И.Ц. Миронович

Источник

Лекция 23. Мидо-персидская монархия. Междузаветный период – эпоха Маккавеев

– Христосъ воскресе!

– Воистину воскресе!

– Аминь. Это так и есть. Это так и есть. Позавчера был праздник Преполовения. И вот Преполовения тропарь: Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестія напой водами, яко всѣмъ, Спасе, возопилъ ecu: жаждай да грядетъ ко Мнѣ и да піетъ. Источниче жизни нашея, Христе Боже, слава Тебе. Я не знаю, что может быть прекраснее этих слов: и жаждущую душу благочестия напой водами – эту жажду может утолить только Господь. Поэтому Его слово, Благодать Святаго Духа, которая оплодотворяет это слово и делает его воистину словом Божиим, только может и удовлетворить запросы любой человеческой души. Какого бы интеллекта <ни был человек> – от самого высокого до самого примитивного, скажем так, вот Дух Божий жажду может удовлетворить, исходя именно из его уровня и его способностей – нет у Бога пасынков, нет людей, которые не входят в Его замысел и делятся на какие-то І-й, ІІ-й и ІІІ-й сорт, что делаем мы, рассуждая и общаясь между собой. Нет такого.

И вот откройте все 7-ю главу Евангелия от Иоанна и найдите 37-й стих. В 37-м стихе Евангелия от Иоанна мы находим такие слова: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой». Во-первых, нужно прийти – не просто прийти, а придти с верой – кто верует в Меня. Ведь сколько людей касалось Христа без веры – и не получали никакого исцеления; сколько беседовали с Ним и соблазнялись, и отходили от Источника Жизни, не получив ничего взамен: Многие с того времени перестали ходить за Ним (Ин. 6:66):

– Кто может это слушать? Какие странные слова? (см. Ин. 6:60).

Дело доходило до оскорблений:

– Ты – Галилеянин! (ср. Ин. 7:41, 52).

– Ты обольщаешь народ! (ср. Ин. 7:12).

– Бес в Тебе! (см. Ин. 8:52; 7:20; 10:20).

– Ты – Самарянин. (см. Ин. 8:48).

Это говорить – о Христе! Следовательно, дальше мы читаем: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять [опять] верующие в Него <...>». Ну никуда не деться нам без веры – верующие в Него могут принять Духа Святаго и ощутить Его действия. Симон, ересиарх, – он тоже крестился. Крестился, да не просветился, а по-прежнему остался во власти демонов (см. Деян. 8:9–25). Поэтому можно быть и жить в Церкви номинально. Вот числиться, а не быть её членом; числиться, а не входить в этот живоносный организм. Вот требуется вера. Потому что вот они идут за водой в последний день праздника Кущей, чтобы эту воду у Силоамского источника взять, снова подняться на вершину к Храму и там возлить на жертвенник в дар Богу, с тем чтобы Он послал в своё время ранние и поздние дожди (см. Втор. 11:14). И вот Господь говорит: «Так не туда надо идти!» Помимо этой жажды есть ещё жажда слышания слов Господних, жажда веры (ср. Пс. 41:3; 142:6; Ам. 8:11; Мф. 5:6). И вот эту жажду может удовлетворить Он и Святой Дух, Который придёт в своё время.

Вот откроем 12-ю главу книги пророка Исаии. Откройте и посмотрите, какие здесь удивительные слова, вот, если взять, да, в контексте с 12-й краткой главой, смотрите: «И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Вот, Бог – спасение мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Господь – сила моя, и пение мое – Господь; и Он был мне во спасение. И в радости будете почерпать воду из источников спасения <...>». Что это за источники спасения? И что это за вода, которую будете почерпать в радости? А вот источником может служить не только колодец, но и каждый человек. Вот человек. У того, сказано, из сердца потекут реки воды живой. Он сам-то становится источником для других (см. Ин. 4:14). Вот вы в своём доме каждый живёте – это источники. Вот на разных этажах Господь поселил разные источники.

Вот все, кто ходит на курсы, должны быть у себя в домах источниками воды живой, и вот оттуда нужно черпать соседям, если бы только они это дело знали. Ведь источники – это и Церкви, и храмы, и люди! Вот Господь устраивает таким образом спасение всех: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения, и скажете в тот день: славьте Господа, призывайте имя Его; возвещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; пойте Господу, ибо Он соделал великое [и вот это великое Он может соделать через вас. Да разве это не так? Великое – соделать через вас?!] Пойте Господу <...> – да знают это по всей земле. Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святой Израилев».

Вот Этот Святой Израилев – Господь – каждого, кто общается с Ним, и делает источником спасения. Но вот почему так? Сектанты всех мастей это дело используют и без вашего приглашения ломятся, образно говоря, к вам в дом. Мы в этом плане ничего не делаем. Не нужно ломиться в дом, не нужно на звонки нажимать; а вот будет получаться так, что Господь Сам будет вам посылать людей. Вот это и есть те люди, с которыми надо говорить – и вы в радости будете почерпать воду из источников спасения.

