III курс
Лекция 2. Беседы Иисуса Христа с Никодимом и Самарянкой
Всех приветствую, присаживайтесь, и мы с вами рассматриваем программу, как программу-минимум, которую вы должны <будете> приготовить к экзаменам. Но все атрибуты экзаменов – билеты и прочее – <их> не будет. Буду спрашивать так: ну, что вы приготовили? Что вы можете сказать?
А вот нужны бы билеты! Потому что при билетах-то и вскрывается, знаете, какая удивительная картина – Промысл Божий: вот приготовил человек 30-ть билетов, а 31-й нет – выходит брать билет и берёт 31-й. Вот вам Промысл Божий: уж если готовить, так надо готовить всё, а не выборочно. Ну а здесь, у нас вот уже отношения такие, более благостные, потому что всё-таки вас надо пожалеть в известной мере. Вы трудитесь на производстве, приходите сюда, уходите после 9-ти, и после многие ещё 2 часа в пути находятся, и строжничать никак невозможно. Всё будете сдавать пред Господом Богом! Экзамен наш – пред Господом Богом.
И посмотрите, чем бы нам надо с вами заниматься и чем был озабочен пастырь Церкви Вселенской Апостол Павел. Вот если сравнить то, чем он был озабочен, и наши прошения к Богу, знаете, я вам скажу: Богу с нами неинтересно. Неинтересно! Ну такой примитивизм! Такой, что прямо не знаю, как и сказать вам.
Вот давайте сейчас Послание к Колосянам откроем. Господи, помилуй! Вот это бы и надо. Читаю вам Послание к Колосянам, 1-я глава, читаю с 3-го стиха:
«Благодать вам и мир [это не пацифизм – мир, – а внутренний мир, такое умирение души в Боге, упокоение души в Боге, вот мир Мой даю вам, мир Мой, не так, как мір дает, Я даю вам (см. Ин 14:27)], от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа».
Что же он дальше пишет? – «Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа [во-первых], всегда молясь о вас [вот пастырская озабоченность: молитва о своей пастве], услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым [имеются в виду члены общины, они назывались святыми по святой их жизни], в надежде на уготованное вам на небесах [вот мы питаемся этой надеждой], о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования [свою проповедь он называет истинным словом евангельским, истинной благой вестью], которое пребывает у вас, как и во всем міре, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине <…>».
Вот скажите мне: каждый должен вести свой отсчёт духовной жизни, своего возрождения, когда он стал иным человеком. И вот давайте этот отсчёт и вести, и посмотрим, как мы возрастаем с того дня, как познали благодать Божию в истине. Возросли мы, или остались на том же уровне, или, наоборот, скатились неизвестно ещё куда. Ведь вера – это не статичное что-то: она или возрастает и восходит от силы в силу, или убывает и превращается в свою противоположность. Нет статики здесь: или мы лучше, или мы хуже.
Так, надо каждому отсчитать, когда он познал благодать Божию и как он возрастает с того времени.
Дальше 9 стих: «Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить [вот каждый пастырь должен знать, что просить для своей паствы], чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном [вот воля-то Божия, она ведь не открыта. А он призывает нас исполняться познанием воли Его! Конечно, это даётся через молитву и благочестивую жизнь], чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая [опять], в познании Бога [как он озабочен этим!]».
Ведь Объект нашего познания безконечен. Нет предела этому богопознанию, и на вопрос: что такое вечная жизнь? – Господь и дал <ответ>. <И> он <, Апостол Павел,> в духе Христовом говорит, что сказал Господь о жизни вечной, что такое вечная жизнь.
Ответ дан в 17-й главе Евангелия от Иоанна. Откройте 17-ю главу Евангелия от Иоанна. И вот там есть ответ. Но чтобы понять, нужно прочесть в контексте с 1-го стиха: «После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего [а вот что составляет славу Сына? И я тоже не понимал: «прославь Сына Твоего». А славу-то Сына, оказывается, составляет Крест – вот Его слава. Иисус ещё не был прославлен, потому и Духа Божия не было. И вот Иоанн Златоуст, как гениально, ну вот на одном дыхании, как бы между прочим: Не было ещё Креста. Крест составляет Его славу. Вот Он о чём молится: прославь Меня через крестную смерть, а не просто через славу. Какую славу, когда Он этой славой обладает прежде бытия міра?!], да и Сын Твой прославит Тебя [своей смертью], так как Ты [Бог-Отец] дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную [приобщит к вечной жизни; а дальше ответ:]. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:1–3).
