определять, какой плод, когда он ещё во чреве: что плод будет больным, уродливым или каким. Вот продолжать это или прекратить его существование? Можно это дело решать, или нельзя, или родить всё равно? Вот надо индивидуально подходить к каждому.

Один скажет: а зачем мне родить вот такого, который всю жизнь будет мучиться и будет уродливым – он родился без конечностей. Без конечностей. Вот в связи с тем, что мамы, так называемые, и во время беременности колются, курят и пьют – вот у них рождаются страшные уроды. С недоразвитыми конечностями, с их отсутствием. Одна голова вот – с шар. А он смотрит, и в его взоре <вот читаешь>. Вот что с такими-то людьми делать? Можно <судьбу> их росчерком пера <определить>? Куда? Это в отбросы? <Кто-то скажет:> «Их нужно топить <, как делали в древней Спарте>». Нельзя, очевидно, так делать. Нельзя, нам не дано такого права.

А вот <они даны> в наказание Господне – вот! Вот и мучаемся, вот и несём такое положение. И вот как разрешить этот вопрос? На балансе у государства столько их, что они никогда, во-первых, не излечатся, навсегда такими и останутся, и – содержание их обходится очень дорого. Следовательно, что? Всех взять – и в помойку. Вот у нас, <там>, где сейчас больница Блаженной Ксении, был роддом. Так там не столько родились, сколько «чистились». И вот в этих баках и находили вот такие останки – излишки-то вот, издержки производства. Вот за что благословение-то Богу посылать? За что благословение?

Теперь. Вот решаем все вопросы – вот, почему вы в таком состоянии. Но не поднимают только одного вопроса: а вот как относятся дети к родителям? Всё! Корень всего заключается, вот, также в этом. В отношениях детей и родителей. Потому что благословение матери – оно утверждает; а её проклятье разрушает до основания. Вот, забегая вперёд: чти отца твоего и матерь твою – это заповедь Декалога (см. Исх. 20:1–17) – пятая заповедь (см. Исх. 20:12), а комментарий на неё – Иисус, сын Сирахов.

Откройте Премудрость Иисуса, сына Сирахова, и найдите мне 3-ю главу. Вот эту 3-ю главу, мне кажется, нужно читать по телевидению каждый день: выбрать, когда все пришли с работы и смотрят; и вдруг вот ролик этот и ввести, и читать 3-ю главу! А 3-я глава звучит так: «Дети, послушайте меня, отца, и поступайте так, чтобы вам спастись, ибо Господь возвысил отца над детьми и утвердил суд матери над сыновьями. Почитающий отца очистится от грехов, и уважающий мать своюкак приобретающий сокровища. Почитающий отца будет иметь радость от детей своих [а ведь посмотрите: Ной проклинает не Хама, а Ханаана, внука (см. Быт. 9:26). Феодорит говорит: законное наказание: ты не почтил отца – от своих детей будешь иметь <скорби>], и в день молитвы своей будет услышан. Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит мать свою. Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его. Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания. Не ищи славы в безчестии отца твоего, ибо не слава тебе безчестие отца. Слава человекуот чести отца его, и позор детям матьв безславии. Сын! прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей, ибо милосердие к отцу не забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. В день скорби твоей вспомянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои. Оставляющий отцато же, что богохульник, и проклят от Господа раздражающий мать свою».

Вот это нужно читать каждый день. Каждый день это нужно читать на всю Россию, потому что отношения между детьми и родителями безобразные. Безобразные. А мы желаем, чтобы было это изобилие плодов и всё <ладилось>.

А вот откройте Исход – 21-ю главу. Вот в 20-й-то главе даётся Декалог – Заповеди Десятословия – вот это, 12-й стих: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле, которые Господь, Бог твой, дает тебе». Чтобы тебе было хорошо.

А смотрите стих 15-й: «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти». Но вот давайте по букве выполнять эту заповедь – что у нас останется? А 17й: «Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти». Поэтому хочешь спастись – почитай родителей.

Можешь утром сказать: Господи, благослови, – и вечером. Вот всё твое молитвенное правило. Но за почтение родителей Господь примет его как всенощную молитву. За почитание. Потому что нелегко почитать родителей, явно несправедливых, неумных, ограниченных; но, поскольку родителей не выбирают, – они наши родители, да, вот нужно их почитать. И на этом никаких разговоров и никаких обсуждений – вот до четвёртого рода Господь проклятие-то <посылает>. А милует – до тысячного рода (см. Исх. 20:5–6)!