Вот от вас он и будет почерпать первые сведенія, первые азы – ведь с кого-то же должно начаться! У одного – вот он пришёл из любопытства в церковь и услышал слова, которые его поразили; у другого произошла встреча на улице или рядом с храмом; у третьего – на лестничной клетке, у четвёртого – по телефонному разговору или иным каким-то образом – много у Господа средств, и вот нужно только уловить этот момент и не упустить его. Тогда всё будет само собой и организовываться: этот человек скажет другому, он приведёт этого к вам – и вот уже община небольшая; уже есть, о чём говорить, потому что ведь почти что нулевая осведомлённость.

Никакой осведомлённости. С чего начинать? Как говорить о Боге? Что делать? Что делать? Что нам делать? Вот первую речь Пётр произнёс в день Пятидесятницы – все пришли в умиление и спросили: а что нам делать? Что теперь делать-то? И слышат ответ: покайтесь. И признайте Иисуса Христа, и получите дар Святаго Духа. Вот – в одной строке.

Откроем Деяния, смотрите 2-ю главу. Откройте, пожалуйста книгу Деяний и давайте 2-ю главу. Вот, в день Пятидесятницы он произнёс свою первую речь. И посмотрите, какое влияние на этих людей произвело его слово – 37-й стих: «Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа».

Вот во время крещения каждый получил какой-то дар, но из-за небрежного отношения к этим дарованиям мы не можем <осознать,> что же мы получили, и вот нуждаемся в том, чтобы определиться с даром и с мерой веры, какую мы имеем на сей день. Вот какую меру веры мы на сегодняшний день с вами имеем? И не определимся. Когда мы были лучше? Десять лет назад или сейчас? Оставили мы первую любовь свою (см. Откр. 2:4) или напротив? Вот, парабола моей жизни, всё это увеличивается – вот надо определиться с этим. Думаю, что многие из нас оставили первую любовь свою, первую ревность (ср. Пс. 68:10; Пс. 118:139).

И второе – вот, какой дар? Ведь посмотрите, когда Апостол Иоанн пишет! Ну-ка, 1-е Соборное Иоанново откройте. 1-е, 2-ю главу. Вот вы посмотрите, какой был духовный уровень у людей. Вот представьте, что он обращается вот к нам, здесь сидящим. Да мы скажем: да как же это, нам стыдно и такие слова на свой и принимать счёт! Да что это? Не может такого быть!

А посмотрите-ка, что он им пишет. Вот читайте нам. 20-й стих, 2-я глава, смотрите все внимательно: «Впрочем, вы имеете помазание от Святого и знаете все. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы ее знаете, ее равно как и то, что всякая ложь не от истины». Дальше он говорит – 27-й стих: «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас; но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то чему оно научило вас, в том и пребывайте». То есть, ну можем мы о себе сказать, что мы не нуждаемся в научении со стороны и что мы знаем всё? А ведь тогда-то они всё знали. Вот такой был уровень. И всё это очень быстро потеряли. Очень быстро потеряли.

Вот сейчас мне в 1-м классе пришлось снова историю с патриархами <повторять>. У всех тишина такая – как это так с Лотом, с дочерьми, Содом и Гоморра? Это, понимаете, Симеон и Левий – какое коварство проявили к Сихему, сыну Еммора! Он принял их веру, а они на больных на них напали и всех перерезали! Одна жестокость. Одно коварство. И вдруг всё это связано с историей спасения, и все они входят ещё и в родословную Христа! Как вот это всё совместить? Вот Христос-то и берёт позор всех Своих предшественников на Себя.

И, если бы не это, спастись вообще было бы невозможно – история спасения вся тяготела <к одному>: быстрее бы воплотился Христос! Потому что все рождения патриархов вот этих – хоть и велики они перед лицом Божиим, но в каждом находится изъян и их служение недостаточно. Недостаточно.

Стремились: да когда же совершится это воплощение?! Когда же придёт Тот, Кто покроет грехи и недостатки всех? Кто из патриархов мог сказать: вот грядет князь міра сего и во Мне не найдет ничего (см. Ин. 14:30)? Никто. В каждом из нас найдётся, за что зацепиться. А вот когда Христос говорит: кто из вас обличит Меня в неправде? (ср. Ин. 7:18; 18:23) – молчок. Не могут ничего сказать. Как ни искали, как ни пристрастны были, не могли ничего сказать. И даже на суде Каиафа видел всю недостаточность этих показаний.                                               .

Так. Вот в связи с этим – «недостаточность этих показаний». Но это, может быть, в следующий раз я вам скажу. Дело в том, что есть одна книжица очень неплохая, всего лишь сто тридцать страниц – это описаны в ней видения некой Екатерины Эммерих, которая родилась в Вестфалии в 1774-м году и удостоилась от Господа видений. Он объяснил ей самой, что с Ним было с момента Его ареста в Гефсиманском саду до крестных Голгофских страданий. Вот то, что скупо освещается у самих Евангелистов, и с большими подробностями, которые говорил ей Сам Господь. И она, ни разу не побывав в Иудее, описала все места, которые совпадают просто поразительно.