То есть богопознание начинается здесь с момента, как человек пришёл к вере, и уходит в эсхатологию, в безконечные веки, уходит в Царство Божие. И вся жизнь-то вечная – это и есть богопознание. Вот Апостол-то и говорит, чтобы вы приносили плод (см. Кол. 1:10) во всяком деле благом, и, возрастая в познании Бога, «укрепляясь всякою силою [а под силой имеются в виду не только духовные дарования, но и чудеса. Чудеса называются силами, знамениями, чудесами, – укрепляясь всякою силою], по могуществу славы Его [черпая эту силу из Божия могущества. Только тот, кто обладает могуществом, может и сообщать такую силу. Дальше:], во всяком терпении и великодушии с радостью [а не с нытьём, во всяком терпении. Вот как при терпении быть великодушным? Ведь это такой высокий уровень духовной жизни, который у святых только наблюдается. Мы в терпении унываем, в болезнях унываем, – и в великодушии с радостью], благодаря Бога и Отца [вот в скорбях-то и надо благодарить. Благодаря – вот тогда это религия, вот тогда это духовный уровень и], <...> избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем Искупление [выкуп. Искупление это выкуп. А чем выкуп?] Кровью Его и прощение грехов [А вот дальше], Который [Это Христос] есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им [Христом] создано все, что на Небесах и что на Земле, видимое и невидимое: Престолы ли, Господства ли, Начальства ли, Власти ли, – все Им и для Него создано. И Он есть прежде всего, и все Им стоит. И Он есть глава тела Церкви [её краеугольный Камень и Глава. А вот эту Церковь освящает Святый Дух. Поскольку Сам-то Христос не нуждается в освящении, а мы-то нуждаемся. Потому что мы в Церковь вносим как своё хорошее, так и своё дурное: свои пороки, грехи, и Он есть глава тела Церкви]; Он – начаток, первенец из мертвых [первенцем был Адам. А Христос – второй Адам. Почему Он Первенец из мёртвых? Кто самовластно воскрес и совоскресил нас], дабы иметь Ему во всем первенство [Никто без Него не воскресал. Воскрешения были. Воскрешения были, а воскрес самовластно только Он, – дабы иметь Ему во всём первенство], ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем [во Христе] обитала всякая полнота [плерома. Куда от этой полноты нам идти? где искать? чего искать? у каких учителей и мудрецов нам искать? Вот вы поизучайте и посмотрите буддизм, как он параллельно с Евангелием, как это близко. Близко, и в то же время никакой близости нет. Как между медитацией и молитвой ничего общего нет. Что такое медитация? Да медитация и Иисусова молитва – это бездна между ними. Используют <слово такое>: “медитирование”! Зачем мы берём эти термины из ложных религий? Не нужно их брать. Вот всё и нивелируется на один уровень. Вы можете о преподобном Серафиме сказать, что он медитировал? Вот встал и стал на медитацию! Он встал на молитву, и с закрытыми глазами часами стоял перед иконами, и не было слышно никаких слов. Вся молитва-то шла внутри. Разве это медитация? Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нём обитала всякая полнота. В Нём сосредоточены все сокровища вѣдѣнія], и чтобы посредством Его примирить с Собою все [Вот Он в качестве Примирителя Его использовал. Все, кто были до Него, они не могли выполнить этой миссии: примирить Бога с людьми], умиротворив через Него [вон какою ценой], Кровию креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которые вы слышали [от меня, – должны мы добавить, – которое вы слышали, Колоссяне, от меня, от Апостола Павла], которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем».
Вот одно это введение, я не знаю, оно может сориентировать любого человека, если он в него вчитается.
А если вы почитаете перед этим Послание к Ефесянам, то там, смотрите, вообще что о нас-то с вами говорится.