Проклятие матери – оно, ой, <проклятие> родителей – может прямо идти, я не знаю <, как далеко>. Я не знаю! Вот одна женщина подходит и говорит – а она родственница нашего профессора была одного, – и вот говорит:

– В чём дело? Вот почему в нашем роду через это <дело> столько смертей, самоубийств?

Вот я говорю:

– Очень вопрос-то ведь такой непростой. Вот я говорю: нужно проследить – почему, и с кого это началось, и с чего это началось; и Вы обязательно найдёте точку, от которой вести отчёт, – в чём же это дело такое. Может быть, тяготеет проклятие каких-то прародителей – вот оно и тяготеет. Поэтому бояться нужно вызвать на свою голову недовольство, раздражение матери. Она в раздражении может сказать такие слова, которые Господь сразу выполнит. Сразу выполнит.

Вот. Теперь нужно нам двигаться дальше, и мы должны записать вот такую тему. Итак, мы закончили тему «История разделённой монархии» и к каким же результатам мы пришли? Богоизбранный народ лишился своей политической независимости, Родины, лишился Храма и оказался в земле чужой среди языческого народа. И как будто ему дано было наблюдать мощь этого языческого народа, этих халдеев, которые не знали истинного Бога, и вот это был для них немалый вопрос: как же так? Они, потомки патриархов, оказались в плену – без Храма, без всего. За что? За что?!

И вот здесь стали вникать в себя и в учение (ср. 1Тим. 4:16) и быстро пришли к однозначному решению: за отступление своё, за богоотступничество своё – не спасли их ни князья, ни пророки, ни мудрые цари. Богоотступничество их – вот результат того, с чем они остались. И это самое правильное решение. Историософия библейских историков – она сводится только к одному положению: за богоотступничество. А в это понятие входит всё. И отношение к родителям, и к детям, и к труду, и к природе, и к животным.

Ведь человек, утратив Бога, он теряет и облик-то свой – он звереет. Вот молодёжь сейчас, смотрите – законы надо издавать! Они мучают животных, они наслаждаются, вспарывая котёнку вот..., и рвут его на части, и получают от этого <наслаждение>. Что это такое? Вы мне скажите – что это такое? Какие у них нравы, какие у них чувства? В состоянии подпития или наркомании они совершат всё что угодно. Только их направь, и они пойдут все крушить, скинхеды вот эти. Они – это страшное явление. Страшное явление, фашизм. Вы посмотрите – разновидность <фашизма>.

А разновидность его – вот наш материализм диалектический, коммунизм. Это разновидность. Потому что в идеологии этой нет места для Бога. Бог полностью устранен. Человек – мера. Вот он занимает всё. А может ли он быть такой мерой? Вот Достоевский в романе «Преступление и наказание» показал, что не может быть, что не может. Что человек, в котором нравственное чувство не совсем умерло, он пойдёт, и донесёт сам на себя, и скажет: да, я – убийца. Я это совершил! И вот этим поступком покажет, что в нём, вот, сидит нравственное начало, что совесть его заставляет его так поступить.

Конечно, он, может быть, идеализировал. Если бы он жил в наше время и видел бы нашу вот такую молодёжь, и подростков этих, и в этих лагерях, в этих колониях – страх! По жестокости они стоят на первом месте, если не на втором – после женских лагерей.

Это зверёныши, у которых нет ни жалости, <ни сострадания>. А сознание у них еще не устоявшееся, и они могут творить зло, не давая себе отчёта. Не давая себе отчёта. Так вот почему же они оказались в таком состоянии? Блаженъ, иже иметъ и разбіетъ младенцы твоя о камень (см. Пс. 136:9), – детей их вот так разбивали халдеи; а Господь предупреждал: Я пошлю на тебя племена северные, языка которых ты не знаешь и не понимаешь. Люди, которые не знают жалости, они не ценят серебра и золота, как ты. Они вот оставят после себя выжженную землю, а от крови растают горы и холмы. От крови размокнут горы и холмы, а толща трупов будет подходить под брюхо боевого слона (ср. Иер. 5:14–17; Втор. 28:49–52). Вот слоны боевые – это как танки. Вот на них, как на крепостях, двигались, напоив их предварительно вином с ладаном (ср. 3Мак. 5:7). Вот на нём и стояли башни и человек до тридцати воинов вот сверху этих слонов. И метали копья. Вот они шли и сокрушали всё.