Вот нужно будет сделать ксерокс с этой книжечки и <читать> в контексте вот того фильма <М.Гибсона> о страдании Христа, где показаны Его бичевания, издевательства, вот там это всё дополнено до ясной картины. Вот это нужно бы иметь, кто пожелает; но для этого нужно сделать ксерокс. Сто тридцать страниц – это объём вот такой, вот с тетрадку вот с эту.

– А где её взять?

– Вот у меня есть она, я сделаю ксерокс и принесу вам, а вы будете размножать между собой – до тех пор, пока не насытите весь рынок. <Смех в аудитории>.

<Неразборчивый вопрос из аудитории>.

– А трудно сказать. Тысяча семьсот, я думаю, или католического, или протестантского. Но на уровне святой жизни вот эти все разночтения, как бы так сказать, не имеют силы. Лурд. Возьмите Лурд на юге Франции. Бернадетта – девушка неграмотная, полуграмотная, которой являлся Господь, Божия Матерь. Она католичка – ну и что? Не верили, что ей – такие явления Богоматери. Вот именно в Лурде находится консилиум врачей интерконфессиональный – там и католики, и протестанты, и неверующие, которые регистрируют чудеса исцелений: что <, например,> с точки зрения медицины человек не может выжить, ему умереть нужно, и вдруг – исцеление. Они подписываются – да, как врачи свидетельствуем, что, с точки зрения нашей, он должен умереть. Он получил это чудо Божие, это исцеление. И вот видят эти чудеса и по-прежнему остаются люди неверующими – опять им чего-то недостаёт, потому что не имеют того, что нужно иметь.

Вот прикосновение таинственного Духа Божия к душе человеческой (ср. Рим. 8:26). Не наглядное чудо приведёт к вере, а таинственное прикосновение. Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым (см. 1Кор. 12:3). Вот, если этой встречи, контакта, не произойдёт – никакие чудеса не приведут человека к вере. На какое-то время, может быть, он задумается, а потом сомнения опять будут его раздирать и опять вот будет то же самое.

Так вот, какой был уровень у общины: «Вы не имеете нужды, чтобы вас наставляли. Вы сами знаете все» – вот какой был уровень, потому что люди жили жизнью прямо Евангельской. Потом всё это стало утрачиваться. Утрачиваться, и появилась нужда в школах, а появились школы – появились течения. Появились «школы» какие-то внутри самого христианства, пошло дробление, и это дробление сейчас настолько раздробило всё, что мы не знаем, как друг с другом-то и общаться. Не знаем, как друг с другом!

Вот представьте, утро начинается, тысячи людей разных конфессий идут с Библией – вот с этим же текстом, и все его понимают по-разному. Вот, что произошло. Вот, когда Осипов, отец Александр, отказался публично от веры и вышел, вот Патриарх-то Алексий взял вот эти слова <1Ин.> 19-го стиха 2-й главы: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши».

Вот, что не все наши, это особенно и было два последних года. Вот как он мог сочетать в себе такую раздвоенность? – блистательно читать лекции по Ветхому Завету и одновременно готовиться к выходу, иметь встречи с сотрудниками КГБ и с другими и подготавливать свой отход? Поскольку это был не частный человек, а профессор Духовной Академии, считали, что вот этот отход, уход, произведёт, ну, взрыв от атомной бомбы: расколется и Земля напополам, и все пойдут вслед его; а получился результат самый, понимаете, печальный – его даже не приняла элита, вот чисто такая атеистическая. Все эти академики, профессора считали его рангом, ну, <не их уровня>.

Они вышли от нас, но не были наши. – Вот человек может столько времени терпеть в душе своей такой ад и жить такой двойной жизнью. Вот он и говорит: «Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас <...>». Вот давайте на этом поставим точку и разойдёмся. Мы можем поставить точку и разойтись? Не имеем нужды, чтобы кто учил нас? Не можем. Нужны преподаватели, нужны учителя, или учители – как правильно, не знаю, как сейчас правильно и говорить-то.

Теперь вот относительно жаждущую душу мою благочестия напой водами <(см. тропарь Преполовения)>. Вот каждый человек и слушатель должен быть таким источником – для другого. Ведь, повторяю, такое невѣжество, такое незнание, что надо с самого начатка, первые семена слова Божия всевать в них и говорить, что такое «вера», что такое «Церковь», Кто Такой Христос, и так всё глубже и глубже, и уж потом читать с ним и подготовить его ко всем тем аномалиям, какие встречаются и в Священном Писании. Как это вот так – они вошли в родословную Христа? Ну вот вошли. Значит, нужно смотреть не только на грехи, надо смотреть и на покаяние.

Ну, кто такой «святой»? Ну, сказал Сенека: наименее грешный. Но не безгрешный.