3-й стих, 1-я глава Послания к Ефесянам. <И тут мы> опять <видим> «беракот»: вот есть трактат «Беракот», это значит благословение. Как благословлять в разных случаях. Так вот он: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в Небесах [вот, я говорю: нет безталанного ни одного человека из здесь сидящих], так как Он [Бог Отец], избрал нас в Нем [во Христе], прежде создания міра [вот нас не было с вами, вот здесь сидящих не было и в завете – а у Бога мы уже были. И Он, Бог Отец, избрал нас в Нём, с какой целью?], чтобы мы были святы [сказано], и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа».
Дальше, 11-й стих: «В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей [Ну как выпадать из этой воли, если мы предназначены к тому по определению Совершающего всё по изволению воли Своей? Давайте всеми силами, хоть отпадаем, да опять надо хвататься. Отпал, и опять надо <подниматься>: ну, не свойственно лежать. Падать свойственно, лежать несвойственно, скажет пророк. Падают все. Вот у Ангелов произошло падение. Нет человека чистого, даже если хотя бы один день жития было его на Земле. Вот у Иова это всё сказано: Вот, Он и в Ангелах Своих усматривает недостатки (см. Иов. 4:18) и Небеса нечисты в очах Его (см. Иов. 15:15), тем более человек, жизнь которого между утром и вечером; он распадается, как одежда от моли (см. Иов. 4:20–21). Так вот, уж если мы предназначены к тому <к усыновлению> по определению воли Совершающего всё, <то> как же сочинил Кальвин о безусловном определении, как он создал это мрачное учение о безусловном предопределении одних ко спасению, других к погибели? Ну как он мог такое <подумать>, когда, вот, – сказано, – что мы все “предназначены к тому по определению Совершающего всё по изволению воли Своей”], дабы послужить к похвале славы Его нам <...>. В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом [вот мы эту печать в себе и носим, и эта печать не-сти-ра-е-ма! Нестираема эта печать], Который есть залог наследия нашего».
И вот посмотрите, что он здесь дальше скажет, в 3-й главе. Он говорит о себе, 2-й стих: «Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас, потому что мне через откровение возвещена тайна, о чем я и выше писал кратко: то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой, которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым, чтобы и язычникам быть сонаследниками [вот тайна призвания язычников. Во что вылилось учение о богоизбранности народа? Только они <люди>, а все остальные – рабы. А вот тайна открыта была ему – Петру и ему <Павлу>, – чтобы и язычникам, – вот нам с вами, – быть сонаследниками], составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования, которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его [И дальше он расшифровывает:]. Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия [какая?], благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово [что такое Евангелие, которое мы читаем? Неисследимое богатство Христово], и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, созывавшейся от вечности в Боге [вот что ему было открыто: <домостроительство> Тайны, сокрывавшейся в Боге от вечности. И Бог открыл это не Ангелу, а человеку], создавшем все Иисусом Христом, дабы ныне соделалась известною [эта тайна], через Церковь начальством и властям [вот если бы здесь стояла точка, можно было бы подумать, что речь идёт о начальствах и властях земных], на Небесах [значит, речь идёт о чинах Ангельских. Получается такая картина, что и Ангелы получают вѣдѣніе через Апостольскую проповедь, через Церковь, – <...> властям на Небесах], многоразличная премудрость Божия, по предвечному определению, которое Он исполнил во Христе Иисусе».
Посмотрите теперь 20-й стих: «А Тому, Кто действующею в нас силою [вот он эту силу ощущал в себе], может сделать несравненно больше всего, чего мы просим [и это каждый человек может такое получить], или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе [значит, только в Церкви можно и славу-то Богу воздавать. Ну как развивается внецерковное христианство, облегчённое, радостное? Они не хотят ни говорить о грехе, <ни думать>! Говорят: мы искуплены, мы спасены, Иисус – наш личный Спаситель, давайте петь и танцевать. И поют и танцуют. И молодёжи это очень нравится. Лёгкое такое радостное христианство]. А Тому, Кто действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем, Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды от века до века». Вот такие слова.
