Азбука веры Православная библиотека архиепископ Михаил (Мудьюгин)

архиепископ Михаил (Мудьюгин)

Догматическое богословие

Основное богословие

Основы православия

Аудиокниги

архиепископ Михаил (Мудьюгин)

архиепископ Михаил (Мудьюгин) (12.05.1912–28.02.2000)

Детские и юношеские годы Михаила Мудьюгина

Архиепископ Михаил Мудьюгин (в миру Михаил Николаевич) родился 12 мая 1912 года, в семье чиновника, Мудьюгина Николая Алексеевича, в городе Санкт-Петербурге.

Главным образом семена слова Божия вложила в его детское сердце мать, Вера Николаевна, человек глубоко верующий, любящий Бога и ближних. В своё время она принимала активное участие в деятельности Александро-Невского братства, знала наизусть церковную службу. Во время советских гонений на Церковь, сопровождавшихся ужасными репрессиями и многочисленными арестами, она находила в себе силы и мужество помогать заключенным.

С детских лет Михаил стремился уподобляться тем нравственным эталонам, о которых слышал от матери или читал в назидательных книгах. Будучи восьмилетним ребёнком, он служил в храме чтецом (в чтеца его посвятил митрополит Вениамин). Кроме того, он прислуживал в алтаре, пел на клиросе. В возрасте 11 лет Михаил приступил к изучению латыни. Впоследствии он изучил её в совершенстве. Вообще же с годами он овладел девятью языками.

Молодые годы

В 1929 году Михаил сделал попытку поступить в Ленинградский университет на химический факультет, что, однако, ему не удалось. Сказалось дворянское происхождение (его отец получил личное дворянство накануне революции). Другим «тёмным пятном» в его биографии стали несколько месяцев, проведенных в Крестах за участие в деятельности религиозного кружка, и условный срок.

С 1930 года Михаил трудился на Ленинградском заводе «Красный путиловец», где исполнял обязанности чернорабочего и шлифовщика. С работой он совмещал вечернее обучение в Ленинградском институте иностранных языков, который окончил в 1933 году. После этого переехал на Урал и устроился преподавать немецкий язык и химию в одной из местных школ.

К тому времени Михаил соединился браком с Дагмарой Шрейбер, лютеранкой, происходившей из немецкой семьи (впоследствии, под влиянием мужа, она приняла Православие).

Какое-то время спустя Михаил возвратился в Ленинград, но был выслан оттуда местными органами правопорядка. Некоторое время он жил в Новгороде, оставался без работы, пока не устроился теплотехником.

Наконец, Михаил добился разрешения вернуться в родной город, поселился в Пушкине, трудился в конструкторском бюро. В начале Великой Отечественной войны бюро, где он работал, перебазировали на Урал. В период войны он работал в городе Свердловске, потом в Новосибирске, исполняя обязанности старшего инженера, занимаясь приемкой и монтажом заводского оборудования. В это же время он обучался заочно в Институте металлопромышленности, на энергетическом факультете, который закончил вскоре после Великой Победы, в 1946 году.

В Ленинград Михаил вернулся только в 1947 году. В 1953 году он успешно защитил кандидатскую диссертацию, стал доцентом и вплоть до 1957 года включительно преподавал теплотехнику в Горном Институте. В это время, несмотря на все трудности, с которыми сталкивалась Церковь, он всё больше склонялся к решению посвятить себя Богу, став Православным священником.

Пастырское и архипастырское служение.

В 1958 году он был рукоположен во диакона, а вскоре и во священника. Ленинградские газеты того времени пестрели заголовками и статьями, общий тон которых сводился к пасквилю и недоумению: для чего состоявшийся советский учёный променял науку на рясу попа?

В период с 1958 по 1960 годы отец Михаил служил в Вологодском кафедральном соборе, а потом в Казанском храме Устюжина. Ленинградскую духовную семинарию он окончил заочно, а затем продолжил своё обучение в Ленинградской духовной академии и окончил её со степенью кандидата богословия. В 1963 году он начал здесь преподавать: в первое время — Историю, затем — латинский язык, а потом — Основное Богословие.

В 1964 году отец Михаил стал протоиереем, а в 1966 году его назначили ректором семинарии и академии. В том же году он был возведен в архимандрита, после чего — во епископа Тихвинского. В 1967 году вошёл в состав редколлегии журнала «Богословские труды». В 1968 году стал епископом Астраханским и Енотаевским.

Отмечают, что в конце 60-х годов, между нашей Церковью и инославными «христианами» проходил ряд конференций, на которых присутствовал и архиерей Михаил (Мудьюгин) (в 1969 году его включили в Комиссию по вопросам христианского единства).

В процессе бесед возникало много вопросов и формировалось много расхождений. Всплеск критики, возникший тогда в среде духовенства, коснулся и епископа Михаила. Его обвиняли в реформаторстве, хотя он и не отстаивал желание изменить Православию: он настаивал на преобразованиях, связанных, в том числе, с улучшением ситуации в сфере просвещения прихожан. Кроме того он настойчиво проводил мысль о том, что Церковь, несмотря на давление, не должна походить на музей или политический клуб, проповедь — на политинформацию, а священник должен думать не только о доходе, но и об ответственности за свою паству.

В 1972 году епископ Михаил защитил в Ленинградской духовной академии магистерскую диссертацию. В сентябре 1977 года он был возведен в архиепископа, с 1979 года служил архиепископом Вологодским и Великоустюжским.

В 1984 году архиепископу Михаилу университетом города Турку была присуждена степень доктора.