Итак, мы в прошлый раз закончили с вами Историю разделённой монархии, подытожили её и сказали, что первый ассирийский плен поглотил в себе десять колен Израильского царства и практически о них после плена ничего не известно. Это было в 722-м году, а вот в 586-м прекратило существование и Иудейское царство. И они были уведены на 70 лет в плен Вавилонский. Но закончились эти 70 лет, Кир Персидский, который сменил последнего вавилонского царя Валтасара, <разрешил им вернуться на Родину>.

Вы откройте 5-ю главу книги пророка Даниила. Откройте 5-ю главу книги пророка Даниила, и в ней будет рассказано о том, как сменилась одна монархия Вавилонская, другой – Мидо-персидской. Валтасар, сын Навуходоносора, пировал в своём дворце, и в безумии своём приказал внести в палату сосуды священные из Храма Иерусалимского, который ограбил его отец, чтобы пить из них – из этих сосудов священных – и прославлять богов своих; и вдруг увидел на стене кисть руки, какая писала какие-то слова. Он весь в страхе замер: что это за кисть и что она пишет?

Вспомнили, что есть такой пророк Даниил, который один может разгадать значение этих слов; и он разгадал смысл этих слов, который сводился к тому, что ты взвешен, найден очень легким, и царству твоему пришел конец (см. Дан. 5:25–28). В эту же самую ночь Вавилон был взят Киром. Этот Кир Персидский издаёт указ, позволяющий иудеям вернуться на родину. Вот эта история описана вся в 1-й книге Ездры и Неемии. Открывайте 1-ю книгу Ездры – их три:

        2-я и 3-я, но они неканонические – 2-я и 3-я. Их в еврейской Библии нет в оригинальном тексте. Они появились в «переводе Семидесяти».

Откуда взялись эти книги – и сказать трудно; но Первая Ездры – она каноническая книга, богодухновенная. Вот здесь, в 1-й главе приводится текст указа Кира Персидского, что все царства земли дал мне Господь, Бог Небесный, и Он повелел мне построить Ему Храм. Тому Богу, Который в Иерусалиме (см. Ездр. 1:2). Вот что это такое? Что это за такое прозрение было, как у Навуходоносора (см. Дан. 2)? Ведь мы Бога не можем обусловить ничем. Он являлся и фараону (см. Быт. 41:1), Он являлся и Навуходоносору, вот и Киру. И вот на этот указ откликнулось очень небольшое количество людей. За 70 лет весь патриотизм – особенно в богатой прослойке – выветрился. И только те, сердца которых коснулся Бог, решили вернуться.

Посмотрите 2-ю главу, конец этой главы: даётся количество всех – в общей сложности 50 000 человек – вот переселенцев. Первая партия – 50 000 человек. Возглавил эту первую партию переселенцев князь Иудин Зоровавель и первосвященник Иисус, сын Иоседека. И когда они пришли в Иудею, что они увидели? Холм храмовый зарос бурьяном, развалины, следы пожарища. Кругом персидские чиновники – встретили их недоброжелательно; самаряне – стали просить участия в восстановлении Храма, но им, как нечистым, иудеи отказали, и – началась вот эта распря между самарянами и иудеями.

Пошли подмётные письма в Сузы, столицу Персии, и в результате всех происков строительство Храма было приостановлено. Тем более что у людей, стариков, которые ещё помнили Соломонов Храм, и <увидели> то, что они стали закладывать, – вообще опустились руки, и строительство Храма было заброшено. Не время строить Храм Господень (см. Агг. 1:2). И вот? я не знаю, какое бы было положение с Храмом и вообще с общиной, если бы в это самое время Господь не воздвиг трёх великих пророков – Аггея, Захарию и Малахию. Вот три последних пророка – Аггей, Захария и Малахия – они и сыграют большую роль.

Они будут произносить такие вдохновенные речи, что народ не сможет <не вдохновиться>. Вот значение духовной личности. Масса – она всегда дебела, масса всегда ленива; нужен всё время человек, который бы без конца тревожил её совесть. И вот такими и были пророки – потому что в массе ревности нет: соль быстро теряет силу (ср. Мф. 5:13). Нужна всё время личность, личность духовная, сильная духом. Вот такими и были пророки.

Они были не только вот человеки Божии, но и патриоты. Это мужи с государственным умом. Им Господь открывал судьбы не только этой маленькой Иудеи, но и судьбы всех окружающих-то народов, которые <в неё> входили и имели отношение, вот, к Палестине. Они знали судьбы этих народов: им было открыто; и у всех этих пророков есть главы к языческим народам, о языческих племенах – какова их будет судьба. Так вот пророк Аггей во 2-й главе – откройте: Аггей, 2-я глава, – сказал, что «не смущайтесь нищетой этого Храма – второго, – слава этого Храма будет больше, нежели прежнего». 6–9-й стихи: Слава второго Храма будет больше, нежели прежнего, ибо в этот именно Храм придет Желаемый всеми народами.