Так вот Господь-то все это говорил. Предупредил, и в книге Исход – в книге Левит есть (см. Лев. 26) и в книге Исход (см. Исх. 6:6–8; 29:45) – благословение и проклятие (ср. Втор. 11:26–28). Благословение за выполнение заповедей, проклятия, которые, вот, бывают за нарушения их. Только мы должны понимать всё это достойно Бога: Не проклинает Бог и Сам не искушает никого. В искушении никто не говори: Бог меня искушает. Ибо Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается похотью плоти своей. А похоть, зачав, рождает грех, а грех, – жало греха, – смерть (см. Иак. 1:13–16). Вот такая последовательность. Поэтому обвинять Бога – <неправильно>, Бог не проклинает: мы сами из самих себя на самих себя навлекаем вот это проклятие.

Итак, Вавилонский плен – было над чем им поразмыслить; и вот нужно записать пункт VIII-й – большой период, запишите:

«Вавилонский плен и послепленный период до присоединения Палестины к Римской империи».

И вот, кажется, в этом хаосе нет никакой последовательности – ни исторической, <никакой>.

Вавилонский плен и послепленный период до присоединения Палестины к Римской империи. Это значит, можно указать 586 год до Рождества Христова – 64-й год до Рождества Христова. Когда Гней Помпей, современник Цезаря, Гая Юлия Цезаря, Августа Октавиана, (он присоединил и Сирию, и Палестину к Римской империи), вплотную приблизились мессианские времена, заканчиваются седьмины Данииловы, вот-вот должен родиться Христос. Почему? Потому что сказано было: Когда отойдет скипетр от Иуды (см. Быт. 49:10), – а скипетр сѵмвол власти – когда закончатся цари из династии Давидовой и на престол сядет, вот, иноземец – а кто такой был <этот иноземец>? Это Ирод был – идумеянин.

Вот когда в 37-м году он был поставлен Сенатом римским царём Иудеи, вот <тогда> исполнились времена: Отошел скипетр от Иуды – <на престол> сел <потомок> не из династии Давидовой, а идумеянин. Вот он и стал истреблять всех, кто имел какое-нибудь отношение к династии Давидовой, видя в них соперников и возможных претендентов на власть>. Поэтому и жену свою Мариамну удушил – умертвил, а потом, как безумный, хранил её в медовом таком <составе>. И смотрел, и <оплакивал>. И детей от неё – Аристовула и Александра – погубил, и вообще всё <почти своё окружение>. А в момент своей смерти приказал – и только случайность одна помешала выполнить – <вырезать всю знать>: Когда я буду умирать (на ипподроме в Иерихоне были собраны все знатные фамилии), и в момент моей смерти всех их заколоть. Чтобы не отошёл неоплаканным, – он знал прекрасно, что его не любят, что его ненавидят, так вот, я заставлю оплакивать свою смерть, если вы не хотите это делать. Вот люди-то! Ну, вы посмотрите – Ирод! Так вот он стал синонимом этой жестокости!

А сейчас и не меньше этой жестокости. Вот сегодня передали снимки, сказали, показали, как вот эти американские солдаты издеваются над заключёнными в Гуантанамо и других местах. Это современные культурные люди – знают и языки, и много всего знают; а вот такой зверь! В человеке спит зверь. Вот тамо гади, имъ же несть числа, животные малые съ великими (см. Пс. 103:25). Вот эти хищные все синкретические животные – это наши страсти, которые дремлют, пока мы их не тревожим; а как только мы начинаем с ними борьбу и начинаем чистить своё сердце, чтобы превратить его в чистую горницу (ср. Лк. 11:25), вот они не даются. Они не хотят, чтобы мы их тревожили. Им очень хорошо внутри нас.

Итак, вот период очень большой – 586–64 <годы>. Поэтому здесь должны быть подпункты. Давайте напишем эти подпункты. Там двоеточие и пункт первый:

I.                        Иудеи в плену Вавилонском. Религиозно-нравственное состояние народа в указанный период.

Вот я вам даю ту программу, которую я составил в своё время и которую преподаю в Семинарии. Вот я вам даю ту же самую. Так. Господи, помилуй! Вот теперь, имея такую программу, надо вам подбирать литературу. Надо подобрать литературу и, исходя из неё, преподавать. А кто вас может сориентировать? Возьмите книгу Меня «Как читать Библию». Слышали такую? «Как читать Библию?» Там в конце дан такой список литературы, что вам ничего и искать-то не нужно будет – всё сделано. Как сказал Спаситель: вы не вы трудились (см. Ин. 4:38).