Поэтому <надо насыщаться> этими словами, знаете что, вот пропадает рвение, пропадает усердие – надо читать это, чтобы в себе это усердие возродить. И нам будет стыдно – и не только стыдно, но и страшно. Отчего же мы по своему небрежению, лености, по невежеству своему, такому менталитету ленивому не хотим заниматься и возрастать от силы в силу? Одноразово. Вот есть шприцы одноразовые только. Всё остальное требует постоянного, неуклонного <повторения> – опять, опять! Как только <потеряли усердие>, так опять поехали вниз – моментом, как только контакт с Богом утратили, так стали опускаться.
Человек создан не из Бога, а из ничего. Из Божества только Сын и Святой Дух. И в силу того, что мы хотя и от Него, но не из Него, мы должны прилеплятися: Мне же прилеплятися к Богови благо есть (см. Пс. 72:28), вот что сказал Давид: благо есть. Поскольку – как только этого нет – начинается моё убывание. Он и дара пророческого может лишиться: а Господь мне не открыл (см. Исх. 33:12; 4Цар 4:27). Вот и не открыл. Вот чтоб и пророка смирить. И пророки поэтому пророчествовали в свою меру. И Апостол говорит, и пророкам надо знать порядок и пророчествовать в меру. Потому что и им не всё открыто.
Итак, мы прошлый раз говорили об этой программе нашей.
Ведь у синоптиков больше чудес, бесед там практически нет – описания и всё. Все беседы главные сосредоточены в Евангелии от Иоанна. Поэтому, я повторяю, хорошо изучите первую главу, Пролог – это первые 18-ть стихов 1-й главы Евангелия от Иоанна.
Давайте полистаем мы Евангелие от Иоанна, и на нём можем практически построить и всю эту программу. Потому что Иоанн парит. Кто за ним стоит в нимбе? Орёл! Видели, да? Какой символ Иоанна? Орёл! Орёл возлетает на высоту и призывает нас “горе имеим” сердца. Горе. Смотрите.
Остальное <место> в этой главе <занимает> призвание Апостолов, брак в Кане Галилейской и Пасха первая; ладно, эту главу можно пропустить.
Вот 3-я глава: беседа Христа с Никодимом. Она входит в программу. Беседа с Никодимом о рождении свыше. Вы должны сказать, что главная тема беседы – о рождении свыше. Он <, Никодим, > никак не может понять, что же это за рождение свыше! Если говорить о духовном образовании, так он его имеет: он принадлежит к партии фарисеев, которая считала себя, что они имеют рождение свыше. О чём же он говорит? Вот в его голове только биологическое рождение, и поэтому вопрос: как же человек, будучи стар, может вновь войти в утробу? Как его повторить – от эмбрионального начала до возраста? Как он может вновь родиться? А Господь ему говорит, что без этого рождения для человека всё закрыто. Надо родиться свыше. И приводит аналогию. Многие не понимают 8-й стих: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа».
Так вот первая половина фразы – это сравнение с ветром! Ведь они беседуют под открытым небом: вот, опахнул ветерок – ночью со Средиземного моря на континент дует ветер и приносит свою прохладу и росу, в которых так нуждается высушенная за день, палимая, сжигаемая солнцем земля. Всё превращается в серый <безжизненный пейзаж>: это пепельные холмы, вот какой цвет преобладает летом – серый цвет, пепельные холмы, и вдруг – вот ветерок. Ты ощутил его? Ощутил. Но не знаешь, где он зародился и куда он растворился за тобой. Но ты его ощутил. Это тайна, таинство какое-то. Так бывает со всяким, рожденным от Духа, – уже речь идёт о Духе Святом, а не о ветре.
Вот <человек> таинственно возрождается в купели. Одному было показано. Вот, он сам недавно крестился, и затем уже присутствовал как крестный при крещении другого человека, и вдруг закричал: «Неужели это и со мной было, когда я крестился?». Он увидел – очевидно, Господь разверз ему Небеса, – и вот это <видение> Духа Святаго, сходящего на крещаемого. Он не удержался: «Неужели это было и со мной, когда я крестился?». Да, было и с тобою. Так бывает со всяким, рожденным от Духа.
«Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть? Иисус отвечал и сказал ему: ты – учитель Израилев; и этого ли не знаешь? Истинно, истинно говорю тебе: Мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете. Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, – как поверите, если буду говорить вам о небесном? [Вот как понимать эти слова? Опять – без святых отцов невозможно. Иоанн Златоуст говорит: “Слушай, Никодим. Вот если Я тебе сейчас открою, Кто с тобой сидит и беседует, Кто с тобой ведёт эту беседу – Бог превечный, Творец этого міра, сокрывший Своё Божество под плотью. Вот ты Меня воспринимаешь как человека, а если ты узнаешь, что Я всё содержу, и всё Мной стоит, и Я – Первенец, Я – полнота Наполняющего всё – так ты упадёшь в обморок, у тебя сердце разорвётся. Если Я говорю вам о земном, и вы и в сравнении ничего не понимаете, а если сейчас открою тебе эту тайну? Упадёшь от разрыва сердца. Вот как поверить, если буду говорить с вами о небесном?. Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес ” – вот в этом контексте нам и понятно, что же Он сказал]. Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий [и добавлено], сущий на небесах [Вот почему это добавлено? Потому что снисхождение божественное не прехождение местное бысть, – как в стихире говорится. Мы не должны понимать схождение Бога с Неба на Землю как перемену мест: спустился с Неба на Землю. Он и остался, и никогда по божеству не разлучался с Отцом. А как Человек – да, перемещался: сегодня в Галилее, в Кане Галилейской, а завтра в Капернауме. А по Божеству Он не разлучался с Отцом. Вот здесь и добавлено, что никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, – это Он указывает на Свою человеческую природу, сущий на небесах – указание на Свою божественную природу: Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был ecu, Христе, со Отцем и Духом – по божеству], <...> дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:8–15).
Вот всё-таки эта беседа не осталась безследной. Вы видите, он приходит к Нему ночью – боится, чтобы <его заметили, опасаясь: > а как же клан его, партия его воспримет это? Ну, а потом приобретёт такое мужество, какого не было и у Апостолов – они все разбегутся страха ради иудейска, а вот Никодим и Иосиф будут просить тело Иисусово снять. Куда ушёл весь страх? Он приобрёл мужество, которое дал ему Сам Господь. Это было его исповедничество. Вот Никодим навсегда остаётся для нас таким примером: тайное стало явным. Он ещё нейтрально выступит: Судит ли закон наш человека, если не выслушают его? (см. Ин. 7:51). Это ещё нейтральная такая защита, а потом будет явная. Куда уйдёт весь страх? Следовательно, человек рождается свыше через слово – я вас родил (см. 1Кор. 4:15). Вот когда Апостол говорит: вот Я и дети, которых дал мне Бог (см. Евр. 2:13), вот <и сам> он говорит не о своей семье, не о своих детях – он не был женатым человеком, – а говорит о детях по вере. Вот Я и дети, которых дал мне Бог, – это его паства.
Следующая глава – это беседа Христа с Самарянкой. Вот здесь о воде живой. Тема о воде живой. Это только здесь можно познать всю ценность воды, недаром её на Востоке обожествляли и поклонялись – и Нил обожествлялся: в Ниле разводили священных крокодилов, Нилу давались жертвы, воспевались гимны господину Нилу – как божеству. Потому что там, где вода, – там жизнь. Вот, надо благодарить Бога за стихии Его. Оскудение воды – скоро мы будем ощущать это оскудение; не напьёшься чистой родниковой воды, нету – всё отравлено. Все болезни человека начинаются с воды – с нечистой воды. Где эту чистую воду брать? Её надо уже покупать. А из-под крана не знаешь, как и пить. Иоанн, покойный Владыка, говорил: крести, осеняй крестным знамением, и пей.