Вот Желаемый всеми народами <и пришёл>. Мое серебро, Мое золото, – говорит Господь. А вот как вы думаете, к чему относятся эти слова? Мое серебро, Мое золото, говорит Господь... Они ссылались на недостаток средств! Не на что строить! И свои-то дома не на что строить. А Господь говорит: да не оскудевайте вы только в ревности! Мое серебро! Мое золото – Я найду средства для строительства! <...> ещё раз, и это будет скоро, Я потрясу Небо и Землю, говорит Господь Саваоф, море и сушу, и придет Желаемый всеми народами. Слава этого Храма будет <больше прежнего>. – Вот Иисус-то и придёт – в Свой Храм. В сорокадневном возрасте Он будет принесен (см. Лк. 2:22–24), в двенадцатилетнем возрасте Он придёт (см. Лк. 2:41–52), а во взрослом будет приходить на праздники (см. Лк. 19:45; 20:1; 21:1); но только с тем, конечно, отличием, что этот Храм до блеска доведёт Ирод.

Всё своё правление он не жалел средств на реконструкцию этого Храма и, действительно, оставил после себя – вот такой Храм. Чтобы склонить к себе симпатии народа, вот он не жалел средств на реконструкцию. Хорошо. Храм был освящён в 515-м году до Рождества Христова. Со всеми проволочками вот такими ушло на его строительство двадцать лет.

Вторая партия переселенцев пришла с Ездрой. Посмотрите 7-ю главу 1-й Ездры. Это учёный книжник, священник, у которого слово не расходилось с делом. И когда он пришёл, и привёл небольшую партию переселенцев – вторую, и посмотрел, что творится и как живут эти переселенцы, он ужаснулся: регулярного богослужения в Храме нет, десятины не платятся, левиты от нищеты разбежались, субботы не сохраняются, браки с иноплеменницами – только так!

И в этом плане и священнические семьи, и богатые люди дают дурной пример. Он разодрал на себе одежды и – прочитайте в 9-й главе, какую он произнёс молитву! Он сказал, что: стыжусь, Господи, воззрети на небо. Научил ли нас плен Вавилонский чему-либо?

Да – появилось ростовщичество, значит, рабство: люди богатым продавали себя – себя продавали уже. Уже всё продали – продавали себя. Вот, когда он всё это увидел, он в первую очередь настоял на расторжении браков с иноземными жёнами; но это была такая непопулярная мера, потому что появились дети – куда эти жёны пойдут с детьми? Но он настоял на своём и, конечно, вызвал против себя со стороны народа страшную оппозицию. Вот на этом заканчивается 1-я книга Ездры – перечисляются имена людей, которые взяли за себя иноземных жён, и вот так, на веки веков, этот текст и будет говорить об этом.

В книге Неемии – это второй деятель: он был виночерпий персидского царя Артаксеркса Лонгимана (Длиннорукого). Артаксеркс. Это надо выговорить правильно и дома потренироваться, как правильно произнести это: Артаксеркс. Так вот этот Неемия был виночерпием. Он узнаёт через своего родственника, как живут возвратившиеся из плена, и тот ему сообщает: да в полной нищете! Город не восстанавливается, ростовщичество, храмового богослужения нет!

Он расстроился, плакал, и вот его печаль заметил этот царь, когда он подавал ему вино:

– Что с тобой?

И, выяснив причину, разрешил ему вернуться к себе в Иудею, и посмотреть, что там, и, если можно, всё настроить, устроить. И вот этот виночерпий Неемия приезжает и начинает строительство – стен, во-первых, крепостных.

Прежде чем строить, отстраивать город, надо отстроить стены крепостные, и на ночь закрывать ворота, и поставить стражу. И вот начинается это строительство, с большими трудностями всё-таки он его совершает и – вызывает всех ростовщиков, требует выдать долговые записки эти, разрывает у них на их глазах и говорит: разве время заниматься и поступать так со своими братьями? Чему научил нас этот плен? Разве мало это было? Разве малое наказание Господне, что люди опять берутся за старое? И просит помянуть Бога его, Неемию, – за все его такие ревностные дела. Вот, если кратко сказать, содержание этих двух книг. Один устраивает религиозную жизнь общины, другой – её хозяйственную и политическую.

Персам приходит конец, и конец-то им положит Александр Македонский, всемірный завоеватель и создатель громадной Империи. Империя его вобрала в себя всё Средиземноморье, и он совершил поход даже в Индию, и думал сделать столицей своей державы древний Вавилон. И вот первые раскопки Вавилона происходили именно при Александре Македонском. Но он умер молодым, в тридцать два года, – очевидно, был отравлен или эпидемия какая: почувствовал себя плохо после пира, пиршества, и умер.

Не успел умереть, как его держава стала между его полководцами, вот, делиться. Египет достался Птолемею, основателю династии Птолемеев, а Сирия досталась Селевку Никатору – другому его полководцу. Эра Селевкидов. Он выстроил порт и назвал его Селевкией в честь своего имени. А столицей Сирии сделал Антиохию в честь своего отца Антиоха. И придерживался политики сначала такой очень миролюбивой. Он не склонял подвластные ему народы к универсальной какой-то религии – греческой, допустим, а позволял исповедовать свои веры. И вот так всё шло хорошо, пока один из его преемников, Антиох IV-й Епифан, не задумал эллинизировать все подвластные ему земли, то есть огречить: был такой грекофил, что почитал всё – и литературу, и искусство, и игры, и философию, и образ жизни – только греческое. В том числе и религию.