Мы даже не хотим войти в труд – спрашивают: а литература какая? Да поищи! Возьми Меня, да. Ну вот, а ему разжуй и в рот положи. Не хочет сам поискать. Ваше любимое занятие – я уж вам говорил – какой ответ? Рыться в книгах. Вот ваше любимое занятие – не бельё стирать, не обед готовить – можно и то и другое. А всё остальное время рыться в книгах! Молиться и читать. И вы, читая множество книг, в конце концов придёте к одному только итогу: что нужно читать только Священное Писание. Только Священное Писание. Потому что во Христе соединены все сокровища мудрости и вѣдѣнія. Вот Господь-то и может нас приобщить – ко всем сокровищам мудрости и вѣдѣнія. Смотрите – старцы. Они не заканчивали ни университетов, ничего – они всё знали. Они знали всю міровую историю. Они давали советы царям, князьям – вот. И потому что ум-то они имели просвещённый. Просвещённый ум – не образованный, а просвещённый свыше.

Вот, дальше. Второй пункт:

II.                     Персидская эпоха. 538–323 <годы>.

Ну вот здесь дан год смерти Александра Великого. Вот на смену Халдеям пришли мидо-персы – Мидия и Персия. Кир – царь Персидский издаст указ, позволяющий иудеям вернуться на Родину. Текст этого указа приводится в книге Ездры. Так. Запишите в этом же пункте:

III.                 Служение пророка Даниила.

IV.                 Указ Кира Персидского.

Вы знаете служение пророка Даниила? Возьмите под числом <17 (30) декабря> – это Четьи-Минеи Димитрия Ростовского. Прекрасно изложено житие со всеми историческими выкладками в подстрочнике. Да, житие пророка Даниила прочитайте под числом – когда день его памяти? И вот там все исторические справки – вот хватит! Вот взять, перепечатать это, и вот вам готовый материал по целой эпохе. Так. Запишите третий пункт:

V.                     Главнейшие деятели послепленной эпохи:

Вот я вас сейчас спрошу: назовите мне имена главнейших деятелей послепленной эпохи. Но – тут и гадать нечего на кофейной гуще: учёный священник Ездра. Есть? Книга Ездры 1-я. Виночерпий царя Неемия. Книга Неемии есть? Есть, это главное. Первая партия переселенцев – вот на указ Кира откликнулись в количестве пятидесяти тысяч человек только. Весь патриотизм испарился, и из целого народа за семьдесят лет решило вернуться пятьдесят тысяч. А остальные где? А остальные привыкли к той городской культуре, обжились, разбогатели, устроили знакомства, связи – и ехать на Родину, на это пепелище, на камни на эти? Не поедем! Мы Родину любим, но не поедем. Еврея спрашивают:

– Ты Родину любишь?

– Люблю.

– А что ж ты её не защищаешь?

– А если меня убьют, кто же её будет любить?

<В аудитории слышен смех>.

Вот. Кто её будет любить? Так вот, стали помогать – серебром, золотом, вещами – но сами не поедем. Вот диаспора так и стала оставаться там в рассеянии на местах. Появились центры такие, иудейского такого анклава, наибольшего такого их обживания.

Следовательно первая партия пришла под руководством князя Иудина – Зоровавеля. Князь Зоровавель и первосвященник Иисус, сын Иоседеков. Вот это тоже деятели главные: Зоровавель – он же Шешбацар, он же Тер Шафа, – это вот всё разные имена, но ладно, вы запомните хотя бы одно.

И, слушайте, значит, первосвященник Иисус, и давайте – кто ещё – послепленные-то главные деятели? Пророки! Какие пророки? Пророки, запишите: Аггей, Захария, Малахия. Малахия – печать пророков. Отлетел пророческий дар от народа, и до Иоанна Предтечи не было никаких пророков. А вот, если мы посмотрим книгу пророка Малахии – четыре главы всего там, а какие он там <пророчества произносит! >. Вот он передаёт эстафету из Ветхого Завета в Новый. Я поразился! Я поразился. И это мне показал один священник. Вот я читал – вот, вы знаете, когда обсуждаете вы такие темы с кем-то, вот Господь иногда даёт такую мудрость этим <собеседникам вашим>, что вы поражаетесь. Вот через них и узнаёте.