Так вот о воде живой. Самарянка у колодца. Она пришла в полдень. Сказано: «Иисус, утрудившись от пути [6-й стих], сел у колодезя. Было около шестого часа [шестой час – это наш полдень: Солнце стоит в зените, ни один предмет не даёт тени. Жара зашкаливает за 40, и вот Он сел у колодца. Никто из женщин не приходит за водой в полдень. Все приходят с сосудами к вечеру, когда прохлада. И там обмениваются и новостями, и всеми <событиями>, да, и уносят эту воду в кувшинах, кто в чём. И вдруг в полдень. Почему в полдень? Вот её жизнь, очевидно, не позволяла ей общаться. Её, может, поносили, оскорбляли, насмехались. – Пять имела мужей, – Спаситель ей открывает, – и этот, который с тобой, не муж тебе. Это ты верно сказала, что у тебя нет мужа, ибо ты имела пять. – Вот, тайну её жизни открыл. А почему Он перешёл на тайну её жизни? Да потому что она опять не понимала этих сравнений, – как и Никодим, – что значит родиться свыше! – У тебя и почерпала-то нет, а колодец глубок (см. Ин. 4:11). Вот Владыка Михаил Мудьюгин, покойный Владыка, когда ещё был Вологодским протоиереем, приезжал сюда экстернат сдавать, экзамены, я был поражён – я после армии был, учился в Семинарии или в Академии, не помню, – на первом курсе. Он вышел, этот протоиерей, и сказал блестящую во всех отношениях проповедь на тему: “А колодец глубок”.
Вот посмотрите, там был колодец Иаковлев – патриарх Иаков вырыл колодец. Я был на месте, где подвизался перед своим арестом Феодосий, всего Кавказа <чудотворец>, преподобный, причисленный к лику святых. Он долгое время также жил в Палестине – в Иерусалиме, в частности, – и вырыл там колодец. Вот можно иметь бочкообразный колодец, в рост – и вот эти колодцы стояли тысячелетиями. И в них была вода. Иисус, утрудившись от пути – вот Его человеческая природа, во всём подобная нам – Он не имел только греха – сел у колодезя]. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. Женщина Самарянская <и> говорит Ему: как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? [Вы знаете, как исторически появились самаряне и какое между ними отчуждение? Когда им было отказано при строительстве второго Иерусалимского храма, вот пошло напряжение, и ко времени Христа это уже обрело такие формы неприязни, что не было никакого общения и ходить через Самарию нельзя было – ты становился нечистым. И вдруг Он напрямую идёт и просит у самарянки пить!] ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: “дай Мне пить”, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую [В её представлении вода живая, это вода проточная, пульсирующая вода – источник называется водой живой. Вот она за это дело и ухватилась. Это образ прекрасный – вода живая, не стоячая вода, а когда вода пульсирует]. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок. [Вот он <Мудьюгин> взял только два этих слова. Но как он их развил и показал! Что каждый человек из себя представляет сосуд, колодец, и что на дне этого колодца – какая вода и есть ли вода. А колодец глубок. Вот глубина требуется везде. Об нощь трудишися и ничесоже яша (см. Лк. 5:5) – всю ночь трудились и ничего не поймали. А Господь говорит: отплывите на глубину и забросьте сеть. Вот также прекрасный образ для размышления: отплывите на глубину и закиньте сеть. – А колодец глубок. Ну, вы знаете, это надо иметь особые дарования]. Откуда же у Тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова <...>? Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную [Он Сам-то станет источником. Вот каждый верующий – особенно каждый, кто на Иоанновских курсах учится, и особенно в 3-м классе – сами должны быть – пора уже быть источниками воды живой, текущей в жизнь вечную. Ну а как же?
Ведь вера-то – от слышания, а слышание от слова Божия (см. Рим. 10:17)! Мы недостойны, чтобы Земля наполнилась боговѣдѣніем, как воды наполняют море без всякого посредства (см. Ис. 11:9). Было время, когда человек получал непосредственно вѣдѣніе от Бога, но со временем, когда ум их утратил чистоту, когда люди впали в заблуждение, появилась нужда в слове писаном. Поэтому уже то, что мы имеем нужду в Евангелии, в слове писаном, говорит о нашей большой греховности. Мы должны бы непосредственно получать вѣдѣніе от Бога, без посредства. А тут мы не хотим и посредство-то это, слово-то Его, изучать. Почему мы не хотим? Я не знаю – или это лень, или вот это, знаете что: с момента греха в нас поселилась некое отторжение от всего святого, от всего, что связано с Богом. Оно кажется неинтересным, скучным, да и все эти требования! ну не хочет человек, никак он не хочет себя заставить. Всё нужно понуждать, а вот так, чтобы с удовольствием всё это делать, без всякого <насилия над собой> – нет. А понуждать-то и не хочется себя. Хорошо. Так вот, Он станет Сам Источником Воды, текущей в Жизнь Вечную]. <...> Господин, дай мне этой воды [опять не понимает], чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать [Вот видя, что Его никак не понимают, Он и переходит на её личную жизнь: иди и позови мужа. И вот к чести её нужно сказать, что она исповедала, она принесла Ему исповедь, она не постыдилась открыть или сказать, что <у неё нет мужа>, и вот оказывается, она и сама и была этим колодцем. А что на дне её души-то было, какие вопросы-то её волновали? Вот мы только обращаем внимание: ага, вот пять мужей, блудницей была. А что у неё в душе-то было, в глубине её? Смотрите, какие у неё вдруг вопросы-то:] Господи! вижу, что Ты пророк [19-й стих]. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме [Её интересуют вопросы: где поклоняться Богу, как поклоняться! И вот что поразительно: не какому-то анахорету, не какому-то учёному талмудисту или другому <законнику>, а вот именно женщине в сирийский полдень, с которой и общаться-то никто не хотел (потому она и пришла-то одна, потому что, наверняка, тут не будет никаких <недоразумений> и никого в такую жару), Господь открывает ей три великих истины. Вот это нужно заметить. Да и вообще, женщину Господь одарил таким глубоким религиозным чувством, которое выше всякого знания. Выше всякого знания. Потому что богопознание идёт через чувства. Мы сейчас это дело с вами и посмотрим. И вот три <важных момента>. Первое. Что поклонение Богу не связано с местом: <не требуется> ни на горе – ни на этой, ни на Мория, ни на Гаризим, у подножия которой происходит беседа <поклоняться Богу>,– а нужно поклоняться Богу в духе и истине, и таких поклонников Бог Себе ищет. Это первое.
Второе. Почему так нужно поклоняться – в духе и истине? Потому что Сам Бог есть Дух и поклоняться Ему нужно свойственно Его природе – в духе и истине. Ну, а наконец, когда она сказала: так, ведь должен прийти Мессия и всё нам это объяснить. И вот здесь, как гром среди ясного неба:] <...> это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:6–26).
Вот! она забыла и про воду, и про свой сосуд и со всех ног побежала в город сообщить, что посмотрите, с Кем я беседовала. Пойдите, посмотрите, кто это? Он открыл всё, что я сотворила!
<Ещё раз> 25-й стих: «Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою». Вот, видите!
На предложение пищи (и ученики-то удивились, как Он вообще беседует с женщиной – ведь на Востоке и не принято беседовать с женщиной. Женщина в мужском обществе и не появляется! Да ещё с самарянкой. Так вот предлагают Ему пищу.) Он говорит: «у Меня есть пища, которой вы не знаете» (32-й стих). – И они Его не понимают. Как они поняли Его? Кто-то, <думают, > очевидно, Ему дал <есть> до нашего прихода. Им-то <, ученикам Своим, > пришлось объяснять: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва?» – вот то ли Он указывает на склоны холма, где быстрее созревает урожай, или Он указывает на народ, который бежит к Нему, идёт из города. Вот они, как нивы, готовые к жатве, сейчас Он посеет между ними Своё учение, они упросят Его быть у них в городе, и Он пробудет с ними два дня.
И смотрите, 39-й стих – результат <Его> пребывания: «И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала. И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову». – Вот, пребывание Иисуса – какой имело результат.