И стал искоренять местные культы, в том числе и религию иудейскую, с её поклонением Яхве, с её Храмом в Иерусалиме, и приказал там поставить Зевса Олимпийского, чтобы там приносились жертвы. Принёс свинью на жертвенники всесожжения, заставил насильно есть свиное мясо священников и народ; запретил обрезание, а всех, кто не соглашался, казнил. Началось гонение, и это гонение вызвало в народе восстание. Появилась одна семья ревностного священника Маттафии из Модина, который возглавил гражданскую войну. Вот эта война описывается в 1-й и 2-й Маккавейских книгах. Этих книг нет в еврейской Библии, они есть только в переводе Семидесяти, в греческом варианте, – в Септуагинте находятся.

Вот вы посмотрите – Маккавейские войны. Что это были за войны и чем они закончились? Они закончились тем, что Иудея на некоторое время получила от римлян самостоятельность и независимость. Но этой независимостью они пользовались всего лишь несколько десятилетий. Гней Помпей со своими легионами захватил Сирию и заодно и Палестину, и присоединил их к Римской Империи. Таким образом Библейская история закончилась.

Этих событий даже нет в Ветхом Завете, они не описаны. Вот здесь настольной книгой должен быть у вас Иосиф Флавий, историк иудейский, который написал вот двухтомник «Иудейские древности». И вот, если вы хотите знать подробно послепленный период, вот как мы записали его, то вот надо читать Иосифа Флавия. Если мы с вами, вот, помимо этого адреса, этого краткого обозрения, будем подробно заниматься каждым периодом, нам не хватит не только трёх лет, а и восьми лет. Потому что это очень периоды, насыщенные такими событиями, и события-то всё это – войны.

Это столько имён, столько полководцев, столько местностей перечисляется, что, не зная карты библейской, не зная вот этого самого-то Средиземноморья <вы не усвоите>, это всё будет мимо ушей идти, и поэтому нужно вот здесь ограничиться – только вот знать основные вехи.

Халдеев сменили персы, персов сменили мидяне и, значит вот, мидян сменили уже греки, а греков – римляне. А при первом римском императоре Августе родился Христос. А в 15-й год правления Тиверия Кесаря, его преемника, вышел на проповедь Иоанн Креститель, а вскоре после него – и Христос. Поэтому, когда Христос говорит: Воздайте кесарю кесарево, а Божие Богу (см. Лк. 20:25), – вот этот ответ всех, знаете, <повергает в растерянность> – не знают, как к этому ответу и относиться. С одной стороны, в нем заключается великая мудрость, как и всё, что говорит Господь, с другой – истолкование этих слов!

Вы посмотрите – Христу безразлично, под какой властью мы сидим: Воздавайте кесарю кесарево, а Божие Богу, – Он не призывает нас к революции.

Вот всем хочется революции, смены. Когда Апостол Павел в Послании к Римлянам, в 13-й главе, пишет, что всякая душа властемъ предержащимъ да повинуется, ибо нет власти, которая бы была не от Бога – давайте впишем в тот исторический контекст. Когда он писал, кто сидел на троне-то римском? Кто? Нерон. Нерон! Почитайте у Тацита, римского историка – правление Нерона, что это было за чудовище. А Апостол Павел пишет: подчиняйтесь. Нет власти, которая не от Бога. Следовательно, когда Христу подают эту монету <и вопрошают>:

– Чьё надписание на этой монете?

«Божественный цезарь! Тиберий Август священный». Вот, что было на этой монете написано. Значит, Господь говорит:

– Воздавайте Божие Богу, он – не Бог. А кесарю кесарево. Вот ему, как кесарю, да, мы должны платить дань и сидеть под его рукой.

Что сказал Господь Пилату?

– Почему Ты мне не отвечаешь? Разве не имею власти отпустить Тебя или распять?

– Ты не имеешь надо Мной никакой власти, если бы тебе не было дано свыше (см. Ин. 19:10–11).

Вот поэтому, как призывать к революции? Вот совершили революцию, свергли царскую династию, совершили убийство. Вот устроили себе такую кровавую баню, что не можем из неё выйти до сих пор. Вот: Мною царіе царствуютъ – Мною царствуют цари (см. Притч. 8:15). И посмотрите: терпели, молились, но революций никаких не совершали. Потому что все революционеры потом становятся ещё большими угнетателями, чем те, против кого они боролись.