Смотрите, сейчас я вам покажу это. Что в этом периоде? Напишите:

VI.                 Восстановление храма и Иерусалима.

VII.             Эпоха эллинизма: 333–64 <годы> до Рождества Христова.

VIII.         Антиох ІV-й Епифан и Маккавейские войны.

Ну, а она связана с Александром Македонским, великим завоевателем міровым. В этом же пункте: Антиох IV-й Епифан. Епифан – это значит блистательный, светлейший. И Маккавейские войны.

Слышали книги Маккавейские, да? Три книги. Первые две – 1-я и 2-я – имеют непосредственное <отношение> к эпохе, а 3-я Маккавейская – это из истории евреев в Египте, и никакого отношения <к Маккавейским войнам она не имеет> – просто вот включили её в этот <свод>. Она к Маккавейским войнам не имеет никакого отношения. Всё. Подошли к междузаветному периоду. Маккавейские войны – это ІІ-й век до рождества Христова. ІІ-й век, вот этот небольшой отрезок, называется «междузаветным периодом». Междузаветным периодом.

И вот нужно <пояснить>: это что за «Маккавейские войны»? А это восстание иудеев за свою национальную и религиозную независимость. Вот Антиох ІV-й Епифан решил эллинизировать все подвластные ему земли. То есть насадить греческую культуру, религию, философию, образ жизни – происходит огречивание, эллинизация – запрещается жить по религиозной своей вере: обрезание совершать, соблюдать субботы, культ храмовый и прочее. И вот восстал священник Маттафия, и у него, у этого священника Маттафии из Модина, было пять сыновей, и у каждого сына было прозвище; и вот Иуда – один из его сыновей получил прозвище Маккави.

А Маккави – это буквально «молот кузнечный», который сокрушает всё, что на наковальне. Вот он обладал, как Иисус Навин в своё время, необычайными воинскими дарованиями и способностями. И вёл победоносные войны с сирийскими <войсками>, с сирийской регулярной армией, и одерживал – ну просто победы, как Спартак в своё время над регулярной римской армией, над легионами. Но в конце концов он погиб, так вот по его имени и эпоха называется Маккавейской.

Так. Ну, а поскольку всё это дело связано с маком – мак – вот, на Украине на этих Маккавеев идут освящать мак, и зелень, и колосья – и народу видимо-невидимо. Вот созвучие – используется. Вот надо разъяснять. Или, как наши бабушки в других местах, – вот новый учебный год начинается, и они все заказывают пророку Науму молебен, потому что этот пророк наведёт на ум их чад <Смех в аудитории>.

Девятый пункт:

– Четвёртый был?!

– А это эпоха эллинизма, Антиох IV-й Епифан, Маккавейские войны – это последний подпункт к восьмому; а вот теперь девятый – римские цифры записываете:

IX.                 Палестина под властью Рима.

Палестина под властью Рима, двоеточие, и здесь два подпункта. Вот к следующему занятию все эти пункты я буду вас спрашивать < Смех в аудитории>. «Жди. Жди. Подожди. Можешь ждать до Второго Пришествия». Вы ничего ведь не боитесь, а? Ну как бы позаниматься вот всеми этими историями! Вы посмотрите-ка, какой материал, – он не вписывается в Библейскую историю, и вы знаете, кто вам поможет? Не нужно никаких библиотек. Сколько раз я вам говорил: да возьмите вы Иосифа Флавия «Иудейские древности»! Вот в одной книге всё будет тут лежать! Вот сегодня выставка открылась, да? Вчера. Вот говорили, что вплоть <до того, что> Германия будет там участвовать, Украина, Беларусь, и ещё привезут разных изделий, разных, в том числе, наверное, и книг.

– Есть там, есть!

– Вот есть. И вот нужно бы купить. Два труда его капитальных: «Иудейские древности» в двух томах и «Иудейская война» – восстание, вот, иудеев против римлян в 70-м году, когда снова был разрушен, окончательно уже, Храм. Это же иметь такие две <книги>! Да вы обязательно всё купите! Пойдёте одна за другой в очередь и купите.

Так. Что? Первый подпункт: Завоевание Иудеи римлянами (В 64-м году до Рождества Христова). А потом всё это в ещё более сокращённой и яркой форме есть у Меня: «Как читать Библию». Вот в этой книжице – «Как читать Библию». Затем у него есть том специальный: «На рубеже Заветов». Вот это междузаветный период. «На рубеже Заветов». Прекрасная книга «Вестники Царства Божия» – о всех пророках! «Вестники Царства Божия», о всех пророках. Так. Всеобщее ожидание Спасителя. В этом же, в этом – первом:

1.                      Завоевание Иудеи римлянами. Всеобщее ожидание Спасителя. Состояние языческого міра.