<3атем у нас> исцеление царедворца – это вы можете прочесть. Исцеление при купании Вифезда также. Я вам говорил, может быть, что <мне рассказали> вот этот случай: одна из регентш была там, когда у неё была страшная ангина – до полуобморочного состояния. Я, говорит, не знаю, как мы добрались до гостиницы из Хайфы. А на другой день программа очень плотная, нужно посещать быстро. И вот как я в таком состоянии полуобморочном поеду? И всё-таки пересилила себя, поехала, и приехали они на эту купель Вифезду. Всё разрыто, ямы какие-то и грязная на дне вода, но место то, точно. Я, говорит, пересилила всю эту <брезгливость,> грязь – всё – и спустилась, взяла это, выпила и помазала себе <горло> – через несколько часов я полностью исцелилась. Не было никаких следов: ни фурункулов, ничего! чистое горло и никакой температуры. По вере.
Вот этот <расслабленный также> по вере получил. Не путайте с другим расслабленным, которого принесли и спустили через крышу. Это всё разные рассказы.
Но здесь Иоанн так и построил своё Евангелие, что после каждого чуда идёт беседа. И вот эта беседа о Единосущии Сына с Отцом. С 17-го стиха 5-й главы и по конец главы – это Его проповедь о Своём Единосущии. А из единосущия проистекает равенство: ομουσιος, единосущный – это значит той же самой природы.
«Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю». – 5-я глава, 17-й стих. Беседа о единосущии Сына с Отцом или Отца с Сыном – как угодно. С 17-го стиха по 47-й, до конца главы. Отец Мой доныне делает.
Если вы посмотрите 1-ю главу Бытия, то Бог почил от дел Своих – то есть перестал творить. А Господь говорит:
Отец Мой доныне делает. Вот в догматическом богословии есть целый раздел: о Боге – не Творце міра, а о Боге-Промыслителе.
Сотворённый мір содержится Божественной силой. Господь о нём промышляет и сохраняет его бытие. Потому что хотя он и живёт по законам присущим, данным, тем не менее нужен Промысл Божий. Вот деизм напрочь <это> отрицает – учения о Промысле Божием в деизме нет – Бог сотворил мір и дистанцировался от него. И всё совершается на Земле так, как будто Бога нет. Это прямой путь к атеизму – к чистому!
Мы так с вами не признаём. Мы признаём Бога – и Творца, и Промыслителя: есть Промысл Божий о всём творении и есть частный Промысл Божий о каждом человеке, как индивидууме. Так вот: И Я делаю. – Вот Он промышляет.
«И еще более искали убить Его Иудеи за то что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин. 5:18). – Да не делал Он Себя равным Богу. А Он воистину был Ему равным – в силу Своего рождения от Него: «<... > Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам; и покажет Ему дела больше сих, так что вы удивитесь. Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет. Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну, дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его» (Ин. 5:18–23).
Вот в эпоху арианских споров это были ключевые тексты. Это были такие важные тексты! Вот возьмите четырёхтомник – он издан Казанской Духовной Академией (она взяла на себя этот труд перевода этих Соборов Вселенских и Поместных, писем, переписки об этом!). И вот там излагается полемика с этими ересиархами. И затрагиваются эти темы – как они там раскрываются! Я не знаю, это какой-то был расцвет! Это классика. Она навсегда останется таковой. Лучше сказать невозможно. И поэтому у нас не вперёд куда-то <продвижение наше>, а назад – к отцам, к истокам.
Хорошо. Так вот: «Ибо как Отец воскрешает и оживляет, так и Сын <... > дабы все чтили Сына, как чтут Отца <...> Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но [уже потенциально, в потенции] перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:21–24).
И дальше текст, который читается при отпевании: «Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и услышавши оживут» (Ин. 5:25). – Вот это читается при отпевании и нужно это внимательно знать.
Итак, на этой беседе <закончим> – я её также включу, и обязательно включу 6-ю главу. 6-я глава – отметьте – от Иоанна: о Христе Евхаристическом.
И дальше, на следующем занятии мы поговорим с вами о Христе Евхаристическом. И когда просмотрим вот эти главные все беседы, всё остальное – события из Его жизни: Рождество, Преображение, ещё какие <события>, вы знаете – всё это укладывается и кажется уже не таким трудным.
Но вот Его учение по Иоанну – вот на нём нам с вами нужно и остановиться: на нём особенно!
Я благодарю всех вас. Помолимся.