Следовательно, мы подошли вот к этому междузаветному периоду, к эпохе Маккавеев. И вот, если вы будете читать Маккавейские эти первые две книги, вы там просто <запутаетесь> от обилия имён, от обилия сражений, битв и всяких других названий – просто закружится голова. Здесь нужно читать и читать, вот, Иосифа Флавия и другую литературу подсобную по этой истории. Мы не имеем на это времени, да и возможностей. Нам всё-таки нужно обращать больше внимания на религиозную сторону учения. Нам важно усвоить Евангелие, Послания, Апокалипсис – это тоже такой пласт, что не знаешь как тут и <подступиться, и усвоить> тоже. Но во всяком случае мы сегодня – сколько у нас ещё времени?

– Пятнадцать минут.

– Ещё мы встречаемся?

– Да, до двадцать пятого мая занятия продолжаются. Двадцать второго последнее занятие.

– А сегодня какое число-то?

– Седьмое.

– Седьмое. Четырнадцатого у меня экзамен. Вот назначили мне на четырнадцатое, а оно совпадает с вашим занятием, да?

– Да, четырнадцатого, пятница.

Если только ещё может быть одно занятие <, успеем>.

Вот. В Семинарии – как это преподаётся в Семинарии. В Семинарии, в 1-м классе Библейская история, вот этот обзорный <курс>. Потом, начиная со 2-го класса, делятся – книги исторические, потом книги пророческие, потом книги учительные. Вот делятся на три больших таких, да, раздела. А нам всё это нужно осилить, включая последний вот год – будущий. Если будем живы, нужно уже переходить, приступать к Новому Завету – к Новозаветной Евангельской истории. И снова повторить основные мессианские пророчества с тем, чтобы взяться уже непосредственно за Евангельский текст, за Четвероевангелие. А вот так сейчас, если сделать абрис, мы вспомним с вами – я сейчас напомню, чем мы занимались. А занимались мы вот чем.

Когда первый раз увиделись с вами в первом классе – я как сейчас помню <, было сказано: > запишите римскую цифру I и – «Общие предварительные свѣдѣнія». Помните? Так. И что у нас было?

I.                        Общие предварительные сведения.

Понятие о Божественном Откровении;

Понятие о Священном Писании и Предании;

Библейский канон;

Богодухновенность Библии;

Соотношение Заветов и главный предмет Священного Писания;

Исторический и духовный смысл Священного Писания;

Библейские чудеса, силы и знамения как проявления Божественного всемогущества;  и последний пункт:

Церковь – хранительница и истолковательница Священного Писания.

Вы что-нибудь из этих разделов могли бы сейчас прокомментировать? «Писание и Предание»? Ну, что такое «Священное Писание»? Что такое «Священное Писание»? Это Божественное Откровение в зафиксированной – что? – форме. А до этого было Божественное откровение – в устной. Вот это и есть Предание.

Вы смотрите – мы нуждаемся в повторении, потому что в наших головах множество разных дырочек и отверстий, из которых всё и выхолащивается <слушатели смеются>. А вот «Соотношение Заветов и главный предмет Священного Писания» – что это за тема, как сказать? Слово-то берит, διαθήκη, по-еврейски то что значит? Завет-то?

– Соглашение.

– Союз, договор. И раз это союз, то предполагает две стороны, и каждая ведь должна нести, соблюдать обязательства этого договора.

Дальше. А главный предмет Священного Писания какой? История нашего спасения. Как эта история проходит, вот, по страницам.

Хорошо. А что такое «Богодухновенность»?

– То, что Бог говорит людям в соответствии с индивидуальными способностями каждого.

– Да. Вот это Богодухновенность. Скажите, вот что сказал Апостол Пётр о богодухновенности? Самый важный текст? Он говорит: «Вы хорошо делаете, что обращаетесь к слову Божию как к светильнику, сияющему – что? в темном месте, доколе не будет восходить – что? – звезда в сердцах ваших. А притом никогда не произносилось слово Божие по воле человеческой, – да? – но изрекали его – кто?

– Пророки!

– Как он их называет? – святые Божии человеки, будучи движимы?

Духом Святым» (см. 2Пет. 1:19–21).

– Вот. Перлы! Перлы богословия <в аудитории слышен смех>.

Братья и сестры, что делать-то? Всё! Всё надо начинать, очевидно, сначала. Вот. Как же вот это? А вот «Исторический и духовный смысл Священного Писания». Там что нужно говорить? Исторический смысл как ещё называется? Буквальным. То есть текст надо понимать так, как он написан, сначала. А уж потом усматривать в нём и смысл, сокрытый за словом.

Нас Бог сделал служителями, – скажет он, – Нового Завета, не буквы, но духа, ибо буква мертвит, а дух животворит (см. 2Кор. 3:6). И вот могут ли иметь, скажите, чисто исторические события духовный смысл? Конечно, могут. Ну, вот, смотрите, Иерусалим – столица Иудейского царства, и в то же время есть понятие Небесный Иерусалим как синоним Царства Небесного.

Египет – страна рабства. Какая тут условность? Вот мы тоже пребываем в стране греховного рабства. А вот фараон кто? Диавол, царь этого рабства. Что значит Исход? Выйти из Египта в Обетованную Землю? Это ведь целая тема! Как нам выйти из царства греховного и попасть вот в Град-то Божий? Вот Августин-то и написал книгу «О Граде Божием»! Не знаю я.