Напряжённейшее вплоть до Вергилия, римского поэта, который в четвёртой эклоге своей произнёс пророчество от лица языческого міра, что должен прийти на Землю Божественный Младенец и принести нам истинное понятие о Боге и спасении. Вот из язычников Господь <ему> дал пророчество. Всеобщее ожидание Спасителя, точка.

Состояние языческого міра. Языческий мір пребывал в похотях, растлевался Он изуверился во всём, он не знал <, куда себя деть>. Богатые не знали, чем себя развлечь. Испытали всё и, кроме тоски и уныния, ничего <не обретали>. Цезарь знал, что на него готовится покушение и не предпринимал никаких <мер>: он просто устал жить и якобы желал даже – пускай его убьют. И, когда это случилось, он накинул на себя тогу, и его уже кололи таким вот <образом>. Устал человек жить, будучи гениальным – и полководцем, философом, и писателем, и таким <мудрецом>. Состояние языческого міра.

2.                      Религиозно-нравственное состояние иудейского народа перед пришествием Мессии. Партии и секты внутри иудейства.

Вот весь Ветхозаветный материал. После него мы будем изучать Новозаветную Евангельскую историю. Вот хотя бы <так>. Теперь. Теперь: «Партии и секты внутри иудейства». Ну, какие партии и секты? Вы все знаете: фарисеи, саддукеи, ессеи, так, <затем> иродиане, зилоты, книжники – кто это вот такие все были – вот со всем этим и нужно определиться. Так. Потом, священник Смирнов. Запишите. Смирнов А.: «Ожидание Мессии»25.

Ожидание Мессии. Вот как сформулировалось в Иудейском народе вот такое представление о Мессии – превратное, что, когда пришёл настоящий-то Мессия, Его не приняли. А ложных авантюристов, которые выдавали себя за Мессию, – принимали. Вот это минимум. Программа минимум для вас. По Ветхому Завету, вот по последнему периоду, начиная с Вавилонского плена.

Теперь. Ведь вот сейчас же много продаётся такого – вот <Дж. Э.> Райт. Запишите: Райт. Это крупнейший учёный по Библейской археологии. Библейская археология. Может быть, кто приобрёл – Райт: Библейская археология.

Бойд – второй автор. Это тоже Библейская археология26. <3атем> Керрам. Боги, гробницы, учёные27. Ну и подскажите польского-то популярного писателя, который «Когда Солнце было богом» <написал>, как <его имя>? Зенон Косидовский! Косидовский: Когда солнце было богом. Вот это запишите; и <Эрих> Церен. Библейские холмы.

Вот материал по археологии библейской, напрямую связанный с текстом, и вот эти люди показывают, что, не имея никаких других указаний и доверяя только свидетельству Библии – Священного Писания, они начинали копать и находили то, что описывает <нам Священное Писание>. Вот камни возопиют (см. Лк. 19:40): камни подтверждают истину – то, что сказано. Вот поэтому, если вы прочитаете Райта Библейскую археологию – вот она вся связана напрямую со Священным Писанием. И как вписываются все эти вот события, и как они звучат теперь.

Запишите: Гейки – это английский учёный – Святая Земля и Библия. В двух томах28. Редкостное издание. И, если вы увидите этого Гейки, эти два тома – «Святая Земля и Библия», вы продавцу так и скажите: лучше продай. Вот для тебя будет лучше, если ты мне продашь. Или отдай <в аудитории смех>. Так. Я вас благодарю.

* * *

23

См. тропарь Пасхе.

24

См. Антифоны перед чтением Евангелия на Всенощном бдении – Ред.

25

Смирнов А. Мессианские ожидания и верования иудеев около времён Иисуса. Казань. 1899 – Ред.

26

Бойд Р. Т. Курганы. Гробницы. Сокровища. Издание: Свет на Востоке. 1991 – Ред.

27

Керем К. Боги, гробницы, учёные. СПб. 1994 – Ред.

28

Гейки К. Святая Земля и Библия. СПб. 1894 – Ред.


Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов / И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Воскресенiе, 2013. - 1375 с., [8] л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7

Комментарии для сайта Cackle