В начале девяностых годов у него стало сдавать зрение. В феврале 1993 года решением Священного Синода архиерей был отправлен на покой. При этом ему была высказана благодарность. Вместе с тем он продолжал педагогическую и просветительскую деятельность: преподавал в духовных школах Санкт-Петербурга, а также на катехизаторских курсах в Новгородской епархии.

Как сообщают очевидцы, в последний период жизни архиепископа о нём словно забыли. Духовная Академия предложила было ему казенное жилье, а его дочь — место в квартире. Казалось бы, у него был неплохой выбор. Но и в первом, и во втором варианте ему было отказано в возможности принимать посетителей по своему усмотрению, хотя в тот период ему очень не хватало пастырского общения. В итоге он, архиерей с мировою известностью, поселился в крохотной съёмной квартирке, оплачиваемой протестантами.

В 1999 году архиепископ в последний раз побывал в Академии, с которой его связывали долгие годы трудов, выслушал адресованные ему слова признательности и вышел.

Через несколько месяцев, 28 февраля 2000 года, его земная жизнь завершилась. Закончились упреки и недомолвки; он предстал перед Высшим и Справедливым Судьей.

Творческое наследие архиепископа Михаила (Мудьюгина)

Годы служения и преподавательской деятельности архиепископа Михаила были ознаменованы бесчисленным множеством проповедей, лекций, выступлений, бесед. Вместе с тем он оставил в назидание немалое литературное наследие. Круг вопросов, которые он поднимал как церковный писатель, достаточно широк. Среди фундаментальных трудов можно выделить: Введение в основное богословие; Основы православного учения о личном спасении по Священному Писанию и святоотеческим высказываниям .

Труды

  • Проповедь в неделю о мытаре и фарисее. ЖМП. 1966, № 1, с. 41-42.
  • "Общество, личность и христианское служение": (Доклад на Всемирной Конференции "Церковь и общество", Женева, 12-25 июля 1966 года) - разбор доклада см. ЖМП. 1966, № 10, с. 74-75.
  • Речь при наречении во епископа Тихвинского. ЖМП. 1967, № 1, с. 20-22.
  • "Русские православные паломники в местах священных воспоминаний". ЖМП. 1966, № 9, с. 10-17; 1967, № 2, с. 30-31; № 3, с. 24.
  • "Реформация ХVI в. как церковно-историческое явление".
  • "Богословские труды", 1971, сб. 6, с. 155-164.
  • "Евхаристия и единение христиан".
  • "Богословские труды", 1971, сб. 7, с. 22-231.
  • "Спасение и оправдание": (Опыт краткого раскрытия православной субъективной сотериологии).
  • "Богословские труды", 1971, сб. 7, с. 231-239.
  • "Основы православного учения о личном спасении по Свящ. Писанию и святоотеческим высказываниям". (Магистерская диссертация).
  • Методическое руководство к совершению исповеди: (Пособие для учащихся).
  • Указания к совершению таинств крещения и миропомазания: (Пособие для учащихся).
  • "Истина Креста и Воскресения и ее отражение в творениях св. Афанасия Александрийского". ЖМП. 1974, № 6, с. 53-58.
  • "Комментарии к 3-й главе Евангелия от Иоанна".
  • "Богословские труды", сб. 10, с. 102-109.
  • Основы православной субъективной сотериологии.
  • "Богословские труды", сб. 10, с. 171-174 (?)
  • "Евхаристия как новозаветное жертвоприношение".
  • "Богословские труды", сб. 11, с. 164-173.
  • "V-я Генеральная Ассамблея Всемирного Совета Церквей в Найроби". ЖМП. 1976, № 6, с. 58; № 7, с. 51.
  • "На Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил Бесплотных". ЖМП. 1977, № 11, с. 34-35.
  • "Евхаристия по учению Православной Церкви": (Доклад на Втором Православно-Реформатском собеседовании в Ленинграде в октябре 1976 г.). ЖМП. 1977, № 11, с. 51-55.
  • "В день Покрова Пресвятой Богородицы". ЖМП. 1978, № 10, с. 29.
  • "В неделю 23-ю по Пятидесятнице". ЖМП. 1979, № 10, с. 37.
  • "Заседание в США Комиссии ВСЦ по межцерковной помощи". ЖМП. 1979, № 7, с. 58.
  • "Пятое богословское собеседование представителей Русской Православной Церкви и Евангелическо-Лютеранской Церкви Финляндии". ЖМП. 1980, № 12, с. 65-68.
  • "Вы уже свои Богу". ЖМП. 1980, № 10, с 29.
  • "Последование Христу в служении ближнему и миру": (Доклад на IV богословском собеседовании представителей РПЦ и Союза Евангелических Церквей в ГДР, 10-13 мая 1981 года). ЖМП. 1981, № 11, с. 64; № 12, с. 64.
  • "Вера в богословии св. ап. Павла". ЖМП. 1982, № 12, с. 125.
  • "Апостоличность Церкви, священство и пастырское служение в свете Божественного откровения": (Доклад прочитан в Германии). ЖМП. 1983, № 2, с. 76; № 3, с. 68.
  • "Вечери Твоея Тайныя": (Слово на Пассии). ЖМП. 1984, № 3, с. 38.
  • "Благодатное преобразование-преображение мира и Святая Евхаристия".
  • "Евхаристия и священство".
  • "Богословские труды", 1980, сб. 21, с. 71-103.

Приглашаем на цикл бесед по основам православного вероучения и духовной жизни. По средам в 19 часов, м. Чернышевская.