Второе. Вторая римская цифра была такая:

II.                    Ветхий Завет. Пятикнижие: название, разделение, содержание.

Как называются у евреев эти книги?

– Тора.

– Это первые пять. По первому слову, с какого начинались! Ненаглядные вы мои. Забыли. Ой! Ой.

– Берешит.

– Берешит! Потому что Берешит бара Элохим – В начале сотворил Бог небо и землю, вот по первому слову! А уже вот переводчики дали этому название, этому берешит – Γενεσις: происхождение, мера и человек – Бытия в переводе оказалась. А бытие-то что слово значит? Вот всё, что существует – всё, что призвано к бытию, к существованию. Кем призвано? Богом. Вот Господь в этой книге через Моисея сообщает нам, как же всё было призвано к бытию. И вот здесь много тем для такого философского рассуждения: если Бог не нуждается ни в чём, <то> зачем Он творит мір? Зачем человек оказывается таким несовершенным – он нарушает заповедь, до этого произошло падение на Небе? – и вот много таких вопросов, которые могут просто встать, вот, перед человеком, и <поставить его в тупик>.

А Бог-то как же? Почему Он творит всё несовершенное? Чтобы всё <разрушалось>? По свободной воле всё совершается. Вот. А свободны ли мы в действительности? Вот спрашивали вас: хотите вы быть или нет?

– Нет.

– Нет. А произвели на Божий свет. Вот и майся целую жизнь. Вот спросили бы: хочешь ты быть или нет? – ну тогда бы и <хорошо>. А здесь взяли и произвели, не спросивши.

Так. Знаете, можно впасть <в мудрование> очень быстро и обвинять во всём Бога. Поэтому логика человеческая в данном случае не безопасна: это меч обоюдоострый. В людях первых не видно покаяния даже после грехопадения! Они обвиняют во всех злоключениях своих Бога.

Хорошо. Вот дальше:

Всеобщая история Человечества. Происхождение міра, человека, грехопадение прародителей; История людей до Потопа.

Вот скажите мне: как говорит Писание о творении Третьего Дня? Вот не подсматривайте никуда, а скажите: вот как говорит Писание о творении Третьего Дня? И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом в собрание свое, и да явится суша (см. Быт. 1:9). Есть такие слова? Есть. А почему вы не говорите?

– Ну ладно. И стало так – дальше какой текст? – и назвал Бог собрание вод морями, а сушу назвал землею. Закончился Третий День? Нет, продолжается: Да произведет земля, – что? – зелень, траву, и дерево плодовитое, в котором семя по роду его. И стало так (см. Быт. 1:10–11). Вот Третий День творения.

Если мы не расскажем с вами Шесть Дней Творения, мы как язычники. Если мы не скажем наизусть Десять Заповедей Десятословия, или Заповедей блаженства!

< Слышен звонок>

– Сейчас <закончим>. Я хочу сказать, дальше были такие темы:

История людей до Потопа; Грехопадение; Суд; Первое Мессианское пророчество.

Как назывались реки, которые – одна река из Эдема выходила и разделялась на четыре – как название? Тигр, Евфрат, Тихон, или Теон и Фисон (см. Быт. 2:10–14). А заповедь как звучала? Вот ведь страх-то Божий какой! <смех в аудитории>. Как звучала Первая Заповедь? От всякого дерева в саду ты можешь есть, а от древа познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь, смертию умрешь (см. Быт. 2:16).

Город первый Каина какой был? Енох! А Авель кто?

– Брат Каина.

– Да. Брат Каина. А вот кто ещё был Енох? Вот <был> Енох каинит – а Енох сифит? Забыли, что взят живым на небо? (см. Быт. 5:24)

Ламех – каинит – что сделал Ламех каинит? Ввёл полигамию – многожёнство (см. Быт. 4:19). А Ламех сифит? Отец кого? Ноя (см. Быт. 5:28). Что сказал Ламех при рождении Ноя? Сей утешит нас в трудах наших на земле, которую проклял Господь Бог. Вот ведь что!

Значит, вот это всё говорит о том, что надо повторять и очень много читать в качестве молитвы – наш ум необразован духовно, он с изъянами большими. Он приучил себя вмещать не ту информацию – информацию, которая его делает больным. Вот поэтому он и <мечется в постоянных поисках>: божественное он не воспринимает. Надо, следовательно, его заставить воспринимать божественное! Я вас не ругаю. Мне только вот так нужно будет сказать всем, чтобы мы повторяли и очень много читали самостоятельно дома.

Хорошо. Помолимся: Светися, светися, Новый Иерусалиме.


Источник: Лекции по Священной библейской истории Ветхого и Нового Заветов, читанные слушателям Свято-Иоанновских богословских курсов / И. Ц. Миронович. - Изд. 1-е. - Санкт-Петербург : Воскресенiе, 2013. - 1375 с., [8] л. ил., портр.; ISBN 5-88335-074-7

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle